Детская литература как средство формирования нравственно-этических норм у дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 00:06, курсовая работа

Краткое описание

Проблема становления межличностного общения на основе человеческих взаимоотношений связана с неустойчивыми нравственными критериями в воспитании ребенка в сегодняшних условиях. Поэтому, должное внимание в воспитательно-образовательной работе дошкольного учреждения уделяется этическому воспитанию дошкольников, то есть воспитанию гуманных качеств личности, как доброта, милосердие, сострадание и др. Художественная литература ценна тем, что естественно погружает юного читателя в круг близких ему интересов и впечатлений. Вместе с тем, с очевидностью и остротой выявляется неразработанность многих теоретических проблем детской литературы, в частности, ее воспитательного значения для самого маленького читателя.

Содержание

Введение 3
глава і. Проблема формирования этических представлений у дошкольников в процессе ознакомления с детской художественной литературой 5
1.1. Особенности формирования этических норм и представлений у дошкольников 5
1.2. Особенности организации нравственного воспитания дошкольников с использование детской литературы 11
выводы по і главе 15
глава іі. Организация работы по формированию этических представлений дошкольников средствами художественной литературы 16
2.1. Диагностика нравственно-этических представлений старших дошкольников………………………………………………………………….16
2.2. Содержание работы по формированию этических представлений у дошкольников средствами детской литературы 20
2.3. Методы и приемы формирования этических представлений дошкольников средствами художественной литературы 23
выводы по іі главе 28
выводы 29
список использованных источников 31
приложение 1 34
приложение 2 36

Вложенные файлы: 1 файл

79762 Этические чувства дошкольников.docx

— 80.80 Кб (Скачать файл)

 

    1. Особенности организации нравственного воспитания дошкольников с использованием детской литературы

 

В нравственном воспитании активным средством воздействия являются произведения литературы и искусства (книги, картины, скульптура, музыка). Они в яркой, образной, эмоционально насыщенной форме влияют на детей, вызывая разнообразные чувства, способствуя формированию у них нравственного отношения к явлениям окружающей жизни.

Художественные образы, увлекательные сюжеты, в которых проявляются достоинства или недостатки литературных героев, раскрываются лучшие черты и качества человека, осуждаются отрицательные поступки и явления,- все это находит живой отклик у детей, способствуя формированию нравственных понятий и чувств, вызывая желание следовать хорошим примерам и воздерживаться от отрицательных поступков [8, с. 64].

И начинающие, и тем более опытные педагоги при формировании и укреплении многих нравственных чувств, привлекают себе в помощь художественную литературу – рассказы, сказки, стихи. Здесь моральная оценка хорошего поступка не навязывается ребенку – он сам с помощью событий литературного произведения начинает разбираться в поступке героя.

В целом же, следует отметить, что для детей художественная литература – это человекознание и одновременно – самопознание. Познание себя в окружающем мире. Познание себя через других людей - героев книг. Это помогает и способности предвосхищать новое знание. Поэтому педагоги говорят об иллюзии самооткрытия истины через приобщение к ней, через включение ребенка в процесс познания, пройденный и подсказанный писателем.

Если говорить об исторических корнях целенаправленного этического воспитания дошкольников средствами художественной литературы, то необходимо отметить, что еще в XIX веке начало складываться представление о том, что детство - специфическое состояние человеческой души, имеющее свои характерные особенности. Едва ли не первые попытки в русской литературе XIX века понять свойства детства предпринял А. Погорельский в повести-сказке «Черная курица, или Подземные жители». Посвященная племяннику Алеше (будущему писателю-романтику А.К. Толстому), сказка показала, что мир ребенка намного ярче и богаче мира взрослого, и поэтому он заслуживает самого пристального внимания и адекватного эстетического отражения [22, с. 69].

Наблюдения А. Погорельского нашли отражение в трудах В.Г. Белинского, «открывшего» эпоху споров и столкновения мнений по поводу детской литературы. Он впервые в русской критике попытался обосновать свое представление о ее специфике, полагая при этом, что прямое и непосредственное действие таких книжечек должно быть обращено на чувства детей, а не на их рассудок [24, с. 48].

Н.Г Чернышевский отметил, что детская литература воспитывает в ребенке черты характера. Он требовал уважительного отношения к детям, утверждая, что ребенок стремится быть активным участником жизни, способен понимать гораздо больше, чем обычно считают взрослые. Автор выступал как последовательный борец за включение в чтение детей необходимых талантливых произведений для развития личности. Обращаясь к педагогам, он призывал учить подрастающее поколение осмысливать положительные сведения и разоблачать ненормальные, уродливые.

Н.Г Чернышевский разработал в новый исторический период вопросы идейности, научности и художественности детской литературе.

В.Ф. Одоевский считал, что в ребенке необходимо воспитывать прежде всего человека и гуманиста. Он полагал, что именно литература способна пробудить ум и сердце ребенка.

Исследуя роль литературы в эстетическом и нравственном воспитании, необходимо отметить ее тесную связь со всеми видами искусства. Но именно литература часто выступает по отношению к ним своеобразной основой. В результате общения с художественным произведением у дошкольника воспитывается культура эстетического восприятия, чувствительность к духовным ценностям, красоте, образности, поэтичности, яркости художественного слова [8, с. 54].

Опираясь на основные положения русской классической педагогики, оригинальную теорию эстетического дошкольного воспитания создала Е.И. Тихеева. Именно эстетическое воспитание она считала одним из обязательных условий всестороннего развития личности дошкольника.

Значения литературного чтения как средства нравственно- эстетического воспитания и умственного развития детей рассматривались в работах Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева и др. Ученые указывают на то, что познание жизни средствами литературы является не простым ознакомлением с ее явлениями, а полноценным переживанием их [22, с. 6].

Б.М. Теплов рассматривает литературу как сильный источник развития чувства и фантазии. Она вызывает у ребенка волнение, сочувствие и эмпатию к персонажам, сопереживание описываемых событий. Как отмечает автор, в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки. Восприятие искусства должно начинаться с чувства, без него оно невозможно [22, с. 12].

В работах Т.С. Комаровой и Е.А. Флериной особое внимание отводится вопросам формирования художественного образа в процессе восприятия литературных произведений, раскрыты особенности процесса создания детьми выразительного образа в рисунках и речи. Процесс создания определен авторами не только как форма изображения, но и как форма проявления детьми разнообразных чувств, отношений, знаний и умений.

Интересными на наш взгляд являются исследования Л.В. Компанцевой, посвященные взаимосвязи литературных поэтических произведений, природы и детского рисунка. Они указывают на то, что эстетическое восприятие предполагает наличие широкого круга ассоциаций у ребенка, возникших на основе опыта, а поэтическое слово, как сигнал второй сигнальной системы помогает ребенку обобщить опыт своих наблюдений.

Поэтическая речь помогает узнать знакомый образ в новых вариациях, отражая «понятийную» сущность вещей.

В ходе работы по вопросам эстетического воспитания и развития детей 4-7 лет, а также взаимосвязи детской художественной литературы с изобразительной деятельностью, Г.А. Савостина отметила, что активно воздействует на ребенка сам стиль художественной литературы, использующий все средства общенародного языка [16, с. 44].

 

ВЫВОДЫ ПО І ГЛАВЕ

 

Вопросы нравственности, нравственного воспитания, духовного становления личности на протяжении всех периодов развития общества были и остаются предметом рассмотрения в философии, педагогике, психологии.

Формирование этических представлений у детей-дошкольников является важным моментом общего процесса активного проникновения ребенка в жизнь взрослых людей, в их взаимоотношения, в смысл их деятельности и поступков.

В нравственном воспитании активным средством воздействия являются произведения литературы и искусства (книги, картины, скульптура, музыка). Они в яркой, образной, эмоционально насыщенной форме влияют на детей, вызывая разнообразные чувства, способствуя формированию у них нравственного отношения к явлениям окружающей жизни.

Восприятие художественного произведения - очень сложная, развивающаяся во времени внутренняя деятельность, в которой участвуют воображение, восприятие, внимание, мышление, память, эмоции, воля. Каждый из этих процессов выполняет свою важную функцию в общей деятельности - в знакомстве с явлениями окружающей действительности через искусство.

Систематическая работа по эмоциональному воспитанию детей должна осуществляться с учетом возрастных особенностей, психики детей и основных закономерностей усвоения ими человеческого опыта.

 

 

ГЛАВА ІІ. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

2.1. Диагностика  нравственно-этических представлений  старших дошкольников

 

С целью диагностики имеющихся у детей нравственных представлений нами было проведено иследование. В исследовании приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста. Из них 12 мальчиков и 8 девочек.

Для диагностики уровня имеющихся нравственных представлений нами была использована «Методика определения уровня понимания детьми нравственных норм» (Т.В.Комаровой, О.М.Миловой).

Детям была предложена следующая анкета:

  1. Как нужно вести себя в общественном транспорте?
  2. Расскажи, как ты помогаешь дома маме.
  3. Как ты поступишь, если увидишь, что кто-то без надобности рвет цветы и ломает ветки?
  4. Что ты сделаешь, если найдешь кладку птиц?
  5. Как ты поступишь, если твой товарищ забудет дома что-нибудь из школьных принадлежностей, например, пластилин или карандаши?

 

Обработка результатов:

1. а) спокойно, не мешая окружающим – 3 балла;

 б) требовать, чтобы тебя  посадили – 2 балла;

 в) капризничать или  играть – 1 балл.

 

2. а) постоянно, определенный вид – 3 балла;

 б) всегда, когда попросят  взрослые – 2 балла;

в) не всегда, забываю, не хочу – 1 балл.

 

3. а) приглашу старших, которые  потребуют прекратить портить  природу – 3 балла;

б) скажу, что нельзя этого делать – 2 балла;

в) пройду и промолчу – 1 балл.

 

4. а) посмотрю издали и ничего не трону – 3 балла;

б) возьму яйцо, посмотрю, положу в гнездо – 2 балла;

в) унесу домой – 1 балл.

 

5. а) поделюсь своими принадлежностями – 3 балла;

б) закончу сам, потом дам – 2 балла;

в) не поделюсь – 1 балл.

Выводы об уровне развития:

Нахождение общего балла дает возможность распределить всех детей по уровню имеющихся у них нравственных представлений на три группы:

высокий уровень – 15–13 баллов;

средний уровень – 12–8 баллов;

низкий уровень – 7–5 баллов.

Описание и анализ полученных результатов

Анкетирование показало, что не все дети находят нравственно правильные ответы на задаваемые вопросы. Часто отмечались однозначные и неполные ответы. Так, например, на первый вопрос многие дети говорили, что «занять место скорее» (Денис О.), «просто ехать» (Кира Н.), «смотреть в окно» (Глеб Ж.)

На второй вопрос о том, как ребенок помогает маме, встречались такие ответы, как «давно поливала цветы» (Кира Н.), «мама скажет налить воды – я делаю» (Захар К.), «один раз пылесосила» (Тимур Н.) Встречались и такие: «мне некогда помогать» (Паша К.), «я сильно устаю в садике, и дома отдыхаю» (Артем Г.)

На вопрос о том, как поступишь, если увидишь, что кто-то ломает ветки и рвет цветы, дети также затруднялись дать ответ, говорили: «ушла бы» (Полина Д.), «толкнул бы» (Денис О.) Однако были и такие ответы: «рассказала бы кому-то из взрослых» (Даша М.), «рассказала бы, что так делать нельзя, потому что им больно» (Лера К.)

На четвертый вопрос у детей были ответы в основном такого характера: «положу в тепло» (Лера К.), «забрала бы с собой» (Василина Е.), «сохранила» (Рита Д.).

На вопрос о том, как нужно поступить, в случае того, если товарищ что-нибудь забудет из школьных принадлежностей, дети в большинстве отвечали «пусть идет домой» (Глеб Ж.), «займется еще чем-либо» (Тимур Н.), редко встречались ответы «поделюсь своими вещами» (Миша К.)

Данные анкетирования занесены в таблицу.

Таблица 2.1.1.

 

Результаты методики определения уровня понимания детьми нравственных норм

 

Имя ребенка

Результаты ответов на предложенные в анкете вопросы

Уровень нравственных представлений

Вопрос 1

Вопрос 2

Вопрос 3

Вопрос 4

Вопрос 5

 

Лера К.

2

2

3

2

2

11 (средний)

Глеб Ж.

1

2

2

2

1

8 (средний)

Захар К.

2

1

2

2

2

9 (средний)

Ира В.

2

2

3

3

3

13 (высокий)

Василина Е.

2

3

3

1

2

11 (средний

Максим Н.

2

3

2

3

3

13 (высокий)

Паша К.

2

1

2

2

1

8 (средний)

Богдана Н.

1

2

2

2

2

9 (средний)

Денис О.

1

2

1

2

2

8 (средний)

Тимур Н.

2

1

2

2

1

8 (средний)

Рита Д.

1

2

2

1

2

8 (средний)

Артем Г.

2

1

2

2

3

10 (средний)

Полина Д.

2

2

1

2

1

8 (средний)

Тихон Г.

1

2

2

1

2

8 (средний)

Даша М.

2

2

3

3

3

13 (высокий)

Миша К.

2

3

3

3

3

14 (высокий)

Кира Н.

1

1

2

2

3

9 (средний)

Всеволод Г.

2

3

3

3

3

14 (высокий)

Тимофей П.

2

2

2

2

3

11 (средний)

Арсений К.

2

3

3

3

3

14 (высокий)

Информация о работе Детская литература как средство формирования нравственно-этических норм у дошкольников