Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 00:06, курсовая работа
Проблема становления межличностного общения на основе человеческих взаимоотношений связана с неустойчивыми нравственными критериями в воспитании ребенка в сегодняшних условиях. Поэтому, должное внимание в воспитательно-образовательной работе дошкольного учреждения уделяется этическому воспитанию дошкольников, то есть воспитанию гуманных качеств личности, как доброта, милосердие, сострадание и др. Художественная литература ценна тем, что естественно погружает юного читателя в круг близких ему интересов и впечатлений. Вместе с тем, с очевидностью и остротой выявляется неразработанность многих теоретических проблем детской литературы, в частности, ее воспитательного значения для самого маленького читателя.
Введение 3
глава і. Проблема формирования этических представлений у дошкольников в процессе ознакомления с детской художественной литературой 5
1.1. Особенности формирования этических норм и представлений у дошкольников 5
1.2. Особенности организации нравственного воспитания дошкольников с использование детской литературы 11
выводы по і главе 15
глава іі. Организация работы по формированию этических представлений дошкольников средствами художественной литературы 16
2.1. Диагностика нравственно-этических представлений старших дошкольников………………………………………………………………….16
2.2. Содержание работы по формированию этических представлений у дошкольников средствами детской литературы 20
2.3. Методы и приемы формирования этических представлений дошкольников средствами художественной литературы 23
выводы по іі главе 28
выводы 29
список использованных источников 31
приложение 1 34
приложение 2 36
Особенности работы с детьми этой возрастной группы определяются их возрастными возможностями. В связи с этим отдельного рассмотрения требует как подбор произведений, так и методов работы с данной категорией детей.
Реакция на выразительные средства литературного языка приобщает детей к истинным образцам высокохудожественной литературы, формирует запас литературно-художественных впечатлений, раскрывает меткость и выразительность языка, развивает речь, способность передавать содержание небольших фрагментов текста, переносить их в коммуникативную деятельность, обеспечивает эстетическое восприятие литературного текста.
ВЫВОДЫ
Классическая художественная литература всегда выполняла воспитательную функцию. Однако сегодня книгу подменили телевизором и компьютером, забывая о том, что любовь к книге во все времена прививалась не только как к «развлекательному чтиву», но как к «учебнику жизни».
У детей пяти - шестилетнего возраста имеются представления об основных категориях нравственности — о добре и зле, о хорошем и плохом. Но эти представления часто наивны, своеобразны, поэтому учителю нужно знать их содержание, чтобы направлять нравственное развитие детей. Недооценивая возможности детей, воспитатели недостаточно используют примеры из детской литературы, которые позволяют раскрыть дошкольникам сложность взаимоотношений между людьми, многообразие человеческих характеров, особенности тех или иных переживаний. Ссылки на ранний возраст, на то, что психологически насыщенные рассказы не будут поняты дошкольниками, что им доступны лишь произведения с простыми ситуациями, не подтверждаются современными психологическими и педагогическими исследованиями.
Художественная литература должна чаще использоваться как средство развития человечности, гуманных качеств личности: добра и справедливости, чувства гражданственности. В связи с этим педагог должен обратить особое внимание на отбор произведений, методику чтения и проведения бесед по художественным произведениям с целью формирования у детей гуманных чувств и этических представлений, на перенос этих представлений в жизнь и деятельность детей (насколько отражаются чувства детей, пробуждаемые искусством, в их деятельности, в их общении с окружающими людьми).
Диагностика уровня сформированности этических представлений у дошкольников показала, что в исследуемой группе не отмечено низкого уровня сформированности нравственных норм.
Подавляющее большинство детей 14 человек (70%) со средним уровнем сформированности нравственных норм.
Высокий уровень сформированности нравственных норм отмечается только у 6 человек, что составляет 30% всех принявших в исследовании дошкольников.
Отбирая литературу для детей, нужно помнить, что моральное, нравственное воздействие литературного произведения на ребенка зависит, прежде всего, от его художественной ценности.
В процессе чтения рассказов, стихов, сказок, басен, фольклорных произведений у детей возникают свежие представления о многообразии жизни, природных явлениях, человеческих чувствах и т.д. При обсуждении возникают вопросы, желание разобраться во взаимоотношениях литературных героев, высказывались собственные мнение, развивался неподдельный познавательный интерес через усвоение педагогически художественно организованного материала.
От содержания художественного произведения зависят те воспитательные задачи, которые решает педагог как на занятиях, так и вне их.
Тематическое распределение произведений для чтения детям на занятиях и вне занятий позволит педагогу проводить работу по воспитанию чувств детей целенаправленно и комплексно. При этом необходимо использовать повторное чтение, которое углубляет чувства и представления детей. Совсем не обязательно читать детям много художественных произведений, но важно, чтобы все они были высокохудожественными и глубокими по мысли.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Тематический план занятий, направленных на формирование этических представлений и нравственных качеств у старших дошкольников
Тема |
Формирующиеся этические представления и нравственные качества |
Художественная литература |
В отношении с близким людьми |
Воспитывать умение у ребенка заботиться о близких, проявлять чуткость, сочувствие, тактичность, оказывать им практическую помощь |
Л.Н.Толстой «Старый дед и внучек», «Девочка и грибы» Э.Шим «Брат и младшая сестра» Л.Воронкова «Ссора с бабушкой»; |
В отношении со сверстниками |
Воспитывать умение учитывать и принимать позицию другого, уважать чужое мнение. Уметь проявлять готовность к сотрудничеству, оказывать помощь и поддержку. |
Н.Носов «На горке». |
С людьми в общественных местах |
Формировать у ребенка элементарное уважение к окружающим, способность спокойно принимать обоснованные требования взрослых, проявлять тактичность, вежливость, оказывать практическую помощь тем, кто в ней нуждается |
В.Осеева «Просто старушка» Е.Пермяк «Чужая калитка» |
В отношении к животным и природе |
Воспитывать бережное отношение к природе, животным заботиться о них защищать от уничтожения. |
Э.Шим «Не смей»; М.Пришвин «Ребята и утята»; К.Паустовский «Кот-варюга»; Н.Носов « Живая шляпа» Л.Толстой «Птичка»; Н.Сладков «Разноцветная земля». |
Взаимоотношение ребенка с окружающими его людьми |
Учить детей своим поведением не создавать опасности, угрозы для других, не ограничивать свободу окружающих, в своих высказываниях и оценках не посягать на чувство собственного достоинства другого человека. |
А.Н.Толстой «Как ни в чем ни бывало» |
Чувство гордости |
Формировать у ребенка чувство гордости. Дать представление о своих достоинствах и недостатках. Способствовать процессу саморазвития личности. |
Н.Носов «Заплатка» Е.Пермяк «Первая рыбка». |
Чувство стыда |
Развивать способность самостоятельно преодолевать свои недостатки под воздействием художественной литературы |
Н.Носов «Огурцы»; В.Осеева «Почему»; К.Ушинский «Играющие собаки»; Я.Тайц «По ягоды» Л.Толстой «Косточка». |
Чувство совести |
Формировать умение самостоятельно оценивать свои поступки, выделяя в них положительные, так и отрицательные моменты. |
Л.Толстой « Два товарища». |
Чувство долга и ответственности |
Формировать чувство долга перед другими и самим собой. Понимать свою зависимость от окружающих людей и обстановки. |
Л.Толстой «Котенок»; Ищенко «Максимка- пограничник»; Б.Житков « На льдине» |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
План-конспект занятия по формированию этических представлений у дошкольников средствами детской литературы
Возраст детей: 5-6 лет.
Цель: формирование у детей доброты и милосердия, выявление правильных и ошибочных представлений о доброте и добрых делах вообще.
Задачи:
- Воспитывать стремления совершать добрые дела и красивые поступки;
- Развивать представления детей о добре и зле;
- Способствовать развитию культуры диалога.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель: Здравствуйте, ребята!
Здравствуйте! Что особого мы тем сказали друг другу?
Просто здравствуйте, – больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
ЗДРАВСТВУЙТЕ. СПАСИБО. ПОЖАЛУЙСТА.
Эти слова всем нам известны с детства. Задумываемся ли мы о том, что они обладают большой, поистине чудодейственной силой?
Ведь именно с их помощью можно в один миг разогнать льдинки недоверия между людьми. Ребята чтобы узнать, о чем мы будем говорить сегодня на занятии, послушайте, пожалуйста, притчу:
Жила была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот она и обратилась к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:
- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.
Подумал волшебник и сказал:
-Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют и роса еще не просохнет…
Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место.… Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.
-Вот, выбирай,- сказал волшебник.- одну зовут Радость, другую- Удача, третью Красота, четвертую- Печаль, пятую Доброта.
- Они все прекрасны,- сказала Любовь.- Не знаю, кого и выбрать…
-Твоя правда,- ответил волшебник,- они все хороши, и ты в жизни встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.
Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.
- А кого выбрали бы вы? Почему?
Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.
-Почему Любовь выбрала Доброту?
-Наша сегодняшняя встреча посвящена доброте. Она так и называется « Спешите делать добро».
Сегодня наше занятие мы посвятим самым важным и нужным качествам человека – это доброте и вежливости.
Если в человеке есть чуткость, доброта, вежливость, понимание и милосердие, он состоялся как Человек.
И сегодня я предлагаю вам поговорить о доброте, о добре и добрых поступках.
Человеческая доброта, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья.
У меня к вам просьба: закройте, пожалуйста, глаза, улыбнитесь (обязательно от души), откройте глаза, посмотрите: у нас в группе стало светлее. Это от ваших улыбок засияло солнце, оно согрело нас своим теплом. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые и добрые лица. А значит, здесь собрались добрые люди.
Ответьте на такой вопрос: “Что же такое добро и что такое зло?”
В словаре С.И. Ожегова даётся следующее определение. Добро – положительное, хорошее, полезное, красивое например: весна, солнце, улыбка, воспитатель. Противоположное добру – зло. Зло – это нечто дурное, вредное. Это несчастье, беда, неприятность.
Знаете ребята, ещё в старой азбуке, когда буквы алфавита обозначались самыми близкими человеку словами Л – “Люди”, З – “Земля”, М – “Мыслить”, а букваД обозначалась словом “Добро”. Даже сама азбука как бы призывала: “Люди Земли, мыслите, думайте и творите Добро!”
Помните этот призыв. И знайте, что основное назначение человека – творить добро.
Воспитатель: Я предлагаю
вам послушать индийскую
НАГРАДА
Как-то тигр охотился в джунглях и попал в западню. Случилось так, что мимо проходил путник. Увидел его тигр и давай слезно просить:
– сжалься надо мной, человек! Вызволи меня из неволи, я щедро тебя отблагодарю.
Путнику захотелось получить награду, и он вытащил тигра из ямы.
Тигр выскочил наружу и говорит:
– Вот уже много дней я ничего не ел, сейчас я тебя съем!
Страшно стало путнику.
Ох, тигр,– сказал он, – неужели это и есть награда, которой ты хотел отблагодарить меня за добро?
– Она и есть, – ответил тигр.
– Какая же это награда – платить злом за добро? – возразил путник.
– Давай, спросим кого-нибудь, награда это или нет.
Неподалеку росло дерево. Путник и тигр подошли к дереву и спросили:
– Скажи нам, дерево, чем награждают тебя за доброе дело?