Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 12:06, реферат
Нервные дети - проблема столь же непростая, сколь и актуальная для родителей. Нервность - широкое понятие. К ней относят чрезмерную возбудимость, раздражительность, плаксивость, впечатлительность, нарушения сна, а также невропатию и невроз; к ней относят и психосоматическое неблагополучие, т.е. заболевания внутренних органов, основная причина которых - тягостные переживания. Один ребенок рождается нервным, другой становится таковым. На прием к невропатологу и психиатру приводят и трудных детей, т.е. детей с неблагоприятными чертами характера, которые затрудняют их адаптацию (приспособление) в жизни. Между тем, если нервный - всегда трудный, то трудный - не всегда нервный, хотя нервность угрожает и ему. Форм детской нервности и неразделимо связанных с ней нарушений поведения, как и причин, которые их вызывают, много.
Хронические заболевания у ребенка преодолеваются энергично, с огромным вниманием к его переживаниям, с поиском лучших врачей. Ведь детство и хроническая болезнь несовместимы: ребенок не понимает, что следует потерпеть, смириться с ограничениями, порожденными болезнью. Он играл с детьми, он выходил во двор, а теперь родителям надо играть с ним, занять его так, чтобы жизнь сама как бы пришла к нему, к его постели. То же и при травмах. Госпитализация ребенка допустима только по жизненным показаниям. Все, что может быть излечено дома, должно быть излечено только амбулаторно. Но если ребенок все-таки оказывается в больнице, там вместе с ним должна быть и его мама, а папа несколько раз в день - под окном! И здесь отметаются все бюрократические препоны, все "пропуска". Они антигуманны, они противоестественны, их придумали люди без сердца, не любящие детей и людей вообще! Такие "организаторы здравоохранения" заявляют, что больница - не проходной двор, что присутствие посторонних взрослых в ней антигигиенично, дезорганизует лечебный процесс. Но ведь в лучших клиниках мира родители постоянно общаются с детьми, и там это почему-то не "дезорганизует работу". Все эти придуманные препоны не более чем сопротивление родительскому контролю за уходом и отношением к детям в больнице. И, наконец, пребывание ребенка в санатории также должно быть пребыванием вместе с родителями.
Любая форма отрыва ребенка от родителей недопустима даже при самых благих намерениях. Мы признаем, например, санатории для детей лишь как пансионаты для нуждающегося в специализированном санаторном лечении ребенка и для его матери, здоровье которой также неплохо бы укрепить в таком санатории. Специфична проблема летних лагерей, спортивных сборов для детей. Направлять в них детей можно только по их горячему желанию. Что касается длительных командировок родителей, оставляющих детей с бабушкой, то и они опасны как для детей, так и для родителей разобщением, нарушением воспитания и "комплексованием". Резюмируя все вышесказанное, повторим: отрыв детей от родителей всегда противоестествен, всегда беда. Это всегда "комплексующий кризис". Имея родителей, ребенок не должен пережить какой-либо "комплексующий кризис". Естественно, мы здесь имеем в виду хороших родителей, нормальные, а не асоциальные семьи, когда отрыв от родителей - благо.
В качестве ситуативно и часто возникающих кризисов выступают конфликтные ситуации в общении ребенка с другими детьми. Речь идет о столкновении интересов ребенка с интересами других детей, о нарушении ребенком правил общения, поведения и игры, о борьбе за лидерство в группе, об агрессии самого ребенка или агрессии в его адрес. При этом следует подчеркнуть, что прожить детство, жизнь без конфликтов невозможно, а уступки всем во избежание конфликтов ведут к неизбежному отказу от своего Я, от инстинктов свободы и сохранения достоинства. В конфликтах отстаиваются интересы, притязания, истина и справедливость, оттачивается способность отстоять свое Я. Опыт конфликтов - это опыт преодоления экстремальных ситуаций, наиболее острых моментов в межличностных отношениях. Конфликты, кризисы стимулируют формирование личности. Для родителей конфликты, кризисы в жизни ребенка важны тем, что, являясь для ребенка экстремальной ситуацией, лучше всего выявляют его натуру, высветляют основные грани его характера, его личностных особенностей. Ведь ребенок может попадать в конфликтные ситуации из-за того, что повышенно обидчив, инфантилен, интеллектуально снижен. Его могут обижать, что так же порождает конфликты, поскольку он слаб или "маменькин сынок", не способный себя защитить, поскольку он робок с чужими или в нем есть нечто ущербное - он "белая ворона", "рыжий", отвергаемый, унижаемый сверстниками. Ребенок может и сам провоцировать конфликты с другими детьми, поскольку он крайне эгоистичен, не считается с интересами других детей, агрессивен, экстрапунитивен, т. е. склонен считать неправыми, виноватыми всех и никогда - себя, поскольку чрезмерно требователен к другим и гневно отвергает любые требования к себе. Очевидно, что, увидев подобное в своем ребенке, родители способствуют снижению у него склонности к обидчивости, а она всегда замешана на эгоистичности. В таком случае речь попросту идет о борьбе с повышенным эгоизмом. Если же ребенок инфантилен, родители развивают у него самостоятельность. А если он интеллектуально снижен, пусть, пока не дозреет его ум, играет с более младшими детьми и посещает в школе "класс выравнивания". Если же ребенок робок, необходимо, чтобы он посещал секцию восточных единоборств. Если он - "белая ворона", его учат общению в психотерапевтической группе. Ну а если он "маменькин сынок", с таким воспитанием надо кончать...Если же ребенок сам провоцирует конфликты, родители эмоционально, мудро, аргументировано указывают ему на причины каждого конфликта: "Ты сам виноват в этом. Если ты не научишься общаться с другими детьми, то окажешься одиноким, у тебя не будет друзей". Рано или поздно ребенок обязательно поймет это.
Родители спокойно, терпеливо наблюдают за возникшими между детьми конфликтами, давая возможность своему ребенку самому разрешить их, найти выход. И здесь действует мудрое правило: никогда не делать за ребенка то, что он может и должен сделать сам. Родители помнят, что конфликты - та экстремальная ситуация, та психодрама, та школа для ребенка, которая воспитывает его сама по себе, дает ему необходимейший жизненный опыт. И родители не вмешиваются в такой конфликт, хотя бушуют эмоции участвующих в нем, хотя назревает и обычно даже возникает рукопашная схватка. Иными словами, пока конфликт развивается естественным для детей путем, взрослый не вмешивается в него. Нет людей, которые бы интуитивно не понимали, что нормально, естественно, по-детски, а что - уже перехлест или патология, когда кто-то из детей начинает вносить в конфликт уже "акцентированную" ожесточенность, когда возникает опасность психической или физической травматизации.
Родители должны помнить,
что ничто другое не дает такого шанса для действенного
воспитания ребенка, как социализирующее
вмешательство взрослого в конфликтную
"разборку" детей, когда "здесь
и сейчас", прямо в свалке, среди встрепанных,
обуреваемых сильными эмоциями и страстями,
звучит голос взрослого, звучат слова
о справедливости и несправедливости,
о доброте и злобе, об умном и глупом, о
правилах, о чувстве меры и о том "как
надо!" И взрослый в такой ситуации -
третейский судья, мудрый, справедливый
и могущественный! Но, повторим, взрослый вмешивается в конфликт только
тогда, когда "война" уже ведется
без правил! Общеизвестно, что люди, имевшие
опыт выживания в дворовых компаниях и
в свободных, спонтанных детских играх,
играх без назойливого контроля взрослых,
во взрослой жизни чувствуют себя среди
других свободнее и увереннее тех, чье
детство прошло "в футляре", в бесконфликтной,"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Из рассмотренного нами
материала следует сделать
Проблема таких детей при отсутствии своевременного
квалифицированного воздействия неизбежно
перерастает сначала в проблему трудных
подростков, а далее и в проблему молодых
людей с отклоняющимся поведением, которые
в последствии совершают правонарушения,
прибегают к алкоголю и наркотикам.
Существует множество причин появления
нервных и трудных детей. Это и то, что
множество детей уже рождаются слабыми,
и то, что пора предъявляет слишком высокие
требования к ребёнку. Если воспитание
каждого ребёнка индивидуально, то воспитание
нервного или трудного ребёнка тем более
требует решения множества специфических
индивидуальных задач. Необходимы специальные
знания, а вернее совет врача. Исходя из
практических наблюдений, психологи советуют
родителям, что дети, которым прививают
зачатки мудрости, избавляются от нервности
и перестают быть трудными, учатся мудро
относиться к тому, что их будоражит, огорчает,
нервирует, раздражает, учатся видеть
себя со стороны, когда безобразно себя
ведут.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………
Причины и профилактика
детской нервности…….…….стр.3-
Заключение…………………………………………………
Список используемой литературы………………………..стр.22
- -