Детская практическая психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 22:20, доклад

Краткое описание

Для того чтобы обучение и воспитание детей велось с учетом имеющихся научно - психологических знаний, в системе образования создаётся и функционирует психологическая служба. Её сотрудники принимают непосредственное участие в решении вопросов, касающихся судьбы ребёнка, его обучения и воспитания, начиная с младенческого и кончая старшим школьным возрастом. На всем протяжении жизни ребёнка с момента его рождения и до окончания школы он должен находится в сфере внимания со стороны профессиональных психологов.

Содержание

1. Особенности функционирования психологической службы в США.
2. Оборудование психологического кабинета в ДОУ.
3. Описание развивающей игры для дошкольников.

Вложенные файлы: 1 файл

Психология (зачётная работа).docx

— 53.21 Кб (Скачать файл)

 

  1. Особенности функционирования психологической службы в США.

Для того чтобы обучение и воспитание детей велось с учетом имеющихся  научно - психологических знаний, в  системе образования создаётся  и функционирует психологическая  служба. Её сотрудники принимают непосредственное участие в решении вопросов, касающихся судьбы ребёнка, его обучения и воспитания, начиная с младенческого и  кончая старшим школьным возрастом. На всем протяжении жизни ребёнка  с момента его рождения и до окончания школы он должен находится  в сфере внимания со стороны профессиональных психологов. В течение всего этого  времени должно вестись систематическое  наблюдение за психологическим развитием  ребёнка. В ходе его проводят регулярные психологические обследования, оценивают  характер и темпы психического развития ребёнка, дают рекомендации по его обучению и воспитанию, контролируют их реализацию.

Психологическая служба является органическим компонентом  системы образования, обеспечивающим своевременное выявление и максимально  полное использование в обучении и воспитании детей их интеллектуального  и личностного потенциала, имеющихся  у ребёнка задатков, способностей, интересов и склонностей.

Психологическая служба также обязана обеспечить своевременное выявление резервов психологического развития детей, их реализацию в обучении и воспитании.

Психологическая служба образования существует во многих странах, охватывая всю систему  обучения и воспитания ребенка с  дошкольного возраста до окончания  школы, и имеет почти вековую  историю.

Наиболее  представлена психологическая служба в США, где она начала развиваться  с начала XIX века и в настоящее  время является одной из наиболее жизненных и действенных направлений  современной психологии.

Школьная  психология в США закреплена законами, предписывающими иметь подобную службу в государственном департаменте образования. Этот департамент санкционирует  выдачу свидетельств школьным психологам.

Первыми психологами - практиками в США были экспериментальные психологи, изучавшие  проблемы самовоспитания. Но очень  скоро основными функциями школьной психологической службы стали измерение  и тестирование и главной задачей - отбор детей для обучения по специальным программам.

Широкая практика тестирования в американских школах, и, прежде всего тестов на определение  коэффициента интеллекта (IQ), способствовала, в частности, возникновению и  развитию службы «гайденс».

В начале XX века появилась специальная  служба, которая ставила задачу помочь в отборе учащихся, в распределении  их по группам, в выборе ими профессии. Такая служба была организована Фрэнком  Парсоном. В 1908 году в Бостоне открылось  первое Бюро по профессиональной ориентации молодежи - прообраз будущей службы «гайденс».

Теория  профессионального консультирования развивалась и совершенствовалась и вскоре специальные отделы «гайденс»  появились в каждом штате США  с гораздо более широкой сферой деятельности. Они координируют деятельность службы школ округов и проводят консультации по всем вопросам.

В каждой школьном округе, как и в  отдельных округах, разрабатываются  собственные программы «гайденс»; в общем виде их задачи сформулированы как содействие наиболее полному  развитию потенциальных возможностей каждого школьника. Для этого  в школах создаются специальные  комитеты, куда входят директор с заместителем, главный специалист службы - каунслер (советник - консультант) и несколько  опытных, авторитетных для детей  педагогов. Задача такого комитета - изучать  проблемы школьников, что их волнует, интересует и т.д. Затем разрабатывается  программа деятельности службы с  учетом полученных данных. Планирование работы «от ребенка» (в зависимости  от его интересов и потребностей) делает службу «гайденс» гибкой и  эффективной системой. В сферу  деятельности службы вовлечен большой  круг лиц, Ведущий принцип программы - индивидуальная ответственность. Каждый сотрудник школы (не только учитель) должен отчетливо представлять цели программы, свои функции в ней  и активно участвовать в общей  работе. В команду «гайденс», помимо каунслера входят социальный сотрудник, психологи, сотрудник, отвечающий за посещаемость учащихся, учителя - консультанты, учителя  «домашней комнаты», атташе по связям с органами юстиции, врачи и медсестры, руководители кружков и клубов, ассистенты - секретари и другие.

Ключевая  фигура программы - каунслер, Это человек  с высшим педагогическим образованием, который дополнительно прошел подготовку на одно- или двухгодичных курсах по специальности «гайденс».

Для поступления на эти курсы необходим  стаж работы в школе от двух до пяти лет. Претендент должен иметь степень  магистра педагогики, диплом со средним  баллом, не ниже четырех, высокие показатели по тесту измерения умственных способностей и положительные рекомендации с  места работы. Кроме того, к кандидату  предъявляются такие требования: он должен хорошо знать цели службы «гайденс», обладать коммуникативными способностями, иметь склонности к  исследовательской работе. На курсы  по решению специальной комиссии принимаются только лица, полностью  отвечающие установленным требованиям.

Иногда  службу «гайденс» называют «созвездие служб», потому что на самом деле это целый комплекс подразделений. Ориентируясь на общую цель - развитие детей, они решают определенные, конкретные задачи. Как правило, таких служб  пять:

- служба измерения (оценочная), главная  ее задача - собирать, систематизировать,  оценивать и анализировать всю  информацию о ребёнке;

- информационная служба, связана  с распространением информации  по всем вопросам;

- служба каунслинга или консультирования - процесс взаимодействия между  каунслером и клиентом (учеником), помогающий личности в познании  себя и окружающего мира, в  результате чего вырабатываются  и (или) уточняются цели и  ценности будущего поведения;  самая распространенная форма  каунслинга - интервью, собеседование;

- служба направления занимается  устройством школьников на работу  или на учебу в другое учебное  заведение;

- служба контроля за результатами  программы «гайденс», она изучает,  как сложилась дальнейшая судьба  выпускников школы для анализа  и коррекции действий школы  в зависимости от результатов.

Служба  «гайденс» стремится помочь найти  своё место в жизни всем детям - сильным и слабым, активным и  пассивным, обычным и «особенным». Так называют учеников, не соответствующих  понятию «средние, нормальные». К  этому разряду относят не только детей, отстающих в развитии, но и  обладающих незаурядными способностями.

Дети  с замедленным умственным развитием  не могут обучаться по общим программам, поэтому каунслеры, обнаружив таких  учащихся, направляют их в специальные  группы. Для них разработаны программы  обучения, обеспечивающие подготовку к продуктивной, полезной жизни; они  включают такие разделы как физическая и психическая терапия, трудовая подготовка, профессиональное обучение и т. д.

В группу «особенных» входят и эмоционально расторможенные дети. Они не могут  учиться в обычных классах  не потому, что у них нарушен  интеллект или они нездоровы, а сложность в том, что они  не в силах управлять своими эмоциями, своим поведением и поэтому испытывают трудности в общении с другими  детьми и взрослыми. Это могут  быть дети не только с возбужденной, но и с угнетенной психикой, с  признаками депрессии.

Одаренные дети - тоже «особенные» - предмет особого  внимания службы «гайденс». С ними работают лучшие учителя по углубленным программам, каунслер составляет для них индивидуальные программы развития личности, предусматривает  особые формы внеклассной деятельности. В таких детях развивают инициативу, ответственность, независимость в  суждениях; их обучают риторике, логике, развивают их коммуникативные навыки, общественно-политические интересы, словом, так целенаправленно, продуманно готовится  новое поколение государственных  деятелей.

Таким образом, «гайденс» влиятельная  часть системы образования и  воспитания, способная к гибким изменениям, отвечающая требованиям общества, главная  задача которой - подготовка учащихся школ к жизни.

Службы, подобные американской «гайденс», - обязательным компонент структуры образования  в Англии, Норвегии, Швеции, Швейцарии, Германии, во многих других странах  мира. Организация ЮНЕСКО, ещё в 1977 году на международной конференции  образования рекомендовала внедрение  психолого-педагогической службы, которая  должна решать важные задачи, готовя молодёжь к выполнению социальных функций, предписанных данным обществам, сохраняя и укрепляя его структуру.

Однако  следует отметить эволюцию школьной психологии и значительные достижения в развитии теории и практики школьной психологической службы в США  за последние 35 - 40 лет.

В 60-х годах была создана профессиональная организация школьных психологов. Важное значение для развития школьной психологической  службы имела конференция в Уэльсе (1973), на которой рассматривались  вопросы о целях и роли школьной психологической службы, об этических  и юридических её основаниях, проблемам  профессионализации школьного психолога, содержание программ обучения школьного  психолога и т.д. В 80-х годах  в США была организована Национальная ассоциация школьных психологов (NASP). Многие специалисты начали пересматривать измерение как то единственное, что  они могут сделать в решении  проблем школьной психологии.

Выделяется  несколько уровней функционирования психологической службы.

На  первом производится главным образом  тестирование с целью выявления  учащихся, нуждающихся в специальном  обучении.

На  втором работа направлена как на тех  учащихся, которым необходимо специальное  обучение, так и на тех, кто имеет  умеренно выраженные учебные и поведенческие  проблемы.

Третий  уровень предполагает прямую психологическую  помощь всем нуждающимся в ней  учащимся и консультацию персонала  школы по вопросам психологии развития. Собственно психологическая служба осуществляется, начиная со второго  уровня, когда психолог переходит  от подсчета и интерпретации баллов теста к психолого-педагогическому  клиническому обследованию учащихся. Многие специалисты в настоящее  время рассматривают измерение  и тестирование лишь как один из компонентов более широкого поля деятельности психологической службы, в частности психологической  консультации.

Психологическая служба в США относится к числу  служб для клиентов, связанных  с системой образования - от дошкольного  до высшего образования, и основная её цель - служить психическому здоровью и образовательным интересам  детей и юношества. Это предполагает:

-психологическое и психолого-педагогическое измерение и оценку «школьного функционирования» детей и юношества;

-активные вмешательства психолога, направленные на обеспечение полноценное влияние школы на когнитивное, аффективное и социальное развитие;

- помощь педагогическому персоналу и родителям, прежде всего в плане заботы о ребёнка - специальные программы обучения персонала школы и родителей, советы им и т.п.;

-консультирование и совместную работу с персоналом школы и/или родителями по проблемам учащихся, связанных со школой, и проблемам персонала школы как профессионалов.

Таким образом, в хорошо организованной школьной психологической службе, первоначально  предназначенной для отбора, селекции детей, всё чётче проявляются  новые, прогрессивные тенденции, которые  находят организационное воплощение и широкое практическое распространение  в детской практической психологии.

 

2.Оборудование  психологического кабинета в  ДОУ.

ПАСПОРТ КАБИНЕТА ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ в ДОУ

В качестве психологического кабинета может быть использована небольшая  по размерам комната, пропорциональная и хорошо освещенная (наличие как  естественного, так и искусственного освещения). Большие и непропорциональные помещения очень трудно  оформить (организовать) для индивидуальных бесед и диагностических процедур. Они не способствуют созданию коммуникативной «близости» и доверительной атмосферы. Помещение без окон создает эффект отгороженности от реального пространства, изолированности от окружающего мира. Это иногда необходимо для коррекционной работы, но является помехой для первичного приема при знакомстве с детьми и родителями, установления контакта. В этом случае происходящее за окном чередование природных и климатических явлений может быть использовано для отвлечения либо фиксации внимания, эмоционального торможения, либо возбуждения.

Желательно, чтобы психологический  кабинет находился в стороне  от помещений хозяйственного и бытового обслуживания, административного и  медицинского блоков, а также от залов для музыкальных и физкультурных  занятий. К этому перечню можно  добавить бассейн и кабинеты с  использованием технических средств  обучения. Важным является также свободный  доступ к кабинету родителей, что  подразумевает либо двойной вход (со стороны улицы и основного  помещения), либо удобное расположение по отношению ко всем групповым помещениям.

Безусловно, полной изоляции от шумовых  и технических проникновении  в условиях детского дошкольного  учреждения достичь трудно, но этого  и не требуется. Достаточным будет  снижение общего шумового фона, а также  возможности ситуативного отвлечения (деконцентрации) и эмоционального напряжения детей.

Информация о работе Детская практическая психология