Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 22:20, доклад
Для того чтобы обучение и воспитание детей велось с учетом имеющихся научно - психологических знаний, в системе образования создаётся и функционирует психологическая служба. Её сотрудники принимают непосредственное участие в решении вопросов, касающихся судьбы ребёнка, его обучения и воспитания, начиная с младенческого и кончая старшим школьным возрастом. На всем протяжении жизни ребёнка с момента его рождения и до окончания школы он должен находится в сфере внимания со стороны профессиональных психологов.
1. Особенности функционирования психологической службы в США.
2. Оборудование психологического кабинета в ДОУ.
3. Описание развивающей игры для дошкольников.
Для
того чтобы обучение и воспитание
детей велось с учетом имеющихся
научно - психологических знаний, в
системе образования создаётся
и функционирует
Психологическая
служба является органическим компонентом
системы образования, обеспечивающим
своевременное выявление и
Психологическая
служба также обязана обеспечить
своевременное выявление
Психологическая служба образования существует во многих странах, охватывая всю систему обучения и воспитания ребенка с дошкольного возраста до окончания школы, и имеет почти вековую историю.
Наиболее
представлена психологическая служба
в США, где она начала развиваться
с начала XIX века и в настоящее
время является одной из наиболее
жизненных и действенных
Школьная психология в США закреплена законами, предписывающими иметь подобную службу в государственном департаменте образования. Этот департамент санкционирует выдачу свидетельств школьным психологам.
Первыми
психологами - практиками в США были
экспериментальные психологи, изучавшие
проблемы самовоспитания. Но очень
скоро основными функциями
Широкая практика тестирования в американских школах, и, прежде всего тестов на определение коэффициента интеллекта (IQ), способствовала, в частности, возникновению и развитию службы «гайденс».
В начале XX века появилась специальная служба, которая ставила задачу помочь в отборе учащихся, в распределении их по группам, в выборе ими профессии. Такая служба была организована Фрэнком Парсоном. В 1908 году в Бостоне открылось первое Бюро по профессиональной ориентации молодежи - прообраз будущей службы «гайденс».
Теория
профессионального
В
каждой школьном округе, как и в
отдельных округах, разрабатываются
собственные программы «
Ключевая фигура программы - каунслер, Это человек с высшим педагогическим образованием, который дополнительно прошел подготовку на одно- или двухгодичных курсах по специальности «гайденс».
Для
поступления на эти курсы необходим
стаж работы в школе от двух до пяти
лет. Претендент должен иметь степень
магистра педагогики, диплом со средним
баллом, не ниже четырех, высокие показатели
по тесту измерения умственных способностей
и положительные рекомендации с
места работы. Кроме того, к кандидату
предъявляются такие
Иногда службу «гайденс» называют «созвездие служб», потому что на самом деле это целый комплекс подразделений. Ориентируясь на общую цель - развитие детей, они решают определенные, конкретные задачи. Как правило, таких служб пять:
- служба измерения (оценочная), главная ее задача - собирать, систематизировать, оценивать и анализировать всю информацию о ребёнке;
- информационная служба, связана с распространением информации по всем вопросам;
-
служба каунслинга или
-
служба направления занимается
устройством школьников на
-
служба контроля за
Служба «гайденс» стремится помочь найти своё место в жизни всем детям - сильным и слабым, активным и пассивным, обычным и «особенным». Так называют учеников, не соответствующих понятию «средние, нормальные». К этому разряду относят не только детей, отстающих в развитии, но и обладающих незаурядными способностями.
Дети с замедленным умственным развитием не могут обучаться по общим программам, поэтому каунслеры, обнаружив таких учащихся, направляют их в специальные группы. Для них разработаны программы обучения, обеспечивающие подготовку к продуктивной, полезной жизни; они включают такие разделы как физическая и психическая терапия, трудовая подготовка, профессиональное обучение и т. д.
В группу «особенных» входят и эмоционально расторможенные дети. Они не могут учиться в обычных классах не потому, что у них нарушен интеллект или они нездоровы, а сложность в том, что они не в силах управлять своими эмоциями, своим поведением и поэтому испытывают трудности в общении с другими детьми и взрослыми. Это могут быть дети не только с возбужденной, но и с угнетенной психикой, с признаками депрессии.
Одаренные
дети - тоже «особенные» - предмет особого
внимания службы «гайденс». С ними работают
лучшие учителя по углубленным программам,
каунслер составляет для них индивидуальные
программы развития личности, предусматривает
особые формы внеклассной
Таким образом, «гайденс» влиятельная часть системы образования и воспитания, способная к гибким изменениям, отвечающая требованиям общества, главная задача которой - подготовка учащихся школ к жизни.
Службы,
подобные американской «гайденс», - обязательным
компонент структуры
Однако следует отметить эволюцию школьной психологии и значительные достижения в развитии теории и практики школьной психологической службы в США за последние 35 - 40 лет.
В 60-х годах была создана профессиональная организация школьных психологов. Важное значение для развития школьной психологической службы имела конференция в Уэльсе (1973), на которой рассматривались вопросы о целях и роли школьной психологической службы, об этических и юридических её основаниях, проблемам профессионализации школьного психолога, содержание программ обучения школьного психолога и т.д. В 80-х годах в США была организована Национальная ассоциация школьных психологов (NASP). Многие специалисты начали пересматривать измерение как то единственное, что они могут сделать в решении проблем школьной психологии.
Выделяется
несколько уровней
На первом производится главным образом тестирование с целью выявления учащихся, нуждающихся в специальном обучении.
На втором работа направлена как на тех учащихся, которым необходимо специальное обучение, так и на тех, кто имеет умеренно выраженные учебные и поведенческие проблемы.
Третий
уровень предполагает прямую психологическую
помощь всем нуждающимся в ней
учащимся и консультацию персонала
школы по вопросам психологии развития.
Собственно психологическая служба
осуществляется, начиная со второго
уровня, когда психолог переходит
от подсчета и интерпретации баллов
теста к психолого-
Психологическая служба в США относится к числу служб для клиентов, связанных с системой образования - от дошкольного до высшего образования, и основная её цель - служить психическому здоровью и образовательным интересам детей и юношества. Это предполагает:
-психологическое и психолого-педагогическое измерение и оценку «школьного функционирования» детей и юношества;
-активные вмешательства психолога, направленные на обеспечение полноценное влияние школы на когнитивное, аффективное и социальное развитие;
- помощь педагогическому персоналу и родителям, прежде всего в плане заботы о ребёнка - специальные программы обучения персонала школы и родителей, советы им и т.п.;
-консультирование и совместную работу с персоналом школы и/или родителями по проблемам учащихся, связанных со школой, и проблемам персонала школы как профессионалов.
Таким
образом, в хорошо организованной школьной
психологической службе, первоначально
предназначенной для отбора, селекции
детей, всё чётче проявляются
новые, прогрессивные тенденции, которые
находят организационное
2.Оборудование психологического кабинета в ДОУ.
ПАСПОРТ КАБИНЕТА ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ в ДОУ
В качестве психологического кабинета может быть использована небольшая по размерам комната, пропорциональная и хорошо освещенная (наличие как естественного, так и искусственного освещения). Большие и непропорциональные помещения очень трудно оформить (организовать) для индивидуальных бесед и диагностических процедур. Они не способствуют созданию коммуникативной «близости» и доверительной атмосферы. Помещение без окон создает эффект отгороженности от реального пространства, изолированности от окружающего мира. Это иногда необходимо для коррекционной работы, но является помехой для первичного приема при знакомстве с детьми и родителями, установления контакта. В этом случае происходящее за окном чередование природных и климатических явлений может быть использовано для отвлечения либо фиксации внимания, эмоционального торможения, либо возбуждения.
Желательно, чтобы психологический
кабинет находился в стороне
от помещений хозяйственного и бытового
обслуживания, административного и
медицинского блоков, а также от
залов для музыкальных и
Безусловно, полной изоляции от шумовых и технических проникновении в условиях детского дошкольного учреждения достичь трудно, но этого и не требуется. Достаточным будет снижение общего шумового фона, а также возможности ситуативного отвлечения (деконцентрации) и эмоционального напряжения детей.