Детская практическая психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 22:20, доклад

Краткое описание

Для того чтобы обучение и воспитание детей велось с учетом имеющихся научно - психологических знаний, в системе образования создаётся и функционирует психологическая служба. Её сотрудники принимают непосредственное участие в решении вопросов, касающихся судьбы ребёнка, его обучения и воспитания, начиная с младенческого и кончая старшим школьным возрастом. На всем протяжении жизни ребёнка с момента его рождения и до окончания школы он должен находится в сфере внимания со стороны профессиональных психологов.

Содержание

1. Особенности функционирования психологической службы в США.
2. Оборудование психологического кабинета в ДОУ.
3. Описание развивающей игры для дошкольников.

Вложенные файлы: 1 файл

Психология (зачётная работа).docx

— 53.21 Кб (Скачать файл)

Нельзя приветствовать широкую  практику организации психологического кабинета на площади спальных и игровых  комнат, функционирующих возрастных групп. Вариантом столь же неудачного расположения является деление методического  либо логопедического кабинетов  на два профессиональных пространства, так называемые уголки психолога. Данные способы организации психологического кабинета не способствуют компетентной профессиональной деятельности психолога  и могут значительно исказить результаты коррекционно-диагностических  мероприятий, так как изначально закладывают в них высокий  процент погрешности.

Итак, кабинет в распоряжение психолога  предоставлен. Каким ему быть?

Первоначально, это вопросы цветового  оформления. Цветовые сочетания и  общий цветовой фон не должны быть яркими и подавляющими. Лучше использовать пастельные, успокаивающие оттенки  зеленого и голубого в сочетании  с теплым бежевым либо желтым цветом. Данная цветовая гамма способствует адаптации как к помещению  в целом, так и к ситуации взаимодействия с психологом.

Немаловажным добавлением к  оформлению кабинета являются живые  комнатные растения. Что касается декоративных животных и птиц, то их стационарное присутствие в кабинете не рекомендуется. В случае профессиональной необходимости, как то: коррекция  страхов, проявлений агрессии и тревоги, — животные могут быть использованы психологом ситуативно.

Основной принцип оформления помещения  — ничего лишнего. Увлечение декорированием, не привязанным к функциональности, разрушит пространственный оптимум  и неизбежно скажется на результатах  психологической деятельности. Как  таковой, рабочий кабинет психолога  не может быть комнатой отдыха и  развлечений для персонала, а  также являться «красным», показательным  уголком дошкольного учреждения.

Оборудование кабинета практического  психолога определяется задачами и  целями психологической деятельности.

Психологический кабинет является основным «рабочим» местом психолога, следовательно, в нем должны быть объединены «рабочие» зоны специалиста.

Первая профессиональная зона — пространство взаимодействий с детьми. Оно обеспечивается средствами для предметно-дидактической, изобразительной, конструктивно-моделирующей, двигательно-координационной, двигательно-релаксационной и имитационно-игровой деятельности. В перечень оборудования данного пространства включены:

Мебель и оборудование

Детский столик, 2—3 детских стульчика (стандарты старшего дошкольного  возраста). Мягкий диван либо кресло (малогабаритные). Мягкий ковер (не менее 2 х 2); 1—2 подушки неправильной формы  либо плоские мягкие игрушки (черепахи, змейки и пр.). CD-проигрыватель, магнитофон с функцией записи. Компакт-диски  либо кассеты с разнохарактерными  музыкальными произведениями, вводными вербальными установками для  релаксационной и игровой деятельности

Стимульный материал

Стимульный материал к диагностико-коррекционным  методикам и тестам в соответствии с возрастной дифференциацией

Технический материал

Цветная бумага, ножницы, простые и  цветные карандаши, фломастеры, ластики, картон, клей, кисточки, пластилин, акварельные  краски, альбомные листы различного формата

Вспомогательный материал

Набор объемных геометрических форм (куб, цилиндр, шар, призма, конус). Набор  плоскостных мозаик из картона и  пластмассы (геометрические, неправильные, абстрактные фигуры). Мелкодетальный конструктор типа «ЛЕГО». Несколько  атрибутов основных сюжетно-ролевых  игр («Парикмахерская», «Больница», «Магазин», «Семья») и предметов-заместителей. Маски оппозиционных героев известных  детям сказок («Заяц» — «Волк», «Баба-Яга» — «Царевна» и т.д.). Простые  детские музыкальные инструменты (бубен, дудочка, марокас). 2—3 яркие  игрушки по принципу половой дифференциации (кукла, машина), 2—3 мяча разного размера  и фактуры (надувной, набивной, резиновый), скакалка либо небольшая плетеная веревка. Игрушки-сюрпризы с включением света, звука, движений при произведении определенных операций (механические, электронные, радиофицированные). Детские книги, книги-раскраски, детские комиксы  и журналы


Вторая профессиональная зона психологического кабинета — пространство взаимодействий с взрослыми (родители, воспитатели, педагоги). Оно обеспечивается средствами для коммуникативной деятельности.

Мебель и оборудование

Мягкий диван или кресло (малогабаритные)

Стимульный материал

Стимульный материал к диагностико-коррекционным  методикам и тестам

Технический материал

Анкетные бланки, бланки опросников. Печатный материал

Вспомогательный материал

Распечатки с играми и упражнениями для занятий с детьми в домашних условиях. Литература по проблемам  возрастного развития детей, особенностей их поведения, а также по вопросам семейных и супружеских взаимоотношений. Литература по проблемам познавательного, личностно-эмоционального развития дошкольников, вопросам детской компетентности, школьной готовности, адаптации к социальным условиям и т.д. Информационные материалы  о смежных специалистах (психоневролог, психиатр, логопед) и специализированных детских учреждениях (центры, консультации, больницы, поликлиники)


Третья профессиональная зона обеспечивается средствами для интерпретационной и организационно-планирующей деятельности  психолога.

Мебель и оборудование

Письменный стол с закрывающимся  на ключ отделением, стул. Компьютерный комплекс (по возможности)

Технический материал

Писчая бумага стандартного формата. Средства для обеспечения компьютера

Вспомогательный материал

Нормативная документация. Специальная  документация. Организационно-методическая документация. Литература и периодические  печатные издания по повышению научно-теоретического уровня и профессиональной компетентности

Интерпретационный материал

Программы обработки и анализа  данных, полученных в результате коррекционно-диагностической  деятельности


Безусловно, трудности финансового  и материально-технического обеспечения  большинства дошкольных учреждений государственного типа влияют на условия  профессиональной деятельности специалистов, в том числе и психологов, но при рациональной и обоснованной организации возможность обеспечения  психологической службы достаточно реальна.

ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ РАБОТУ ПСИХОЛОГА  В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

  1. Закон Российской Федерации №3266-1 от 10.06.92 (в. редакции Федерального Закона от 13.01.96 №12-ФЗ) "Об образовании" (статьи 53, 54, 55, 56).
  2. Инструктивное письмо №16 от 27.04.89 Госкомитета СССР по народному образованию "О введении должности психолога в учреждениях народного образования".
  3. Приказ Министерства образования РФ от 22.10.99. №636 «Об утверждении положения о службе практической психологии в системе Министерства образования РФ».
  4. Письмо Министерства образования РФ от 1.03.99. №3 «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения».
  5. Решение коллегии Министерства образования РФ от 29.03.95 №7/1 "О состоянии и перспективах развития службы практической психологии образования в РФ".
  6. Тарифно-квалификационные характеристики по должностям работников учреждений и организаций образования.
  7. Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 27.09.96 №1 "Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации" введено в действие инструктивным письмом Министерства общего и профессионального образования РФ №7 от 28. 01.97.

 

ФОРМЫ УЧЕТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И 

ОТЧЕТНОСТЬ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ

Педагоги - психологи, работающие в образовательных учреждениях  различного типа и вида, образовательном  учреждении для детей, нуждающихся  в психолого - педагогической и медико - социальной помощи детям (центре) ведут  учет проводимой работы по следующим  формам:

1. План работы педагога-психолога  образовательного учреждения.

2. Заключение по результатам  проведенного психодиагностического  исследования.

3. Журнал консультаций  психолога.

4. Журнал учета групповых  форм работы.

5. Карта психолого –  медико - социальной помощи ребенку.

6. Программа работы педагога - психолога с группой.

7. Коррекционная работа.

8. Программа коррекционно-развивающих  занятий.

9. Требования к авторским  программам.

10. Аналитический отчет  о работе педагога - психолога.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА. 
Все направления работы кабинета практического психолога требуют методического и организационно-технического обеспечения, что, безусловно, способствует эффективной деятельности КПП. 

Отбор методического инструментария 
 
Выбор метода обследования — один из сложных этапов диагностико-коррекционной работы практического психолога. Из всего многообразия существующих на данный момент диагностических методик необходимо уметь выбрать те, которые соответствуют целям и задачам исследования, а также целому ряду важных принципов. Эти принципы имеют непосредственное отношение к организации методического оснащения практического психолога, определяя необходимый минимум диагностических средств в работе начинающего специалиста. Перечислим эти принципы: 
 
 1. Имеющийся арсенал методик в кабинете практического психолога должен носить разнонаправленный характер, охватывая все стороны психической жизни человека, в том числе психические процессы, свойства, состояния, направленность личности, ее установки, ценностные ориентации, интеллектуальный уровень, особенности межличностного взаимодействия, стрессоустойчивость и поведенческие реакции в напряженных ситуациях и др. 
 
 2. В кабинете практического психолога должны быть методики для разных возрастных групп. Методики, разработанные в научной психологии и апробированные на практике, при использовании их в раннем возрасте требуют особой модификации, предусматривающей глубокий психологический анализ и грамотную интерпретацию комплекса разных показателей в их динамике. В детской психологии необходимо не только фиксировать внимание на том, что может выполнить ребенок в настоящее время, но и прогнозировать, что он в состоянии достичь в ближайшем будущем, какова его «зона ближайшего развития». Особенно это важно при диагностике отклонений в развитии, в связи с этим необходимо разрабатывать отдельные диагностические методики в форме обучающего, формирующего эксперимента. 
 
  
 
3. Должны быть представлены методики как для индивидуального, так для группового исследования. 

4. Поскольку психологу часто необходима  оперативная информация, большое  значение приобретают методики, не связанные с громоздкой  процедурой обработки и позволяющие  осуществить экспресс-диагностику.  В качестве экспресс-методик в  условиях психологического кабинета  целесообразно использовать так  называемые функциональные пробы. 
 
 5. Современные технологии позволяют оснащать кабинеты практических психологов компьютерными диагностическими методиками, что значительно экономит время, снижает затраты на подготовку тестового материала и бланков, упрощает процедуру обработки результатов. Однако при несомненных преимуществах компьютерной психодиагностики не следует чрезмерно ею увлекаться, так как и диалог с компьютером не заменит непосредственного эмоционального общения клиента с психологом, когда включаются эмпатическое взаимодействие, принятие, доверительный контакт и чувство понимания, что и является целью обращения к психологу. 
 
 
Требования к методикам 
 
 
Методики, которые формируют методическую базу кабинета практического психолога, должны соответствовать определенным требованиям:  
 
 - должны быть однозначно сформулированы цели, предмет и область применения методики; 

- должна быть четко выделена  область применения, под которой  подразумевается особая социальная  среда или сфера общественной  практики, контингент испытуемых (пол,  возраст, образование, профессиональный  опыт, должностное положение); 
 
- содержание методики должно включать в себя четкое изложение процедуры обработки, статистически обоснованные методы подсчета и стандартизации тестовых баллов; 

- методики должны быть проверены  на репрезентативность, валидность  и надежность в заданной области  применения; 
 
- бланковые методики должны быть представлены на отдельных листах, тщательно выверены орфографически и грамматически; 
 
- методики, содержащие рисунки и текстовый материал, должны отличаться четкой типографской печатью. 
 
Методики, не удовлетворяющие перечисленным выше требованиям, не могут признаваться профессиональным психодиагностическим средством. Практический психолог имеет право применять только аттестованные психодиагностические методики. 

Не  менее важное значение имеет подбор психологических средств для коррекционной работы, в том числе разнообразный раздаточный материал: мячи, игрушки, детские поделки, мягкие шары-кресла, строительные трансформеры и другие материалы, которые могут быть использованы в игротерапии или сказкотерапии. 
 
Эффективность использования различных психологических средств воздействия существенно повышается при их комплексном применении как взаимодействующих и взаимодополняющих. Такой подход важен и в процессе психологической диагностики и последующей коррекции, и в сеансах психологической поддержки, снятия психоэмоционального перенапряжения, обучения навыкам саморегуляции. К таким средствам можно отнести, в частности, аудиовизуальные средства, игровые материалы, применяемые при игротерапии, музыкотерапии и терапии движением. 
 
 Психолог школьного психологического кабинета несет полную ответственность за реализацию программ коррекции и развития, эффективность рекомендаций и конечный результат. 

Для оценки своей работы психолог может  использовать специально разработанные  анкеты. По результатам опроса, проводимого  регулярно по окончании определенного  цикла занятий, можно проанализировать адекватность подбора методических средств и развивающих программ индивидуальной работы с учащимися  разного возраста, оценить динамику достижений ребенка (например, изменения  уровня его личностной тревожности  или стрессоустойчивости и т.п.). 
 
 
При проведении проективных методик с детьми разного возраста следует учитывать особую ситуативно обусловленную впечатлительность детской психики. Даже самый неискушенный в исследовании детского творчества родитель замечал, что после просмотра фильма дети рисуют, и лепят что-нибудь в соответствии с темой фильма. Таким способом они переживают только что полученные впечатления, производят работу по усвоению нового опыта. Поэтому не следует интерпретировать в каком-то особом смысле рисунок семьи, если после просмотра мультика про «Крокодила Гену и Чебурашку» ребенок нарисовал папу в виде крокодила [Шмелёв, 1999].  
  
В работе со школьниками следует учитывать, что дети еще не вполне усвоили социальные нормы и для них «шкалы лжи» работают плохо или вообще не работают. Чем младше школьник, тем в меньшей степени для него пригодны опросники. 
 
 
В детской психодиагностике результаты диагностических процедур оказываются недостоверными еще и по той причине, что дети не всегда абсолютно правильно понимают смысл того, что от них требуется в методике. Речевое развитие детей до 12—13 лет не позволяет им однозначно понимать смысл многих инструкций и вопросов. Поэтому школьным психологам не следует чрезмерно увлекаться вербальными методиками, использующими речевой стимульный материал.

 

Приложение

Журнал учета индивидуальных и групповых консультаций

и диагностических  обследований

N п/п

Дата проведения

Ф. И. консультируемого,

обследуемого

(шифр)

Код обращения

Основная тематика консультации,

диагностического обследования

Примечание

1.

5.09

К. О.И.

А

 

2.

12.09.

6 детей гр. N2

Д-ка

См. протокол N 1

3.

13.09.

6 детей гр. N2

Д-ка

См. протокол N 1


 

Психологическая карта  ребенка

Общие сведения:  

Ф. И.О. ребенка __________________________________________  

Дата рождения ___________________________________________  

Состав семьи: ____________________________________________  

Информация о работе Детская практическая психология