Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 00:44, курсовая работа
Психологический конфликт в детско-родительских отношениях относится к семейно-бытовому конфликту, и является основной причиной эмоциональных стрессов и неврозов. И от этих конфликтов не застрахованы даже любящие друг друга люди. Дело в том, что для семейного благополучия, кроме всех прочих условий, человеку нужны определенные знания психологии, педагогики, медицины и т.д. с этой точки зрения особенно важно рассмотреть проблему конфликтов между родителями и детьми.
Введение………………………………………………………..………….……3-4.
Глава 1.Семейные конфликты и их характеристика.
1.1 Характеристика семейных конфликтов………………………………..4-7.
1.2.Причины семейных конфликтов……………………………………....7-14.
Выводы…………………………….……………………………………........15-17.
Глава 2. Психологический конфликт в детско-родительских отношениях.
2.1.Психологический конфликт в детско-родительских отношениях...18-20.
Симптомы и факторы эскалации……………………………….…20-23.
Условия предупреждения конфликта………………………….…23-26.
Методы разрешения детско-родительских конфликтов и их эффект………………………………………………………………………..26-28.
Выводы………………………………………………..……….……………..29-30.
Заключение…………………………………………………………………..31-32.
Литература…………………………………………
Немотивированный негативизм раннего детского возраста – закономерный этап формирования личности. Маленький человек делает первые неловкие и наивные попытки продемонстрировать свое «я». Если не знать этого и стремиться во что бы то ни стало «переломить» малыша, он может вырасти робким, зависимым, слабовольным, не может отстаивать свои интересы. С другой стороны нельзя безоговорочно во всем ему уступать. Оптимальная «золотая середина»: в каких-то случаях уступать, в каких-то настаивать на подчинении приказу, не забывая, однако, что и для ребенка важно чувство собственного достоинства.
Многие родители хорошо знают, что капризам потакать нельзя. Но подчас они забывают, что капризы ребенка могут быть обусловлены его плохим самочувствием, и пытаются пресечь их крутыми мерами. А позже, когда все выясняется, родители, стремясь загладить свою вину, безоговорочно удовлетворяют все просьбы и требования ребенка и тем самым стимулируют его капризность. Чтобы не возникал такой порочный круг, необходимо прежде чем наказывать малыша, задуматься над причиной его необычного поведения.
Часто недовольство родителей вызывают бесконечные игры ребенка, от которых его очень трудно оторвать. Но ведь игра для детей и есть деятельности, активная жизнь; с помощью игры неосознанно отрабатываются важнейшие навыки, в том числе и общения. Многие психологи и педагоги справедливо указывают, что люди, лишенные в детстве игр со сверстниками, нередко малоконтактны. И это не удивительно. Ведь общение детей со сверстниками – великолепная школа жизни, где ежедневно то выигрываешь, то проигрываешь; то командуешь, то подчиняешься; то слушаешь, то слушаешься. Эгоизм, хвастливость, грубость и другие дефекты характера сглаживаются при этом легко и естественно. Поэтому не следует лишать детей радости игр, особенно коллективных.
Когда во взаимоотношениях родителей и детей возникают проблемы, то родители, как правило, видят причину в изменившемся поведении детей. И ждут, соответственно, что ребенок должен измениться, взяться за ум, начать слушаться. Родительские попытки решить эти проблемы, как следствие, тоже направлены на то, чтобы вызвать изменения в поведении ребенка. Если же отношения с родителями начинают восприниматься как проблема и самим ребенком, то он почти наверняка видит причины с точностью до наоборот: это все от того, что «предки заели», устанавливают необоснованные запреты, придираются по мелочам, и т.п. И ждет, что родители изменят свое поведение. Однако ни кто из них не прав, когда пытается решить возникшие проблемы, изменив поведение другого участника конфликта. Это тупиковый путь, ведущий лишь к усугублению конфликта и обострению взаимных обид. Реально можно изменить поведение лишь одного человека – самого себя. Попытки повлиять на других людей чаще всего ведут лишь к отчуждению.
Если между подростком и родителями существовал конфликт, то обычно его острота начинает снижается с того момента, когда родители признают, что ребенок уже вырос, и начинают относится к нему как к человеку, несущему самостоятельную ответственность за свои действия. Большинство поводов для конфликта при этом просто исчезает.
Особенно важным условием для предупреждения детско-родительского конфликта является соблюдение в семейном воспитании следующих принципов:
Наиболее благоприятный
вариант взаимоотношений
Достаточно хороший вариант взаимоотношений, когда родители стараются вникать в интересы детей и дети делятся с ними, но уже возможны некоторые «трещинки» во взаимоотношениях, если родители не обладают необходимой чуткостью и тактом, недостаточно бережно относятся к секретам детей, не успевают за динамизмом развития детей, «сфальшивят» в тоне разговора.
Есть еще ряд частных принципов, но не менее значимых для предотвращения семейного конфликта: запрещение физических наказаний, запрещение читать чужие письма и дневника, не морализировать, не говорить слишком много, не требовать немедленного повиновения, не потакать и др. Все принципы, однако, сводятся к одной мысли: детям рады в семье не потому, что дети хорошие, с ними легко, а дети хорошие и с ними легко оттого, что им рады.
2.4. Методы разрешения детско-родительских конфликтов и их эффект.
Практически у всех родителей есть ясные или смутные идеальные представления о том, какими должны быть их дети, т.е. какие знания, нравственные ценности и формы поведения они должны усвоить в процессе развития. Пытаясь воплотить в детях эти идеальные образы, родители пробуют разнообразные стратегии, поскольку для достижения каждой цели необходимы свои методы. Используя методы подкрепления и наказания, родители пытаются привести в соответствие с собственными и общественными ценностями и нормами фактическое поведение ребенка. Фактически задачей социализации можно считать развитие у ребенка саморегуляции. То есть конечной целью применения дисциплинарных методов служит формирование у ребенка внутренней мотивации, собственного желания вести себя социально приемлемым образом.
Подкрепление. Подкрепление (или награда) может быть социальным (похвала, ласка) или несоциальным (подарки, послабления). Для маленьких детей подкрепление наиболее эффективно, если происходит непосредственно после демонстрирования желательного поведения, для старших детей незамедлительность не столь существенна.
Внешние награды следует использовать с осторожностью, особенно если поведение ребенка спонтанно, внутренне не мотивированно, так как при определенных обстоятельствах подобные награды в действительности могут снизить интерес ребенка к поощряемой деятельности. Наиболее эффективными являются награды отвечающие принципу минимальной достаточности, который гласит, что наиболее эффективными средствами долговременного изменения поведения ребенка являются награды, необходимые и достаточные для того, чтобы ребенок усвоил поведение. Минимально достаточные награды в большей степени способствуют интериоризации норм.
Наказание. Большинство родителей считают, что в некоторых ситуациях необходимо наказывать ребенка, особенно когда нужно научить его избегать опасностей. Наказание необходимо, но лишь тогда, когда поведение ребенка изменить другим способом практически невозможно. Если все же возникает нужда в наказании, то для усиления воспитательного эффекта наказания по возможности должны следовать непосредственно за заслужившим их поступком.
Наказание должно быть справедливым, но не жестоким. Как метод воздействия, наказание должно применяться с учетом возраста ребенка. Очень суровое наказание может вызвать у ребенка страх (дети младшего возраста), или озлобленность (подростки). Правила социального поведения, которые навязываются такими чувствами, дети усваивают хуже всего. Наказание более эффективно в том случае, если проступок ребенка, за который он наказан, разумно ему объяснен. Установлено, что ребенок быстрее идет на компромисс, если понимает, почему он должен так поступать. Ребенок, которого часто наказывают или на которого часто кричат, отчуждается от родителей, становится эмоционально индифферентным, проявляет повышенную агрессивность.
Рассуждения о проступках зачастую являются весьма эффективными, приводя к стойким изменениям в поведении ребенка. Успешное применение индуктивных методов связано с позитивным общением между родителем и ребенком, с пониманием ребенком причин, по которым необходимо следовать нормам и указаниям, и с их интериоризацией.
Подражание и идентификация. Немаловажное значение в социализации ребенка в семье имеет родительский пример. Дети перенимают у родителей стиль поведения, манеры, мотивы, отношения и убеждения посредством подражания и идентификации. Эти процессы не предполагают, что родители целенаправленно обучают ребенка или пытаются влиять на его поведение, и не связаны с тем, что ребенок сознательно обучается. Фактически ребенок зачастую подражает не лучшему поведению родителей.
Подражание можно определить
как простое копирование
Выводы.
Объектом большинства исследовательских работ о семье до недавнего времени являлись наиболее значимые диадные (т.е. между двумя людьми) отношения, как правило, отношения между супругой и супругом. Семья – это сложная система, состоящая из множества взаимовлияющих и взаимозависимых подсистем (таких как мать–отец, мать-ребенок, отец – ребенок, брат-сестра, мать-отец-брат, бабушка-внук и т.д.). Таким образом, качество отношений между матерью и отцом может влиять на систему мать-ребенок и отец-ребенок, мать-отец; стабильные, благополучные супружеские отношения обуславливают благожелательное и заботливое родительское поведение; тогда как неудовлетворительные отношения между мужем и женой могут привести к напряженности и тревоге, которые отразятся на родительском поведении.
С системной точки зрения, диадные отношения, к примеру, между отцом и ребенком не могут выступать как независимые, их можно понять только в контексте семьи и ее разнообразных подсистем. Семья – «открытая» система; это означает, что она переживает периоды стабильности и периоды колебаний.
Используемые родителями методы воспитания – функция от множества взаимодействующих между собой факторов, которые включают в себя культурную и социальную среду, уровень развития ребенка, личностные особенности родителя и ребенка, а также контекст социальных отношений, в частности отношений между родителями.
Наиболее часто применяемые в воспитании методами являются награда, наказание и рассуждение или индукция. Награда (подкрепление) может быть социальной (например, похвала) и несоциальной (например, особые послабления). Эффективность социального подкрепления зависит от отношения ребенка с взрослым. Подкрепление бывает ненамеренным, например, когда ребенок ведет себя плохо, чтобы привлечь внимание взрослых. В этих условия родитель может попытаться пресечь нежелательные действия, проигнорировав их.
Если стратегия подкрепления не срабатывает, родители могут счесть нужным использовать наказание. Для того чтобы наказание было эффективным его следует применять как можно скорее после нежелательного поведения.
Наказание более эффективно, если исходит от заботливого, любящего родителя, а для пресечения нежелательных действий важна последовательность в его использовании. Запреты и наказания с большой вероятностью будут иметь запланированный эффект, если будут сопровождаться разъяснением и объяснением. Жестокое или несправедливое наказание может иметь негативный побочный эффект.
Дисциплинарные стратегии, не связанные с наказанием – называемые индуктивными методами – включают в себя рассуждения, указания на последствия нежелательных действий или апеллирование чувства собственного достоинства ребенка или его стремлению к превосходству.
Успешность применения этих методов зависит от эффективности общения родителей с ребенком, а так же от понимания ребенком причин, по которым необходимо следовать правилам и указаниям.
Дети социализируются не только по средствам прямого общения, но и через родительский пример, т.е. через подражание и идентификацию. Подражание – это копирование чьих-либо действий. Идентификация – более тонкий механизм, по средствам которого человек усваивает отдельные характеристики или общие поведенческие модели другого человека. Идентификация ребенка зависит от наличия стойкой эмоциональной привязанности к человеку, поведение которого перенимает ребенок, а также от осознания ребенком своего сходства с человеком.
Заключение.
Отношения взрослых и детей, в каких бы конкретно условиях они не складывались, все равно подразумевают определенное неравенство, иерархию, поэтому и ответственность за конфликты в основном возлагается на родителей, потому что они старше.
Психологический конфликт в детско-родительских отношениях имеет в своей основе ряд причин: это непонимание взаимодействующих сторон; неуважение друг к другу; кризисы, которые возникают у детей и родителей в силу определенных обстоятельств, или возрастных особенностей; конфликты между супругами; развод; незнание элементарных правил поведения; основ психологии, педагогики, медицины, и ряд других основных и специфических факторов.
При возникновении конфликтогенной ситуации с участием детей, особенно подросткового возраста, конфликт часто движется в направлении интенсификации, а не погашения. Этот процесс получил название эскалации. Чем опасен такой ход развития конфликта, тем, что он может дойти до крайней черты, тупиковой ситуации, когда конфронтация реально угрожает превратиться в саморазрушающее действие для оппонента. При таком развитии оппоненты, либо одна из сторон, дети и/или родители, начинают бить по больным местам, стараются больнее укусить. Естественно, что такой вариант не может оказать позитивного действия на детско-родительские отношения. Тогда на помощь приходят знания о том, как предупредить конфликт.
Информация о работе Детско-родительские конфликты. Условия их предупреждения. Методы разрешения