Детско-родительские конфликты. Условия их предупреждения. Методы разрешения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 00:44, курсовая работа

Краткое описание

Психологический конфликт в детско-родительских отношениях относится к семейно-бытовому конфликту, и является основной причиной эмоциональных стрессов и неврозов. И от этих конфликтов не застрахованы даже любящие друг друга люди. Дело в том, что для семейного благополучия, кроме всех прочих условий, человеку нужны определенные знания психологии, педагогики, медицины и т.д. с этой точки зрения особенно важно рассмотреть проблему конфликтов между родителями и детьми.

Содержание

Введение………………………………………………………..………….……3-4.
Глава 1.Семейные конфликты и их характеристика.
1.1 Характеристика семейных конфликтов………………………………..4-7.
1.2.Причины семейных конфликтов……………………………………....7-14.
Выводы…………………………….……………………………………........15-17.
Глава 2. Психологический конфликт в детско-родительских отношениях.
2.1.Психологический конфликт в детско-родительских отношениях...18-20.
Симптомы и факторы эскалации……………………………….…20-23.
Условия предупреждения конфликта………………………….…23-26.
Методы разрешения детско-родительских конфликтов и их эффект………………………………………………………………………..26-28.
Выводы………………………………………………..……….……………..29-30.
Заключение…………………………………………………………………..31-32.
Литература…………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Психологический конфликт в детско.doc

— 158.00 Кб (Скачать файл)

Постоянно возникающие конфликты могут негативно сказаться не только на супружеских отношениях, но и на нравственном, психическом развитии ребёнка. Ведь психика малыша, его душевный склад, восприятие и отношение к окружающему миру, другим людям и себе самому формируются под влиянием той атмосферы, которая царит в родном доме. Эмоциональный настрой, доминирующий во взаимоотношениях супругов, имеет здесь немаловажное значение. Проходит совсем немного времени, и постоянно ссорящиеся молодые папы и мамы начинают удивляться, откуда у их малыша появились не очень приятные свойства и качества: драчливость, жадность, капризность, чрезмерная застенчивость, лживость, возникновение которых в свою очередь ведёт к серьёзному осложнению и без того натянутых отношений.

Дети – это и новое качество супружеских отношений. Раньше была любовь друг к другу – теперь она дополняется совместной любовью к ребёнку и в порядке обратной связи – любовью детей к родителям.

Воспитание детей – это, прежде всего самовоспитание родителей. С появлением ребёнка возникает необходимость многое знать и уметь, развивать свои силы и способности, чтобы соответствовать идеалу отца и матери. Ведь ребёнок постоянно наблюдает поведение старших, вначале подражает ему, а, повзрослев, сознательно избирает идеалом родителей или… не избирает. Поэтому нельзя в семье казаться хорошим, а нужно таковым быть на самом деле.

Частыми причинами аномалий в воспитании детей являются систематические  нарушения супругами этики внутрисемейных отношений, отсутствие взаимного доверия, внимания и заботы, уважения, психологической поддержки и защиты. Нередко причиной такого рода аномалий является неоднозначность понимания супругами семейных ролей, завышенные требования, предъявляемые супругами друг к другу. Но самыми, пожалуй, существенными факторами, отрицательно сказывающимися на воспитании детей, является несовместимость нравственных позиций супругов, рассогласование их точек зрения на честь, мораль, совесть, долг, обязанности перед семьёй, меру ответственности за состояние дел в семье.

Основными путями и способами  практического устранения отрицательного влияние перечисленных факторов на воспитание детей являются достижение взаимопонимания и гармонизации личных взаимоотношений супругов.

Семейное счастье зависит  от обоих супругов. Если один идёт на встречу другому, а тот уклоняется от примирения, то супруги могут  разминуться раз, другой.… А затем может наступить окончательный разрыв.

Семейное счастье –  это постоянный творческий труд каждого из супругов, напряжённая ежедневная деятельность.

Глава 2. Психологический конфликт в детско-родительских отношениях.

2.1. Психологический конфликт в детско-родительских отношениях.

Пожалуй, нет семьи, где  бы ни возникали хотя бы кратковременные конфликты между родителями и детьми. Часто повинны в этом сами родители. Так случается, что они не понимают особенностей психики детей и подростков, не знают их типичных «поведенческих реакций».

Подчас источник внутрисемейных недоразумений в недостатке медицинских познаний. Например, у малыша ночное недержание мочи, а родители, не понимая, что ребенок в этом не повинен, стыдят, высмеивают, а то и наказывают его. Ребенок нервничает, озлобляется. Порой аналогичная ситуация возникает и в случае подросткового онанизма. Иная мать, заподозрив  у сына эту привычку, поднимает такую панику, что впору хоть из дома бежать. А ведь, согласно исследованиям сексопатологов, редко кому из мальчиков-подростков удается миновать эту «обходную тропинку полового удовлетворения».

Родителям следует знать, что в каждом возрастном периоде дети склонны к определенным конфликтам. Прежде всего, это касается детей, воспитывающихся в неполной семье (обычно без отца) или при нормальных взаимоотношениях родителей. Деспотизм отца, игнорирующего интересы всех членов семьи, отсутствие душевной теплоты или неприязнь родителей друг к другу создают благоприятные условия для развития неврозов у детей. Конфликтность может не только усилиться, но и привести к развитию  патохарактерологических реакций, неврозов, формированию психопатического развития на базе акцентуированных черт, если родители недооценивают специфику характера детей.

Конфликты между родителями и детьми могут быть и по причинам обоюдной неправоты. Педагогическая несостоятельность  родителей, жестокие, варварские методы воспитания, либо чрезмерная избалованность детей могут приводить к полному взаимному отчуждению, враждебности между детьми и родителями.

Часто жизненные стремления детей могут вызвать в семье  конфликты, и справедливые огорчения родителей вызывают односторонние увлечения детей во вред учебе, появление вредных склонностей к курению, выпивке, наркотикам. И хотя родители правы, ни их дети обычно убеждены, что правы не родители, а они сами лучше знают, как им жить. Родителям важно разобраться в мотивах стремлений детей, проявляя достаточно уважения к их доводам и аргументам, убедительно раскрывая и свои аргументы.

Особенно часто возникают  конфликты родителей с детьми подросткового возраста. Дело в том, что в этом «переходном периоде» в организме происходят существенные физиологические и психологические сдвиги. Наиболее общими психологическими чертами в этом возрасте являются эмоциональная неустойчивость, сочетание противоречивых свойств и стремлений.

Свойственное подросткам обострение потребности отстаивать свою самостоятельность, независимость от старшего поколения, особенно от родителей, носит название «возрастной эмансипации». Это явление необходимо для того, чтобы подросток в будущем достиг зрелости и самостоятельности. И если иногда в детско-родительских отношениях это превращается в проблему, то это проблема не столько подростков, сколько их родителей, слишком привыкших воспринимать своего ребенка как существо зависимое, несамостоятельное и полностью подчиненное их воле. Часто этот конфликт проявляется наиболее ярко в отношениях даже не с родителями, а с бабушками и дедушками.

Построение отношений  не на основе равенства, самостоятельности и доверия, а на основе взаимного подчинения превращаются в конфликт. Родители слишком долго и упорно продолжают воспринимать подростка как существа, не способное к самостоятельным решениям и зависимое от них даже в мелочах. Как только это прекращается, конфликт отступает на второй план, отношения становятся ближе и доверительнее.

Не столь уж редка ситуация, когда родители упорно пытаются «воспитывать» детей, желая реализовать с их помощью какие-нибудь свои ожидания, рассуждая по принципу: «Ну ладно, из меня – то певец не получился, но уж сына я музыкантом сделаю!» Часто это сопровождается своеобразной жертвенной позицией родителя: дескать, я живу ради ребенка и сделаю для него все, что считаю нужным, - не важно, хочет он этого или нет. Обычно это ведет к конфликту, поскольку ребенок прекрасно чувствует, что в нем видят не самостоятельную личность со своими целями и мечтами, а пытаются заставить его жить чужой жизнью. Естественно, это вызывает протест со стороны подросших детей.

Подобный конфликт, кстати, характерен, только, для тех семей, где родителям не удалось воплотить в жизнь свои планы и мечтания, но не редко и для тех, где родителям удалось достигнуть многого, приобрести весомый статус в обществе. Такие родители обычно предъявляют к ребенку повышенные ожидания, ждут, что он «догонит и перегонит» их.

 

    1. Симптомы и факторы эскалации.

Часто в конфликте происходит быстрое обострение борьбы, что свидетельствует об эскалации конфликта. Эскалация заключается в резкой интенсификации борьбы оппонентов. Симптомами эскалации являются: сужение когнитивной сферы, возникновение образа врага, рост эмоционального напряжения, переход к личным выпадам, рост иерархического ранга нарушаемых и защищаемых интересов и их поляризация, применение насилия, потеря первоначального объекта разногласия, расширение границ конфликта. Противостоящие стороны мобилизуют дополнительные силы и средства, ресурсы и контрресурсы. Дело может дойти до крайней черты, тупиковой ситуации, когда конфронтация реально угрожает превратиться в саморазрушающее действие.

Эскалации предшествует фаза выбора путей дальнейшего взаимодействия оппонентов. Выбор возможен двоякий: либо при сложившейся расстановке сил искать примирения, снижать уровень напряженности в отношениях, делать уступки и таким образом идти на прекращение конфликта, перевод его вновь в скрытую форму с тем, чтобы в последующем вернуться к исходной конфликтной ситуации; либо эскалация, продолжение конфликта, доведение его до более высокой степени обострения.

Факторами, вызывающими эскалацию являются чувственно обусловленные столкновения, берут верх эмоции, которые мешают участникам конфликтов взглянуть на себя со стороны, сковывают свободу выбора способов конфликтного поведения. Резкое обострение расхождений, выход на позиции прямой конфронтации, стороны атакуют друг друга, вызывая ответные действия, противодействие. Происходит неизбежный обмен ударами, назначение которых – наступление на позиции оппонентов, нейтрализация угрозы с их стороны. Эмоционально такое поведение очень часто сопровождается нарастанием агрессивности, переходом от предупрежденности и неприязни к психологической несовместимости и откровенной враждебности. Поэтому для конфликтующих сторон важно с самого начала действовать, опираясь на сознание и интуицию, ограничивая проявление эмоций, особенно отрицательных.

Эскалация конфликта  в детско-родительских отношениях происходит в основном из-за ряда кризисов, которые переживают дети. У подростков этот кризис проявляется в кризисе независимости – сопровождается демонстративным упрямством, строптивостью, полным отрицанием авторитета взрослых, враждебным отношением к любым их требованиям. Как будто подросток встал на тропу войны со всем миром взрослых и борется с любым влиянием – не важно, положительным или отрицательным. Эта борьба протекает в формах, тяжелых и изнурительных, прежде всего для родителей: например подростки интуитивно улавливают что именно тех больше всего раздражает, и упорно делают именно это. Родители ценят аккуратность и порядок – подросток будет проявлять неряшливость и устроит дома настоящий хаос. Если не любят скандалов – обеспечит им ежевечернее бурное выяснение отношений. И так далее. По сути, для ребенка это способ отстоять свою свободу и показать родителям их бессилие.

У многих родителей, особенно молодых, вызывает недоумение и гнев детский негативизм, характерный, прежде всего для двух - пятилетних малышей. Ребенок эпизодически безо всякой причины наотрез отказывается подчиняться какому-либо требованию, приказанию. И, как правило, ни уговоры, ни угрозы, ни даже физическое наказание не помогают. Малыш горько рыдает, но стоит на своем. Правда, позже, успокоившись, он чувствует свою вину, заверяет, что «больше не будет».

Вот жизненные позиции, которые при разного рода конфликтах между детьми и родителями приводят к эскалации.

У родителей:

    • Нежелание принимать происходящие изменения: «Он же еще совсем ребенок! Так почему мы должны начинать относиться к нему как к взрослому?»;
    • Неуместная властность, доминантность: «В семье главный я! А кому не нравится – может убираться прочь»;
    • Абсолютизация своего жизненного опыта, восприятие жизни молодых как чего-то неправильного.

У детей и родителей:

  • Отсутствие гибкости, бескомпромиссность: «Будет так, как я хочу, и точка!»;
  • Абсолютная уверенность в верности своей точки зрения: «есть два мнения: одно мое, другое неправильное!»
  • Уход от контакта, нежелание обсуждать проблемы: «Чего пристал со своими нравоучениями? Закрой дверь!»

Таким образов мы видим, что конфликты в детско-родительских отношениях неизбежны, и лишь от грамотности  родительского поведения с ребенком зависит насколько далеко зайдет конфликт.

 

    1. Условия предупреждения конфликта.

Предупреждение конфликта  основано, в первую очередь, на предвосхищении и блокировании источников конфликтов. Обычно люди уже в предконфликтной  ситуации в состоянии понять, что  появились проблемы, которые могут  вызвать осложнение их взаимоотношений. Во многих случаях эти проблемы, возможно, решить, не ожидая, чтобы дело дошло до конфликта.

В конфликтной ситуации нельзя:

  • Критически оценивать партнера;
  • Приписывать ему низменные или плохие намерения;
  • Демонстрировать знаки превосходства;
  • Обвинять и приписывать ответственность за конфликт только оппоненту;
  • Игнорировать его интересы;
  • Видеть все только со своей позиции;
  • Преуменьшать вклад и заслуги оппонента;
  • Преувеличивать свои заслуги;
  • Раздражать, кричать нападать;
  • Задевать «болевые точки » оппонента;
  • Обрушивать на оппонента множество претензий.

Как уже было сказано, даже любящие друг друга люди не застрахованы от конфликтов. Родителям необходимо иметь информацию о возрастных изменениях их ребенка, и придерживаться соответствующих возрасту правил и принципов. 

Информация о работе Детско-родительские конфликты. Условия их предупреждения. Методы разрешения