Детство – как социокультурный феномен, особенности становления психики в разных общественных и исторических условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 23:10, контрольная работа

Краткое описание

Детство — всем хорошо известное, но мало понятое явление социального мира. Его специального определения нет в психологических и педагогических словарях, однако термин «детство» используется широко, многопланово и многозначно. Детство — это процесс постоянного физического роста, накопления психических новообразований, освоения социального пространства, определения собственной самоорганизации, которая происходит и постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах ребенка со взрослыми и другими детьми

Содержание

Введение __________________________________________________________ 3
1. Исторический анализ понятия «детство»______________________________ 4
А) Образы детства в сознании художников___________________________4
Б) Тенденции в эволюции детской одежды___________________________ 5
В) Периоды жизни в живописи и скульптуре_________________________ 6
2. Психогенная теория истории детства Л. Демоза________________________7
3. Детство - как общественный феномен________________________________ 9
4. Закономерности развития детства в трудах Д.Б.Эльконина _____________ 10
Заключение ______________________________________________________ 12
Список литературы_________________________________________________ 14

Вложенные файлы: 1 файл

психология.doc

— 81.00 Кб (Скачать файл)

                             

Содержание 
 

Введение __________________________________________________________ 3

1. Исторический  анализ понятия «детство»______________________________ 4

       А) Образы детства в сознании художников___________________________4

      Б) Тенденции в эволюции детской одежды___________________________ 5

       В) Периоды жизни в живописи  и скульптуре_________________________ 6

2. Психогенная теория истории детства Л. Демоза________________________7

3. Детство - как общественный феномен________________________________ 9

4. Закономерности  развития детства в трудах Д.Б.Эльконина  _____________ 10

Заключение  ______________________________________________________ 12

Список литературы_________________________________________________ 14 

 

3

Введение 

          Детство — всем хорошо известное, но мало понятое явление социального мира. Его специального определения нет в психологических и педагогических словарях, однако термин «детство» используется широко, многопланово и многозначно. Детство — это процесс постоянного физического роста, накопления психических новообразований, освоения социального пространства, определения  собственной самоорганизации, которая происходит и постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах ребенка со взрослыми и другими детьми[3, с.4].                                      

      Человек, появляясь на свет, наделен лишь самыми элементарными механизмами для поддержания жизни. По физическому строению, организации нервной системы, по типам деятельности и способам ее регуляции человек — наиболее совершенное существо в природе.  Как правило, чем выше стоит живое существо в ряду животных, тем дольше длится его детство, тем беспомощнее это существо при рождении. Таков один из парадоксов природы, который предопределяет историю детства.

       Детство — период, продолжающийся от новорожденности до полной социальной и, следовательно, психологической зрелости. Это период становления ребенка полноценным членом человеческого общества[2, с.8].

    При этом продолжительность детства в первобытном обществе не равна продолжительности детства в эпоху Средневековья или в наши дни. Этапы детства человека — продукт истории, и они столь же подвержены изменению, как и тысячи лет назад. Поэтому нельзя изучать детство ребенка и законы его становления вне развития человеческого общества и законов, определяющих его развитие. Продолжительность детства находится в прямой зависимости от уровня материальной и духовной культуры общества. Заостряя внимание именно на истории умственного развития ребенка, следует отличать ее как от развития ребенка в онтогенезе, так и от неравномерного развития детей в различных современных культурах.  
 

    4

    1. Исторический анализ  понятия «детство»

Проблема истории  детства -  одна из наиболее трудных  в современной детской психологии. Этнографам хорошо известно, что памятники культуры, имеющие отношение к детям, бедны.  Археологи находят игрушки, они оказываются, как правило, предметами культа, которые в древности клали в могилы, чтобы они служили хозяину в загробном мире. Миниатюрные изображения людей и животных использовались также в целях колдовства и магии. 

    Так, в литературе XIX века мы находим многочисленные свидетельства отсутствия детства  у пролетарских детей.  А  в  исследовании положения рабочего класса в Англии выяснилось, что почти все дети  неимущих родителей работали с восьмилетнего возраста, рабочее время составляло 14-16 часов.

    Принято считать, что статус детства пролетарского  ребенка формируется лишь в XIX – XX веках, когда с помощью законодательства об охране детства начал запрещаться детский труд. Принятые юридические законы не способны обеспечить детство для трудящихся низших слоев общества (уход за малышами, домашние работы, некоторые сельскохозяйственные работы). Таким образом, нельзя говорить о статусе детства, не учитывая положения родителей в социальной структуре общества.  "Конвенция о правах ребенка", принятая Юнеско в 1989 году и ратифицированная большинством стран мира, направлена на обеспечение полноценного развития личности ребенка.

    Исторически понятие детства связывается не с биологическим состоянием незрелости, а с определенным социальным статусом, с кругом прав и обязанностей, присущих этому периоду жизни, с набором доступных для него видов и форм деятельности. Много интересных фактов, касающиеся детства было собрано французским демографом и историком Филиппом Ариесом.    

    А) Образы детства в  сознании художников

Ф. Ариеса интересовало, как в ходе истории  в сознании художников, писателей  и ученых складывалось понятие детства, чем оно отличалось в различные исторические эпохи. Его исследования в области изобразительного искусства

    5

привели его к выводу, что вплоть до XIII века искусство не обращалось к детям, художники даже не пытались их изображать. Детские образы в живописи XIII века встречаются лишь в религиозно-аллегорических сюжетах. Это ангелы, младенец Иисус и нагое дитя как символ души умершего. Изображение реальных детей долго отсутствовало в живописи. Никто, очевидно, не считал, что ребенок заключает в себе человеческую личность. Если же в произведениях искусства и появлялись дети, то они изображались как уменьшенные взрослые. Тогда не было знания об особенностях и природе детства. Слово "ребенок" долго не имело того точного значения, которое придается ему сейчас.  Детство считалось периодом быстро проходящим и малоценным. Безразличие по отношению к детству, по мнению Ф. Ариеса, было прямым следствием демографической ситуации того времени, отличавшейся высокой рождаемостью и большой детской смертностью. Признаком преодоления безразличия к детству, как считает французский демограф, служит появление в XVI веке портретов умерших детей. "Их смерть, — пишет он, — теперь переживалась как невосполнимая утрата, а не как вполне естественное событие". Преодоление равнодушия к детям происходит,  не раньше XVII века, когда впервые на полотнах художников начинают появляться портретные изображения реальных детей. Как правило, это были портреты детей влиятельных лиц или царственных особ в детском возрасте.  По мнению Ф. Ариеса, открытие детства началось в XIII веке, его развитие можно проследить в истории живописи XIV – XVI веков, но очевидность этого открытия наиболее полно проявляется в конце XVI и в течение всего XVII столетия.  

          Б)Тенденции  в эволюции детской  одежды 

    Важным  символом изменения отношения к детству служит, по мысли исследователя, одежда.   Только в XVI – XVII веках появляется специальная детская одежда, отличающая ребенка от взрослого. Интересно, что для мальчиков и девочек в возрасте 2 – 4 лет одежда была одинаковой и состояла из детского платьица.  Чтобы отличить мальчика от мужчины, его одевали в костюм женщины, и этот

    6

костюм  просуществовал до начала нашего столетия, несмотря на изменение общества и  удлинение периода детства. Отметим, что в крестьянских семьях до революции дети и взрослые одевались одинаково. 

    Анализируя  портретные изображения детей на старинных картинах и описание детского костюма в литературе, Ф. Ариес  выделяет три тенденции в эволюции детской одежды:

  1. феминизация — костюм для мальчиков во многом повторяет детали женской одежды;
  2. архаизация — одежда детей в данное историческое время запаздывает по сравнению с взрослой модой и во многом повторяет взрослый костюм прошлой эпохи (так у мальчиков появились короткие штаны);
  3. использование для детей высших сословий обычного взрослого костюма низших сословий (крестьянской одежды).

    Формирование  детского костюма стало внешним  проявлением глубоких внутренних изменений  отношения к детям в обществе. Теперь дети начинают занимать важное место в жизни взрослых[2, с.12]. 

          В) Периоды жизни  в живописи и скульптуре

     

    Открытие  детства позволило описать полный цикл человеческой жизни. Для характеристики возрастных периодов жизни в научных  сочинениях XVI – XVII веков использовалась терминология, которая до сих пор  употребляется в научной и разговорной речи: детство, отрочество, юность, молодость, зрелость, старость, сенильность (глубокая старость). Но современное значение этих слов не соответствует их первоначальному смыслу. В старину периоды жизни соотносились с четырьмя временами года, с семью планетами, с двенадцатью знаками зодиака. Совпадение чисел воспринималось как один из показателей фундаментального единства Природы.

    В области искусства представления  о периодах человеческой жизни нашли  отражение в росписи колонн Дворца Дожей в Венеции, во многих гравюрах XVI –

    7

XIX веков,  в живописи и скульптуре. Выбор  игрушек символизирует возраст детей: школьный возраст — мальчики учатся читать, держат книги в руках, а девочки учатся вязать; возраст любви и спорта — юноши и девушки вместе гуляют на празднике; возраст войны и рыцарства — человек, стреляющий из ружья; зрелость — изображены судья и ученый.

      Детство -  как социокультурный  феномен носит конкретно-исторический  характер и имеет свою историю  развития. Главная социальная функция детства состоит в подготовке человека к взрослому самостоятельному труду, она определяет специфику возрастной дифференциации, продолжительность и своеобразие детства. На характер и содержание отдельных периодов детства также влияют конкретные социально-экономические и этнокультурные особенности общества, где растет ребенок, и в первую очередь - система общественного воспитания.  

    2. Психогенная теория истории детства Л. Демоза 

        Особый интерес представляет психогенная теория истории детства американского психоаналитика, социолога и историка Л. Демоза, который не описывает отдельные исторические периоды и факты, а устанавливает общие законы и причины исторического развития, которые, на его взгляд, коренятся во взаимоотношении детей и родителей.

           В соответствии со своими идеями Л. Демоз подразделяет всю историю детства на шесть периодов, каждому из которых соответствует определенный стиль воспитания и форма взаимоотношений между родителями и детьми.

1. Инфантицидный стиль (с древности до четвертого века нашей эры) характеризуется массовым детоубийством, а те дети, которым удалось выжить, становились жертвами насилия. Символ этого стиля – образ Медеи.

2. Бросающий стиль (с четвертого по тринадцатый века). С признанием культурой у ребенка души инфантицид снижается, однако ребенок для родителей остается объектом проекций, реактивных образований. Главное средство избавления от них –

8

оставление  ребенка, стремление сбыть его с  рук. Ребенка отдают кормилице, либо в монастырь или на воспитание в чужую семью, либо заброшенным и угнетенным держат в собственном доме.

Символом  этого стиля может служить  Гризельда, оставившая своих детей  ради доказательства любви к мужу.

3. Амбивалентный стиль (с четырнадцатого по восемнадцатый века) характеризуется тем, что ребенку дозволено войти в эмоциональную жизнь родителей. Его уже окружают вниманием, но еще отказывают в самостоятельном духовном существовании. Типичный педагогический образ этой эпохи – "лепка" характера ребенка, как бы сделанного из мягкого воска или глины. Если он сопротивляется, его наказывают, беспощадно бьют, "выколачивая" своеволие.

4. Навязчивый стиль (восемнадцатый век). Родители становятся к ребенку гораздо ближе, его уже не считают простым объектом физического ухода или непонятным и опасным существом. Однако навязчивое стремление контролировать не только поведение, но и внутренний мир, мысли и волю ребенка усиливает конфликты отцов и детей.

5. Социализирующий стиль (девятнадцатый – середина двадцатого века) характеризуется тем, что целью воспитания становится не столько завоевание и подчинение ребенка, сколько тренировка его воли, подготовка к будущей самостоятельной жизни. Однако ребенок мыслится скорее объектом, чем субъектом социализации.

6. Помогающий стиль (середина двадцатого века) предполагает, что ребенок лучше родителей знает, что ему нужно на каждой стадии жизни. Поэтому родители стремятся не столько "дисциплинировать" или формировать его личность, сколько помогать индивидуальному развитию. Отсюда стремление к эмоциональной близости с детьми, пониманию, эмпатии, вниманию к творческим проявлениям личности.

  Данная теория  занимает особое место в ряду исследований детства, т.к. обладает одним неоспоримым достоинством – показывает динамику развития культуры детства, соотношение подражательности и творчества в истории детства

 9

в социокультурном аспекте.  

3.  Детство как общественный феномен 

    Дифференциация  возрастов человеческой жизни, по мнению Ф. Ариеса, формируется под влиянием социальных институтов, порождаемых развитием общества. Так, раннее детство впервые появляется внутри семьи, где оно связано со специфическим общением — "нежением" и "балованием" маленького ребенка, с которым можно  играть и при этом учить его и воспитывать. Такова первичная, "семейная" концепция детства. Однако такой подход к детям как к "очаровательным игрушкам" не мог долго оставаться неизменным.

    Развитие  общества привело к дальнейшему  изменению отношения к детям. Возникла новая концепция детства.

Информация о работе Детство – как социокультурный феномен, особенности становления психики в разных общественных и исторических условиях