Диагностика и развитие творческих способностей в дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2014 в 15:30, курсовая работа

Краткое описание

Глубокие социально-экономические и социально-культурные изменения в Республике Беларусь в значительной степени обусловлены процессами модернизации и инновационным прогрессом. Эти процессы приводят к необходимости развития творческой мысли в рамках современного общества, в котором на основе интеллектуального потенциала по-новому и успешно решаются социальные, экологические, экономические и культурные проблемы. В связи с этим появляется социальный запрос на людей, восприимчивых к новым идеям, способных находить в корне новые способы решения возникающих проблемных ситуаций.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по психологии.docx

— 182.89 Кб (Скачать файл)

 

 

1.4 Условия  успешного развития креативности  у дошкольников

 

 

С первыми проявлениями творческой фантазии у ребенка мы можем столкнуться в три года – время развития экспрессивной речи. К четырем одам возникает способность к оформлению замысла будущего действия. К пяти годам планирование и построение действия в уме в соответствии с замыслом еще не развито, это происходит позже на фоне усвоения социального опыта и развития речи [30, с. 73].

Постоянная возможность проявлять творческую активность непременно приведет к появлению у ребенка творческого мышления. Оно предполагает необыкновенную, не совсем привычную модель решения задач.

Первая фаза такой модели подразумевает длительное накопление информации всякого рода и попытки ее осознать в русле намеченной цели [13, с. 35].

Вторая фаза называется созреванием. Человек как бы отстраняется от задачи, отчаявшись, забывает о ней. Внешне никакие изменения ситуации не проявляются. Затем вдруг наступает третья фаза – озарение. Четвертая фаза –

контроль, детям, как правило, не свойственна [31].

Творческий акт, как система или целостный процесс выглядит следующим образом [28, с. 226]:

а) направленный перебор многих вариантов следствий из имеющихся фактов;

б) порождение выводов в данной предметной области;

в) включение в работу удачно сформированной базы знаний;

г) выбор приоритета среди вариантов перебора;

д) составление четкого образа, представления о формируемом объекте.

Безусловно, творческий процесс в дошкольном возрасте носит более сглаженный характер и требует большего количества затраченного времени. Небогатый сенсорный и жизненный опыт ограничивает возможности ребенка в целом, и в творческом процессе в частности. Недостаток времени на изучение и обследование объекта творчества и на обдумывание часто губит в детях творчество изначально. Со стороны взрослых требуется много внимания, терпения и разнообразной совместной деятельности для того, что бы у малыша развивался интеллект, появлялась творческая активность, а затем и творческая способность [33, с. 81].

В развитии творческой одаренности значительную роль играет прежде всего окружение ребенка. Семья, сверстники, школа, детский сад влияют на развитие личности одаренного ребенка, определяя личный опыт и особенности процесса социализации, которые могут быть решающими для развития одаренности (Монке, Бакстел и другие). В целом ряде исследований анализируется сложное взаимодействие социальных и психологических факторов в реализации творческого потенциала личности [34, с. 152].

В.Н. Дружинин считает, что креативность является свойством, которое актуализируется лишь тогда, когда это позволяет окружающая среда. Для формирования креативности необходимы следующие условия [35]:

а) отсутствие образца регламентированного поведения;

б) наличие позитивного образца творческого поведения;

в) создание условий для подражания творческому поведению;

г) социальное подкрепление творческого поведения.

Так же в исследовании И.В. Смолярчук была разработана методика изучения и развития творческого мышления старших дошкольников. Как показало исследование, успешность решения творческих задач дошкольниками определяется прежде всего наличием у ребенка мыслительных средств: комплексных и циклических представлений, образов включения. В комплексных представлениях предмет отражается в совокупности своих различных свойств [36]. Циклические представления отражают последовательные изменения объектов и явлений, что является основой предвидения будущих состояний изменяющегося объекта. О.М. Дьяченко было показано, что образы включения позволяют дошкольникам соотносить воспринимаемую реальность не с целостным предметным представлением, а с одной из его деталей. Построение образа носит уже не целостный, а расчлененный характер. Использование образов включения направляет детей на дифференцированное и индивидуализированное решение задач. Надо отметить, что в отечественной психологии качественные особенности развития объяснены с позиции культурно-исторической теории JI.С. Выготского, рассмотревшего проблему опосредования низших натуральных психических функций особыми психологическими орудиями – искусственными знаками, получаемыми объектом в процессе социального взаимодействия [37, с. 142].

Таким образом, по мнению большинства исследователей, креативность поддается развитию. Особенно эффективно воздействие на ее формирование в сензитивные периоды. Дошкольный возраст и подростковый являются таковыми (В.Н. Дружинин, Е.Л. Солдатова и другие). Так же развитию креативности должны способствовать определенные условия. Но многие авторы считают, что как бы не складывались эти условия, если в человеке нет творческих задатков, креативность развить невозможно.

Выводы по I главе:

а) отсутствуют определенные критерии оценки «творческого» (существуют подходы, которые берут за критерий – создание нового продукта, а также - реализация человеком собственной индивидуальности, при этом вовсе не обязательно создание какого-то .продукта и другое);

б) в отечественной психологии подчеркивается связь одаренности и эмоций индивида. Традиционно одаренность рассматривается как определенный (высший) уровень развития эмоциональной сферы личности (Р. Мей, Д. Г. Янг, JI. Хадсон, Ф. Барэнн, Р. Кеттел, X. П. Коул, А. М. Матюшкин);

в) существуют различные подходы к рассмотрению творческой способности как врожденной (не изменяющейся характеристике) и как поддающейся изменениям (при этом развитие креативности осуществляется разными способами);

г) большинство авторов (В.М. Астапова, E.JI. Барышникова и другие), анализирующих особенности эмоциональной сферы дошкольников отмечают высокий уровень тревожности, впечатлительности детей с высоким уровнем креативности, способность креативных детей ценить юмор и быть восприимчивыми к смешному. Отмечены и такие особенности как, дружба с детьми моложе или старше себя, агрессивность, организаторские способности, альтруизм, эмпатия;

е) креативность поддается развитию. Особенно эффективно воздействие на ее формирование в сензитивные периоды. Дошкольный возраст и подростковый являются таковыми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

\

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Эмпирическое исследование креативности и интеллекта дошкольников

 

 

Методологическим основанием для нашего исследования явились следующие положения:

Креативность - это личностное качество, базирующееся на развитии высших психических функций.

Проводя диагностическое исследование, мы руководствовались теоретической базой, разработанной Гилфордом о параметрах креативности:

а) способность к обнаружению и постановке проблем;

б) способность к генерированию большого числа идей;

в) гибкость - способность продуцировать разнообразные идеи;

г) оригинальность – способность отвечать на раздражители нестандартно;

д) способность усовершенствовать объект, добавляя детали;

е) способность решать проблемы, т. е. способность к анализу и синтезу.

 

 

2.1 Организация и методики исследования

 

 

Была определена выборка для проведения эмпирического исследования в количестве 31 чеовек дошкольного возраста. Возрастной диапазон испытуемых  составлял от 5 лет 5 мес. до 6 лет 3 мес.

Исследование проводилось на базе .

Диагностическая база исследования:

для диагностики уровня креативности был использован краткий тест творческого мышления П. Торренса «Незавершенные фигуры» (фигурная форма), адаптированный И.С. Авериной Е.И. Щеблановой (1995);

Методы исследования:

а) наблюдение включённое;

б) тестирование;

в) методы математической обработки данных;

г) методы компьютерной статистической обработки данных (F-критерий Фишера, U-критерия Манна-Уитни);

д) интерпретация.

Достоверность результатов исследования обусловлена непротиворечивостью исходных методологических положений, применением комплекса методов и методик, соответствующих предмету и задачам исследования, репрезентативностью выборки, а также применением методов математической статистики с использованием компьютерной программы статистической обработки данных SPSS.

Этапы исследования.

Исследование состояло из четырёх этапов.

Первый этап – теоретико-моделирующий. Проведен анализ теоретического и эмпирического материала по изучению теоретико-методологических основ креативности в контексте личностного развития, интеллекта. Осуществлялась методологическая обработка понятийного аппарата, выявлялась сущность, содержание креативности, интеллекта, возрастных особенностей старших дошкольников. Определены теоретико-методологические основы исследования, сформулированы цели, гипотеза и задачи работы.

Второй этап – эмпирический. Создан и апробирован исследовательский инструментарий. Проведено эмпирическое исследование креативности в дошкольном возрасте.

Третий этап – коррекционный. Разработаны рекомендации по развитию креативности в дошкольном возрасте.

Четвёртый этап – интерпретационный. Обобщены и проанализированы полученные результаты, сформулированы выводы.

Тест творческого мышления П. Торренса «Незавершенные фигуры» (фигурная форма), адаптированный И.С. Авериной Е.И. Щеблановой (1995).

Тест рассчитан на детей от 5 лет и старше. В ходе тестирования дети выполняли задание: «Завершение картинок». Основными факторами, учитываемыми при оценке выполнения заданий, являются продуктивность, гибкость, оригинальность и разработанность идеи. Скорость также является заданным параметром: на выполнение каждого задания отводится 10 минут, таким образом, процедура тестирования занимает от 35 до 45 минут. Тестирование дошкольников проводится индивидуально или в группах по 3-4 человека. Определение суммарного результата по заданию теста проводится по отдельности для каждого из четырех показателей: продуктивности, гибкости, оригинальности, разработанности. Эти общие баллы представляют собой «сырую» оценку показателей творческого мышления и интерпретируются в соответствии с нормами, разработанными для дошкольников П. Торренсом. Для сравнения результатов у разных детей «сырые» баллы переводились в значения Т- шкалы, которая имеет среднее значение (М), равное 100, и дисперсию, равную 10. Для выделения детей с высоким уровнем развития творческого потенциала были использованы квалификационные критерии отбора одаренных детей, приводимые в литературе: превышение стандартного отклонения в 2 раза по тесту, или превышение стандартного отклонения в 1,5 раза [32, с. 467-469].

Критерии креативности по П. Торренсу:

Беглость – отражает способность к порождению большого числа идей, выраженных в словесных формулировках или в виде рисунков, и измеряется числом результатов, соответствующих требованиям задания.

Гибкость - оценивает способность выдвигать разнообразные идеи, переходить от одного аспекта проблемы к другому, использовать разнообразные стратегии решения проблем. Низкие показатели гибкости могут свидетельствовать о ригидности (вязкости) мышления, низкой информированности, ограниченности интеллектуального развития или низкой мотивации. Высокие значения предполагают противоположные характеристики, но чрезвычайно высокая гибкость может отражать метание испытуемого от одного аспекта к другому и неспособность придерживаться единой линии в мышлении.

Оригинальность - характеризует способность к выдвижению идей, отличающихся от очевидных, банальных или твердо установленных. Те, кто получают высокие баллы по оригинальности, обычно, характеризуются высокой интеллектуальной активностью и неконформностью.

Разработанность -  детализация идей. Высокие значения этого показателя характерны для учащихся с высокой успеваемостью, для тех, кто способен к изобретательской и конструктивной деятельности.

В рамках проведённого диагностического исследования необходимо обозначить критерии результатов креативности: старшие дошкольники с высоким уровнем креативности  - результаты, выходящие за пределы верхней границы нормы, старшие дошкольники со средним и низким уровнем креативности - развитие творческого мышления в соответствии с возрастом, нижние границы нормы и результаты, выходящие за пределы нижней границы нормы).

 

 

2.2 Особенности  креативности дошкольников, воспитывающихся  в различных   дошкольных учреждениях

 

 

В ходе эмпирического исследования по выявлению уровня креативности у детей дошкольного возраста мы применяли краткий тест творческого мышления П. Торренса «Незавершенные фигуры» (фигурная форма). Параллельно с методикой были использованы включённое наблюдение и метод экспертных оценок (приложение А).

Таблица 2.2.1 – Результаты исследования уровня креативности у старших дошкольников, воспитывающихся в специализированном детском саду и дошкольников, воспитывающихся в традиционных детских садах.

 

Группа детей

Беглость (%)

Гибкость

(%)

Оригинальность

(%)

Разработанность

(%)

специализиров

анный д/с

(31 человека)

98,2

91

83

42

78,55

традиционный 

д/с

(35 человек)

95,5

82

67

33

69,4

достоверность

различий

(критерий 

Фишера)

-

φ*=2,20 при р≤0,05

φ*=2,20 при р≤0,05

φ*=2,20 при р≤0,05

φ*=2,20 при р≤0,05




 

Информация о работе Диагностика и развитие творческих способностей в дошкольном возрасте