Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 18:25, контрольная работа
В узком смысле диагностикой называют сам процесс распознавания болезни и оценки индивидуальных биологических особенностей и социального статуса субъекта, включающий целенаправленное медицинское обследование, истолкование полученных результатов и их обобщение в виде установленного диагноза.
Диагностика в социальной работе - необходимая стадия технологического процесса, начинающая работу в любой сфере обслуживания с любой категорией клиентов и любым типом социальных проблем.
Методы психологии
Для решения задач психологии применяются следующие методы:
лабораторный и естественный эксперимент;
наблюдение;
исследование продуктов деятельности;
анкетирование и тестирование;
биографический метод ;
психологическое моделирование;
сравнительно-генетический метод и др.
Методы социальной психологии
Социальная психология использует как методы общей психологии, так и методы социологии —
групповой эксперимент
беседа
анкетирование
интервьюирование
изучение документов
включенное
наблюдение (путем внедрения
наблюдение в тестовых ситуациях и др.
Существуют и специфические методы социальной психологии, одним из них является метод социометрии — измерение неофициальных взаимоотношений людей в группе. Графическое изображение этих отношений называется социограммой.
Методы социологии
Методы социологии - совокупность основных познавательных приемов, с помощью которых приходят к научным истинам. Социология использует две группы методов:
1. общенаучные,
характерные для всех наук, такие
как анализ, синтез, индукция, дедукция,
структурно-функциональный
2. специальные
(собственные, специфические)
опрос, в
виде анкетирования и
наблюдение;
анализ документов;
контент-анализ;
эксперимент;
социологический тест;
социометрический опрос (социометрия).
Классификация методов в социологии
По масштабу применения
Общенаучные (например, математические методы)
Частнонаучные (например, методы опроса)
По уровню знания
Теоретические (аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный метод и др.)
Эмпирические (наблюдение, анализ документов и т. д.)
По этапам исследования
Методы сбора
Методы обработки
Методы анализа
Методы социологического исследования делятся на методы сбора информации (метод анализа документов, метод наблюдения, метод опроса, метод эксперимента) и методы анализа материала (использование статистических группировок, шкалирование, выявление количественных зависимостей).
Методы социологического исследования
Наблюдение
Анкетирование
Интервью с открытыми вопросами
Тестирование
Анализ документа
Беседа
Включенное
Невключенное
Сплошной опрос
Выборочный вопрос
15.Какие
специфические, комплексные
Комплекс методов социальной работы и их характеристика
Под методом следует понимать сознательно и последовательно применяемый способ достижения цели, т. е. конкретные приемы и операции, применяемые для достижения индивидуальных или общественных позитивных изменений.
Применительно к области социальной работы для понимания места и роли методов важное значение имеет их классификация по степени общности, что обусловливается интегративным характером теории и практики социальной работы. По этому основанию можно выделить философские, общенаучные и частные специальные методы.
Философские методы представляются как единство мировоззренческой и методологической позиции субъекта в различных видах социальной деятельности.
Общенаучные методы находят применение в различных областях знаний и социальной практики. К этим методам относятся: анализ, синтез, индукция , дедукция, наблюдение, опрос, эксперимент, аналогия, моделирование и др. Они используются в практической деятельности в неявном виде, но имеют прямое отношение к принятию конкретных решений в тех или иных обстоятельствах, поиску адекватных этим обстоятельствам практических действий. Использование этих методов в процессе социальной работы определяется ее универсальным междисциплинарным характером.
Частные специальные методы состоят из специфических способов познания и преобразования отдельных областей реального мира, присущих той или иной конкретной системе знаний, составляют. Междисциплинарный, интегративный характер теории и практики социальной работы расширяет арсенал ее методов за счет общенаучных и специальных.
Основой для
классификации методов
Анализ практической
деятельности позволяет выделить три
основные группы методов социальной
работы: социально-экономические, организационно-
1. Социально-экономические методы объединяет все способы, с помощью которых специалисты оказывают воздействие на материальные, моральные, национальные, семейные и другие социальные интересы, а также потребности и ценности своих подопечных. Материальная мотивация и поддержка жизнедеятельности как отдельной личности, так и социальных групп, испытывающих в этом потребность, играют ведущую роль в системе социальной работы. Методы воздействия на социальные и экономические потребности и интересы используются в форме натуральной и денежной помощи, установления льгот, единовременных пособий и компенсаций, патронажа и бытового обслуживания, морального поощрения и санкций.
2. Организационно-
Организационные методы закрепляют права, полномочия, обязанности и ответственность различных звеньев в органах управления социальными службами, придают им функциональную определенность, обеспечивают «упреждающее» управленческое воздействие.
Распорядительные методы осуществляют оперативное уточнение задач, перераспределение сил и средств, решение эпизодически возникающих проблем, своевременно устраняют вскрытые недостатки. Будучи органически связаны с организационными методами, они придают системе социальной работы динамичность, гибкость и оперативность.
Эта группа
методов, базируясь на долговременном
закреплении организационных
Регламентирование представляет собой довольно жесткий способ организационного воздействия, заключающийся в разработке и введении в действие организационных положений, обязательных для исполнения (приказы, положения, инструкции т. п.).
Нормирование – менее жесткий способ, заключающийся в установлении нормативов с границами по верхнему и нижнему пределу, которые служат ориентировкой в деятельности социального работника (нормативы численности обслуживания клиентов, нормативы времени и т. д.).
Инструктирование
является наиболее мягким способом
организационного воздействия. Оно
заключается в разъяснении
3. Психолого-педагогические методы характеризуются косвенным воздействием и влиянием на человека через механизм социально-психологической и педагогической регуляции его социального самочувствия и поведения.
Этот механизм предполагает целенаправленное воздействие на сознание личности в интересах формирования у него устойчивых взглядов, принципов и норм поведения в конкретных социальных условиях места и времени. Сознание является высшим регулятором поведения, так как всякий импульс к действию всегда соотносится со сложившимися у человека взглядами, идеалами, принципами и нормами.
Главным
методом развития духовного мира
личности является убеждение. Он апеллирует
к логике, разуму человека, предполагает
достаточно высокий уровень
развития логического мышления.
Метод реализуется в
различных формах, прежде всего
, при помощи разъяснения, совета, аргументированной
рекомендации , положительных примеров
и образцов активной жизнедеятельности.
С помощью убеждения достигается
осмысленное освоение научных знаний,
социально-экономических
В практике социальной работы используются разновидности методов убеждения, такие, как информация, дискуссия и взаимное просвещение.
Информация – исходный метод – применяется при начальном ознакомлении с новыми идеями, теориями, фактами, составляющими основное содержание просвещения в той или иной области. Она очень важна при проведении профилактических мероприятий. Ее полнота, объективность, общественная значимость, ценность – непременное условие, которое обеспечивает успешность метода. Как правило, используются такие ее формы: рассказ, беседа, лекция и т. п. Среди приемов, стимулирующих интерес к информации, следует выделить: простоту, доступность и выразительность, логичность, доказательность, последовательность.
Дискуссия –
коррекционный метод, обеспечивает
обмен мнениями, способствует поддержке
и развитию нравственных, этических
представлений, формирует самокритичность
и готовность к диалогу, помогает
в преодолении ошибочных
17.Примеры
диагностических бланков в
БЛАНК
1) белый лист
с напечатанным обозначением
учреждения, лица, от которого будет
послано написанное на этом
листе письмо; 2) печатная бумага
с пробелами в тексте, куда
вставляются рукописью нужные
недостающие слова, бланки для
паспортов, квитанций,
БЛАНК - печатная или литографированная бумага, в тексте которой оставлены пробелы для вписания впоследствии нужных слов; таковы бланки для паспортов, квитанций, повесток и пр. Бланковая надпись на векселе - обозначение на обороте векселя звания, имени, отчества и фамилии векселенадписателя (который передает вексель другому), вместо полной передаточной надписи.
Информация о работе Диагностика как общая технология социальной работы