Диагностика как общая технология социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 18:25, контрольная работа

Краткое описание

В узком смысле диагностикой называют сам процесс распознавания болезни и оценки индивидуальных биологических особенностей и социального статуса субъекта, включающий целенаправленное медицинское обследование, истолкование полученных результатов и их обобщение в виде установленного диагноза.
Диагностика в социальной работе - необходимая стадия технологического процесса, начинающая работу в любой сфере обслуживания с любой категорией клиентов и любым типом социальных проблем.

Вложенные файлы: 1 файл

семинарчик.docx

— 45.26 Кб (Скачать файл)

Методы   психологии

Для решения  задач  психологии  применяются  следующие  методы:

лабораторный  и естественный эксперимент;

наблюдение;

 исследование  продуктов деятельности;

анкетирование и тестирование;

биографический  метод ;

психологическое моделирование;

сравнительно-генетический  метод  и др.

Методы  социальной психологии

Социальная   психология  использует как  методы  общей  психологии, так и методы  социологии —

 групповой  эксперимент

беседа

анкетирование

интервьюирование

изучение  документов

 включенное  наблюдение (путем внедрения исследователя  в изучаемую среду),

наблюдение  в тестовых ситуациях и др.

Существуют  и специфические  методы   социальной   психологии, одним из них является  метод социометрии — измерение неофициальных взаимоотношений людей в группе. Графическое изображение этих отношений называется социограммой.

Методы  социологии

Методы социологии - совокупность основных познавательных приемов, с помощью которых приходят к научным истинам. Социология использует две группы методов:

1. общенаучные,  характерные для всех наук, такие  как анализ, синтез, индукция, дедукция, структурно-функциональный метод,  системный подход и др;

2. специальные  (собственные, специфические) методы:

опрос, в  виде анкетирования и интервьюирования;

наблюдение;

анализ документов;

контент-анализ;

эксперимент;

социологический тест;

социометрический  опрос (социометрия).

Классификация методов в социологии

По масштабу применения

Общенаучные (например, математические методы)

Частнонаучные (например, методы опроса)

По уровню знания

Теоретические (аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный  метод и др.)

Эмпирические (наблюдение, анализ документов и т. д.)

По этапам исследования

Методы сбора

Методы обработки

Методы анализа

Методы социологического исследования делятся на методы сбора  информации (метод анализа документов, метод наблюдения, метод опроса, метод эксперимента) и методы анализа  материала (использование статистических группировок, шкалирование, выявление  количественных зависимостей).

Методы социологического исследования

Наблюдение

Анкетирование

Интервью с открытыми вопросами

Тестирование

Анализ документа

Беседа

Включенное

Невключенное

Сплошной  опрос

Выборочный  вопрос

15.Какие  специфические, комплексные методы  исследования разработаны и применяются  в практике социальной работы?

Комплекс  методов  социальной работы и  их  характеристика

Под методом  следует понимать сознательно и  последовательно  применяемый  способ достижения цели, т. е. конкретные приемы и операции, применяемые для достижения индивидуальных  или  общественных позитивных  изменений.

Применительно к области социальной работы для  понимания  места и роли методов  важное значение  имеет  их классификация  по степени общности, что обусловливается  интегративным характером теории и  практики социальной работы. По  этому  основанию можно выделить философские, общенаучные и  частные   специальные   методы.

Философские методы  представляются  как единство мировоззренческой и методологической позиции субъекта в различных видах социальной  деятельности. 

Общенаучные методы находят применение в различных областях знаний и социальной практики. К этим методам относятся: анализ,  синтез,  индукция , дедукция, наблюдение, опрос, эксперимент, аналогия, моделирование и др. Они используются  в практической деятельности  в неявном виде,  но  имеют прямое отношение к принятию конкретных решений в тех или иных обстоятельствах, поиску адекватных этим обстоятельствам практических действий. Использование этих методов в процессе   социальной   работы   определяется  ее универсальным междисциплинарным характером.

Частные специальные методы состоят из специфических способов познания и преобразования отдельных областей реального мира, присущих той или иной конкретной системе знаний, составляют. Междисциплинарный, интегративный характер теории и практики социальной работы расширяет арсенал ее методов за счет общенаучных и специальных.

Основой для  классификации методов социальной работы может служить мотивационная  характеристика способов воздействия  на состояние и поведение личности, группы или общности. Поскольку поведение  находится под влиянием разнообразных  мотивов, отличающихся как направлениями, так и силой, то для достижения целей в социальной работе возможно и необходимо одновременное использование  различных по своей направленности способов воздействия.

Анализ практической деятельности позволяет выделить три  основные группы методов социальной работы: социально-экономические, организационно-распорядительные и психолого-педагогические.

1. Социально-экономические методы объединяет все способы, с помощью которых специалисты оказывают воздействие на материальные, моральные, национальные, семейные и другие социальные интересы, а также потребности и ценности своих подопечных. Материальная мотивация и поддержка жизнедеятельности как отдельной личности, так и социальных групп, испытывающих в этом потребность, играют ведущую роль в системе социальной работы. Методы воздействия на социальные и экономические потребности и интересы используются в форме натуральной и денежной помощи, установления льгот, единовременных пособий и компенсаций, патронажа и бытового обслуживания, морального поощрения и санкций.

2. Организационно-распорядительные методы ориентированы, главным образом, на такие мотивы поведения людей, как осознанная необходимость общественной и трудовой дисциплины, чувство долга и ответственности. Эти методы устанавливают соотношение субординации и координации в социальной работе и лежат в основе управленческого воздействия организационной структуры социальных служб и отдельных специалистов. Их отличительной чертой является прямой характер воздействия, поскольку опираются они, прежде всего, на регламентирующие нормативно-правовые акты. В данной группе можно выделить некоторое различие между организационными и распорядительными методами.

Организационные методы закрепляют права, полномочия,  обязанности  и ответственность  различных звеньев в органах  управления социальными службами, придают  им функциональную определенность, обеспечивают «упреждающее» управленческое воздействие.

Распорядительные  методы  осуществляют  оперативное уточнение задач, перераспределение сил и средств, решение эпизодически возникающих проблем, своевременно устраняют вскрытые недостатки. Будучи органически связаны с организационными методами, они придают системе социальной работы динамичность,  гибкость  и оперативность.

Эта группа методов, базируясь на долговременном закреплении организационных связей, играет важную стабилизирующую роль в социальных отношениях. В зависимости  от места в структуре управления и характера стабилизирующего воздействия основными методами здесь являются регламентирование, нормирование и инструктирование.

Регламентирование представляет собой довольно жесткий  способ организационного воздействия, заключающийся в разработке и  введении в действие организационных  положений, обязательных для исполнения (приказы, положения, инструкции т. п.).

Нормирование  – менее жесткий способ, заключающийся  в установлении нормативов с границами  по верхнему и нижнему пределу, которые  служат ориентировкой в деятельности социального работника (нормативы  численности обслуживания клиентов, нормативы времени и т. д.).

Инструктирование  является наиболее  мягким  способом организационного воздействия. Оно  заключается в разъяснении обстановки, возможных трудностей и последствий  неправомерных действий, ошибок и  т. д. В социальной работе инструктирование имеет форму консультационной, информационной или методической помощи, направленной на защиту гражданских прав и свобод индивида.

3. Психолого-педагогические методы характеризуются косвенным воздействием и влиянием на человека через механизм социально-психологической и педагогической регуляции его социального самочувствия и поведения.

Этот  механизм  предполагает целенаправленное воздействие  на сознание личности в интересах  формирования у него устойчивых взглядов, принципов и норм поведения в  конкретных социальных условиях места  и времени. Сознание является высшим регулятором поведения, так как  всякий импульс к действию всегда соотносится со сложившимися у человека взглядами, идеалами, принципами и нормами.

Главным  методом развития духовного мира личности является убеждение. Он апеллирует к логике, разуму человека, предполагает достаточно  высокий  уровень  развития логического мышления.  Метод   реализуется   в   различных  формах, прежде  всего , при помощи разъяснения, совета, аргументированной  рекомендации , положительных примеров и образцов активной жизнедеятельности. С помощью  убеждения   достигается  осмысленное освоение научных знаний, социально-экономических ситуации, правовых норм, этических и эстетических эталонов.

В практике социальной работы используются разновидности  методов убеждения, такие, как информация, дискуссия и взаимное просвещение.

Информация  – исходный метод – применяется  при начальном ознакомлении с  новыми идеями, теориями,  фактами, составляющими основное содержание просвещения в той или иной области. Она очень важна при проведении профилактических мероприятий. Ее полнота,  объективность, общественная значимость, ценность – непременное условие,  которое обеспечивает успешность метода. Как правило,  используются  такие ее формы: рассказ,  беседа, лекция и т. п. Среди приемов, стимулирующих интерес к информации, следует выделить: простоту, доступность и выразительность, логичность, доказательность, последовательность. 

Дискуссия –  коррекционный метод, обеспечивает обмен мнениями, способствует  поддержке  и развитию нравственных, этических  представлений, формирует самокритичность  и готовность к диалогу, помогает в преодолении ошибочных взглядов.

17.Примеры  диагностических бланков в социальной  работе.

БЛАНК

1) белый лист  с напечатанным обозначением  учреждения, лица, от которого будет  послано написанное на этом  листе письмо; 2) печатная бумага  с пробелами в тексте, куда  вставляются рукописью нужные  недостающие слова, бланки для  паспортов, квитанций, повесток  и т. п.; 3) бланковая надпись  на векселе - обозначение собственноручно  звания, имени, отчества и фамилии  передающего вексель (вместо полной  передаточной надписи); 4) бланки  вексельные - запрещенные законом  векселя без текста с одною  подписью векселедателя.

БЛАНК - печатная или литографированная бумага, в тексте которой оставлены пробелы для вписания впоследствии нужных слов; таковы бланки для паспортов, квитанций, повесток и пр. Бланковая надпись на векселе - обозначение на обороте векселя звания, имени, отчества и фамилии векселенадписателя (который передает вексель другому), вместо полной передаточной надписи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Диагностика как общая технология социальной работы