Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 22:26, курсовая работа
Основными критериями при профотборе, как правило, являются престижный диплом и опыт работы. Только неквалифицированный труд допускает возможность игнорирования этих факторов при трудоустройстве. Иное дело, когда речь идет
о дополнительных требованиях к конкретному должностному лицу. В этой ситуации мы сталкиваемся с широчайшим разнообразием более или менее категоричных требований
и пожеланий. Среди прочих, встречаются пожелания относительно возраста и пола, семейного положения и прописки, дополнительных знаний и умений (владение иностранными языками, компьютером, наличие водительских прав и т. п.), личностных
и деловых качеств.
1. Введение. Традиционные процедуры профотбора. Актуальность исследования коммуникативных установок личности.
1.1. Взаимосвязь общения и деятельности человека.
1.2. Понятие темперамента. Основные компоненты темперамента.
1.3. Краткие сведения из истории об основных теориях темперамента.
2. Актуальность исследования темперамента и общительности. Обзор методик, направленных на диагностику коммуникативных способностей и типа личности.
3. Описание методик, которые были использованы в ходе эксперимента.
4. Описание выборки.
5. Методики обработки тестов и описание результатов.
5.1. Методики обработки тестов.
5.2. Описание результатов эксперимента.
6. Обсуждение результатов и выводы.
7. Сводная таблица и итоговая таблица результатов
Меланхолический темперамент связывается обычно с такими характеристиками поведения, как малый уровень нервно-психической активности, сдержанность и приглушенность моторики и речи, значительная эмоциональная реактивность, глубина и устойчивость чувств при слабом внешнем их выражении. На почве этих особенностей при недостатке соответствующих воспитательных воздействий у меланхолика могут развиться повышенная до болезненности эмоциональная ранимость, замкнутость и отчужденность, склонность тяжелым внутренним переживаниям таких жизненных обстоятельств, которые вовсе этого не заслуживают.
Приведенные данные показывают, что в зависимости от условий формирования личности каждый тип темперамента может характеризоваться комплексом как положительных, так и отрицательных психологических черт: «лучших» или «худших». Только положительных, или только отрицательных темпераментов не существует.
2. Актуальность исследования темперамента и общительности. Обзор методик, направленных на диагностику коммуникативных способностей и типа личности.
Актуальность исследования темперамента и общительности связана с существованием достаточно ярких различий между людьми.
Как показывают исследования, темперамент оказывает сильное влияние на индивидуальный стиль деятельности. В то же время общительность является одним из важнейших инструментальных свойств личности, определяющим успешность, как в межличностных отношениях, так и в деятельности. Она существенно влияет на особенности становления личности в целом, и способствует протеканию процессов саморазвития и самосовершенствования.
Существует большое количество
методик для диагностики
Приведем и коротко опишем наиболее распространенные методики.
1) Оценка уровня общительности (тест В.Ф. Ряховского)
Тест оценки уровня общительности, коммуникативности содержит возможность определить уровень коммуникабельности человека.
2) Тест коммуникативных умений Михельсона
Автор: Л. Михельсон. Перевод и адаптация Ю. З. Гильбуха
Цель: Определение уровня коммуникативной компетентности и качества сформированности основных коммуникативных умений.
3) Тест Ассингера (оценка агрессивности в отношениях)
Флегматичный человек редко
проявляет себя как интересный собеседник,
но
и с чрезмерно агрессивным, набрасывающимся
как тигр из засады, неприятно общаться.
Методика А. Ассингера ("опросник Ассингера [Асингера]") определяет, достаточно ли человек корректен в отношении с окружающими и легко ли общаться с ним. Для большей объективности ответов можно провести взаимооценку, когда коллеги отвечают на вопросы друг за друга. Это поможет понять, насколько верна их самооценка.
4) Определение направленности
С помощью методики выявляются следующие направленности:
1. Направленность на
себя (Я) - ориентация на прямое вознаграждение
и удовлетворение безотносительно работы
и сотрудников, агрессивность в достижении
статуса, властность, склонность к соперничеству,
раздражительность, тревожность, интровертированность.
2. Направленность на общение (О)- стремление
при любых условиях поддерживать отношения
с людьми, ориентация на совместную деятельность,
но часто в ущерб выполнению конкретных
заданий или оказанию искренней помощи
людям, ориентация на социальное одобрение,
зависимость от группы, потребность в
привязанности
и эмоциональных отношениях с людьми.
3. Направленность на дело (Д)- заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.
5) Опросник MPI
Опросник представляет собой методику, разработанную Г. Айзенком для диагностики индивидуально-психологических свойств личности. Опросник состоит из вопросов, которые направлены на диагностику экстраверсии, на диагностику нейротизма. И, наконец, из тех вопросов, которые образуют так называемую «шкалу лжи», основная задача которой – дать информацию о достоверности ответов испытуемого по шкалам экстраверсии и нейротизма.
6) Определение преобладающего типа темперамента (А.Белов)
Лица с четко выраженными свойствами, относящимися только к одному типу темперамента, встречаются сравнительно редко. Гораздо чаще людям свойственны смешанные типы темперамента, характеризующиеся наличием свойств, характерных для разных типов темперамента с преобладанием одного из них.
Методика А.Белова служит для определения
преобладающего типа темперамента
и выявления представленности в нем свойств
других типов.
7) Психодиагностический тест (ПДТ) В.Мельникова, Л.Ямпольского
Данная методика представляет собой многомерный инструментарий, основанный на принципе стандартизированного самоотчета испытуемого и предназначен для изучения структуры личности в границах определенных факторов. Методика относится к опросным методам исследования
8) Методика изучения структуры темперамента Я.Стреляу (адаптация Н.Н.Даниловой, А.Г.Шмелева)
Тест-опросник направлен на изучение трех основных характеристик типа нервной деятельности: уровня силы процессов возбуждения, уровня силы процессов торможения, уровня подвижности нервных процессов, так же рассчитывается показатель уравновешенности процессов возбуждения и торможения по силе.
9) Диагностика психодинамических свойств личности (Б.Н.Смирнов)
Методика направлена на определение базовых психодинамических личностных свойств, обусловливающих специфику деятельностного личностно-группового стиля.
11) Методика личностного дифференциала (вариант, адаптированный в НИИ им. В.М.Бехтерева)
Опросник предназначен для изучения
индивидуально-психологических
Опросник EPI включает 57 вопрос и содержит следующие три шкалы:
Время ответов не ограничивается, хотя затягивать процедуру обследования не рекомендуется.
Испытуемым предлагается ответить на вопросы, касающиеся обычного способа поведения. Необходимо представить типичные ситуации и дать первый «естественный» ответ, который придет в голову.
Тест-опросник Кейрси
Методика оценки темперамента, созданная на основе работ К.Г. Юнга и И. Майерс-Бриггс. Опросник содержит четыре шкалы, позволяющие выделить из общей популяции экстравертов (Е), интровертов (I); здравомыслящих, доверяющих опыту (S) в противоположность доверяющим интуиции, интуитивам (N); лиц, предпочитающих опираться в своих суждениях на логику (Т) или на морально-этические категории, «думающие сердцем» (F) и наконец импульсивных (Р) или перспективно планирующих собственные действия людей (J). Предложена в 1956 г. профессором Калифорнийского университета Дэвидом Кейрси.
Этот опросник используется для изучения типичных способов поведения и личностных характеристик. Опросник состоит из семидесяти вопросов, каждое из которых имеет два ответа. Все ответы равноценны, правильных или неправильных быть не может. Задача испытуемого выбрать то продолжение, которое свойственно ему в большинстве жизненных ситуаций.
После обработки результатов теста получаем шифр из четырех букв, который отражает психологический портрет испытуемого.
Методика «Оценка коммуникативных и
организаторских склонностей – КОС»
Информация о работе Диагностика коммуникативных способностей и типа личности