Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 16:06, курсовая работа
Задачей этой работы является изучение свойств темперамента учащихся 10 класса Киреевской школы—интерната.
Цели работы: 1) подобрать методику и провести диагностику свойств темперамента подростков; 2)проанализировать результаты диагностики; 3) дать рекомендации учителям и воспитателям, как учитывать индивидуальные особенности ребенка в процессе обучения и воспитания.
ВВЕДЕНИЕ 1
I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1. Методы психодиагностики и их классификация. 2
2. Требования, предъявляемые к психодиагностическим методикам. 8
3. Тесты и тестирование. 12
4. Темперамент и его свойства 18
4.1. Типы темпераментов 18
4.2. Свойства темпераментов 21
4.3. Темперамент и стиль поведения 25
5. Методы диагностики личности подростка. Опросник В.М.Русалова. 26
5.1. Вопросы методики для определения свойств темперамента 27
5.2. Ключ к методике оценки свойств темперамента личности 32
5.3. Оценка результатов и выводы об уровне развития свойств
темперамента 33
II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1. Инструкция для учащихся, бланки опросника 35
2. Анализ результатов исследования свойств темперамента
у учащихся 10 класса 38
3. Рекомендации по учету свойств темперамента в учебно—
воспитательной деятельности 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
Список литературы 46
100. Часто ли ты чувствуешь себя неуверенно при общении с людьми?
5.2. Ключ к методике оценки свойств темперамента личности
Для каждого свойства темперамента, оцениваемого при помощи этой методики, указаны соответствующие ему номера вопросов и варианты ответов на них. Если ответ, выбранный испытуемым, совпадает с ключевым, то по данному свойству темперамента он получает 1 балл. Степень развития каждого свойства темперамента оценивается по количеству баллов, которое оно получило.
Энергичность в работе: «да» в ответах на вопросы 4,8,15,22,42,50,58,64,98; «нет» в ответах на вопросы 27,83,103. Энергичность в общении с людьми: «да» в ответах на вопросы 11,30,57,62,67,78,86; «нет» в ответах на вопросы 3,34,74,90,105.
Пластичность в работе: «да» в ответах на вопросы 20, 25, 35, 38, 47,66,71,101; «нет» в ответах на вопросы 54, 59.
Пластичность в общении с людьми: «да» в ответах на вопросы 2, 9,18, 26,45, 68,85,99; «нет» в ответах на вопросы 31,81,87,93.
Темп в работе: «да» в ответах на вопросы 1,13,19, 33,46, 49, 55,57; «нет» в ответах на вопросы 29,43, 70,94.
Темп в общении с людьми: «да»в ответах на вопросы 24, 37, 39, 51,72,92; «нет» в ответах на вопросы 5,10,18, 56, 96,102.
Эмоциональность
в работе: «да» в ответах на вопросы
14,17,28,40,60,61,69,79,88,91,
Эмоциональность в общении с людьми: «да» в ответах на вопросы 6, 7, 21, 36,41,48,53, 63, 75,80,84,100.
Контрольные вопросы: «да» в ответах на вопросы 32,52,89; «нет» в ответах на вопросы 12,23,44,65, 73, 82.
Вначале по ответам на контрольные вопросы устанавливается, насколько искренне испытуемый ответил на предложенные ему вопросы. Если ответы на контрольные вопросы более, чем в трех случаях, совпадают с ключевыми, то это значит, что в ответах на основные вопросы испытуемый старался приукрасить себя, представить в более выгодном свете, т.е. был недостаточно искренним. В таком случае его ответам на основные вопросы доверять нельзя и получить достоверную информацию о нем на основании заполненного опросника невозможно.
Если в ответы испытуемого на ключевые вопросы обнаруживается не более трех совпадений с теми, которые даны выше, то его ответам на основные вопросы доверять можно.
5.3. Оценка результатов и выводы об уровне развития свойств темперамента
Считается, что то или иное свойство темперамента сильно развито у испытуемого, если он получил по нему 9 и более баллов; слабо развито — если по нему получено 4 и менее баллов. При суммарном количестве баллов от 5 до 8 данное свойство темперамента считается среднеразвитым.
Вывод о доминирующем типе темперамента человека делается на основе сравнения показателей, полученных по разным свойствам темперамента, с данными ниже типичными сочетаниями этих свойств, соответствующими разным типам темперамента.
Сангвиник — средне развитые показатели по всем свойствам.
Холерик — высокие показатели по энергичности, темпу и эмоциональности при средних или высоких показателях по пластичности.
Флегматик — низкие показатели по всем свойствам темперамента.
Меланхолик — низкие показатели по энергичности, пластичности, темпу при средних или высоких показателях по эмоциональности.
К чистому типу сангвиника, холерика, флегматика или меланхолика человек относится только при полном совпадении степени развитости его показателей с теми, которые связаны с описанными типами. Во всех остальных случаях считается, что у человека имеется так называемый смешанный тип темперамента.
Отдельно
для каждого испытуемого
II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
1. Инструкция для учащихся, бланки опросника.
1.1. Инструкция для учащихся.
Перед вами бланк для ответов и лист с вопросами. На каждый вопрос вы должны однозначно ответить «да» или «нет». Нейтральных ответов «иногда», «не знаю» быть не должно. Свой ответ записывайте в соответствующей ячейке бланка для ответов. Ответ «да» отмечайте знаком «+», ответ «нет» – знаком «–». Все понятно? Есть ли вопросы? Приступайте к работе.
1.2. Бланк опросника.
Бланк опросника содержит информацию об опрашиваемом: имя, фамилию, возраст, класс. На бланке есть пример ответов.
На обратной
стороне бланка находятся таблицы
и графики для обработки
(Обработанные бланки с ответами учащихся смотри в приложении № 1)
1.2. Анализ результатов исследования свойств темперамента
у учащихся 10 класса.
Анализируя результаты данного исследования можно сказать следующее:
1) Рассмотрим
проявление всех свойств темперамента
в работе:
эргичность - 27% (Лена В., Виталик В.,
Слава Ш.) сильно развито;
45% (Катя В., Таня В., Таня К., Миша П., Катя С.) средне развито;
28% (Настя К., Ирина Н., Настя Т.) слабо развито.
пластичность - 9% (Виталик Ш.) сильно развито;
46 % (Катя С., Миша П., Виталик Л., Настя К., Лена В.) средне развито;
27% (Катя В., Таня В., Таня К.) слабо развито; 18% не развито (Ирина Н., Настя Т.)
темп - 45 % (Лена В., Настя К., Виталик Л., Слава Ш., Миша П.) сильно развито;
46 % (Катя В., Таня В., Таня К., Ирина Н., Катя С.) средне развито;
9 % (Настя Т.) слабо развито.
эмоциональность - 36, 5% (Лена В., Таня К., Миша П., Слава Ш.) сильно развито;
27% (Таня В., Ирина Н., Катя С.) средне развито.
36, 5% (Катя В., Настя К., Виталик Л., Настя Т.) слабо развито.
В целом в работе преобладает:
55 % темп (Катя В., Лена В., Настя К., Виталик Л., Ирина Н., Катя С.);
27 % эмоциональность (Таня В., Таня К., Миша П.);
18 % темп = эмоциональность (Настя Т., Слава Ш.)
социальная эргичность :
18% (Настя К., Виталик Л.) сильно развито.
64% (Катя В., Лена В., Таня В., Таня К., Миша П., Катя С., Настя Т.) - средне развито.
18% (Ирина Н., Слава Ш.) слабо развито.
социальная пластичность:
36% (Катя В., Таня К., Миша П., Слава Ш.) средне развито;
55% (Лена В., Таня В., Настя К.., Виталик Л., Катя С., Настя Т.) слабо развито;
9% не развито (Ирина Н.)
социальный темп:
27 % (Катя В., Лена В., Катя С.) сильно развито;
55% (Слава Ш., Настя Т., Виталик Л., Настя К., Таня К., Таня В.) средне развито;
18% (Ирина Н., Миша П.) слабо развито.
социальная эмоциональность:
36, 6 % (Таня К., Ирина Н., Миша П., Слава Ш.) сильно развито;
36, 5% (Катя В., Лена В., Таня В., Настя К., Настя Т.) средне развито;
18 % (Катя С., Виталик Л.) слабо развито.
В целом в общении преобладает:
37% (Таня К., Ирина Н., Миша П., Слава Ш.) - социальная эмоциональность;
27% (Настя К., Виталик Л., Таня В.) социальная эргичность;
27% (Катя В., Лена В., Катя С.) - социальный темп;
9% (Настя Т.) - эргичность = темп.
3) Рассматривая преобладание этих 4 свойств темперамента (эргичность, пластичность, темп, эмоциональность) у учащихся, в целом, и в работе и в общении, мы получили следующие показатели:
46% - эмоциональность (Таня В., Таня К., Ирина Н., Миша П., Слава Ш.)
36% - темп (Катя В., Настя К., Катя С., Настя Т.)
9 % - эргичность (Виталик Л.);
9 % - эргичность = эмоциональность (Лена В.)
Выводы:
Итак, мы выявили следующее:
3.
Рекомендации по учету свойств
темперамента в учебно-
Краткая характеристика типов темперамента:
Сангвиник – кровь, жизненная сила (бег могучего потока) – живой, подвижный, быстро отзывающийся на окружающие события, сравнительно легко переживающий неудачи и неприятности.
Холерик – желчь (поток мощно и стремительно свергающий свои воды с утеса) – быстрый, порывистый, способный отдаваться делу с исключительной страстностью, но не уравновешенный, склонный к бурным эмоциональным вспышкам, резким сменам настроения.
Флегматик – слизь (спокойное, гладкое течение многоводной реки) – медлительный, невозмутимый, с устойчивыми стремлениями и более или менее постоянным настроением, со слабым внешним выражением душевных состояний.
Меланхолик – черная желчь (ручеёк, могущий превратиться в болото) – легко ранимый, склонный глубоко переживать даже незначительные неудачи, но внешне вяло реагирующий на окружающее.
Проявление темперамента в деятельности:
Сангвиник – быстро воспламеняется, но столь же быстро остывает, теряет интерес к тому, что совсем уже недавно его очень волновало и притягивало к себе, много обещает, но не всегда сдерживает свои обещания, напряженная умственная или физическая работа его быстро утомляет.
Холерик – вспыльчивый человек, слишком горяч, несдержан, вместе с тем быстро остывает и успокаивается, если ему уступают, идут навстречу, его движения порывисты, но не продолжительны.
Флегматик – хладнокровный человек, он выражает собой скорее склонность к бездеятельности, чем к напряженной, активной работе, медленно приходит в состояние возбуждения, но зато надолго, это заменяет ему медлительность вхождения в работу.
Меланхолик – обычно живет сложной и напряженной внутренней жизнью, придает большое значение всему, что его касается, обладает повышенной тревожностью и ранимой душой, не редко бывает сдержанным и особенно контролирует себя при выдаче обещаний, никогда не обещает того, что не в состоянии сделать, весьма страдает от того, что не может выполнить данное обещание, даже в том случае, если его выполнение непосредственно от него самого мало зависит.
Положительные стороны в динамических особенностях психики:
Сангвиник – обладает быстрой реакцией, легко и скоро приспосабливается к изменившимся условиям жизни, обладает повышенной работоспособностью, особенно в начальный период работы, продуктивен на интересной работе, умеет увлекать других, поддерживает хорошую атмосферу в коллективе, не вешает носа.
Холерик – имеет то достоинство, что позволяет сосредоточить значительные усилия в короткий промежуток времени, энергичен, инициативен, азартно берется за работу, боевой, задорный, быстро решает проблемы и преодолевает трудности.
Флегматик – обладает ценной способностью долго и упорно работать, добиваясь поставленной цели, настойчивый и упорный труженик, целеустремленный, продуктивный, сильно привязывается к работе, чувство ответственности.
Меланхолик – большая выдержка, их работоспособность обычно выше в середине или к концу работы, а не в начале, вялый, может успешно работать, но в благоприятных условиях и не на пределе возможностей.
Недостатки в динамических особенностях психики:
Сангвиник – к концу деятельности снижает работоспособность из-за быстрой утомляемости и падения интереса, не хватает целеустремленности – не доводит начатое дело до конца.
Холерик – при длительной работе не всегда хватает выдержки, излишняя эмоциональность, активность, не может выполнять монотонную работу.
Информация о работе Диагностика личностных качеств подростков: свойства темперамента