Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2015 в 13:17, курсовая работа
Цель исследования- изучение особенностей межличностных отношений и сплоченности старшеклассников в ученическом коллективе.
Задачи исследования:
1. Провести анализ теоретической литературы по теме работы.
2. Охарактеризовать возрастные особенности старших школьников.
3. Проанализировать условия и пути формирования групповой сплоченности класса.
4.Провести экспериментальное исследование уровня сплоченности старшеклассников.
Введение............................................................................................стр. 3.
Глава1. Теоретический анализ проблемы сплоченности старшеклассников ……………………………………………………………………….стр. 6.
1.1. Социометрическая теория Д. Морено......................................стр. 6.
1.2. Возрастные и личностные особенности, характерные для старших школьников………………………………………………………....стр.11.
1.3. Проблема сплоченности в старшем школьном возрасте
…………………………………………………………….................стр.16.
Глава 2. Диагностика степени сплоченности классного коллектива
……………………………………………………………………….стр. 22.
2.1. Методы исследования.................................................................стр. 22.
2.2. Обработка и анализ результатов исследования........................стр. 24.
Выводы по исследованию..................................................................стр. 30.
Список литературы………………………………………………….ст
На заключительном этапе разработки программы исследования составляется социометрическая карточка с вопросами, в которой каждый член группы указывает свои предпочтения по определенным критериям.
Критерии определяются в зависимости от программы данного исследования: изучаются ли отношения в учебной группе, группе досуга, во временной или стабильной группе.[12,75]
Таким образом, социометрическая теория Д.Морено играет огромную роль в изучении малых групп, и в целом развитии социологии и социальной психологии. В настоящее время проблема сплоченности производственных или ученических коллективов является актуальной, она изучается многими педагогами и социальными психологами.
1.2. Возрастные и личностные особенности, характерные для старших школьников.
Старший школьный возраст- 15-17 лет- это период юности, период завершения полового созревания и начальная стадия физической зрелости. Для старших школьников характерна готовность к физическим и умственным нагрузкам. Физическое развитие способствует формированию навыков и умений в труде и спорте, открывает широкие возможности для выбора профессии. Так же физическое развитие оказывает влияние на развитие некоторых качеств личности. Например, осознание своей физической силы, здоровья и привлекательности влияет на самооценку, уверенность в себе и т.д. Может быть и наоборот, осознание своей физической слабости вызывает порой у детей замкнутость, неверие в свои силы, пессимизм.[2,234]
Период юности- это период самоопределения человека. Социальное, личностное, профессиональное, духовно- практическое самоопределение составляет основную задачу юношеского возраста.
Развитие человека в этот период может идти несколькими путями. Юность может быть бурной: поиски смысла жизни, своего места в этом мире могут стать особенно напряжёнными. Некоторые старшеклассники плавно и непрерывно продвигаются к переломному моменту жизни, а затем относительно легко включаются в новую систему отношений. Они больше интересуются общепринятыми ценностями, в большей степени ориентируются на оценку окружающих, авторитет взрослых. Возможны и резкие, скачкообразные изменения, которые благодаря хорошо развитой саморегуляции не вызывают сложностей в развитии. Так же в этот период происходит изменение взглядов на будущее. Учебная деятельность в этот период становится учебно- профессиональной, в которой реализуются профессиональные и личностные стремления. Формируются такие новообразования, как мировоззрение, профессиональные интересы, самосознание, мечта и идеалы. Ведущее место у старшеклассников занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни, с дальнейшим образованием и самообразованием. Эти мотивы приобретают личностный смысл и становятся значимыми.[10,245]
Готовность к самоопределению является основным новообразованием ранней юности. Одно из достижений этого периода- новый уровень развития самосознания, открытие своего внутреннего мира, индивидуальности, целостности и уникальности, стремление к самопознанию, формирование личной идентичности, преемственности и единства, самоуважение, становление личностного способа бытия, когда во многих жизненных ситуациях юный человек может вслух сказать: «Я лично отвечаю за это!»
Главное психологическое приобретение ранней юности- это открытие своего внутреннего мира, внутреннего «Я». Главным измерением времени в самосознании является будущее, к которому школьник себя готовит.[10,132]
Так же личностным новообразованием становится чувство одиночества, первое глубокое чувство, открытие своего внутреннего мира. Происходит существенное изменение самосознания- повышается значимость собственных ценностей. Самооценка собственных качеств перерастают в целостное отношение к самому себе.
Человек осознает себя частью мира. В этом возрасте происходит формирование половой взрослой принадлежности. Юноши начинают осознавать значение слова «мужчина», а девушки- слова «женщина». Старшеклассники пытаются обратить внимание на собственную уникальность, подчеркивая это всеми возможными средствами. Многие ребята в этом возрасте задумываются о своей карьере, ставят определенные жизненные цели и пытаются постепенно и поэтапно их реализовать. Этот возраст характерен мечтанием о будущем. Уровень тревожности старшеклассников гораздо ниже, чем у подростков. Отношения в классе становятся достаточно ровными и стабильными. В общении со взрослыми появляется доверительность, дружба становится более избирательной. В классах можно наблюдать примеры длительной дружбы ребят друг с другом, в отношениях преобладает принцип равенства и единства.[2,156]
Старшеклассники чувствительны к освоению своего внутреннего мира, в это время идет совершенствование умения управлять собой, обогащение эмоциональнойсферы. Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Развиваются и укрепляются такие качества как целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой.
У старшеклассников обычно ярко выражено избирательное отношение к учебным предметам. Одной из самых характерных черт старшеклассника становится потребность в значимых для жизненного успеха знаниях. Старшие школьники отличаются высоким уровнем обобщения и абстрагирования, произвольностью и устойчивостью внимания, долговременной и логической памятью. В этот период происходит общая стабилизация личности, несмотря на некоторые колебания уровня самооценки и тревожности.[2,192]
Стабилизация личности начинается с формирования « Я- концепции» на границе подросткового и старшего школьного возрастов. Самоуважение старшеклассников становится выше, в эмоциональной сфере происходят значительные изменения. Интенсивно развивается саморегулирование, контроль над своим поведением и эмоциями. Улучшается общее физическое и эмоциональное самочувствие детей, снижается тревожность, повышаются их контактность и общительность. Настроение в ранней юности становится более устойчивым и осознанным. Дети в 16-17 лет, независимо от темперамента, выглядят более сдержанными, уравновешенными, чем в 11-15. Все это говорит о том, что кризис подросткового возраста миновал или идет на убыль. Для юности характерно повышенное внимание к внутреннему миру человека. Но это не только размышления о себе, как правило, это мысли обо всем: о людях, о мире, о философских, бытовых и других проблемах. Все они личностно затрагивают старших школьников.[2,212]
Налицо в этом
возрасте выражена половая дифференциация,
развитость форм мужского и женского поведения
у юношей и девушек. Они знают, как себя
вести в тех или иных ситуациях, их ролевое
поведение является достаточно гибким.
Наряду с этим иногда наблюдается своеобразная
инфантильно- ролевая ригидность в ситуациях
общения с разными людьми. Период ранней
юности характеризуется большими противоречиями,
внутренней несогласованностью и изменчивостью
многих социальных установок. К концу
юношеского возраста завершается формирование
сложной системы социальных установок,
причем оно касается всех компонентов
установок: когнитивного, эмоционального
и поведенческого.[17,45]
Межличностное общение в юности занимает
еще больше времени, чем в подростковом
возрасте, причем большая часть времени
приходится на общение со сверстниками.
Общение- это канал информации, по которому юноша узнает многие необходимые вещи, вырабатываются необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права. Формируются коммуникативные качества. И, наконец, общение- это специфический вид эмоциональных контактов. Осознание групповой принадлежности формирует у молодежи чувство эмоционального благополучия и устойчивости.[8,321]
Для старшеклассников характерно эмоционально- личностное отношение к коллективу. Особенно большое значение они придают сплоченности. В этом возрасте быстро расширяется круг общения, растет число внеклассных и внешкольных друзей, происходит заметное разделение общения в самом классном коллективе. В юношеском возрасте очень велика потребность в свободном общении. Свободное общение не просто способ проведения досуга, но средство самовыражения личности, установления новых контактов, новых знакомств.[14,15]
Таким образом, взаимоотношения со сверстниками в юношеском возрасте связаны с будущим психологическим благополучием человека. В этом возрасте происходит переосмысление всей своей жизни, поступков, целей на будущее, меняется отношение к родителям и педагогам. Снижается конфликтность и негативизм в отношениях с окружающими. Отношение к себе, к родным, друзьям и просто случайным людям становится ровным. Появляется доверие к учителям и родителям, характер учащихся становится более мягким и уравновешенным.
1.3. Проблема сплоченности в старшем школьном возрасте.
Школьный ученический коллектив представляет особую организационную форму коллективного объединения всех учащихся на основе учебной деятельности. Большое место в жизни школьного коллектива, кроме того, занимает внеклассная деятельность учащихся, которая осуществляется по классам, а также охватывает учащихся всей школы или нескольких классов.
Для личности учащегося ученический коллектив- это своеобразная модель общества. Он необходим обществу как инструмент воспитания чтобы с его помощью «поместить» в ученике «государство», которому присущи определенные принципы и социальные нормы, в котором педагоги готовят своих воспитанников.[7,78]
Структура групп общения и степень их сплоченности во многом зависит от уровня развития взаимоотношений между юношами и девушками. Первичными ячейками общения являются однополые группы мальчиков и девочек. Две такие группы, не теряя своего внутреннего единения постепенно могут образовывать смешанную компанию. Разные виды общения могут сосуществовать, выполняя разные функции. Однако их удельный вес и значимость с возрастом меняются. Разные формы и места общения, сменяя друг друга, сосуществуют в зависимости от психологических потребностей. Одна из главных особенностей раннего юношеского возраста- смена значимых лиц и перестройка отношений со взрослыми.[7,134]
Очень часто старшеклассники отодвигают на дальний план проблемы отношений с родителями и педагогами, а общение со сверстниками для них на первом месте. Источников таких проблем может быть непонимание взрослыми внутреннего мира ребенка, ложные представления о переживаниях, мотивах поступков, стремлениях и ценностях.[7,111]
Взрослые не всегда правильно
оценивают значение сферы
Как модель общества, коллектив старшеклассников можно охарактеризовать свойственными обществу отношениями. Поэтому ученический коллектив является органической ячейкой общества. Для личности учащегося школьный коллектив становится социальной средой обитания: старшеклассник не может полностью развиваться вне этой среды, общения со сверстниками. Вся его основная деятельность (учение, труд, досуг) происходит в коллективе учебного заведения или внешкольных учреждений.[7,126]
Среда, в которой вращается ученик, может быть благоприятной и неблагоприятной. Если она неблагоприятна для всестороннего развития учащегося, он тратит значительные силы, либо на приспособление к ней, либо на борьбу. При наличии благоприятной среды наиболее полно развивается индивидуальность, творческие способности учащегося. Коллектив является для старшеклассников базой накопления опыта, который осуществляется в семье, во взаимодействии с окружающими, в общении со сверстниками и педагогами. Но, несмотря на это, социальный опыт ученика в какой степени ограничен, так как он не может служить прочной базой устойчивого общественного поведения. Для накопления широкого социального опыта старшеклассник должен присвоить многогранный опыт, для того чтобы выработать определенное поведение в непредвиденных обстоятельствах.[11,186]
Коллектив, в котором происходит социальное развитие, должен являться связующим звеном между обществом и личностью учащегося, так как он преобразует влияние окружающей среды. В коллективе происходит трансформация массового воздействия в целях воспитания личности, коллектив школьников является могущественным средством, стимулирующим и активизирующим деятельность ученика.[7,145]
В процессе совместной деятельности и переживаний, в коллективе появляется эмоциональное заражение, вследствие чего ученики глубже чувствуют, ярче переживают происходящие события, испытывают чувство радости от совместной деятельности, общения. Их внутренний мир обогащается информацией, создается поле морально- интеллектуального напряжения, что в свою очередь влияет на формирование представлений, взглядов и стремлений учеников.
Ученический коллектив играет большую роль в формировании гражданского сознания школьников, в своей деятельности старшие школьники ищут, прежде всего, благоприятную среду для самоутверждения себя как индивидуальности. В коллективе они учатся отстаивать свое мнение, свою позицию, так же находят либо признание своих достоинств и поступков, либо осуждение товарищами своих действий. Поэтому коллектив учащихся является мощным средством индивидуального развития каждого ученика, так как происходит самоутверждение личности учащихся.[7,223]
Информация о работе Диагностика степени сплоченности старшеклассников