Диагностические возможности методик при изучении самоотношения у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 14:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: теоретически изучить и экспериментально проанализировать способы измерения самоотношения у детей подросткового возраста.
Задачами исследования, в соответствии с темой и целью работы, определены следующие:
1.Изучить и проанализировать литературу по теме исследования.
2.Проанализировать особенности формирования самоотношения в подростковом возрасте.
3. Продиагностировать уровень самоотношения у подростков.

Содержание

Введение………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы формирования самоотношения в подростковом возрасте
1.1 Самоотношение в психологических исследованиях 6
1.2 Особенности формирования самоотношения у подростков 11
Глава 2. Диагностические возможности методик при изучении самоотношения у подростков
2.1 Организация и методики исследования 18
2.2. Анализ результатов и выводы 20
Заключение 24
Список литературы 26

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА №1.docx

— 72.24 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

1.2 Особенности формирования самоотношения у подростков

Подростковый возраст  является важным этапом становления  личности. В этот период, характеризующийся  активным самопознанием, происходит оформление центрального компонента системы отношений  – самоотношения. Последствия неблагоприятных  условий формирования личности также  наиболее отчетливо дают о себе знать  именно в подростковом возрасте, проявляясь на клиническом уровне поведенческими девиациями и расстройствами адаптации [8], а на психологическом – эмоциональной неустойчивостью, внутри- и межличностными конфликтами.

Многочисленные психологические, педагогические и социологические  исследования показывают, что специфика  социальной ситуации развития самоотношения  в структуре самосознания современных  подростков характеризуется ростом самосознания, стремлением к взрослости, изменением оценочного отношения к  окружающим, выбором дальнейшего  жизненного пути, интенсивным развитием  компонентов структуры Я-концепции, открытостью, быстрым вхождением в предлагаемые роли.

Отмечено, что все теории развития самоотношения сосредоточены  на особенностях, свойственных тому или  иному возрастному периоду, однако две темы, несомненно, проходят через  весь процесс развития самоотношения  независимо от возраста. Это - роль семейных отношений и роль значимых вне семейных отношений. Родители, группа сверстников, учителя, осуществляя обратную связь, оказывают непосредственное влияние на развитие самоотношения индивида. Причем в старшем подростковом возрасте среди четырех источников социальной поддержки: родители, учителя, одноклассники, близкие друзья, родительская поддержка и отношение одноклассников наиболее полно влияют на самоотношение подростка.

В подростковом возрасте происходит бурный рост, развитие и перестройка  организма ребенка, сопровождающийся неравномерностью физического развития. Осознавая это, подросток стесняется и старается замаскировать свою нескладность, недостаточную координацию движений, принимая порой неестественные позы, пытаясь бравадой, нарочной грубостью отвлечь внимание от своей наружности. Даже легкая ирония и насмешка в отношении его фигуры, позы или походки вызывает часто бурную реакцию, подростка угнетает мысль, что он смешон и нелеп в глазах окружающих.

Детям подросткового возраста присущи повышенный интерес к  своей личности, потребность в  осознании и оценке своих личных качеств. Анализируя и оценивая свое поведение, подросток постепенно сравнивает его с поведением окружающих людей, прежде всего своих товарищей. При этом он дорожит мнением не только товарищей, но и взрослых, стремясь выработать в себе такие черты, которые позволяли бы ему добиваться успехов в деятельности и улучшать взаимоотношения с другими людьми. Возможность осознавать, оценивать свои личные качества, удовлетворять свойственное ему стремление к самосовершенствованию подросток получает в системе взаимодействия с миром людей. И сам этот мир воспринимается им именно через взрослых людей.

Чем бы ни определялся статус старшеклассника в коллективе, он оказывает сильнейшее влияние на его поведение и самоотношение. В психологии выделяются факторы, оказывающие непосредственное влияние на формирование самоотношения подростков, а именно: поведение родителей (стиль семейного воспитания), роль значимых других, взаимосвязь самооценки с социально-психологическим статусом ребёнка, связь самооценки с педагогической оценкой. Под термином значимые другие понимаются люди, которые важны или значимы для ребенка вследствие того, что он чувствует их способность оказывать непосредственное влияние на его жизнь. Значимые другие - это те, кто играет в жизни личности большую роль.

Родители, группа сверстников, учителя, осуществляя обратную связь, оказывают непосредственное влияние  на развитие самоотношения индивида. Источником развития образа Я, начиная с раннего детства, является восприятие нами реакций на наши проявления значимых других. Мы склонны сначала, разделять, а потом и полностью принимать их суждения о нас в силу нашего к ним расположения.

В раннем детстве наиболее значимыми другими в окружении  ребенка являются родители. Позже  к ним присоединяются учителя  и группа сверстников. Результаты многочисленных исследований подросткового периода, представленные как отечественной, так и зарубежной литературой, показывают заметное снижение влияния родителей  и повышение влияния сверстников  как референтной группы на самооценку подростков.

Старшие подростки, получившие положительную оценку со стороны одноклассников, более уверенны в ценности собственной личности и, одновременно, предполагаемой ценности своего Я для других, чем подростки, получившие негативную оценку со стороны одноклассников. Возможно, это связано с тем, что к старшему подростковому возрасту самоотношение уже сформировалось, и оно не изменяется под влиянием отношения сверстников.

Особенности представлений  о себе являются основополагающими  в развитии и формировании личности подростка: рисуя образ Я, подросток как бы предопределяет собственный путь развития, пишет сценарий своей жизни, начинает жить и действовать, стремясь не покидать намеченной линии.

В возрасте 13-14 лет у человека меняются представления о своем  теле, происходят значительные физиологические  изменения, проявления которых, дают о себе знать в различных сферах его жизни. Именно в этом возрасте интенсивно формируется и изменяется взгляд подростка на самого себя, на других людей, переосмысливаются старые и обнаруживаются новые варианты решений жизненных проблем и конфликтов. Меняется и развивается подростковая Я - концепция. Очевидно, что изменение представлений о себе может являться процессом болезненным, так как в подростковом возрасте он протекает наиболее интенсивно и динамично. Кроме того, в данный период становится актуальной тема поиска себя; а те муки самотворчества, которые испытывает подросток в своем развитии, являются для него не менее стрессогенным фактором, нежели конфликт или неудача в школе.

Содержание Я - концепции  является одним из наиболее важных результатов воспитания и обучения, т.е. того, что составляет содержание и формы социализации ребенка. Однако результат не бывает завершенным  полностью, что также оказывает  непосредственное влияние на реакции  ребенка в повседневной жизни.

Я - концепция есть совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой. Описательную составляющую Я - концепции часто называют образом Я или картиной Я. Развитие Я - концепции в подростковом возрасте начинается с уяснения качеств своего наличного Я, оценки своего тела, внешности, поведения, имени, способностей. Например, принятие подростком своего тела определяет принятие себя. Отношение к себе с точки зрения довольства или недовольства своим телом, различными его частям и индивидуальными особенностям является существенным компонентом сложной структуры самооценки и имеет огромное влияние на самореализацию личности во всех сферах жизни[4].

Составляющую, связанную  с отношением к себе или к отдельным  своим характеристикам, называют самооценкой, или принятием себя. Кроме того, Я - концепция определяет не только то, что собой представляет индивид, как себя оценивает, но и как мыслит свое бытие и развитие в будущем.

Выделение описательной и  оценочной составляющих в Я - концепции позволяет рассматривать ее как совокупность установок, направленных на самого себя. Применительно к Я - концепции элементы установки можно описать следующим образом:

Когнитивный элемент Я - концепции  представлен образом Я, т.е. представлением индивида о самом себе, о своем  теле, о своих характерных чертах, отличающих его от других, о своих  социальных отношениях.

Оценочный элемент Я - концепции  представлен в виде самооценки - аффективной реакции на собственное  представление, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку  конкретные черты образа Я могут  вызывать более или менее приятные эмоции, связанные с их принятием  или отвержением.

Поведенческий элемент - это  конкретные действия, которые могут  быть обусловлены образом Я и  самооценкой. Они направлены на подтверждение  своих представлений о самом  себе, формируя определенный стиль  поведения и механизм формирования поведенческих реакций. Кроме того, вокруг образа Я формируется определенный вид психологических защит, направленных на сохранение этого образа, поэтому  стиль поведения - это совокупность действий, направленных на стабилизацию и развитие принятых представлений  о себе.

Каждый из элементов Я - концепции может существовать в  трех модальностях: Я - реальное: представление индивида о том, каков он есть на самом деле; Я - зеркальное (социальное): представление индивида о том, как его видят другие люди; Я - идеальное: представление индивида о том, каким бы он хотел быть.

В подростковом возрасте содержание этих модальностей Я становится значимым и определяющим в развитии личности.

Самоотношение есть личностное образование, а поэтому его строение и содержание может быть раскрыто лишь в контексте реальных жизненных отношений субъекта, социальных ситуаций развития, а также тех видов деятельности, за которыми стоят мотивы, связанные с самореализацией субъекта как личности [10].

Качества, которые человек  сам себе приписывает, не всегда являются объективными, и с ними не всегда готовы согласиться другие люди. В  попытках охарактеризовать себя присутствует сильный личностный момент, момент пристрастной, субъективной оценки.

Самооценка предполагает критическое отношение к себе, постоянное примеривание своих возможностей к предъявляемым жизнью требованиям, умение самостоятельно ставить перед  собой осуществимые цели, оценивать  течение своей деятельности и  ее результаты. Самооценка - субъективное основание для определения уровня притязаний, т.е. тех задач, которые  личность ставит перед собой в  жизни и к реализации которых  она считает себя способной.

Самооценка не является постоянной, она изменяется в зависимости  от обстоятельств. Источником оценочных  значений различных представлений  человека о себе является его социокультурное  окружение.

Самоотношение подростка  изменяется в соответствии с получаемой индивидом обратной связью. Само по себе присутствие других людей может  влиять на манеру поведения подростка  и на оценку им своего поведения. Подросток  может усиливать социально желаемые и исключать социально неприемлемые формы поведения, и это оказывает  определенное влияние на его самовосприятие.

Развитие устойчивости самооценки идет параллельно развитию произвольного  поведения, таким образом, уменьшая подверженность самооценки влияниям извне; и тогда она начинает проявляться  как мотив поведения.

Повышение устойчивости самооценки способствует повышению устойчивости личности, поскольку Я - концепция действует как внутренний фильтр, который определяет характер восприятия человеком любой ситуации. Проходя сквозь этот фильтр, ситуация осмысливается, получает значение, соответствующее представлениям человека о себе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Экспериментальное  изучение способов измерения самоотношения  у детей подросткового возраста

2.1. Организация и методы  исследования.

Изучение отношения личности к себе – традиционно психологическая  проблема, сохраняющая свою актуальность в решении вопросов формирования зрелой, адаптированной личности.

Исследование самоотношения проводилось в рамках курсовой работы. Все участники эксперимента были ознакомлены с процедурой исследования. Ответы респондентов обрабатывались и представлены в таблицах 1 - 2.

Были обследованы 4 детей подростков 15-16 лет (2 девочки и 2 мальчика). Это учащиеся 9 класса МОУ СОШ №1 с. Сусанино. Двое подростков воспитываются в неблагополучных семьях, характеризующиеся недостаточной материальной обеспеченностью, потерей одного из родителей, алкоголизацией одного или двух родителей, конфликтными ситуациями в семье и невозможностью урегулирования родителями отношений и/или поведения подростка. Исследуемые подростки имеют в анамнезе побеги из дома, регулярные прогулы школы. Один из подростков обучается по специальной программе 8 вида.

Методики проводились в один день, что позволяло исключить влияние временных ситуационных факторов. Эти организационные мероприятия, на наш взгляд, позволили повысить достоверность полученных результатов. 
В соответствии с поставленной целью и задачами были использованы:

1. Методика исследования самоотношения А.С. Пантелеева.

Методика предназначена  для выявления структуры самоотношения  личности, а также выраженности отдельных  компонентов самоотношения: закрытости, самоуверенности, саморуководства, отраженного самоотношения, самоценности, самопривязанности, внутренней конфликтности и самообвинения.

Самоотношение понимается в  контексте представлений личности о смысле Я как выражение смысла Я, как обобщенное чувство в адрес собственного Я. В основу понимания самоотношения положена концепция самосознания В.В. Столина, который выделял три измерения самоотношения: симпатию, уважение, близость.

Методика допускает индивидуальное и групповое применение без ограничения  времени.

2. Методика диагностики самооценки уровня тревожности Спилберга - Ханина.

Методика диагностики  самооценки Спилберга - Ханина является надежным и информативным способом самооценки уровня тревожности в  данный момент (реактивная тревожность  как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека).

Личностная тревожность  характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие  ситуации состоянием тревоги. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень  высокая реактивная тревожность  вызывает нарушения внимания, иногда нарушение тонкой координации. Очень  высокая личностная тревожность  прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями. 
Но тревожность не является изначально негативной чертой. Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной личности.

Информация о работе Диагностические возможности методик при изучении самоотношения у подростков