Диалектическая структура видов сказки и приемов работы со сказкой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 16:08, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность работы состоит в том, что на основе рассмотренных приемов можно построить модель того, как связаны такие направления как сказкотерапия и изучение диалектического мышления, а на основе полученных выводов – построить модель «диалектической сказкотерапии». В чем преимущество такого метода? В том, что, во-первых, при помощи метафоры гораздо проще и интереснее разрешать противоречия (а они окружают человека повсюду), а во-вторых, в процессе разрешения противоречий соответственно будет происходить развитие мышления.
Новизна работы вытекает из самой постановки проблемы: каким образом объединить восприятие сказки с диалектическим мышлением? И что необходимо в первую очередь уметь «диалектическому сказкотерапевту», чтобы кроме решения проблем, можно было достичь развития.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ.
Введение……………………………....…………………........…………………......2
Глава 1. Теоретические основы сказкотерапии
1.1. Сказкотерапия как одно из направлений практической психологии.............4
1.2. Понятие сказки. Классификация сказок как инструментов работы с клиентом .....................................................................................................................6
1.3. Приемы работы со сказками..............................................................................11
1.4. Выводы по первой главе....................................................................................13
Глава 2. Поиск диалектических структур.
2.1 Диалектические мыслительные действия..........................................................15
2.2. Диалектическая структура художественной сказки как универсального вида сказки..................................................................................................................17
2.3. Диалектические структуры приемов работы со сказками...............................20
2.4. Выводы по второй главе.....................................................................................23
Заключение.................................................................................................................25
Список литературы....................................................................................................27

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа Диалектичесая структура сказки.docx

— 63.05 Кб (Скачать файл)

Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева выделяет пять видов сказок: медитативные, дидактические, художественные, психотерапевтические и психокоррекционные. Остановимся подробнее на каждом из них (9, 86 - 129).

  1. Художественные сказки – те, что созданы народом, куда вложена многовековая мудрость, а также авторские сказки. В этих сказках могут быть и психотерапевтическая, и психокоррекционная, и дидактическая, и медитативная составляющие.  Так что эти сказки по праву можно назвать универсальными. Наиболее древние народные сказки – мифы. Единство природы и человека является древнейшей основой сказок и мифов, а процессы сочинения сказки следуют принципу «оживотворения» неодушевленных предметов. В создании новых сказок этот принцип тоже применяется: ожившие вещи, существа, явления природы способны действовать самостоятельно. Авторские сказки более образны, нежели народные. Авторские сказки  могут рассказать о личных сторонах жизни, более конкретных, что очень важно для миропонимания. Ожившие вещи, существа, явления природы способны действовать самостоятельно.
  2. Дидактические сказки  созданы для подачи учебного материала или раскрытия смысла и важности определенных знаний: правильное отношение к вещам, к своему здоровью, к жизненным задачам… В такой истории предметы и символы, к которым нужно вызвать интерес, одушевляются то есть дидактическую сказку еще можно назвать «обучающей».
  3. Психокоррекционные сказки  созданы для мягкого влияния на поведение ребенка. Здесь показывается вариант замещения неэффективного поведения на более продуктивный. Особенностью этого вида сказок является ориентирование на возрастную категорию 11-13 лет. Историю после прочтения не обсуждают, позволяя слушателю обдумать услышанное, проанализировать. Главный герой является точной копией того, кому предназначена сказка.
  4. Психотерапевтические сказки раскрывают глубинный смысл происходящих событий, помогают понять причины происхождения многих событий и явлений. Они глубокие, проникновенные, могут оставить человека с вопросом, что, в свою очередь, приводит к стимулированию личностного роста: притчи, сказки, сочиненные самим клиентом. Здесь идет прямая аналогия индивидуальных эгопроцессов с основным действием в сказке. Создавая психотерапевтические сказки, мы представляем клиента в образе сказочного героя и фантазируем, какие события могли бы с ним произойти.
  5. Медитативные сказки создаются для накопления положительного опыта, снятия эмоционального напряжения. Отличительной особенностью таких сказок является то, что в них не должно быть злых героев и конфликтов. Истории помогают не только вспомнить счастливые моменты своей жизни и пережить их вновь, но и иначе взглянуть на какой-то отрицательный опыт, почувствовать свое место в жизни.

Автор выделила три типа медитативных сказок (9, 108):

    1. Медитативные сказки, направленные на осмысление и познание себя в настоящий момент времени. Характер этих сказок — путешествие. Сама сказка похожа на «чукотскую песню»: «Что вижу, о том и пою».
    2. Медитативные сказки, отражающие образы «идеальных» взаимоотношений.Образы, транслируемые через сказку, могут стать впоследствии духовными ориентирами.
    3. Медитативные сказки, направленные на поддержку потенциала личности, раскрытие философии взаимоотношений и самореализации. Данный вид сказок адресован идеальному «Я» человека с целью его поддержания и усиления. Эти сказки также отражают светлую сторону происходящих событий, помогая их принять.

Стоит сразу отметить, что многообразие аспектов свидетельствует о таком недостатке, как неясность критерия классификации. Но мы условно обозначим его как «цель воздействия на читателя». Иначе говоря, если клиенту необходимо перейти в область философии и обратиться к его глубинному Я, то цель сказкотерапевта, соответственно, оказать психологическую поддержку, проникнуть в его систему ценностей, а значит, применить психотерапевтическую сказку и т.д. И.В.Вачков выделяет еще один вид сказок – психологический (3, 92). Целями такой сказки являются «раскрытие перед ребенком глубин его собственного внутреннего мира, развитие его самосознания, знакомство с основными психологическими понятиями, помощь на пути становления его личности».

Иными словами, сказка, содержащая в  метафорическом виде информацию о внутреннем мире человека, и есть психологическая. Психосказка является носителем материала о внутреннем мире – о душе, психике.

Почему нам необходимо подробно рассмотреть виды сказок? Во-первых, потому что без подробного изучения невозможно в полной мере овладеть знанием о «сказке» как инструменте психотерапии (это, так сказать, «воздействующий аппарат сказкотерапевта») а во-вторых, – в последующем нам предстоит поиск диалектической структуры в приемах работы со сказками  в рамках художественной сказки. Как мы уже говорили, художественные сказки являются «сплавом», синтезом всех вышеперечисленных видов сказок, поэтому рассмотрение каждого вида нам поможет более подробно изучить такой вид сказки как художественный, поскольку дальнейшая работа будет производиться именно с ней.

 

1.3. Приемы работы со сказками.

И.В.Вачков при изучении способов работы со сказками выделил конкретные приемы, методы «стимулирования воображения ребенка». Дж.Родари выделил около сорока возможных методов (13). Мы же рассмотрим приемы, выделенные И.В.Вачковым, но с углублением в интерпретацию Дж.Родари. Итак, приемы работы со сказками:

    1. Обсуждение по схеме. Здесь все просто: Сказкотерапевт дает схему, по которой клиент сочиняет сказку. Универсальная схема такова, что в сказке отражены три мира: «нигредо», то есть черный мир, темнота пещера, подвал; «альбедо» – очищение, осветление; «рубедо» – мир солнечный, красный, золотой. Попробуем конкретизировать. Герои находятся в опасных ситуациях, всюду ходят мертвецы, чудовища… Это и есть нижний мир, нигредо, однако его не стоит пугаться, поскольку это одна из необходимых ступеней цикла (в изобразительном искусстве это можно было бы обозначить как график). Далее веден свет, но мертвенный, холодный, снежный – второй этап цикла, альбедо; фигуры размытые, непонятные, герои туманны (сделаны акварелью). И, наконец, яркие эмоции, насыщенность, явно обозначены активные герои (гуашь и масло).
    2. Характеристика героя сказки с формулированием отношения к нему. В оценивании героя обнаруживаются проекции собственных ценностей, взглядов. Оценка ребенка дает нам информацию о нем самом («хороший герой, всех побеждает» или «его никто не любит, он одинок»).
    3. Изменение конца сказки. Как известно, сказка обязательно должна оканчиваться позитивно. В глобальном понимании суть сказки заключена в том, чтобы донести до читателя, что человек должен достойно прожить свою жизнь, в сказке зашифрован жизненный путь – помогать другим и принимать помощь, преодолевать препятствия, чтобы осуществить мечту и т.д. Так вот, если ребенок или взрослый изменили конец негативно, значит, скорее всего, предстоит  серьезная психотерапевтическая работа.
    4. Работа с картами Проппа. В.Я.Пропп считал, что структура сказки повторяет структуру древнего ритуала (12). Затем ритуал отмер, оставив лишь воспоминание о себе в виде рассказа. Иными словами, «рождение сказки – это результат упадка мира верований». А аксессуары древних ритуалов, предметы культа, по словам В.Я.Проппа, преобразились в нынешние куклы, игрушки. Но вернемся к структуре сказки: проанализировав структуру народной сказки, В.Я.Пропп выделил следующие принципы (12):

А) неизменные, постоянные элементы сказки – это функции героев, и то, как они выполняются и кем, в общем-то, не важно;

Б) количество этих функций в волшебной сказке ограничено (31 функция);

В) одинаковая последовательность этих функций.

Мы не будем сейчас описывать  все эти функции, поскольку это  не имеет отношения к нашей  теме, а вот двадцать карт Проппа описать следует. Основная суть их в том, что на каждой из карт кратко обозначена функция и изображен соответствующий рисунок. Карты Проппа позволяют создать бесконечное число завершенных «рисунков», сюжетов, историй, поскольку каждый элемент немногозначен и каждый поддается множеству толкований. Дж.Родари говорил, что каждая из карт – единый срез волшебного мира для ребенка, хоть немного приобщенного к сказке, к  волшебной  лексике,  к  фантастическим  темам.

    1. Сравнение одних и тех же персонажей из разных сказок. Этот прием расширяет границы восприятия, позволяет взглянуть на персонажа шире, чем он представляется, а, значит, научиться выходить за рамки стереотипов.
    2. Продолжение известной сказки. Цель данного приема, как и предыдущего, – перешагнуть стереотипы восприятия и понимания.
    3. Включение в сказку персонажа из другой сказки.
    4. Живая иллюстрация сказки (изображение).
    5. Мини-сочинение – письмо герою (чаще письма обращены к негативным персонажам).
    6. Придумывание вопросов к сказочным героям.
    7. Театрализация – озвучивание фраз персонажей сказки в различных эмоциональных состояниях.
    8. Театрализация – разыгрывание одного и того же эпизода, но с разными вариантами развития событий.
    9. Суд над персонажем.
    10. Сказка с конца.
    11. Сказка наизнанку.

Рассмотренные нами приемы –  базовые в работе с клиентом, их рассмотрение дает нам  преимущество в дальнейших исследованиях: они являются доступом к более  глубинному изучению как самих приемов, так и результатов воздействия.

 

1.4. Выводы  по первой главе.

Итак, подводя  предварительные итоги, хотелось бы еще раз обратить внимание, что сказкотерапия не только направление, использующее сказку в целях диагностики, психокоррекции, психотерапии и консультирования, это еще и метод воспитания Внутреннего Ребенка (сюда же включен и подход Э.Берна, и юнгианский анализ – возвращение к бессознательному, и многое другое). Если можно так выразиться, это «нечто творческое с очень широкими границами». Рамки, конечно же, есть, но они растворены в самом процессе и поэтому незаметны. Сказкотерапия отмечает, что все люди умеют сочинять сказки, и что простое написание сказки уже является мощным терапевтическим материалом – когда человек творит, когда основная роль отведена фантазии, а не логике, перед ним предстает альтернатива реальности. А нереальный мир, как известно, служит убежищем от действительности. И каждому человеку иногда хочется найти эту альтернативу, окунуться в мир сказочный, где не «как надо», а где «как хочу». И сказкотерапия, бесспорно, один из лучших способов «погружения в волшебство».

На данный момент мы рассмотрели  классификацию видов сказки как  инструмента воздействия и выяснили, что универсальной для работы является художественная сказка. В  ее контексте имеет право на существование  и медитативная, и дидактическая, и психотерапевтическая, и психокоррекционная, и психологичекая сказки. Позднее мы рассмотрим диалектическую структуру методов работы со сказками, а затем кратко опишем, какие из них, по нашему мнению, имеют большую значимость.

     Что касается самих приемов  работы со сказками, пока мы  их только перечислили, и теперь  нам необходимо проанализировать  их с точки зрения их «противоречивой», если сказать точнее, диалектической  конструкции, если такая имеется.

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ПОИСК  ДИАЛЕКТИЧЕСКИХ СТРУКТУР.

Е.Е.Крашенинников  на примере армии Суворова описал диалектическое решение с помощью  формальных операций – выводом являлось то, что «теория диалектического  мышления действительно описывает  умственные действия, не сводимые к  операциям формального интеллекта». Мы же попытаемся провести анализ эффективности  для сказкотерапии тех или  иных видов сказки и приемов работы со сказкой при помощи диалектических мыслительных действий.

2.1. Диалектические  мыслительные действия.

Исследованием Н.Е.Вераксы (цель которого состояла в том, чтобы «показать универсальность диалектических умственных действий») было установлено, что и в научном, и в техническом, и в народном творчестве встречаются одни и те же диалектические умственные действия. Перечислим эти действия:

    1. Действие диалектического превращения (к суждению, объекту или явлению подбирается противоположное суждение, объект или явление);
    2. Действие диалектического опосредования (находится объект или явление, в которых могут одновременно существовать две изначально заданные противоположности);
    3. Действие диалектического объединения (в целостном объекте обнаруживаются противоположности, которые являются его истинной сущностью);
    4. Действие диалектической сериации (производится упорядочивание этапов изменения какого-либо объекта или явления в направлении от начального к конечному);
    5. Действие диалектического обращения (при изучении какого-либо процесса то, с чего начинался анализ, становится окончанием, а конец – началом анализа);
    6. Действие диалектического замыкания (в процессе изменений объект вначале превращается в противоположность, а затем опять возвращается в первоначальное состояние);
    7. Действие смены альтернативы (происходит переход от одной пары взаимоисключающих свойств, которые составляют сущность объекта, к другой паре).

 

Объектом исследования системы  диалектических умственных действий в научном творчестве стал Л.С.Выготский и его труды. Н.Е.Веракса пишет, что «…на основании творчества Л.С.Выготского можно сделать вывод, что диалектическое мышление есть  особый вид умственной деятельности, а сами диалектические умственные действия можно рассматривать как реальный психологический феномен научного творчества…» (4).

Информация о работе Диалектическая структура видов сказки и приемов работы со сказкой