Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 16:08, курсовая работа
Актуальность работы состоит в том, что на основе рассмотренных приемов можно построить модель того, как связаны такие направления как сказкотерапия и изучение диалектического мышления, а на основе полученных выводов – построить модель «диалектической сказкотерапии». В чем преимущество такого метода? В том, что, во-первых, при помощи метафоры гораздо проще и интереснее разрешать противоречия (а они окружают человека повсюду), а во-вторых, в процессе разрешения противоречий соответственно будет происходить развитие мышления.
Новизна работы вытекает из самой постановки проблемы: каким образом объединить восприятие сказки с диалектическим мышлением? И что необходимо в первую очередь уметь «диалектическому сказкотерапевту», чтобы кроме решения проблем, можно было достичь развития.
СОДЕРЖАНИЕ.
Введение……………………………....…………………........…………………......2
Глава 1. Теоретические основы сказкотерапии
1.1. Сказкотерапия как одно из направлений практической психологии.............4
1.2. Понятие сказки. Классификация сказок как инструментов работы с клиентом .....................................................................................................................6
1.3. Приемы работы со сказками..............................................................................11
1.4. Выводы по первой главе....................................................................................13
Глава 2. Поиск диалектических структур.
2.1 Диалектические мыслительные действия..........................................................15
2.2. Диалектическая структура художественной сказки как универсального вида сказки..................................................................................................................17
2.3. Диалектические структуры приемов работы со сказками...............................20
2.4. Выводы по второй главе.....................................................................................23
Заключение.................................................................................................................25
Список литературы....................................................................................................27
Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева выделяет пять видов сказок: медитативные, дидактические, художественные, психотерапевтические и психокоррекционные. Остановимся подробнее на каждом из них (9, 86 - 129).
Автор выделила три типа медитативных сказок (9, 108):
Стоит сразу отметить, что многообразие аспектов свидетельствует о таком недостатке, как неясность критерия классификации. Но мы условно обозначим его как «цель воздействия на читателя». Иначе говоря, если клиенту необходимо перейти в область философии и обратиться к его глубинному Я, то цель сказкотерапевта, соответственно, оказать психологическую поддержку, проникнуть в его систему ценностей, а значит, применить психотерапевтическую сказку и т.д. И.В.Вачков выделяет еще один вид сказок – психологический (3, 92). Целями такой сказки являются «раскрытие перед ребенком глубин его собственного внутреннего мира, развитие его самосознания, знакомство с основными психологическими понятиями, помощь на пути становления его личности».
Иными словами, сказка, содержащая в метафорическом виде информацию о внутреннем мире человека, и есть психологическая. Психосказка является носителем материала о внутреннем мире – о душе, психике.
Почему нам необходимо подробно рассмотреть виды сказок? Во-первых, потому что без подробного изучения невозможно в полной мере овладеть знанием о «сказке» как инструменте психотерапии (это, так сказать, «воздействующий аппарат сказкотерапевта») а во-вторых, – в последующем нам предстоит поиск диалектической структуры в приемах работы со сказками в рамках художественной сказки. Как мы уже говорили, художественные сказки являются «сплавом», синтезом всех вышеперечисленных видов сказок, поэтому рассмотрение каждого вида нам поможет более подробно изучить такой вид сказки как художественный, поскольку дальнейшая работа будет производиться именно с ней.
1.3. Приемы работы со сказками.
И.В.Вачков при изучении способов работы со сказками выделил конкретные приемы, методы «стимулирования воображения ребенка». Дж.Родари выделил около сорока возможных методов (13). Мы же рассмотрим приемы, выделенные И.В.Вачковым, но с углублением в интерпретацию Дж.Родари. Итак, приемы работы со сказками:
А) неизменные, постоянные элементы сказки – это функции героев, и то, как они выполняются и кем, в общем-то, не важно;
Б) количество этих функций в волшебной сказке ограничено (31 функция);
В) одинаковая последовательность этих функций.
Мы не будем сейчас описывать все эти функции, поскольку это не имеет отношения к нашей теме, а вот двадцать карт Проппа описать следует. Основная суть их в том, что на каждой из карт кратко обозначена функция и изображен соответствующий рисунок. Карты Проппа позволяют создать бесконечное число завершенных «рисунков», сюжетов, историй, поскольку каждый элемент немногозначен и каждый поддается множеству толкований. Дж.Родари говорил, что каждая из карт – единый срез волшебного мира для ребенка, хоть немного приобщенного к сказке, к волшебной лексике, к фантастическим темам.
Рассмотренные нами приемы – базовые в работе с клиентом, их рассмотрение дает нам преимущество в дальнейших исследованиях: они являются доступом к более глубинному изучению как самих приемов, так и результатов воздействия.
1.4. Выводы по первой главе.
Итак, подводя предварительные итоги, хотелось бы еще раз обратить внимание, что сказкотерапия не только направление, использующее сказку в целях диагностики, психокоррекции, психотерапии и консультирования, это еще и метод воспитания Внутреннего Ребенка (сюда же включен и подход Э.Берна, и юнгианский анализ – возвращение к бессознательному, и многое другое). Если можно так выразиться, это «нечто творческое с очень широкими границами». Рамки, конечно же, есть, но они растворены в самом процессе и поэтому незаметны. Сказкотерапия отмечает, что все люди умеют сочинять сказки, и что простое написание сказки уже является мощным терапевтическим материалом – когда человек творит, когда основная роль отведена фантазии, а не логике, перед ним предстает альтернатива реальности. А нереальный мир, как известно, служит убежищем от действительности. И каждому человеку иногда хочется найти эту альтернативу, окунуться в мир сказочный, где не «как надо», а где «как хочу». И сказкотерапия, бесспорно, один из лучших способов «погружения в волшебство».
На данный момент мы рассмотрели
классификацию видов сказки как
инструмента воздействия и
Что касается самих приемов
работы со сказками, пока мы
их только перечислили, и
ГЛАВА 2. ПОИСК ДИАЛЕКТИЧЕСКИХ СТРУКТУР.
Е.Е.Крашенинников
на примере армии Суворова описал
диалектическое решение с помощью
формальных операций – выводом являлось
то, что «теория диалектического
мышления действительно описывает
умственные действия, не сводимые к
операциям формального
2.1. Диалектические мыслительные действия.
Исследованием Н.Е.Вераксы (цель которого состояла в том, чтобы «показать универсальность диалектических умственных действий») было установлено, что и в научном, и в техническом, и в народном творчестве встречаются одни и те же диалектические умственные действия. Перечислим эти действия:
Объектом исследования системы диалектических умственных действий в научном творчестве стал Л.С.Выготский и его труды. Н.Е.Веракса пишет, что «…на основании творчества Л.С.Выготского можно сделать вывод, что диалектическое мышление есть особый вид умственной деятельности, а сами диалектические умственные действия можно рассматривать как реальный психологический феномен научного творчества…» (4).
Информация о работе Диалектическая структура видов сказки и приемов работы со сказкой