Дидактическая игра как метод развиваюшего обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 20:50, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является умение правильно преподнести урок в форме игры и привлечь внимание учащихся.
Для осуществления данной цели ставятся следующие задачи:
обучение детей с помощью игры;
способствовать умению кооперировать свои усилия в совместной деятельности;
- выявление дидактического конструкта процесса обучения, т.е. его
познавательной (гносеологической) сущности;
- конструирование модели обучения в соответствии с ее
структурными характеристиками;

Содержание

Введение …………………………………………………...…. 3
Глава.1. Основы дидактических систем…………………….. 5
1.1. Определение дидактики. Задачи и основы дидактики.. 5
1.2. Педагогика игры …………………………………..……. 9
Глава 2. Понятие и задачи дидактической игры …………… 12
2.1. Формы и методы дидактической игры ……………….. 12
2.2. Дидактические игры ……………………………………. 15
Глава 3. Дидактическая игра на уроке труда ………………. 25
Заключение …………………………………………………… 30
Список литературы …………………………………………... 32

Вложенные файлы: 1 файл

12.docx

— 45.34 Кб (Скачать файл)

Курсовая работа: Дидактическая  игра как метод развиваюшего обучения

 

 

Содержание

 

 

Стр.

Введение …………………………………………………...….  3

Глава.1. Основы дидактических  систем……………………..  5

1.1. Определение дидактики.  Задачи и основы дидактики..  5

1.2. Педагогика игры …………………………………..…….  9

Глава 2. Понятие и задачи дидактической игры ……………  12

2.1. Формы и методы дидактической  игры ………………..  12

2.2. Дидактические игры  …………………………………….  15

Глава 3. Дидактическая игра на уроке труда ……………….  25

Заключение ……………………………………………………  30

Список литературы …………………………………………...  32

 

 

Введение.

 

 

 Важное место в структуре  педагогического процесса занимает  процесс обучения, в ходе которого  усваиваются знания, умения и  навыки, формируются личностные  качества, позволяющие человеку  адаптироваться к внешним условиям  и проявить свою индивидуальность.

 

 Актуальность и социальная  значимость темы. Особое внимание  к проблеме развивающего обучения  школьников вызвано тем огромным  значением, которое обучение имеет  для развития ребенка. Великий  чешский педагог Ян Амос Коменский  (1592—1670) в своем труде «Великая  дидактика» назвал дидактику  «всеобщим искусством всех учить  всему». Он придал термину «дидактика» широкое значение. Я. А. Коменский полагал, что дидактика представляет собой искусство не только обучения, но и воспитания.

 

 Теоретические основы  организации процесса обучения, его закономерности, принципы, методы  и т. д. изучает важнейшая  отрасль педагогики — дидактика.  Термин «дидактика» происходит  от греческих слов «didaktikos»  — поучающий и «didasko» — изучающий.  Это понятие впервые ввел в  научный оборот немецкий педагог  Вольфганг Ратке (1571—1635) для обозначения  искусства обучения (в курсе лекций  «Краткий отчет из дидактики,  или искусство обучения Ратихия»).

 

 В развитие дидактики  как науки внесли существенный  вклад Я. А. Ко-менский, И.  Г. Песталоцци, И. Ф. Гербарт,  Д.Дьюи, К. Д. Ушинский, П. Ф. Каптерев, М. А. Данилов, Б. П. Есипов, М. Н. Скаткин, Л. В. Занков  и другие ученые.

 

 Объектом настоящей  работы является развивающее  обучение школьников.

 

 Предметом работы является, дидактическая игра ее развитие.

 

 Целью работы является  умение правильно преподнести  урок в форме игры и привлечь  внимание учащихся.

 

 Для осуществления  данной цели ставятся следующие  задачи:

 

 обучение детей с  помощью игры;

 

 способствовать умению  кооперировать свои усилия в  совместной деятельности;

 

- выявление дидактического  конструкта процесса обучения, т.е.  его 

 

 познавательной (гносеологической) сущности;

 

- конструирование модели  обучения в соответствии с  ее 

 

 структурными характеристиками;

 

 познакомиться с различными  способами преподнесения учебного  материала.

 

Глава.1. Основы дидактических  систем.

 

 Определение дидактики.  Задачи и основы дидактики. 

 

 В современном, полном  контрастов и противоречий мире  происходят значительные изменения  и преобразования, которые отражаются  на всех сферах человеческой  жизни. Цивилизация стоит перед  выбором направленности своего  дальнейшего пути развития в  условиях многочисленных катастроф  и катаклизмов как при­родного,  так и социального характера.  Третье тысячелетие выделяет  образование в качестве одной  из самых обширных сфер человеческой  деятельности, так как в нем  задействовано более миллиарда  учащихся и около пятидесяти  миллионов учителей. Повышение социальной  роли образования в XXI в. тесно  взаимосвязано с определением  новых парадигм будущего общества.

 

 Педагогика сегодня  сосредоточивается на социальной  роли реконструкции и прогрессивного  развития общества в соответствии  с образовательными целями, отвечающими  нуждам человечества. Философия  образования современного этапа  развития общества призвана соотносить  социально-экономические и индивидуально-культурные  требования. Самыми необходимыми  и выгодными инвестициями являются  вложения в человека и его  совершенствование, поэтому цивилизованное  развитие социума возможно лишь  при условии повышения статуса  и престижа образованности. Именно  благодаря образованию и целенаправленному  обучению происходит формирование  человеческой личности, ее духовно-ценностных  ориентации.1

 

 Дидактика как особый  педагогический способ теоретического  понимания мира является научной  областью педагогики, исследующей  принципы, ценности, закономерности  функционирования и развития  процесса образования и обучения. Таким образом, объект исследования  дидактики как науки представляет  собой взаимосвязь собственно  процесса образования и обучения  как явлений объективной педагогической  реальности, где обучение выступает  в качестве образовательного  средства.2

 

 Для разработки собственно  дидактической методологии наибольшую  значимость приобретает общенаучный  уровень, который связан с интеграцией  дидактики в систему смежных  дисциплин (философских, социальных, культурологических, естественно-научных,  исторических) и использованием  свойственных им методологических  оснований и собственно методов  экспериментального исследования. В данном контексте исходным положением для дидактики становится психологическая теория познания, определяющая закономерности учебно-познавательной деятельности и пути руководства ею. Это определяет связь дидактики с философией как одним из источников наполнения образовательного содержания в области проявления социальных законов.3

 

 В настоящее время  дидактика концентрирует внимание  на разработке проблем теории  обучения. Проблемы воспитания в  дидактике самостоятельно не  рассматриваются, хотя ни обучение, ни образование без воспитания  не существуют. Отсюда следует,  что дидактика — это педагогическая  теория обучения, дающая научное  обоснование его содержания, методов  и организационных форм.

 

 Некоторые авторы вкладывают  более широкий смысл в понятие  «дидактика».

 

 Дидактика — это  наука об обучении и образовании,  их целях, содержании, методах,  средствах и организационных  формах4.

 

 Андреев В. И. считает,  что и такое определение является  недостаточно полным, так как,  во-первых, существует не одна, а  несколько достаточно обоснованных  и эффективных теорий образования  и обучения: теории развивающего, проблемного, модульного, дифференцированного,  компьютерного и других видов  и типов обучения. Во-вторых, особенно  в последние годы в дидактике  все более последовательно и  обстоятельно проводится мысль,  что дидактика не заканчивается  теорией образования и обучения, а выходит на уровень технологии  обучения. Поэтому более полным, считает автор, будет следующее  определение дидактики.

 

 Дидактика — это  наука о теориях образования  и технологиях обучения.

 

 Дидактика как наука  имеет свой предмет. Предмет  дидактики — закономерности и  принципы обучения, его цели, научные  основы содержания образования,  методы, формы, средства обучения.5

 

 Немецкий педагог и  философ Иоганн Фридрих Гербарт  (1776—1841) разработал теоретические  основы дидактики, придав ей  статус целостной теории воспитывающего  обучения. Он считал дидактику  частью педагоги­ки, а ее предмет  — воспитывающее обучение —  трактовал как важнейший фактор  воспитания.

 

 Значительный вклад  в решение важнейших проблем  научной дидактики внес выдающийся  русский педагог Константин Дмитриевич  Ушинский (1824—1870). Глубоко изучив  процессы психического развития  и воспитания детей, он многое  сделал для раскрытия сущности  обучения.

 

 Тесную связь обнаруживает  дидактика с педагогической, возрастной, социальной психологией, психологией  личности, рассматривающими основные  подходы к развитию личности  в процессе обучения, а также  особенности созревания психических  функций и закономерности освоения  образовательного содержания.

 

 Определенные взаимосвязи  существуют между дидактикой  и искусством, эстетикой, так как  процесс формирования личности  совершается и по «законам  красоты», на основе специфически  эстетического освоения мира.

 

 При рассмотрении комплекса  взаимосвязанных дисциплин особое  место занимают данные кибернетики  как науки об управлении сложными  динамическими системами по восприятию, хранению и переработке информации  с целью моделирования и исследования  психолого-педагогических процессов.  Оптимизация процесса управления  обучением связана также с  возникновением теории программированного  обучения и его компьютеризацией.

 

 Кроме этого, дидактика  является основой для формирования  предметных методик (частных дидактик), так как содержит конкретные  технологии их практической реализации. Предметные методики, в свою очередь,  занимают промежуточное положение  между самой дидактикой и преподаваемой  дисциплиной, так как изучают  особенности и закономерности  преподавания конкретных учебных  предметов (родной язык, математика, естественные науки и т.д.), а  также их специфику на различных  образовательных ступенях (методика  начального обучения, дидактика  высшей школы и т.д.).

 

 Концептуальные основания  дидактики, по мнению Б. С.  Гершунского и Н.С.Розова, составляют  следующие принципиальные положения:

 

 вариативность, т.е.  теоретическое признание объективного  многообразия технологий обучения  и их практической реализации;

 

 фундаментальность, предполагающая  направленность на обобщенные  и универсальные знания, формирование  общей культуры и развитие  научного мышления;

 

 индивидуализация, обусловленная  потребностью в нерегламентированных, творческих видах деятельности  в соответствии с особенностями  каждого отдельного индивида;

 

 теоретизация, которая  относится к общему содержанию  образования и к статусу компонентов  преподаваемых знаний;

 

 плюрализация, связанная  с необходимостью принимать решения  в условиях множественности образования  мира;

 

 целостность и интеграция  как содержательного, так технологического  компонентов образовательного процесса, ориентирующихся на восприятие  системно-структурированного знания  на основе интеграции материалов  из различных научных сфер, наличие  междисциплинарных связей и зависимостей.6

 

 Педагогика игры.

 

 Одна из главных  сфер воспитания детей до школы  — игра. Поэтому при разработке  проблем общественного дошкольного  воспитания, естественно, к ряду  главных относятся воспитательные  возможности игры.

 

 Учитывая эти возможности,  следует рассматривать игру как  форму воспитания, как средство  для решения определенных воспитательных  задач по отношению к детям  дошкольного возраста.

 

 Игра как деятельность  ребенка развивается по своим  законам. В зависимости от того, насколько изучены закономерности  игровой деятельности, удается в  большей или меньшей мере использовать  их для педагогических целей.

 

 Детские игры вовлекаются  в систему организующих моментов  и подчиняются их содержанию. Возникает методика «стимуляции»  игр, т. е. влияния на их  направление путем организации  игровой среды, разработки содержания  игр соответственно тому или  иному организующему моменту.

 

 Часто требовались  большие усилия педагогов, чтобы  удержать интересы детей в  теме игры, которая определялась  организующим моментом. Естественно,  интересы детей выходили за  пределы этой тематики. «Современность»  того или иного организующего  момента оказывалась далеко не «современной» для быстро текущих и изменяющихся игровых интересов детей. Ценная сама по себе идея направлять игру в определенное русло, вести ее на уровне ведущих задач воспитания получает здесь неправильное выражение.7

 

 Игра станет могущественным  воспитательным фактором, если в  педагогическом процессе она  будет использована для организации  жизни детей и их деятельности. Это значит, что главнейшие проявления  жизни детей дошкольного возраста, а именно их интересы, запросы,  общение и т. д. будут организовываться  и удовлетворяться играми и  в формах игры.

 

 В жизни детей дошкольного  возраста есть уже довольно  развитое общественное начало. Проявляется  оно в том, как дети общаются  друг с другом, какие совершают  поступки, какие активизируются  формы поведения, интересы и  т. д. Это общественное начало  педагогика игр использует от  случая к случаю. Вместе с тем  в играх мы имеем дело с  обществом детей, а следовательно,  с общественным воспитанием. Представить  жизнь ребенка в игре как  изолированное существование отдельной  личности просто невозможно. Следовательно,  в игре нельзя ограничиться  воспитанием отдельной личности  ребенка вне играющего коллектива. Речь здесь может идти только  об общественной жизни детей,  о приобретении ими общественных  навыков поведения, о придании  играм такого характера и направления,  такого содержания, чтобы они  побуждали детей к положительным  факторам поведения и отношения.

Информация о работе Дидактическая игра как метод развиваюшего обучения