Дидактическая игра как метод развиваюшего обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 20:50, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является умение правильно преподнести урок в форме игры и привлечь внимание учащихся.
Для осуществления данной цели ставятся следующие задачи:
обучение детей с помощью игры;
способствовать умению кооперировать свои усилия в совместной деятельности;
- выявление дидактического конструкта процесса обучения, т.е. его
познавательной (гносеологической) сущности;
- конструирование модели обучения в соответствии с ее
структурными характеристиками;

Содержание

Введение …………………………………………………...…. 3
Глава.1. Основы дидактических систем…………………….. 5
1.1. Определение дидактики. Задачи и основы дидактики.. 5
1.2. Педагогика игры …………………………………..……. 9
Глава 2. Понятие и задачи дидактической игры …………… 12
2.1. Формы и методы дидактической игры ……………….. 12
2.2. Дидактические игры ……………………………………. 15
Глава 3. Дидактическая игра на уроке труда ………………. 25
Заключение …………………………………………………… 30
Список литературы …………………………………………... 32

Вложенные файлы: 1 файл

12.docx

— 45.34 Кб (Скачать файл)

 

Глава 3. Дидактическая игра на уроке труда.

 

 

 Подготовка младших  школьников к трудовой деятельности  остается одной из основных  и актуальных задач современной  школы. Началом такой подготовки  является формирование у учащихся  интереса к труду и потреб­ности  овладеть определенными трудовыми  умениями. Наиболее успешному осуществлению  данной цели способствуют дидактические  игры.

 

 Исследование, проведенное  мной на базе начальных классов  школ г.Кемерово, гимназии № 1, позволило определить содержание  дидактических игр и объединить  их в систему, состоящую из  трех блоков, уточнить технологию  организации и проведения дидактических  игр по трудовому обучению (ДИТО):

 

 — блок игр направлен  на формирование умений учащихся  подготавливать свое рабочее  место, соблюдать порядок на  нем в течение всего урока;

 

 — блок игр направлен  на формирование умений учащихся  самостоятельно анализировать представленную  конструкцию, видеть пути ее  совершенствования, определять технологию  выполнения, выбирать рациональные  трудовые операции, планировать  предстоящую работу и сознательно  реализовывать ее;

 

 — блок игр направлен  на формирование умений учащихся  качественно выполнять трудовые  операции

 

 — разметку по шаблону,  чертежу, рисунку;

 

 — вырезание заданных  фигур, деталей и т.п.;

 

 — сборку изделий  и их оформление. Дидактическая  задача ДИТО адекватна соответствующей  цели, содержащейся в программе  по трудовому обучению, и конкретизирована  задачей данного этапа урока.

 

 Игровые правила включают  в себя условия одновременного  начала игры, объявления поощрений,  выяснение критериев оценки изделия  и правил выполнения заданий.

 

 Сюжет игры предполагает  осуществление трудовых операций  учащимися в рамках игры и  их оценивание.

 

 Итог игры подводится  на основе подсчета выигранных  фишек после выполнения определенных  трудовых действий.

 

 В дидактических играх  по трудовому обучению в основном  сохраняется традиционная структура  игр. Для успешного их проведения  необходимо заранее подготовить  материальную базу. К этому привлекаются  и родители учащихся. Так, на  первом родительском собрании  учитель знакомит родителей с  выставкой изделий, которые предстоит  выполнить детям в течение  четверти. Кроме того, можно провести  для родителей мини-урок по  одной из выбранных тем, а  затем обсудить вопрос о том,  какие материалы и инструменты  необходимо заранее заготовить  для учащихся в предстоящей  четверти.

 

 Игры I блока

 

1-й вариант (основной)

 

 Дидактическая задача: формировать умение организовывать  рабочее место.

 

 Правила игры. С включением  музыки раздается команда «Начали!».  Водящий определенного ряда раздает  инструменты и материалы каждому  игроку. После выполнения задания  водящий поднимает синий флажок. Игрок не имеет права прикасаться  к предметам, пока водящий не  положит их на стол, после этого  он должен разложить все предметы  на условные места. Выигрывает  тот ряд учащихся, водящий которого  первым раздаст все предметы, а игроки за это же время  выполнят свое задание. На выполнение  действий отводится 5-7 минут.

 

 Сюжет игры.

 

 — Дети, сначала нам  нужно определить водящих. Предлагаю  сегодня быть водящими тем  учащимся, которые сидят слева  за вторыми партами. (Дети выходят.) Посмотрите, пожалуйста, что лежит  в ваших поддонах, и по­думайте, какие предметы вы раздадите  первыми, а какие потом. Остальные  учащиеся должны подумать, куда  они положат полученные предметы. Игра начнется по моей команде.

 

 Водящие раздают инструменты  и материалы. Каждый решает  свою задачу: кто-то вначале раздает  ножницы, кто-то бумагу. Учащиеся  раскладывают предметы на свои  места. Окончившие раздачу водящие  берут со стола учителя синий  флажок.

 

 Итог игры.

 

 — У нас уже есть  победителя, опустим в копилку  этого ряда красную фишку. Как  вы думаете, почему этот ряд  победил? (Ответы учащихся.)

 

 

 Таким образом, вводя  в урок дидактическую игру I блока,  можно за короткий срок приучить  учащихся иметь все необходимое  для работы под рукой, содержать  в чистоте рабочее место.

 

 Игры II блока

 

 Дидактическая задача: формирование умения анализировать  представленную конструкцию и  определять технологию ее выполнения.

 

 Правила игры. Каждой  команде предоставляется возможность  ответить на одинаковое количество  вопросов. За правильный ответ  — красная фишка в копилку  ряда.

 

 Сюжет игры.

 

 — Дети, я приглашаю  вас принять участие в новом  соревновании, которое поможет вам  разобраться в конструкции изделия  и определить технологию его  выполнения. Вам предстоит ответить  на вопросы, правильный ответ  оценивается одной красной фишкой, дополнение — двумя.

 

 Итак, что это? (Учитель  демонстрирует небольшой шарик.) Верно, это украшение на елку  — ребристый шар. (Обращается  к водящим.) Возьмите с моего  стола шары, рассмотрите их с  игроками команды и ответьте  на вопросы: из чего сделан  шар? Может ли он быть другого  цвета? Что можно сказать о  его размерах? Из скольких деталей  он состоит?

 

 Дети рассматривают  изделия. По мере того как  дети отвечают на вопросы, учитель  опускает в копилки красные  фишки.

 

 Итог игры.

 

 — Подсчитав количество  заработанных фишек, их оказалось  поровну у каждого ряда игроков.  Значит, проигравших нет.

 

 Следующая игра называется  «Продолжи речь». Она поможет  нам узнать технологию выполнения  изделия. За правильное описание  демонстрируемых трудовых действий  присуждается красная фишка. Вам  поможет инструкционная карта.  Я буду показывать, а вы комментируйте  мои действия. Для того чтобы  сделать елочный шар, я беру... (Учитель показывает цветную бумагу.) Затем я...

 

 Игра продолжается.

 

 — Для того чтобы  определить победителя в данной  игре, надо быстро составить план  предстоящей работы. За правильное  составление плана — красная  фишка.

 

 Итог игры:

 

 — Подсчитав количество  красных фишек, мы пришли к  выводу, что счет один — один, проигравших вновь нет. Благодаря  игре мы разобрались не только  в конструкции изделия, но и  в том, как его сделать. Игры II блока направлены на формирование  у учащихся умения анализировать  образец, разбираться в его  конструкции, состав­лять план  работы. Каждый ученик получает  возможность самостоятельно прийти  к определенному выводу.

 

 Игры III блока.

 

 Дидактическая задача: определить тот вид операции, который предстоит выполнить  (разметка, вырезание, склеивание  и т.п.). Проиллюстрируем это на  примерах.

 

 Сюжет игры.

 

 — Дети, прежде чем  сделать аппликацию, вы должны  заготовить детали по шаблону.  Наша игра называется «Волшебный  шаблон». Красную фишку получит  тот, кто правильно обведет  шаблон. А что значит правильно?  Левой рукой надо плотно прижать  шаблон: обводить карандашом, зажатым  в правой руке, начинать движение  «из-под» руки, а заканчивать «под  рукой». Линия карандаша должна  быть одинарной. Приготовились,  начали!

 

 Для формирования у  учащихся умения правильно работать  с клеем и ножницами проводятся  игры «Клей-невидимка», «Ножницы-художницы». Правила этих игр предусматривают,  кроме общих указаний начала  игры, специальную инструкцию пользования  данными предметами. Причем эти  выводы дети проговаривают сами, а учитель их только обобщает.

 

 Например:

 

 — Как вы думаете,  почему игра называется «Клей-невидимка»? Верно, ведь поделка должна  быть чистой, то есть правильно  склеенной. Для этого клей наносится  тонким слоем на обратную сторону  детали.

 

 К этой же группе  игр относится игра «Экономия». Одним из условий проведения  этой игры является то, что  учащиеся получают определенное  количество материала (бумаги, ткани  и т.п.), которого достаточно для  заготовки нужного количества  деталей.

 

 Практика показывает, что разработанные дидактические  игры способствуют проведению  урока в комфортных условиях. Учащиеся в более короткий  срок усваивают трудовые умения, приучаются самостоятельно анали­зировать  образец, составлять план предстоящей  работы, совершенствуя конструкции  изделий. За счет экономии учебного  времени удается выполнять более  сложные изделия.

 

Заключение.

 

 

 Проведя исследовательскую  работу, изучив материалы по педагогике  и в частности по дидактической  игре. Проведя ряд практических  занятий с учащимися можно  сделать следующие выводы.

 

 На мой взгляд, наиболее  полно отражает дидактическую  сущность и роль самостоятельных  работ в учебно-воспитательном  процессе классификация, основанием  которой являются современные  трактовки частно-дидак­тических  целей, сути познавательных задач  и специфики учебно-познавательной  деятельности.

 

 Тип самостоятельных  работ те, частно-дидактическая цель  которых — формирование у обучаемых  умений выявлять во внешнем  плане то, что от них требуется,  на основе данного им алгоритма  деятельности и посылок на  эту деятельность, содержащихся  в условиях задания (т.е. формирование  знаний и деятельности первого  уров­ня по В.П. Беспалько). Познавательная  деятельность обучаемых при этом  должна заключаться в узнавании  объектов данной области знаний  при повторном восприятии информации  о них или повторных действий  с ними.

 

 Познавательная деятельность  обучаемых в этом случае заключается  в четком воспроизведении или  частичном реконструировании, преобразовании  структуры и содержания усвоенной  ранее информации. Это предполагает  необходимость анализировать данное  описание объекта, различные возможные  пути выполнения задания, выбирать  наиболее правильные из них  или последовательно находить  логически следующие друг за  другом способы решения.

 

 Знание и учет показанных  характерных особенностей самостоятельных  работ каждого типа должно  лежать в основе своевременного  и последовательного включения  их в учебный процесс. Если  такое включение орга­низуется  и с учетом дидактических целей  этапов обучения, то тогда можно  говорить о том, что самостоятельная  работа обучаемых реализуется  в качестве органичного элемента  целостной системы обучения и  воспитания.

 

 Основное внимание  при разработке методик обучения  должно быть обращено на условия  и методы:

 

 — четкого определения  целей функционирования учебного  процесса и каждого его этапа;

 

 — учета и реализации  специфики психологических механизмов  функционирования учебной познавательной  деятельности и в этой связи  взаимодействия деятельностей обучающего  и обучаемых (методов, средств  и организационных форм обучения);

 

 — согласования специфики  психологических механизмов усвоения  знаний со спецификой познавательных  задач различного типа, способов  подачи и усвоения учебной  информации, педагогическими возможностями  различных информационных структур  управления в системе «преподаватель  — учащийся», методов и организационных  форм обучения.

 

Литература

Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития: Инновационный курс. Кн. 2. Казань, 1998.

 

Белкин Е.Л. Дидактические основы управления познавательной деятельностью в условиях применения технических средств обучения. —  Ярославль: Верхне-Волжское книжное  издательство, 1982.

 

Белкин Е.Л. Теоретические предпосылки создания эффективных методик обучения//Нач.школа.-2001.-№4.-С.11-20

 

Вайнер М.Э. Коррекция поведения школьников с помощью игры//Начальная школа.-2004.-№1.-С.9-14

 

Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. №6.

 

Герасков  М. Основи на дидактиката.-София,1934

 

Григорович  Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология.-М.:Гардарики,2003.-С.129-132

 

Давыдов В.В., Варданян А.У. Учебная деятельность и моделирование. - Ереван: Луйе, 1981.

 

Дидактика средней  школы / Под ред. М. А. Данилова, М. Н. Скаткина. - М., 1975.

 

Ивочкина  Н.В. Коррекционные возможности народной игры // Начальная школа. 1998. №11-12.

 

История советской  дошкольной педагогики: Хрестоматия/Под  ред.М.Н.Колмаковой.- М.:просвещение,1988.-С.344

 

Кроль В.М. Психология и педагогика:Учебное пособие.-М.:Высш. школа,2004.-С.262-267

 

Лернер И. Я. Дидактические основы методов  обучения. — М: Педагогика. 1981.

 

Педагогика: Учебник для студ. пед. вузов и  пед. колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2002.

 

 

Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. Кн. 1. М.: ВЛАДОС, 1999.

 

Педагогика:Учебник/Под ред. Л.П. Крившенко.-М.:проспект,2004.-С.232-234

 

Познавательные  процессы и способности в обучении / Под ред. В.Д. Шадрикова. — М.: Просвещение, 1990.

Информация о работе Дидактическая игра как метод развиваюшего обучения