Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 19:49, курсовая работа
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что хорошая речь – важнейшее условие всестороннего развития детей. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательные и полноценные отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. При этом, чем раньше будет начата работа взрослых по развитию детской речи, тем свободнее ребенок будет пользоваться ею в дальнейшем.
Тема:
Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития речи детей младшего возраста
Курсовая работа
СОДЕРЖАНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что хорошая речь – важнейшее условие всестороннего развития детей. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательные и полноценные отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. При этом, чем раньше будет начата работа взрослых по развитию детской речи, тем свободнее ребенок будет пользоваться ею в дальнейшем.
В младшем дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии имеет игра. Ее характером определяются речевые функции, содержание и средства общения. Для речевого развития используются все виды игровой деятельности. Эффективны дидактические игры, которые используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образования слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ. Важное место в системе работы по развитию детской речи занимают и упражнения, в том числе – лексические.
Успешность работы по развитию детской речи во многом определяется уровнем профессиональной подготовки воспитателей, их компетентностью. Так, организовывая и проводя занятия по развитию речи детей младшего возраста, воспитатель должен учитывать и их возрастные особенности, в том числе – особенности проявлений кризиса 3-х лет.
Объект исследования: процесс развития речи детей младшего возраста.
Предмет исследования: дидактические игры и лексические упражнения как средство развития речи детей младшего возраста.
Цель исследования: исследовать дидактические игры и лексические упражнения как средство развития речи детей младшего возраста.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть дидактические игры и лексические упражнения как средство развития речи.
2. Привести психологические
3. Проанализировать развитие
4. Выявить, как воспитатели справляются с детским негативизмом или отрицанием на занятиях по развитию речи.
В ходе исследования использовались следующие методы:
- теоретические (анализ научной
литературы по теме
- эмпирические (анкетный опрос, количественный и качественный анализ данных опроса).
Специалисты, в том числе - И.Ю. Кулагина, отмечают, что младший дошкольный возраст – период бурного речевого развития [12, с.65]. Большие успехи делает ребенок в овладении родной речью, дети овладевают как фонетической, так и семантической ее стороной. Произношение становится более правильным. Самое важное в изменении речи ребенка – то, что слово приобретает для него предметное значение. В раннем возрасте быстро растет пассивный словарь. К двум годам ребенок понимает почти все слова, которые произносит взрослый, называя предметы окружающего мира. Интенсивно развивается и активный словарь. Если в активном словаре годовалого ребенка, как правило, насчитывается 10-12 слов, то к двум годам число их увеличивается до 200-300, а к трем – до 1500 слов [12, с.67].
Богатый словарный запас — необходимое условие последующего развития речи ребенка, в процессе которого он учится вычленять в слове и наполнять смыслом структурные элементы (корни, суффиксы, приставки, окончания), овладевает правилами оперирования ими. Распространенным является мнение, что все это получается у детей само собой, без участия взрослого, что не совсем верно. Обучение в повседневной жизни происходит постоянно, но не всегда осознанно [3, с. 258].
Многие дети младшего дошкольного возраста имеют недостаточный уровень употребления синонимов, антонимов и омонимов, при этом наибольшую сложность у них вызывают наречия и прилагательные. У детей наблюдаются выраженные затруднения поиска слов, особенно синонимов, распространены вербальные парафазии, в основном преобладают замены слов по семантическому признаку, выбор слов они зачастую осуществляют на основе ситуативных признаков. Как отмечает Л.Г.Парамонова, частые и длительно сохраняющиеся замены близких по значению слов, т. е. неточное их употребление (санки — лыжи; кровать — диван; стул — кресло — табуретка; бегать — ходить — ползать), свидетельствуют как о бедности словарного запаса ребенка, так и о недостаточно точном понимании им значений слов [19, с. 40].
Для того чтобы повысить уровень понимания и употребления антонимов, синонимов и омонимов, необходимо проводить занятия по развитию лексики, на которых должны решаться в процессе обобщений, формирований понятий данные проблемы формирования словарного запаса детей. Существуют понятия, различные по объему и степени отвлеченности и обобщенности. В связи с особенностью познавательной деятельности, дети дошкольного возраста осваивают лишь те понятия, существенные признаки которых достаточно ярко выражены и доступны для наглядно-действенного и наглядно-образного способа мышления.
Развитию речи детей младшего дошкольного возраста, в том числе – развитию активного и пассивного словаря, способствуют проводимые воспитателями ДОУ дидактические игры и лексические упражнения.
Дидактическая игра широко
используется педагогами как
средство воспитания и
Н.Я. Михайленко и Н.А.Короткова характеризуют дидактическую игру как деятельность, организуемую в процессе обучения с целью развития познавательного интереса за счет эмоциональной окрашенности игровых действий, которые основаны на имитационном или символическом моделировании изучаемых явлений, процессов [15, с.32]. В результате проведения такой игры формируются конкретные знания, а так же соответствующие умения и навыки по их творческому использованию у ее участников.
Дидактические игры – это игры обучающего характера, с помощью которых развивается речь, память, внимание, логическое мышление, зрительная память детей. Посредством дидактических игр можно обогащать словарный запас детей, также эти игры используются для закрепления словаря (существительные, прилагательные, глаголы, названия цвета, пространственные понятия, предлоги и т.д.) [10, с.17].
Е.И. Тихеева также рассматривает игру как одно из важнейших средств воспитательного воздействия на малышей, как одну из наиболее эффективных форм организации в детском саду педагогического процесса [26, с.34].
А.К. Бондаренко приводит важное мнение А.В.Запорожца, который, оценивая роль дидактической игры, отмечает, что нужно добиваться того, чтобы дидактическая игра способствовала общему развитию ребенка и была направлена на формирование его способностей, но не являлась лишь средством усвоения отдельных знаний и умений [5, с.12].
Для раскрытия цели данной работы особый интерес представляют дидактические игры, направленные на развитие речи детей-дошкольников.
В целом в дошкольной педагогике все дидактические игры, направленные на развитие речи детей, можно условно разделить на три основных вида: игры с предметами, настольно-печатные игры и игры словесные.
Каждая проводимая воспитателем дидактическая игра имеет свое программное содержание, куда входят и те слова, которые должны усвоить младшие дошкольники.
Например, в играх с предметами используются реальные предметы и игрушки. Значение этих дидактических игр в том, что с их помощью младшие дошкольники не только знакомятся со свойствами данных предметов, игрушек и их признаками (цветом, качеством, формой, величиной пр.), но и решают задачи на сравнение, классификацию и так далее. Словарный запас расширяется и за счет новых знаний детей о видах деятельности, в которых используются различные предметы. В играх с игрушками дети узнают названия частей тела кукол и животных, одежды, мебели, посуды и пр.
Дидактические игры с природным материалом (разнообразные цветы листья, семена растений, ракушки, камушки) не только расширяют словарный запас, но и закрепляют знания детей об окружающей их природной среде. Воспитатель организует такие игры как в групповой комнате, так и во время прогулки, когда дети непосредственно соприкасаются с природой: цветами, деревьями, кустарниками, листьями, семенами. В таких играх, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и воспитывается любовь к природе, бережное к ней отношение [5, с.15].
Настольно-печатные дидактические игры еще одно интересное для детей обучающее занятие. Они разнообразны по видам: домино, лото, парные картинки и пр. Игровыми дидактическими задачами данного вида дидактических игр также является расширен6ие словарного запаса, развитие умения связно рассказать о содержании картинок, о тех изменениях, которые произошли с персонажами и пр.
Словесные дидактические игры основаны на словах и действиях играющих детей. Е.С.Слепович отмечает, что словесные игры могут быть эффективными для пополнения и активизации словарного запаса [5, с.21]. Эти игры развивают не только связную речь, но и быстроту реакции, внимание сообразительность. Важной особенностью словесно-дидактических игр является возможность развивать с их помощью речь дошкольника и различные мыслительные процессы. В любой такой игре одновременно совершается коррекция как речевой, так и познавательной деятельности, так как происходит решение назначенной мыслительной задачи. Эти игры развивают в дошкольниках восприятие и речь, умение анализировать и описывать. Они учат детей обобщать явление, классифицировать предметы, относить их к той или иной категории. Для решения этих задач рекомендуются рассказы по представлению, описания по памяти, разнообразные описания предметов, их изображений и др. Хорошие результаты дают задания на придумывание и отгадывание загадок.
При этом Е.С.Слепович отмечает, что работая над словом необходимо учитывать - любое высказывание, речевое действие является процессом постановки и решения своеобразной мыслительной задачи, то есть «…речь не есть просто вербализация, подыскивание и подклеивание к мыслительным сущностям словесных ярлычков, это интеллектуальная творческая деятельность, включаемая в общую систему психической и иной деятельности» [5, с.22].
Как показал анализ литературных источников, в лексических упражнениях и играх программа обогащения и активизации словаря должна включать в себя, помимо задач ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, углубления знаний о предметах и явлениях, формирования понятий, следующие задачи:
1. Раскрытие многозначности
2. Расширение запаса синонимов, омонимов и антонимов;
3. Формирование умения правильно употреблять слова [3; 10; 20].
Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, лексического состава, грамматического строя.
Существует ряд специальных методических упражнений речи, цель которых — расширение лексикона и речевых навыков детей [6, с.44-47]. Рекомендуется использовать в работе по усовершенствованию устной речи детей лексические циклы и альбомы на различные лексические темы, такие как: «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Осень», «Посуда», «Продукты питания», и т.д.
Материал для лексических упражнений подбирается с постепенным усложнением в направлениях: расширение словаря на основе ознакомления с новым кругом явлений и предметов; введение новых слов, обозначающих отношения, свойства, качества явлений и предметов; введение новых слов, обозначающих признаки обобщения и различия.
Последовательность становления грамматической стороны речи обусловлена строением языка, а так же традиционными способами организации детской игровой, практической и познавательной деятельности, общению ребенка с окружающими. Однако личный опыт у детей очень не одинаков и это приводит к широкому многообразию индивидуальных особенностей речевого развития. В каждой группе есть дети, имеющие очень высокий уровень владения родным языком, и рядом же находятся их сверстники, отстающие от товарищей в речевом развитии. Работу по грамматике необходимо построить так, чтобы предоставить каждому ребенку решать посильные речевые задачи. Подбор разнообразных дидактических упражнений, игр с разной степенью трудностей позволяет более качественно проводить индивидуальную и подгрупповую работу с детьми по развитию речи, по всем разделам языка. В таких упражнениях ребенок накапливает опыт творческого использования своих умений, что совершенно необходимо для полноценного овладения грамматическим и лексическим строем языка. Игры и упражнения, подобранные по разным разделам языка с разной степенью усложнения в решении этой задачи незаменимы.
Авторы, описывающие развитие ребенка младшего дошкольного возраста (В.А. Аверин, И.Ю. Кулагина, В.Л. Малашенкова, В.С.Мухина и др.) выделяют ряд параметров, по которым описывают развитие ребенка, в том числе – его психическое развитие [1; 12; 13; 16 ]. Авторы отмечают, что в младшем дошкольном возрасте наблюдаются элементарные формы воображения, в этот период в процесс активного восприятия включается память, мышление в этот возрастной период – наглядно-действенное.