Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития речи детей младшего возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 19:49, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что хорошая речь – важнейшее условие всестороннего развития детей. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательные и полноценные отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. При этом, чем раньше будет начата работа взрослых по развитию детской речи, тем свободнее ребенок будет пользоваться ею в дальнейшем.

Вложенные файлы: 1 файл

Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития речи детей младшего возраста.doc

— 180.50 Кб (Скачать файл)

Ребенок эмоционально реагирует только на то, что непосредственно воспринимает. Желания дошкольника быстро преходящи, неустойчивы, он не может их сдерживать, ограничивают их только наказания и поощрения взрослых. Характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с желаниями ребенка [11, с.34].

Оценка поведения малыша взрослыми является одним из важнейших источников его чувств. Притязание на признание становится потребностью ребенка, определяющей успешность его развития  [18, с.67].  

В это время у ребенка зарождается самосознание. Сначала ребенок начинает узнавать себя в зеркале – это простейшая первичная форма самосознания. Затем ребенок называет себя по имени, потом, обычно ближе к 3-м годам, появляется местоимение «Я» [1, с.69]. 

Особенностью развития малышей является неустойчивость и незавершенность формирующихся навыков и умений. И.Ю. Кулагина отмечает, что под влиянием неблагоприятных факторов (стресс, перенесенное заболевание, отсутствие целенаправленного педагогического воздействия) может произойти утеря навыков, наблюдается явление ретардации   [12, с.26]. Причина неравномерности развития психики малышей определяется тем, что созревание различных функций происходит в различные сроки. Для каждой психической функции существуют свои сензитивные сроки.

Л.Н. Павлова подчеркивает, что для младшего дошкольного возраста характерен целый ряд особенностей, в том числе -  чрезвычайно быстрый темп развития, которое имеет скачкообразный характер [17, с.6]. Периоды медленного накопления чередуются с критическими периодами. Автор подчеркивает, что в критические периоды у ребенка могут наблюдаться некоторые особенности в поведении, снижение работоспособности, функциональные расстройства.

С проблемами «кризиса 3-х лет» встречаются как родители, так и воспитатели дошкольных образовательных учреждений в ходе своей профессиональной деятельности . В зависимости от особенностей развития ребенка возрастные рамки кризиса могут изменяться: он может начаться и в 2,5 года, и в 3,5, а закончиться около 4-х лет или в 3,5 года. «Кризис 3-х лет» — один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка и взрослых. Этот период принято считать критическим, острым, но важным этапом в развитии самосознания ребенка. По Д.Б. Эльконину, «кризис 3-х лет» — это кризис выделения ребенком своего «я» [32].

В кризисный период у детей происходит изменение типа отношения с взрослыми и сверстниками, смена одного вида деятельности другим (игра, которая является основным видом деятельности в до школьном возрасте, сменяется стремлением учиться, узнавать новое в 7-8 лет).

В этот период в поведении малыша начинает появляться целый комплекс явных изменений, от которых взрослые, особенно родители, могут прийти в отчаяние, так как ребенок становится неуправляемым, («его как будто подменили»).

Л.С. Выготский в одной из своих лекций, посвященных «кризису 3-х лет», подробно охарактеризовал этот комплекс изменений, названных «Семизвездие симптомов», включающих такие характеристики поведения ребенка как: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие («я сам!»), протест-бунт, обесценивание, деспотизм-ревность [9].

Первым заметным признаком кризиса являются трудности взаимодействия с ребенком. Нарушается отлаженная система управления, стимулирования его поведения. В ней появляются сбои в форме протеста, неподчинения, капризов, своевольных выходок.

Резкое, казалось бы, ничем не обоснованное изменение в поведении ребенка — второй признак кризиса 3-х лет. У ребенка появляются такие черты и особенности, которых раньше не наблюдалось. Они возникают как бы вдруг из ниоткуда. Прежде спокойный и покладистый ребенок вдруг становится возбудимым, капризным, требовательным. Демонстрация ребенком возрастающей самостоятельности и активности требует своевременной перестройки и от его близких.

Психологи характеризуют данный период как кризис социальных отношений, который связан со становлением самосознания ребенка [14, с.94]. Как и любой другой, он проявляется, прежде всего, в обесценивании того, что было для ребенка привычно и дорого раньше. Он может сломать любимую игрушку, отделяется от любимых взрослых и пытается установить с ними новые отношения, что происходит болезненно не только для самого ребенка, но и для родителей, которые в это время должны быть особенно терпеливы. На подходе к  кризису  присутствует четкая когнитивная симптоматика:

  • острый интерес к своему изображению в зеркале;
  • заинтересованность своей внешностью, тем, как он выглядит в глазах других.

 У девочек возникает интерес  к нарядам; мальчики начинают  проявлять озабоченность своей  эффективностью, например, в конструировании, при этом остро реагируют на  неудачу.

Кризисные явления выражаются также в негативизме, т. е. неприятии требований или просьб взрослых, когда ребенок не хочет что-то делать только потому, что это предложил взрослый (родители, воспитатель). Однако не следует путать его с не послушанием, у которого совсем другой мотив — желание сделать то, что ребенок хочет. Иногда негативизм вынуждает ребенка поступать даже вопреки своему собственному желанию. Если раньше у него в той или иной ситуации проявлялось желание что-то импульсивно сделать и его действия со ответствовали этому желанию, то теперь его поведение определяется отношениями со взрослым: он хочет продемонстрировать взрослому свою самостоятельность. Например, взрослый утверждает, что «эта игрушка хорошая», и слышит в ответ: «Нет, плохая!». А когда тут же говорит: «Она плохая», ребенок опять возражает: «Нет, хорошая!».

Болезненным явлением этого периода считается упрямство, когда ребенок настаивает на чем-то не потому, что он действительно этого очень сильно хочет, а только потому, что хочет, чтобы с его мнением считались. Конечно, не с любым желанием или требованием ребенка следует соглашаться и выполнять их, но не нужно также сразу отвергать их. Лучше дать возможность ребенку успокоиться, а уже потом спокойно объяснить свое решение. Иногда бывает трудно отличить упрямство от настойчивости, потому что различия здесь в мотивах, то есть внутренних побуждениях, а не во внешних действиях. Нужно хорошо знать ребенка и понимать ситуацию, чтобы отличить одно от другого. Например, когда ребенок очень хочет получить какую-либо вещь и упорно добивается, чтобы ее ему дали, а получив, начинает активно обследовать ее, играть и явно радуется самой возможности действовать с этим предметом, а не тому факту, что выполнено его требование — это настойчивость. В этом случае так называемый деятельностно-познавательный мотив, за которым стоит любознательность, потребность в получении новой информации. При упрямстве главным для ребенка является связанность с его первоначальным решением. Мотив здесь обусловлен с личностными потребностями, системой отношений зарождающейся личности [8, с.56].

При внешней похожести упрямства и негативизма между ними так же есть существенное отличие: негативизм — это отношение к другим, противостояние, а упрямство — отношение к себе, своему решению, за ним может стоять потребность в самосохранении (или, может быть, самоутверждении).

Стремление к самостоятельности может проявляться в строптивости, стремлении все делать  вопреки требованиям взрослых, наперекор им. Внешне оно проявляется в резком, вызывающем, а иногда и просто грубом выражении ребенком недовольства взрослыми и их действиями, всем, что ему предлагают делать. От негативизма строптивость отличается тем, что она безлична. Если негативизм всегда направлен против конкретного взрослого, который именно сейчас побуждает ребенка к какому-то конкретному действию, то строптивость — против всего привычного образа жизни, установившихся на данный момент правил и норм поведения. Строптивость ребенка направлена против сложившейся в раннем детстве системы отношений, принятых в семье норм воспитания. Ребенок стремится настоять на своих желаниях и недоволен всем, что ему предлагают и делают другие [8, с.58].

Во время кризиса повышенная тенденция к самостоятельности приводит к своеволию, что часто неадекватно возможностям ребенка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми. Своеволие проявляется в том, что ребенок все хо чет делать сам. Эта возрастающая самостоятельность — важное завоевание, которое пока болезненно, но после кризиса примет нормальные формы. Взрослым при этом важно помнить, что нельзя противопоставлять упрямству и своеволию ребенка свои упрямство и своеволие.

У некоторых детей конфликты с родителями становятся регулярными, они как бы постоянно находятся в состоянии войны со взрослыми. В этих случаях говорят о протесте-бунте. В такой ситуации взрослым необходимо соблюдать спокойствие, не устраивать скандалов, избегать конфликтов. Но и идти на поводу немотивированных желаний ребенка нельзя, иначе он может стать деспотом по отношению к родителям.

Деспотизм может проявиться в семье с единственным ребенком, когда ребенок старается вернуть состояние, при котором раньше исполнялись почти все его желания, старается стать хозяином положения и отыскивает множество способов, чтобы проявить власть над окружающими.

Если в семье несколько детей, вместо деспотизма обычно возникает ревность: та же тенденция к власти выступает как источник ревнивого, нетерпимого отношения к другим детям, которые не имеют почти никаких прав в семье, с точки зрения юного деспота.

Возможно проявление пренебрежения ребенка (обесценивание) к тому, что до кризиса не вызывало отрицательных эмоций и было даже привлекательным: игрушки, предметы обихода, знакомые люди.

Еще один признак кризиса 3-х лет - неосознаваемый характер происходящих изменений для самого ребенка. Трехлетние дети не понимают и не замечают перемен в своем поведении и характере.

  Признаком кризиса 3-х лет  является и временность, нестабильность  изменений в характере и поведении  детей в этот период. Обычно  продолжительность кризиса невелика. Он сменяется периодом эмоциональной стабильности, когда исчезают негативные проявления, а развитие выходит на новый уровень. В редких случаях отдельные черты могут сохраниться, став особенностями личности и индивидуальности ребенка, а не возрастными особенностями.

Еще одним признаком и свойством кризисных изменений можно считать сочетание негативных проявлений с позитивными образованиями. Те неудобства, которые кризис несет с собой, компенсируются стремительным рывком вперед, совершаемым ребенком за этот короткий промежуток времени.

В настоящее время появилось много новых исследований, доказывающих, что активность и самостоятельность ребенка младшего дошкольного возраста требуют изменения его отношений со взрослым, который должен учитывать потребности ребенка, опираться на его возможности [22, с.16]. Однако, родители не всегда знают, как себя вести в ситуации, когда ребенок становится неуправляем в период «кризиса 3-х лет», поэтому часто обращаются за консультативной помощью к педагогу-психологу, работающему в дошкольном учреждении. Его задача заключается в повышении психологической и педагогической информированности родителей.

Очевидно, что главной фигурой для маленького ребенка в большинстве случаев является мать. Именно характер общения матери с ребенком, адекватность ее воздействий возрастным и индивидуальным потребностям и возможностям ребенка определяют как эмоциональное самочувствие малыша, так и его психическое формирование. Поэтому развивающая и коррекционная работа с детьми раннего возраста может быть эффективна только при участии и активной включенности родителей. Между тем не все матери умеют и считают нужным играть с ребенком, большинство из них не знают, какие игры и игрушки соответствуют его возрастным особенностям, не учитывают индивидуальные потребности и способности своего ребенка. Обучение родителей, их консультирование по поводу занятий,  игр и игрушек, включение в совместную игру с малышом, раскрытие особенностей психологии маленького человека и возрастных закономерностей его развития — важная и необходимая задача педагога-психолога ДОУ [8, с.63]. Важен и тесный контакт, взаимодействие родителей и воспитателей, выработка единой стратегии в воспитании детей, особенно – в сложный кризисный период их развития.

 

 

 

3. РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ В ПЕРИОД  КРИЗИСА 3-Х ЛЕТ   

 

Содержание дидактически игр и лексических упражнений как средства развития речи детей рассмотрено в первой главе. В связи с этим основное внимание уделим особенностям организации и проведения занятий и игр, направленных на  развитие речи детей, в период кризиса 3-х лет.

Воспитателю следует учитывать, что игры детей младшего дошкольного возраста по содержанию отличны от игр детей более старшего возраста [5, с.14]. Эти отличия обусловлены  ограниченностью опыта детей, особенностями развития их  мышления, воображения и речи. Ребенок еще не улавливает логическую последовательность событий, которые необходимо отразить в сюжетной игре. Вследствие этого и содержание игр  нелогичное, отрывочное. В игре дети часто повторяют показанные взрослыми действия с игрушками, которые связаны с бытом. Игры малышей можно охарактеризовать как игры – действия, при этом часто у ребенка доминирует именно интерес к действиям, а цель игры выходит из поля зрения малышей.

Постепенно, в возрасте 3-4-х лет игры становятся содержательнее, что обусловлено с расширением представлений малышей об окружающем мире. Дети начинают комбинировать различные события. В словесные дидактические игры включаются эпизоды не только из собственного опыта детей, но и из литературных произведений, показанных взрослыми сюжетных игр, например, по сказкам, иллюстраций в книгах, диафильмов и прочее.

М.Л. Барановой подчеркивается, что развитие ребенка младшего дошкольного возраста происходит наиболее эффективно именно в активном взаимодействии с  окружающими,  поэтому очень важно формировать у детей навыки ситуативно-делового и эмоционального общения со взрослыми и сверстниками. При этом основными средствами коммуникации являются речевые средства, поэтому существенным аспектом работы с детьми младшего дошкольного возраста является целенаправленное развитие речи, ее функций [4, с.104].

Информация о работе Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития речи детей младшего возраста