Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 19:49, курсовая работа
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что хорошая речь – важнейшее условие всестороннего развития детей. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательные и полноценные отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. При этом, чем раньше будет начата работа взрослых по развитию детской речи, тем свободнее ребенок будет пользоваться ею в дальнейшем.
При организации совместных дидактических игр ребенку должны быть обеспечены возможность индивидуального «речевого вклада» в решение общей задачи и выбора языковых средств. В таких играх у дошкольников развивается способность выражать свои намерения, мысли и эмоции в постоянно меняющихся ситуациях общения со взрослым и сверстниками.
При проведении дидактической игры педагог должен учитывать индивидуальные особенности детей: одному загадать трудную загадку, другому — легкую; застенчивого ребенка ободрить, плохо владеющего речью чаще привлекать к разговору, высказываниям, повторению правил и т.д. и тем самым развивать его речь.
Чтобы выполнить это требование, необходимо уже в процессе подготовки и продумывания игры наметить тех детей, на которых нужно обратить особое внимание: одних привлечь к активной роли, у других несколько сдержать их инициативу, чтобы они не подавляли других. В ходе игры, которая развертывается обычно в живом темпе, воспитатель, особенно не очень опытный, замечает лишь наиболее бойких детей, а между тем он должен и детей застенчивых, робких привлечь к активному участию в игре. Руководство в ходе игры должно быть направляющим игру и взаимоотношения детей, но не навязчивым [7, с.48].
Руководство дидактической игрой требует большого педагогического мастерства. Отбирая игры, воспитатель исходит из того, какие программные задачи он будет решать с их помощью, как игра будет способствовать развитию умственной активности детей, воспитанию нравственных сторон личности, тренировать сенсорный опыт. Соответствует ли дидактическая задача игры тому программному содержанию, которое изучается на занятиях. Вначале воспитатель разбирает игру с точки зрения ее структуры: дидактическая задача, содержание, правила, игровое действие [5, с.62].
Воспитатель должен довести структуру дидактической игры до сознания каждого ребенка, мобилизовать силы детей на выполнение правил и игрового действия. Для этого необходимо тщательно подготовиться к проведению игры: продумать четкое, ясное, немногословное объяснение содержания, правил, игрового действия, наметить дидактические задачи игры, а также на каких детей в процессе игры следует обратить особое внимание (например, на детей, склонных к проявления негативизма, отрицания и пр.), кого привлечь к активной роли, или, наоборот, одних несколько сдержать, чтобы они не подавляли инициативу и творчество своих товарищей, другим помочь обрести веру в свои силы.
При подборе дидактических игр необходимо учитывать, что на речевое развитие, так и развитие умственной активности детей в игре влияет ее организация. Перед каждым ребенком должна быть поставлена определенная задача, чтобы он встречался при ее решении с некоторыми трудностями, а не получал все в готовом виде [5, с.63].
Для того, чтобы полученные знания стали источником содержания игры и влияли на речевое, умственное и нравственное развитие ребенка, необходимо постоянное, целенаправленное руководство воспитателя игровой деятельностью, его личная заинтересованность играми, стремление поддержать и развить игровые интересы детей.
Для изменения характера взаимодействия воспитателя и ребенка взрослый должен занять позицию не пассивного наблюдателя, а активного партнера в игре.
Для обеспечения этого необходимо:
- умение откликаться на детскую игру, осознавать эмоциональное состояние каждого участника;
- способность
изменять характер и
- знание
воспитателем явлений
- умение
подбирать наиболее
- моделирование
возможных результатов игры, которое
позволяет взрослому–партнеру
Помочь справиться с кризисом трех лет и направить воспитание малыша в нужное русло помогут, в частности, игры и игровые приемы.
Например, при игре в магазин капризничающему ребенку можно отвести роль продавца, а другие дети – покупатели. Когда малыш продает что-нибудь, ему тяжело расставаться, например, с игрушкой, отдавать ее кому-то. Со временем он поймет, что игрушку после игры вернут назад, и будет просить поиграть с ним в эту игру еще раз. Решается и дидактическая задача игры - расхваливая игрушку, называя ее качества, ребенок расширит словарь, начнет свободнее владеть речью.
Если ребенок часто устраивает истерики в ходе игры, отрицая ее правила и пр., воспитатель может «отправить» к нему в магазин куклу-маму и куклу-дочку. Пусть дочка «устроит скандал», а воспитатель успокаивает скандалистку-куклу вместе с малышом.
Ребенку-негативисту нельзя давать указания в командном тоне. Можно придумать малышу «очень важное дело» – готовку еды для кукол (игра «Готовим обед»), постройку кукольного дома и пр. Пусть дошкольник в игре проявляет свою самостоятельность, не стоит прерывать его своими советами.
На занятиях по развитию речи воспитатель может посадить за стол любимого игрушечного друга малыша. Вместе с ребенком игрушка выполняет задания. Но пусть он постоянно ведет себя неправильно. Вместе с ребенком воспитатель разбирает плохое поведение игрушки – что она делает неправильно и почему так делать не надо. Пусть малыш учится отличать хорошее поведение от плохого. Беря на себя роль «воспитателя» в игровой ситуации, малыш и жизни будет вести себя соответствующе.
Развитию речи способствует развитие сенсорики. В процесс занятий можно включить выполнение различных игрушек и поделок своими руками. Этот творческий процесс позволит стать малышу более усидчивым, а объяснение своих идей и хода работы поможет развитию речи.
В возрасте трех лет малыши любят фантазировать. Можно предложить детям на занятиях по развитию речи сочинять сказки. Пусть в сказках будут воспитательные моменты.
Важна стратегия положительного оценивания малыша, позитивная оценка его как личности, демонстрация доброжелательного отношения к нему «Ты умная девочка (мальчик), «Я знаю, ты очень старался»).
Воспитателю не надо упрекать воспитанников за неудачу, наоборот, нужно чаще хвалить их, проводить сравнения в их пользу, ставить в позицию «лучших» в чем-либо.
В целом трехлетнему малышу необходимо уделить максимум внимания, но не быть навязчивым. Избыток внимания превратит малыша в деспота, даже может вызвать различные фобии и неврозы. Недостаток может породить различные болезненные фантазии. Ребенок даже может решить, что его совсем никто не любит.
Итак, в период кризиса трех лет от воспитателя требуется особенно много терпения, понимания, творчества, игры и, желательно, чувства юмора.
Выводы
Анализ литературных источников показал, что дидактические игры лексические упражнения эффективны для решения всех задач речевого развития. Эти игры и упражнения закрепляют и уточняют словарь, учат изменению и образованию слов, развивают объяснительную речь, упражняют в составлении связных высказываний. Словарные дидактические игры помогают освоению слов в их обобщенных значениях, развитию как видовых, так и родовых понятий. В дидактических играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать в новых условиях, которые проявляются в словах и действиях играющих, приобретенные речевые знания и словарь. Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, заинтересованности и эмоциональности поведения детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.
Задачи развития детей, в том числе – речевого развития, осложняются проблемами «кризиса 3-х лет», с которым встречаются как родители, так и воспитатели дошкольных образовательных учреждений в ходе своей профессиональной деятельности. Это - один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка и взрослых. Этот период принято считать критическим, острым, но важным этапом в развитии самосознания ребенка.
Симптомами кризиса 3-х лет являются такие характеристики поведения ребенка как: негативизм, упрямство, своеволие, строптивость, протест-бунт, обесценивание, деспотизм-ревность. В период кризиса 3-х лет от воспитателя требуется особенно много терпения, понимания, творчества, игры.
Проведенное исследование позволило выявить проблему: каковы особенности развития речи детей младшего возраста посредством дидактических игр и лексических упражнения в период кризиса 3-х лет.
Для решения этой проблемы был проведен анкетный опрос воспитателей детского сада.
Для решения проблемы, выявленной на основе анализа литературных источников, был проведен анкетный опрос воспитателей детского сада на тему «Как воспитатель справляется с негативизмом и отрицанием во время занятий и игр».
Цель опроса: выявить, каковы особенности развития речи детей младшего возраста посредством дидактических игр и лексических упражнения в период кризиса 3-х лет.
Задачи исследования: 1.Разработать анкету. 2. Сформировать группу испытуемых. 3. Провести анкетный опрос воспитателей детского сада. 4. Проанализировать полученные результаты и сделать выводы.
В соответствии с задачами исследования была сформирована группа испытуемых, состоящая из 10 человек (женщин) - воспитателей детского сада в возрасте от 23 до 56 лет, со стажем работы от 4 до 35 лет.
Использован индивидуальный вариант проведения исследования. Для проведения опроса испытуемым раздавались бланки анкеты. Исследование проводилось в первой половине дня, в исследовании испытуемые приняли активное участие, отказов от работы не было.
Анкетный опрос показал следующее.
Знакомы с такими проявлениями поведения ребенка младшего возраста как: негативизм, упрямство, своеволие, строптивость, протест-бунт, обесценивание, деспотизм-ревность – 80% воспитателей, 20% - знакомы лишь отчасти. При этом 10% воспитателей считают эти признаки проявлениями плохой наследственности ребенка, еще 30% - последствиями плохого воспитания родителями, и только 60% - симптомами кризиса 3-х лет.
Если на занятиях ребенок проявляет негативизм, упрямство, отрицание и прочее, 30% воспитателей применяют неверную тактику - детское упрямство сломят, 20% - не будут обращать внимания. Только 50% воспитателей применят какую-нибудь маленькую хитрость, переключат внимание ребенка мягким юмором, обратят все в шутку и пр. В их «педагогической копилке» есть игровые приемы, которые помогают воспитывать упрямцев. Если ребенок хочет что-либо в игре или на занятиии сделать по-своему, большинство воспитателей (70%) настаивают на своём, зная свою правоту. Обсудят его предложение лишь 30% воспитателей. Если воспитатели чувствуют, что ребенок в игре или на занятиии выполняет задание неверно, то 60% не дадут ему доделать задание, оборвут и укажут на ошибку; 20% дадут доделать, а потом раскритикуют выполненное, еще 20% выбирают наиболее эффективный вариант поведения - дадут доделать, а потом вместе постараются разобрать ошибки.
За неудачи 30% воспитателей применяют неверную тактику - ругают ребенка, 20% - молчат, 50% - ободряют – в другой раз получися лучше. За успехи 50% воспитателей хвалят ребенка, стараясь закрепить успех, 40% на похвалу скупы, боятся перехвалить, но 10% применяют неверную тактику - приводят ребенка в пример другим, стараясь, чтобы те, у кого что-либо не получилось, прочувствовали это.
Всегда справляться с негативизмом и отрицанием во время занятий и игр удается 30% воспитателей, у 40% проблемы были, они помощь получил, но еще воспитателей за помощью не обращались даже когда бывают сложные случаи.
К родителям в случае частого непослушания ребенка обращаются все воспитатели, но 40% - жалуются на ребенка, пусть дома накажут, а 60% общаются с родителями регулярно, справедливо считая, что в воспитании нужно взаимодействие.
Таким образом, опрос показал, что многими профессионалами – воспитателями недооценивается значение кризиса 3-х лет, как сложного периода развития, когда от взрослых требуется особое понимание, помощь и поддержка.
Подводя итоги, следует еще раз подчеркнуть, что развитие словаря и связной речи детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов освоения ценностей национальной культуры, формирования личности, тесно связано с нравственным, умственным, эстетическим развитием, является приоритетным в обучении младших дошкольников. Задачей воспитателя ДОУ является предельно оптимизировать процесс обогащения словаря воспитанников и развития их речи. Дидактические игры и лексические упражнения являются эффективным средством развития речи детей младшего дошкольного возраста.
К сложностям непростой задачи развития речи детей младшего дошкольного возраста добавляется то, что трехлетний ребенок переживает становление маленькой личности. Этот этап болезненно переживает не только он сам, но и взрослые, которые зачастую теряются в догадках, чем помочь малышу в этой ситуации. И хотя негативизм, отрицание, капризы и другие проявления кризиса трехлетних детей часто выводят родителей и воспитателей из себя, этот период обязательно должен быть в жизни дошкольника, ведь именно в трехлетнем возрасте в ребенке возникает стремление к самостоятельности и проявлению силы воли. Отсутствие кризиса трех лет может быть сигналом задержки развития ребенка, поэтому встречать этот возраст нужно с радостью: малыш становится самостоятельным. Для взрослых на этапе кризиса трех лет важно поймать золотую середину между вседозволенностью и тотальным запрещением всего.
От воспитателей ДОУ требуются не только профессиональные знания, но и терпение, такт, умение найти общий язык не только с детьми, но и их родителями. Помочь справиться с кризисом трех лет и направить в нужное русло развитие и воспитание малыша помогут правильно организованные игры, умение находить выход из различных педагогических ситуаций.