Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 21:00, курсовая работа
Цель курсовой работы – выявление динамики и типологии супружеских отношений, а также исследование удовлетворённости браком семей с разным семейным стажем.
Задачи работы:
Рассмотреть основные понятия супружеских отношений в отечественной и зарубежной психологии.
Изучить типологию и динамику супружеских отношений.
Провести анализ удовлетворенности супружескими отношениями мужчин и женщин на разных этапах жизненного цикла семьи.
Организовать и провести экспериментальное исследование по изучению удовлетворённости браком семей с различным семейным стажем.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 6
АНАЛИЗ ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ИЗУЧЕНИЮ СУПРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ 6
1.1 Основные понятия супружеских отношений в отечественной и зарубежной психологии. 6
1.2 Типология супружеских отношений 16
1.3 Жизненный цикл как динамическая характеристика семьи. 20
1.3.1 Позитивная динамика супружеских отношений в жизненном цикле семьи 21
1.3.2 Негативная динамика супружеских отношений 28
1.4 Анализ удовлетворенности супружескими отношениями мужчин и женщин на разных этапах жизненного цикла семьи. 34
Выводы 37
ГЛАВА 2 39
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УДОВЛЕТВОРЁННОСТЬЮ БРАКОМ 39
2.1 Изучение удовлетворенности браком в супружеской паре 39
2.2 Анализ проведенного исследования 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47
Министерство образования Республики Беларусь
УО «Витебский
государственный университет
Оценка
Курсовой работы
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «»
на тему «Динамика и типология супружеских отношений»
Исполнитель:
Научный руководитель:
Витебск, 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Семье и браку посвящено множество исследований с древности до наших дней. Еще античные мыслители Платон и Аристотель обосновывали свои взгляды на супружество и семью, критиковали тип семьи своего времени и выдвигали проекты ее преобразования.
Наука располагает обширной и достоверной информацией о характере семейных отношений в истории развития общества. Изменение семьи эволюционировало от промискуитета (беспорядочных половых связей), группового супружества, матриархата и патриархата до моногамии. Семья переходила от низшей формы к высшей по мере того, как общество поднималось по ступеням развития.
Большой вклад в изучение динамики семейных отношений в истории развития общества внесли швейцарский историк И. Я. Ба-хофен, написавший книгу «Материнское право» (1861), и шотландский юрист Дж.Ф.Мак-Леннан, автор исследования «Первобытный брак» (1865).
Семья является объектом
исследования многих наук – социологии,
экономики, права, этнографии, психологии,
демографии, педагогики и др. Каждая
из них в соответствии со своим
предметом изучает специфически
Психология семейных
отношений концентрирует
Актуальность же изучения удовлетворенности браком определяется существованием глубокой связи между этой характеристикой и различными сторонами жизнедеятельности современной семьи. Так, высокое качество брака может быть определено, исходя из индивидуального и социального уровней его функционирования, как сочетание высокой удовлетворенности браком с высокой социальной дееспособностью. Причем, как показывают исследования, социальная дееспособность в значительной степени определяется уровнем удовлетворенности браком супругов.
Цель курсовой работы – выявление динамики и типологии супружеских отношений, а также исследование удовлетворённости браком семей с разным семейным стажем.
Задачи работы:
Гипотеза исследования: существует зависимость удовлетворенности супружескими отношениями от «семейного стажа».
Объектом курсовой работы являются супружеские отношения.
В предмет курсового исследования входит изучение типологии и динамики супружеских отношений, удовлетворённости супружескими отношениями.
Методологической основой исследования является системный подход к анализу объекта исследования — отношениям супругов.
Практическая значимость работы заключается в обобщении полученной информации, в возможности эффективного использования выводов и рекомендаций исследования в практике работы психолога.
Методы: теоретический анализ литературы по теме, эмпирические методы (тестирования), методы статистической обработки.
Структура курсовой работы обусловлена её целью и задачами. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и 2 приложений.
Теоретический анализ психологических научных работ, посвященных супружеским отношениям и семье, дает возможность выделить два направления, позволяющих подойти к пониманию семьи как психологического феномена и механизмов ее функционирования.
В рамках одного из направлений семья изучается как малая группа (М. Земская, В. П. Меньшутин, Е. В. Криченко, В. А. Терехин и др.). Практически все исследования данного направления относятся к социальной психологии. В работах исследователей, рассматривающих семью как малую группу, достаточно четко прослеживается тенденция к расширению понимания семьи и происходящих в ней процессов, определению особенностей, отличающих семью от других малых групп.
В исследованиях данного подхода можно выделить тенденцию рассматривать семью как социальную, культурную общность, основанную на наличии некоторой тождественности ценностей, а также схожести жизненных позиций супругов во взаимоотношениях с миром.
Другое направление дает нам возможность
изучать семью как систему. Большая часть
исследований семьи как системы отмечается
в различных моделях психотерапии. При
этом существуют исследования семьи как
системы и в рамках социальной психологии. Так Е. В. Антонюк
[5], Ю. Е. Алешина [3] и Л. Я. Гозман [13] предлагают
уйти от поиска ведущей деятельности семьи
к рассмотрению системы жизнедеятельности
семьи. Тем самым исследователи углубляют
представления о семье, признавая за ней
системную организацию (хотя в данных
исследованиях - только в системе деятельностей). О. С.
Наиболее распространенным направлением в психотерапии, рассматривающим семью как систему, является семейная системная психотерапия, или «семейный системный подход» [21].
Системный семейный подход, основываясь на общей теории систем, заимствует из данной теории два основных положения:
В рамках психотерапии семьи появляются такие термины и понятия, как «граница», «подсистемы», «открытая семейная система», «закрытая семейная система», принципы функционирования семьи как системы - принцип развития и принцип гомеостаза. С помощью совокупности данных понятий психотерапевты пытаются определить основные принципы, механизмы и законы, лежащие в основе стабильного, устойчивого функционирования супружеских отношений.
Так, например, в рамках структурной теории С. Минухина были разработаны и применены понятия субсистемы, границы. С. Минухин выделяет следующие субсистемы: субсистема супружеской пары, субсистема родителей, субсистема детей (сиблингов). Включенность члена семьи в субсистему (подсистему) накладывает на него необходимость выполнять те или иные роли. Субсистемы появляются постепенно в процессе жизнедеятельности семьи. Супружеская субсистема появляется первой, после заключения брака, второй - после рождения ребенка - появляется субсистема родителей, а субсистема детей появляется с появлением второго и последующих детей. Выделение субсистем позволяет С. Минухину более четко обозначить внутренние и внешние связи семьи [25].
По мнению С. Минухина и других психотерапевтов, при помощи понятия границы можно сформулировать правила, которые определяют уровень и род допускаемых контактов. Границы регулируют отношения между системами, а вместе с тем и внутри них. Понятие границы тесно связано, по нашему мнению, с понятием открытости. В эффективно функционирующей семье, по мнению системных терапевтов, все подсистемы существуют относительно самостоятельно, в то же время предполагается наличие открытых каналов коммуникации между ними. Принято выделять три типа границ: четкие, ригидные, диффузные. При этом желательный вариант, по мнению автора теории и его последователей, это четкие границы. «Благодаря таким границам члены семьи поддерживаются и опекаются, вместе с тем допускается и определенная их автономия, поэтому обеспечивается равновесие свободы и контроля. Четкие границы также улучшают коммуникацию между субъектами и облегчают согласование и приспособление, так как многие вещи благодаря таким границам заранее известны» [22].
Применив эти знания о границах и подсистемах, исследователи выделяют открытые и закрытые семейные системы.
Открытые системы имеют информационные каналы с внешним миром, а также каналы взаимодействия между членами семьи, что позволяет семье быть динамичной и перестраиваться в соответствии с происходящими внутри или воздействующими на нее извне процессами. Подобная открытость, подвижность семейной системы способствуют личностному росту каждого члена семьи. Закрытая система представляет собой, с позиции В. Сатир, семью, изолированную от внешних воздействий, в которой жестко зафиксированы все семейные роли и жестко определены способы реагирования на внутренние и внешние изменения [24].
Д. Фримен обращает внимание на то, что закрытыми является ограниченное количество семей, неспособных к самостоятельному решению проблем и обладающих ограниченными внутренними ресурсами и потенциалом [27].
Обозначенные выше понятия, как и семейная системная психотерапия в целом, позволяют сосредоточить свое внимание на особенностях взаимодействия членов семьи, а также выделить особенности взаимодействия семьи с внешним для нее миром.
Однако сам человек, включенный в семью,
«выпадает» из поля внимания психотерапевтов-
Именно эту проблему психотерапевты пытаются преодолеть, рассматривая такое понятие, как «дифференцированный член семьи» - тот человек, который характеризуется высокой степенью самостоятельности, независимости, наличием более глубоких и всеобъемлющих межличностных отношений, чем другие (теория М. Боуэна [6]). В. Сатир говорит о том, что люди с высокой самооценкой создают вокруг себя атмосферу любви, чистоты, честности, ответственности, сострадания, что, в свою очередь, выступает залогом успешной семьи, тогда как в неблагополучных семьях члены семьи обладают низкой самооценкой [24].
Однако и эти попытки не дают окончательного ответа на вопросы, как происходит становление супружеских отношений, что является основой единства членов семьи, что обеспечивает устойчивость семьи во времени и успешность ее функционирования.
Следует отметить, что семья - это добровольный союз двух людей, обладающих неповторимым жизненным опытом, своеобразным комплексом личностных характеристик, особенной жизненной позицией и мировоззрением.
Следовательно, семью необходимо рассматривать как систему, функционирование которой будет зависеть от людей, ее составляющих.
Здесь возникают определенные методологические сложности.
В контексте культурно-исторической психологии на семью могут быть распространены идеи С. Л. Выготского о «совмещенных психологических системах», т.е. не только мать и дитя могут быть поняты как особое системное образование, но муж и жена, а также муж, жена и дети.
Взгляд на супружеские отношения как совмещенную психологическую систему, где в результате взаимодействия супругов происходит перестройка ценностно-смысловых составляющих образа мира в процессах персонализации и персонификации, позволяет выделить их в качестве предмета общепсихологического исследования.
C постепенным изменением парадигмы психологической науки происходит и изменение ее предмета. В поле зрения ученых попадает «целостный человек», обладающий личностью как «сверхчувственным» качеством» (А. Н. Леонтьев), как «высшим уровнем системной организации человека» (В. Е. Клочко), «средоточием целокупной активности человека» (В. А. Петровский), «инструментом, с помощью которого организуется и координируется путь обретения человеческой сущности» (Б. С. Братусь).
Новая психологическая парадигма, отражающая тенденцию движения психологической научной мысли к постнеклассической науке (А. Г. Асмолов, Б. С. Братусь, Л. Я. Дорфман, В. П. Зинченко, В. Е. Клочко, В. И. Слободчиков), подходит к рассмотрению человека как психологической системы. Теория психологических систем, разрабатываемая В. Е. Клочко, которая, представляя собой одно из направлений постнеклассической научной мысли, изучает человека как открытую, самоорганизующуюся психологическую систему, «порождающую психологические новообразования и опирающуюся на них в своем самодвижении» [20].
Развивая представление о «порождающем эффекте взаимодействия», В. Е. Клочко постулирует то, что человек как сложная психологическая система за счет активного взаимодействия с миром открывает для себя особое жизненное многомерное пространство - многомерный мир и др. Многомерный мир человека, с позиции Теории психологических систем, образуется в процессе жизни, взаимодействия с миром, как упорядоченное, постепенное обретение человеком ценностно-смысловых измерений мира вследствие открытия им для себя все новых иерархизированных, системных, внечувственных качеств предметов, явлений: значений, смыслов, ценностей.
Информация о работе Динамика и типология супружеских отношений