Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 00:34, автореферат
Объект исследования: нравственные отношения в подростковом возрасте.
Предметом исследования являются особенности динамики нравственных отношений в подростковом возрасте.
Цель исследования: выявить критерии оценки, личностные факторы и динамику нравственных отношений у подростков.
На
правах рукописи
ПЛЕХАНОВА
ЕКАТЕРИНА АЛЕКСЕЕВНА
ДИНАМИКА НРАВСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ
В
ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
19.00.13 –
психология развития, акмеология
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата
психологических наук
Казань
– 2012
Работа выполнена на кафедре психологии личности факультета психологии
Федерального государственного автономного образовательного
учреждения
высшего профессионального
«Казанский (Приволжский) федеральный университет»
Научный руководитель: кандидат психологических наук, доцент
Официальные оппоненты: доктор психологических наук, профессор
Ведущее учреждение: Тамбовский государственный университет
Защита
состоится «29»
февраля 2012 года
в 10.00 на заседании
диссертационного совета Д 212.081.22 по защите
диссертаций на соискание ученой степени
доктора и кандидата
психологических наук
при ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский)
федеральный университет»
по адресу: 420021,
г. Казань, ул.Межлаук,
д. 1, аудитория 28.
С
диссертацией можно ознакомиться в
научной библиотеке им.Н.И.Лобачевского
ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный
университет» по адресу: 420008, г.
Казань, ул. Кремлевская, 35.
Электронная
версия автореферата размещена на сайте
ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский)
федеральный университет» www. ksu. ru.
«___» января 2012 года.
Автореферат
разослан «___» ____ 2012 года.
Ученый секретарь диссертационного совета
кандидат психологических наук, доцент Габдреева Г.Ш.
Введение
Актуальность темы исследования. Решение проблемы сохранения страны как сильного и самостоятельного государства невозможно без осуществления нравственного развития подрастающего поколения. Новые образовательные стандарты ставят перед школой эту задачу как приоритетную. Так проект федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения содержит «Программу духовно-нравственного развития, воспитания и социализации личности» и наряду с целями, задачами и направлениями деятельности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, предполагает разработку методики и критериев оценки духовно-нравственного развития школьников. А требования к результатам освоения данной программы содержат личностные требования, включающие в себя формирование у школьников «системы значимых социальных и межличностных отношений»*.
В современной психологии нравственность изучается через категории нравственного сознания (Л.Н.Антилогова) и моральных качеств (В.Е.Абрамова, В.Д.Щадриков). Б.С.Братусь, А.Б.Купрейченко, В.Н.Мясищев, С.Л.Рубинштейн считают необходимым акцентировать внимание на нравственных отношениях личности.
Согласно Б.М.Ломову понятие «отношение личности» является родовым к понятиям «установка», «смысл», «убеждения», «ценности», «личностная норма», «диспозиция», «черта», с помощью которых описывают различные стороны нравственности человека. Отношение лежит в основе их формирования. Но, по словам Б.С.Братуся, однажды образовавшись, эти феномены начинают жить самостоятельной жизнью. В ходе развития личности взаимодействие отношения и личностных структур, указанных Б.Ф.Ломовым, меняется: личностные структуры начинают участвовать в выборе способа отношения и в его развитии.
Нравственное отношение – это отношение к другому как равному (Б.С.Братусь), это система связей человека с миром на основе «золотого правила» этики. Подростковый период является сензитивным для формирования нравственных отношений (Б.С.Братусь, Д.Б.Эльконин, Д.И.Фельдштейн). У подростков происходят важные изменения в системе убеждений, взглядах на жизнь, мировоззрении, направленности личности, что обеспечивает в дальнейшем этический способ взаимоотношений субъекта с миром. Этому процессу способствуют чувства, качества личности, усвоенные нормы, правила.
Исследованием проблемы нравственного развития личности, факторов этого процесса занимались отечественные и западные ученые (Л.И.Божович, Л.Кольберг, Ж.Пиаже, Д.Уотсон, Д.И.Фельдштейн, З.Фрейд, К.Халл, Д.Б.Эльконин, и др.). В науке уже изучены психологические отношения личности к нравственности (А.Б.Купрейченко), социально-средовые, деятельностные и субъектные факторы, механизмы и закономерности развития таковых отношений у младших школьников (К.В.Макарова), у подростков (В.Е.Абрамова, Р.Х.Шакуров, Г.Р.Шафикова, Д.Б.Эльконин), в юношеском возрасте и студенчестве (Л.Н.Антилогова, Н.А.Коваль, Л.М.Попов). Однако остаются не изученными вопросы взаимосвязи различных личностных факторов, обуславливающих развитие нравственных отношений в подростковый период. Также нет данных о критериях оценки развития нравственных отношений в подростковом возрасте и не подобран диагностический инструментарий для исследования данного феномена у подростков. Это определяет теоретическую актуальность диссертационного исследования и определяет содержание его научной проблемы: выяснение динамики нравственных отношений в подростковом возрасте, обусловленность этого процесса личностными факторами.
Объект исследования: нравственные отношения в подростковом возрасте.
Предметом исследования являются особенности динамики нравственных отношений в подростковом возрасте.
Цель исследования: выявить критерии оценки, личностные факторы и динамику нравственных отношений у подростков.
Гипотеза исследования основана на предположении, что динамика нравственных отношений у подростков определяется как тенденция к децентрации, принятию, дифференциации групповых норм и обуславливается взаимосвязью личностных факторов.
В соответствие с целью и гипотезой были сформулированы следующие задачи исследования:
Методологической и теоретической основой исследования являются основные положения психологической антропологии (Е.И.Исаев, С.Л.Рубинштейн, В.И.Слободчиков), изучающие специфику психологии человека, его сущностных психологических характеристик; положения психологического учения о нравственном и духовном становлении личности, феноменологии развития (Б.С.Братусь, Л.С.Выготский, В.П.Зинченко, Л.М.Попов, Д.И.Фельдштейн, Р.Х.Шакуров и др.); концепция духовных способностей как высшего уровня функциональной индивидуальности (В.Д.Шадриков); теория личности В.Н.Мясищева, рассматривающая отношение как системообразующий элемент личности, концепция С.Л.Рубинштейна о переживании как базовой психологической категории в формировании личности.
Методы исследования.
1.
Теоретический анализ
2. Эмпирические методы:
а) исследование личностных качеств подростков с использованием теста Кеттела, методики «Ценностные ориентации» В.А.Ядова, теста Розенцвейга, методики исследования типов общей эмоциональной направленности личности Б.И.Додонова;
б) исследование нравственных отношений (применялись: методика «Незаконченные предложения», методика интерперсональной диагностики межличностных отношений Т.Лири, тест К.Томаса, методика Ю.В.Александровой «Отношение к другому»);
3.
Лонгитюдное исследование
4. Методы математической статистики: среднее арифметическое, стандартное отклонение, коэффициент корреляции Пирсона, различия в распределении признаков с оценкой их достоверности по t-критерию Стьюдента для независимых выборок, φ٭-критерию Фишера, факторные величины. При обработке эмпирических данных использовался пакет Statistica Module Swicher.
Надежность валидность и достоверность результатов обеспечивается применением методологического аппарата психологической науки; комплексностью в подборе и применении методик, позволяющих охватить различные аспекты изучаемого явления; лонгитюдным исследованием; адекватностью используемых методов целям и задачам исследования; количественным и качественным анализом эмпирического материала с применением методов математической статистики и репрезентативностью выборки испытуемых.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
Теоретическая значимость исследования заключается в углублении и расширении знаний о развитии нравственных отношений личности в подростковом возрасте: выделены критерии оценки развития нравственных отношений, которые позволяют выявить их психологические особенности и траекторию динамики в подростковом возрасте, что вносит вклад в складывающуюся отрасль психологии личности – нравственно-этическую психологию; подтверждена взаимосвязь личностных факторов в динамике нравственных отношений у подростков; получены данные о системообразующих личностных элементах развития нравственных отношений, что детализирует теоретические положения системного подхода о соотношении отдельных элементов системы, их взаимосвязи и развитии.
Информация о работе Динамика нравственных отношений в подростковом возрасте