Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 11:13, курсовая работа
Студенческий возраст - начало перехода от юности к взрослости, важнейший период развития самосознания и зрелой самооценки. Феноменально это проявляется в осознании своей индивидуальности, неповторимости, мотивов поведения и деятельности, интимизации внутренней жизни. В завершающей стадии находится и профессиональное самоопределение студентов.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические предпосылки исследования ценностных ориентаций студентов педагогического ВУЗа………………………………………….…….5
1.1. Понятие ценностной ориентации студентов педагогического ВУЗа……..5
1.2. Особенности формирования ценностного отношения к профессиональной деятельности у будущих учителей……………………….11
Глава II. Обсуждение результатов экспериментального исследования ценностных ориентаций студентов педагогического ВУЗа…………………..26
2.1. Исследование ценностных ориентаций студентов по опроснику терминальных ценностей И. Г. Сенина………………………………………...26
2.2. Анализ полученных результатов……………………………………….….38
Заключение……………………………………………………………………….49
Список литературы……………………………………………………………....51
Приложения………………………………………………………………….......53
Список литературы:
1. Анастази А. Психологическое тестирование. Кн.1- 2. М.: 2002.
2. Андриенко Е.В. Психолого-педагогические условия формирования профессиональной зрелости учителя / Е.В. Андриенко // Педагогическое образование и наука. – 2002. - № 4. – С.62-74.
3. Ахияров К.Ш., Амиров А.Ф. Формирование ценностных ориентаций будущих учителей / К.Ш. Ахияров, А.Ф. Амиров // Педагогика. – 2002. - № 3. – С.50-54.
4. Дубовницкая Т.Д. Диагностика уровня профессиональной направленности студентов / Т.Д. Дубовицкая // Психологическая наука и образование. – 2004. - № 2. - С.82-86.
5. Истомина С.В. Методы активного социально-психологического обучения: учеб. пособие. – Шадринск: Исеть, 2005. – 164с.
6. Колесников М.А. Мировоззренческая подготовка как часть личностного аспекта системы профессиональной подготовки будущих учителей / М.А. Колесников // Педагогическое образование и наука. – 2007. - № 5. – С.40-43.
7. Кон И.С. Личность и ее самосознание / И.С. Кон. - М.: Изд-во полит. Литературы, 1984. – 186с.
8. Кочнева Е.Н. Педагогические ценности как условие самореализации специалиста / Е.Н. Кочнева // Педколледж. - 2004. - № 3. - С.4-8.
9. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. - M.: 1992.
10. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. - М.: Смысл, 1999. – 148с.
11. Молчанов С.В. Особенности ценностных ориентаций личности в подростковом и юношеском возрастах / С.В. Молчанов // Психологическая наука и образование. – 2005. - № 3. – С.16-25.
12. Морозова О.П. Актуализация ценностно-смысловых аспектов в профессиональной деятельности учителя / О.П. Морозова // Педагогика. – 2002. - № 1. С.61-68.
13. Никитина Н.Н. Развитие ценностного сознания учителя / Н.Н. Никитина // Педагогика. – 2000. - № 6. – С.65 – 71.
14. Психология. Словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд., - М.: 1990. – 494с.
15. Психология современного подростка. /Под ред. Д.И.Фельдштейна. М.: 1987. – 169с.
16. Равкин 3.И. Развитие образования в России: новые ценностные ориентиры / З.И. Равкин // Педагогика. - 1995. - № 5. – С.34 - 41.
17. Родина О.Н., Прудников П.Н. Изучение мотивации выбора профессии «педагог»: Методический аспект / О.Н. Родина, П.Н. Прудников // Психология. – 2006. - № 3. – С.70-75.
18. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности./Под ред. В.А. Ядова. - Л.; 1990. – С.189.
19. Сенин И.Г. Опросник терминальных ценностей. – Ярославль; 1991.
20. Серый А.В., Яницкий М.С. Ценностно-смысловая сфера личности: учеб. пособие. - Кемерово.: Кемеровский гос. университет, 1999. - 108с.
21. Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию: учеб. пособие. – М.: Академия, 2003. – 192с.
22. Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Теория и практика личностно-ориентированной психологии. В 2-х т. Т. 2. - М.: 1996.
23. Филонов Г.Н. Ценностно-целевые ориентации социально-педагогической деятельности / Г.Н. Филонов // Мир образования – образование в мире. – 2003. - № 4. – С.11-18.
24. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник/ общ. ред. Л.Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева. - М.: Прогресс, 1990.
25. Человек и его работа. Социологическое исследование./Под ред. А.Г.Здравомыслова. М.: 1967. – 392с.
Приложение 1
Бланк методики
1. В работе быстро достигать намеченных целей.
2. Создавать что-то новое в изучаемой Вами области знаний.
3. Находить внутреннее
4. Иметь интересную работу, полностью поглощающую Вас.
5. Учиться, чтобы на отстать от
людей Вашего круга в
6. Вести такой образ семейной жизни, который цениться обществом.
7. Чтобы люди Вашего круга в свободное время увлекались тем же, чем Вы.
8. Получать материальное
9. Чтобы облик Вашего жилища постоянно изменялся.
10. Получить высшее образование или поступить в аспирантуру; или получить ученую степень.
11. Чтобы Ваша семья обладала
очень высоким уровнем
12. Избегать конформизма в своих
общественно-политических
13. В своем увлечении быстро достигать намеченных целей.
14. Учиться, чтобы "не затеряться в толпе".
15. Иметь приятельские отношения с коллегами по работе.
16. Состоять членом какого-либо клуба по интересам.
17. Развивать свои
18. Вместе с семьей посещать театры, художественные выставки, концерты.
19. Чтобы Ваше увлечение
20. Чтобы уровень образования помог бы Вам укрепить свое материальное положение.
21. Как оценивают Вашу работу другие люди.
22. Общаться с разными людьми,
активно участвуя в
23. Учиться, чтобы "не зарывать свой талант в землю".
24. Чтобы Ваши дети опережали в своем развитии сверстников.
25. В свободное время создавать нечто новое, ранее не существовавшее.
26. Чтобы Ваша профессия
27. Чтобы не отстать от времени,
интересоваться общественно-
28. Чтобы уровень Вашей
29. Сохранять полную свободу и независимость от членов Вашей семьи.
30. Чтобы Ваше увлечение помогало
Вам укрепить свое
31. Быть рационализатором, новатором.
32. Добиваться конкретных целей,
занимаясь общественной
33. Учиться, чтобы узнавать что-то новое в изучаемой области знаний.
34. Быть лидером в Вашей семье.
35. Знать свои способности в сфере Вашего хобби.
36. Чтобы на работе можно было
бы приобретать различные
37. Применять свои собственные
методы в общественной
38. Чтобы семейная жизнь
39. Полностью сосредоточиться на своем занятии, проводя свободное время за хобби.
40. Быть полезным для общества.
41. Постоянно повышать свою
42. Чтобы лидером в Вашей семье был какой-либо другой ее член, кроме Вас.
43. Получать удовольствие не от результатов Вашей работы, а от ее процесса.
44. Знать, какого уровня образования
можно достичь с Вашими
45. Занимать такое место в обществе, которое укрепило бы Ваше материальное положение.
46. Тщательно планировать свою семейную жизнь.
47. Чтобы во время работы
48. Чтобы жизнь нашего общества постоянно изменялась.
49. Иметь супругу (супруга) из семьи
высокого социального
50. Чтобы уровень Вашего
51. Иметь собственные
52. Перед началом работы четко ее планировать.
53. Постоянно интересоваться
54. Увлекаясь чем-то в свободное время, общаться с людьми, увлекающимися тем же.
55. Повышать уровень своего
56. Занимаясь общественной
57. Чтобы Ваша работа была не хуже, чем у других.
58. Чтобы Ваш супруг (супруга) получал(а) высокую зарплату.
59. Чтобы Ваше образование давало
возможность для получения
60. Участвуя в общественной жизни, взаимодействовать с опытными людьми.
61. Чтобы Ваша работа не
62. В супружестве быть всегда абсолютно верным.
63. В своем увлечении создавать необходимые в жизни вещи (одежду, мебель и т.п.).
64. Повышать уровень своего
65. Чтобы Ваши общественно-
66. Иметь высокооплачиваемую
67. В семейной жизни опираться лишь на собственные взгляды, даже если они противоречат общественному мнению.
68. Достигать поставленной цели
в своей общественной
69. Приспособиться к характеру Вашего супруга (супруги), чтобы избежать семейных конфликтов.
70. Тратить время на изучение
новых веяний в Вашей
71. Чтобы увлечение занимало
большую часть Вашего
72. Вносить различные
73. Чтобы уровень Вашего
74. Завоевать уважение людей благодаря своему увлечению.
75. Выбрать редкую, уникальную специальность для обучения, чтобы лучше проявить свою индивидуальность.
76. Занимаясь на досуге любимым делом, детально продумывать свои действия.
77. Чтобы Ваши взгляды на жизнь проявлялись в Вашем увлечении.
78. Учиться, получая при этом удовольствие.
79. Чтобы приемы Вашей работы изменялись.
80. Чтобы круг Ваших увлечений постоянно расширялся.
Информация о работе Динамика ценностных ориентаций студентов педагогического ВУЗА