Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2015 в 12:49, доклад
90-е годы – это годы стремительного роста интереса к доверию как социальному и психологическому явлению. «Доверие называют «социальным капиталом», «скрепами общества», указывая на исключительную важность этой неуловимой, неосязаемой, неформализуемой составляющей человеческой жизни, – отмечает П. Шихирев. – В общественных науках доверие как объект исследования выходит на одно из первых мест
Наконец,
необходимо упомянуть и
их определяет в своих исследованиях Т.П. Скрипкина:
Доверие
- фундаментальное условие
Доверие
осуществляет функцию связи
Соотношение
уровня доверия к миру и
уровня доверия к себе
Доверие
способствует стиранию границ
между настоящим, прошлым и будущим,
соотнося временные этапы
Кроме того, доверие создает эффект целостности бытия человека и
Способствует возникновению эффекта целостности личности.
Обобщая
вышесказанное, можно заключить, что
доверие выступает средством
гармонизации отношений
Данный
параграф позволяет заключить, что
понять психологическую
Одной
из форм такой общности
Самоуважение, удовлетворение, внутренняя свобода и уверенность в себе
Макс Люшер (Max Lusher), швейцарский психотерапевт, профессор, создатель клинического цветового теста Люшера
Эти четыре чувства образуют фундамент нашего внутреннего равновесия. При правильном отношении к окружающему миру человек освобождается от неуверенности. Благодаря развитым контактам и привязанностям исчезает одиночество, а успехи укрепляют уверенность в себе.
Человеческие, социальные отношения, чтобы достичь равновесия, также строятся на компенсации, например, брать и давать. Поговорим о той компенсации, которая для человека является наиважнейшей, и одновременно самой опасной: об уравновешивании противоположных чувств для достижения равновесия внутри собственного «Я».
Если кто-то чувствует себя неуверенно во взаимоотношениях с противоположным полом, при встрече с важной или известной личностью, выступая перед большой аудиторией, в разговоре на иностранном языке, или в еще какой-то необычной ситуации, то с помощью упражнений и опыта неуверенный может обрести желаемую уверенность. При правильном отношении к окружающему миру человек освобождается от неуверенности. Благодаря развитым контактам и глубоким привязанностям исчезает одиночество. Благодаря высоким достижениям и умножающимся успехам, укрепляется уверенность в себе.
Если мы делаем то, что необходимо, то чаще всего мы справляемся с задачами и трудностями, которые предлагает нам повседневная жизнь. Так через решенные задачи, преодоленные трудности и достигнутые успехи мы проходим путь от состояния дискомфорта и раздражительности, разочарования и дурного настроения до внутреннего равновесия.
Наше «Я» в полном порядке, если мы привели в равновесие свое отношение к внешнему миру. Но наше состояние становится опасным, когда наши «чувства самих себя» выходят из равновесия. Наше «Я» распадается на противоположные полюсы, входит в непримиримые противоречия, противоположности взаимно усиливаются, противоречие обостряется. Тогда маятник между хвастливым самовосхищением и угнетающим саморазочарованием раскачивается все сильнее и быстрее. Иллюзии и депрессии, притязания и страхи начинают вращаться по кругу. Наше «Я» превращается в заколдованный маятник с двумя полюсами.
Кто попадает в замкнутый водоворот бесплодных событий, тот будет постоянно вращаться в этом круге безысходности. Собственными силами вряд ли удастся освободиться. Это подтверждает невыразительные и разочарованные, суровые и страдальческие лица, которые во множестве окружают нас каждый день. Особенно важная для нас задача — рассказать подробно о том, как избежать беспомощности. Но это сложная задача. Многие люди считают чувства, из-за которых мы попадаем в заколдованный круг, — тщеславие, зависть, ненависть, презрение, желание унижать и использовать людей и т.д. — «совершенно нормальными».
Другие люди считают «современным» сознательно воспитывать в себе эгоизм, при этом они совершенно неправильно истолковывают понятие «саморегуляции». Некоторые наши современники усугубляют собственный эгоцентризм, когда в поиске своей идентичности, практикуют нездоровое самолюбование. То, что эгоизм декларирует как самопознание, — нередко не что иное, психологическая зависимость от «Я» (Я — зависимость).
Ни спорные «Я — психологии» («Я», сверх-Я, «Я» — родитель и «Я» — ребенок), ни конфессиональные учения о морали, ни социальные нормы приличия не привели к пониманию очень важного жизненного начала: наша совесть чутко реагирует на нарушение границы нормальных чувств себя. А именно от этого зависит наше внутреннее равновесие и наше благополучие, поэтому хочу описать четыре основных чувства себя:
Самоуважение
Внутреннее удовлетворение
Внутренняя свобода
Уверенность в себе
При этом мы хотим показать и то, что происходит, когда мы теряем нормальные чувства себя, они распадаются на противоположности. Противоположности множатся, взаимно усиливаются, и, в конце концов, образуют заколдованный круг.
Самоуважение
Наряду с самоуважением существуют две связанные с ним противоположности негативного смысла:
переоценка себя и само-принуждение человека (тщеславие, упрямство, претензии на власть и заносчивость);
недооценка себя, своего рода, освобождение себя от необходимости самореализации, которая подменяется уклончивостью и изворотливостью с целью получения признания и подтверждения этого признания, добытого без реальных усилий плодотворной деятельности.
Теодор В. из-за своей слабости к алкоголю разрушил нормальное чувство себя — самоуважение. Среди своих собутыльников он бездумно переоценивал себя, как самого умного. А себя же в роли пьяного супруга и предпринимателя, который по утрам не мог подняться из постели из-за головных болей, вызванных злоупотреблением алкоголя, — такого себя он презирал. От мучительного презрения к самому себе он скрывался в трактире, чтобы снова обрести право переоценивать себя, хватаясь за превосходство над завсегдатаями трактира. Так он и понял заколдованный круг презрения к себе и переоценки себя. И вращение в этом круге все убыстрялось и убыстрялось, становясь принужденным. Нормальное чувство себя, самоуважение, он утратил в еще в большей степени, когда попал в зависимость от признания другими людьми.
Самоуважение и признание себя другими — это два разных, во многом противоположных чувства себя. Чем спокойнее и увереннее человек уважает себя сам, тем меньше он нуждается в признании другими людьми. И наоборот: чем сильнее человек жаждет признания, чем отчаяннее хвастается своими достижениями, своим имуществом или связями, тем более убогим становится его самоуважение.
Необходимо ясно понимать различие между самоуважением и признанием (подтверждением себя). Подтверждение — это констатация того, на что человек способен. Например, умение читать и писать, владение иностранным языком, наличие профессии. Интерес к человеку, его привлекательность в глазах других людей — тоже подтверждение себя. Признание развивает уверенность личности в себе, но не самоуважение. Мужчины и женщины, ведущие себя как на птичьем дворе, посылающие сексуальные сигналы в равнодушное пространство, вообще люди, желающие, чтобы окружающие восхищались ими, как восхищаются павлинами, — все они испытывают и переживают недостаток самоуважения. У таких персонажей отсутствует истинное уважение к партнеру, то есть, основы для настоящей любви. Самоуважение — это очень важное чувство себя, оно присуще только человеку, который обладает абсолютно чистыми убеждениями и неизбежно поступает согласно своим убеждениям.
Некоторые индивидуумы, особенно часто женщины, считают: чтобы добиться самоуважения, надо непременно совершить что-то особенное, по крайней мере, родить ребенка. Такие «ортодоксы» сосредотачивают внимание на том, что другие делают для получения подтверждения себя, и за счет каких деяний другие получают высокий общественный статус. Но следование чужим образцам не ведет к самоуважению. Самоуважение приходит к человеку лишь тогда, когда сам человек честен, добросовестен и безупречен. А вот подтверждения себя человек может достичь через деяния, которые он считает достойными своих устремлений. Подтверждение себя осуществляется в ученом звании, политической карьере, впечатляющем богатстве, внушающей восхищение машине, или, в самом «предельном» варианте, — прославляющем некрологе.
Недавно я слушал по радио интервью с женщиной, дипломированным психологом. Она только что опубликовала книгу на тему «Нам всем нужна популярность». Я в течение получаса терпеливо ждал, когда наконец дипломированный психолог скажет, что популярность необходима нам лишь в том случае, когда у нас отсутствует подтверждение себя и самоуважение, прежде всего — самоуважение. В завершение интервью ведущая радиопередачи спросила: «Но ведь и самоуважение тоже очень важно?» Скороговоркой последовал ответ психолога: «Да, конечно. Но для самоуважения очень важно постоянно получать доказательства собственной популярности». В моих глазах, психологическое невежество психолога не прибавило популярности автору книги о нужности популярности.
Завышенной самооценкой страдают все фанатики, особенно — важничающие персонажи: конфессиональные, политические и общественные деятели. Есть и ученые, которые путают ценность своих достижений с ценностью собственной персоны. Как тот врач, который сказал: «В мире всего два стоящих хирурга. Второй живет в Америке». Многие художники без тени сомнений представляют себя яркими звездами, хотя большинство из них, наверное, все-таки пролетающие кометы, а не неподвижные звезды.
Нормальное самоуважение свойственно людям, для которых вполне естественно говорить и поступать порядочно, честно и добросовестно, в согласии со своими убеждениями. Высокомерная гордость чужда этим людям, как чуждо им и раболепное приспособленчество. Нужно обладать хорошим чутьем, чтобы распознать достойную скромность таких людей, основанную на уважении к себе.
Нормальным самоуважением обладают люди, для которых говорить и поступать порядочно, честно, добросовестно, следуя своим убеждениями, — само собой разумеющееся поведение. Людей, которые ведут себя и действуют по-другому и своим образом жизни разрушают самоуважение, узнать нетрудно. Они все время изворачиваются, ищут обходных путей, чтобы осуществить свои намерения. Они находят всевозможные отговорки, чтобы чего-то не сделать, или говорят противоположное тому, что намереваются предпринять. Они неискренни, они врут по привычке. «Изворотливыми ужами» я называю мужские и женские особи, которые не считаются ни с чем ради собственной пользы, которые безудержно лгут, чтобы осуществить свое влияние и заполучить власть.
Внутренняя свобода
У внутренней свободы существуют два антитезиса:
переоценка себя как способ бегства от себя. Индивид с завышенной самооценкой пребывает в постоянном поиске лучшего, нового, другого. Это живущий в мире иллюзий.
недооценка себя как способ притеснения и ограничения себя. Индивид с заниженной самооценкой постоянно тревожится о чем-то, вечно боится потерять партнера, здоровье, имущество.
Собственной внутренней свободой обладает человек, способный и требовать, и, одновременно, отказываться от собственных требований. Внутреннюю свободу вы ощущаете, если можете спокойно проигнорировать телефонный звонок, когда не хотите, чтобы вас отвлекали. Вы переживаете внутреннюю свободу, если без объяснений отклоняете приглашение, которое вам не интересно. Вы обладаете внутренней свободой, если находите в себе мужество выразить желание, даже при уверенности в том, что получите отказ. Свободен тот, кто не скрывает своих чувств и намерений. Свободный человек просто говорит: «Я не хочу», а не притворяется, что у него нет времени. Ему не придет в голову лицемерить перед кем-то в чем-то. Тот, кто утверждает, что он использует отговорки, чтобы пощадить другого человека, на самом деле, боится стать непопулярным. Он щадит самого себя. Боязнь потерять популярность ведет человека к несвободе. Так рождается страх опозориться, так возникает неприятное чувство смущения и стеснения, так вспыхивает краска стыда.
Только человек, ощущающий себя свободным, может быть искренним и находчивым. Как та привлекательная женщина, которая на вопрос своего поклонника, можно ли ее проводить и в каком направлении она идет, ответила: «В противоположном».
Информация о работе Доверие как предмет социально-психологического исследования