Дословесные периоды развития речи ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 14:10, контрольная работа

Краткое описание

Первые годы жизни маленького человечка - это один из активных периодов речевого развития ребенка. Именно в это время у малыша формируется словарный запас и происходит овладение простейшими грамматическими навыками, что представляет собой крайне важный этап развития речи и формирования личности ребенка в целом. Ведь речь - это не просто способность человека к общению. Полноценное речевое развитие ребенка позволяет малышу думать, представлять в своем воображении различные предметы и ситуации, осознавать свое поведение.
В дословный период (обычно именно так называют время до появления в активной речи первых слов) ребенок чрезвычайно чуток к языку, издает короткие или певучие звуки, открывает для себя возможность вступать в общение со взрослыми через звуки и жесты.

Содержание

Введение
1. Развитие речи у ребенка
1.1 Средние нормы речевого развития
1.2 Развитие речи ребенка до его рождения
2. Дословесные периоды развития речи ребенка
3. Периоды развития речи
3.1 Первый период
3.2 Второй период
3.3 Третий период
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная психология речи.doc

— 83.00 Кб (Скачать файл)

Костанайский государственный  педагогический институт

Факультет заочного обучения

Кафедра дошкольного, начального и специального образования

 

 

 

 

 

Специальность: 5В010100«Дошкольное  обучение и воспитание», 1 курс (ускоренный).

Ожмегова Елена Николаевна

 

Зачетная книжка № 822712

 

 

 

Дисциплина «Психология речи»

Контрольная работа

Тема «Дословесные периоды развития  речи ребенка»

 

 

 

 

Проверил: ст. преподаватель  Казакова О.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата выполнения – 

 Дата подачи на  проверку _____

 

 

 

 
План 

Введение

1. Развитие речи у ребенка

1.1 Средние нормы речевого  развития 

1.2 Развитие речи ребенка  до его рождения

2. Дословесные периоды  развития  речи ребенка

3. Периоды развития  речи 

3.1 Первый период

3.2 Второй период

3.3 Третий период

Заключение

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Первые годы жизни  маленького человечка - это один из активных периодов речевого развития ребенка. Именно в это время у  малыша формируется словарный запас  и происходит овладение простейшими  грамматическими навыками, что представляет собой крайне важный этап развития речи и формирования личности ребенка в целом. Ведь речь - это не просто способность человека к общению. Полноценное речевое развитие ребенка позволяет малышу думать, представлять в своем воображении различные предметы и ситуации, осознавать свое поведение.

В дословный период (обычно именно так называют время до появления  в активной речи первых слов) ребенок  чрезвычайно чуток к языку, издает короткие или певучие звуки, открывает  для себя возможность вступать в  общение со взрослыми через звуки и жесты.

Речь не является врожденной способностью человека, она формируется  постепенно, вместе с развитием ребенка  и под влиянием речи взрослых. Окружающая ребенка социальная и речевая  среда является не только условием, но и источником развития речи. Без наличия здоровой языковой среды немыслимо полноценное речевое развитие.

Известны случаи так  называемых "детей Маугли", которые  в силу различных обстоятельств  выросли вне речевой среды, вне  человеческого общения. Когда их нашли, у них не было речи и более того, полноценной речью такие дети так и не смогли овладеть даже после возвращения к людям, несмотря на все усилия специалистов, так как сензитивный (наиболее благоприятный) период для развития именно речи уже прошел.

Другой пример, у глухонемых родителей, дети с нормальным слухом долго не говорят (иногда до 5 лет), речь у них развивается с особенностями. Эти примеры доказывают, что для своевременного и правильного развития речи необходимо полноценное речевое общение. Чем больше и чаще ребенок повседневно общается с окружающими, тем раньше и лучше начинает говорить.

Для нормального формирования речи необходима определенная зрелость коры головного мозга и органов  чувств ребенка (слуха, зрения, осязания), большое значение имеет психофизическое здоровье ребенка. Отрицательное влияние на формирование речи оказывают частые болезни, инфекции, травмы, аллергии, аденоиды, отиты, желудочно-кишечные заболевания в раннем возрасте - они ослабляют организм ребенка, снижают его психическую активность.

Уже в момент рождения мозг ребенка и его органы чувств подготовлены к усвоению языка. Есть основания считать, что ребенок  способен слышать еще до рождения, а новорожденные явно предпочитают голос матери остальным голосам.

Крик новорожденного извещает о его появлении на свет. Все дети кричат одинаково, это врожденная реакция, не зависящая ни от пола ребенка, ни от особенностей языка, который ему предстоит усваивать в дальнейшем. Уже на втором - третьем месяце жизни можно различать, по крайней мере, два типа крика: "голодный" крик, а также крик, свидетельствующий о боли. Эти типы крика различаются по составляющим их звукам, а также по ритму.

Более того, научными исследованиями доказано, что с рождения ребенку  присуща и способность к имитации, то есть он умеет воспроизводить, копировать звуки и мимику человека, находящегося в контакте с ним. Именно способность к имитации, подражанию является на первых порах важнейшим механизмом развития практически всех функций ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Развитие  речи у ребенка

1.1 Средние  нормы речевого развития ребенка

словарный грамматический речь дословесный

Развитие речи имеет  два основных направления: пассивное (насколько малыш понимает взрослую речь как таковую) и активное (непосредственное умение говорить).

Навык обладания пассивной речью формируется у детей значительно раньше активной. К 9 месяцам обычно малыш уже легко различает названия многих предметов, отличает их и находит в числе других, знает свое имя, выполняет по просьбе взрослого простейшие действия ("дай игрушку", "вставай", "садись" и т.д.), начинает радовать родителей первыми лепетными словами.

Активная же речь начинает формироваться ближе к двум годам. При этом психологи утверждают, что, чем чаще Вы общаетесь со своим  ребенком (даже если он пока еще не может быть для Вас полноценным собеседником), тем раньше он начинает говорить. При этом Ваша речь становится основным источником речевого развития ребенка.

Основными причинами  нарушения развития речи ребенка  являются:

1. Недостаточное общение  с родителями и сверстниками. Единственным источником получения для ребенка информации в этом случае становится телевизор. Однако и это не спасает ситуацию - услышанные с экрана слова не воспринимается малышом, как адресованные ему лично. Кроме того они не пронизаны заботой и нежностью, как слова мамы. Ведь для развития речи малыша скорее важна не сама полученная информация, а те эмоции, которыми она сопровождается: взгляд глаза в глаза, одобряющая улыбка, участливая интонация.

2. Чрезмерное внимание  по отношению к малышу со стороны близких родственников, когда родные буквально ловят на лету то, что хочет сказать кроха, практически не давая ему договорить, или чересчур рьяно используют в своем лексиконе "детские слова" ("бяка", "бобо", "бибика" ...), искусственно картавят, вместо того, чтоб говорить с малышом правильным взрослым языком.

3. Чрезмерная активность  малыша, когда он слишком занят  своими делами и бежит, просто  не успевая услышать маму, которая  говорит вовсе не о самостоятельности  ребенка, а о том, что между  родителями и малышом не установлены необходимые эмоциональные связи.

4. Отставание в сенсорном  воспитании ребенка, и в частности  - мелкой моторике рук.

1.2 Развитие  речи ребенка до его рождения

Развитие речи, также  как слух начинает закладываться  еще в поздний фетальный период (после пятнадцатой недели до тридцатой недели) и в пренатальный период (начиная с тридцатой недели до момента рождения ребенка)

Современные исследования показали, что, начиная с четвертого месяца беременности, человеческий плод уже сознает, что делается вокруг, - чувствует, слышит и по-своему понимает, что происходит.

С ребенком нужно разговаривать  и маме и папе, даже если он еще  в животе. Когда он появится на свет, он узнает вас, так как слышал вас  чаще всего. Еще не родившиеся дети слушают родителей, реагируют на интонацию их голоса.

Разговаривайте с ним, читайте ему сказки, чтобы кроха  слышал, как его здесь любят  и ждут. Когда к нему обращается отец или мать, он успокаивается, ритм его сердца приходит в норму. После  рождения такие дети бывают более спокойными, реже плачут. Но, кроме родных голосов мамы и папы, младенец в утробе должен слышать музыку!

Музыка, услышанная до рождения, ускоряет развитие ребенка, помогает справиться с некоторыми проблемами развития. Дети, которые слышали музыку в период внутриутробного развития, быстрее других начинают реагировать на звуки, узнавать мелодии. У них лучше развита память!

Способность слышать  возникает у младенца в утробе на 6-7 месяце беременности. Некоторые  ученые считают, что, давая малышу с  этого срока слушать музыку, можно привить ему музыкальные таланты.

Классическим считается  эксперимент с музыкой Дебюсси: беременная постоянно слушала ее в часы отдыха. А после родов  ее малыш сразу успокаивался, заслышав эту музыку.

Развитие речи ребенка  состоит из двух равно важных компонентов: развитие понимания речи окружающих ребенка людей и производство собственной вокальной, позже речевой продукции. Надо помнить, что задержки и нарушения развития речи могут касаться одного из этих компонентов или их обоих.

 2.Периоды дословесного речевого развития по месяцам

В возрасте одного месяца ребенок внимательно смотрит в лицо наклонившегося над ним человека. Реакция сосредоточения на речевое общение. Крик приобретает некоторый эмоциональный оттенок. Ребенок начинает издавать какие-то неопределенные звуки.

В возрасте двух месяцев  ребенок улыбается в ответ  на ласковое обращение к нему. Когда  он спокоен, то издает несколько гнусавые гортанные звуки.

В возрасте двух месяцев появляется улыбка при общении. Поворачивает голову на человеческий голос. Реагирует на звон колокольчика, например, вздрагивая, начиная плакать, или затихая. Эмоциональные реакции становятся более определенными.

Когда ребенку исполняется  три месяца, хорошо заметен так называемый "комплекс оживления". Когда к ребенку обращаются, он затихает или оживляется и начинает беспорядочно двигать руками и ногами. При этом он может издавать протяжные, гортанные звуки.

В четыре месяца ребенок громко хохочет, если с ним играют, и плачет со слезами, когда чем-то обижен или недоволен. В этом же возрасте появляется гуление.

Гуление - представляет собой певучее  произнесение цепочек гласных звуков, близких к [а, у, ы], часто в сочетании  с согласноподобными звуками [г, м]. Согласноподобные звуки гуления  имеют гортанно-глоточно-заднеязычное происхождение, что и отражается в терминах "гукание", "воркование", "гуление". подобные элементы обычно палатализованы, т. е. звучат мягко.

Звуки гуления, в отличие от крика-плача, всегда возникают на фоне эмоционально положительного состояния, комфорта и не связаны с органическими потребностями. Гуление как своеобразная "игра" органов артикуляционного аппарата, необходимая для его развития. Во время гуления (а сначала без гуления) ребенок пускает пузыри слюны. Эта реакция свидетельствует о формировании дифференцированной иннервации губ.

В возрасте пяти месяцев появляется четкое улавливание направления звука, певучее гуление. Причем их высота и громкость меняются на протяжении звучания. Также отмечается появление гортанных звуков. Может выражать неудовольствие хныканьем или визжать от восторга. Отлично знает мать.

В возрасте шести - Лепет. Представляет собой слогоподобные вокализации (типа та-та-та, ба, ма., и т. п.), с помощью которых ребёнок выражает свои желания и требования или просто "играет" со звуками голоса. Часто лепет сопровождает предметно-манипулятивную деятельность ребёнка и активизируется в ответ на обращённую к нему речь взрослого. Постепенно слоговые цепочки становятся всё более разнообразными: в их составе оказываются не только одинаковые, но и разнотипные слоги. Первые попытки произносить слоги. Эмоциональные проявления более разнообразны. Начинает отыскивать глазами те предметы и тех людей, которые называет мама.

В семь месяцев ребенок готов к совместной игровой деятельности, охотно по просьбе взрослых играет с ними в ладушки-ладушки. Ориентация на колокольчик. Издает влажный фыркающий звук. Движения имеют определенный эмоциональный оттенок: тянется с рук на руки, протягивает руки маме и знакомым.

В восемь месяцев малыш реагирует на незнакомое лицо, произносит гласные и согласные звуки, повторяет одинаковые слоги, например, ба-ба, ма-ма, па-па. Интересуется своим отражением в зеркале, улыбается ему.

Девять месяцев - Общение с помощью жестов, "до свидания", "дай ручки". Имеет большой пассивный словарный запас, глазами следит за названным предметом. Знает свое имя, оборачивается на зов, "возражает", если вы забираете у него игрушку.

В десять месяцев ребенок начинает проявлять стеснительность при общении с незнакомыми людьми. Он подражает звукам речи, которые произносят взрослые.

Также присутствует ситуационное понимание  обращенной речи, использование одного-двух "лепетных" слов, понятных при  соотнесении с ситуацией (называет всегда одними и теми же слогами  несколько предметов, например, "пи" - машина, "му" - корова). Повторяет за взрослым звуки и слоги (звукоподражание). Играет в "ку-ку".

Одиннадцать месяцев - Использование трех "лепетных" слов с соотнесением. Понимание запрета (но не всегда его выполнение).

В возрасте двенадцати месяцев (один год) ребенок использует три-четыре "лепетных" слова с соотнесением. Развивается понимание простой просьбы, дополняемой жестом. Выполняет простые требования. Приносит названную игрушку, выполняет разученные сюжетные действия: покачай лялю, покажи у кисы глазки. Прекрасно знает слово "дай".

Если ребенок родился раньше срока, то из его возраста необходимо вычесть один (если ребенок родился  восьмимесячным) или два месяца.

 
3. Периоды речевого развития ребенка

 
С учетом тесной связи морфологической и синтаксической системы языка выделяют   3  периода формирования  грамматического  строя  речи.

3. 1  Первый период 

ПЕРВЫЙ ПЕРИОД -  период предложений, состоящих из аморфных слов-корней (от 1 года 3 мес. до 1 года 10 мес.). Этот период включает в себя 2 этапа: этап однословного предложения и этап предложений из нескольких слов-корней.

1.Этап однословного предложения (возраст от 1 года 3 мес. до 1  года 8 мес.)               
 
На этом кратковременном этапе ребенок использует лишь отдельные слова в роли предложений (однословные предложения). В речи малыша лишь небольшое количество слов, которые используются для выражения его желаний потребностей, впечатлений. При этом для уточнения смысла своего высказывания ребенок использует жесты, интонацию. Первые слова, которые употребляет малыш, не имеют определенной грамматической формы. Это аморфные слова-корни ("би" - машина, поехали и т.д., "гу" - гулять, голуби...). В различных предложениях они используются в одинаковом звуковом оформлении, без изменения. Основную часть слов составляют существительные, обозначающие названия лиц, предметов, звукоподражания, лепетные слова ("ди" - иди, уходи, "мако" - молоко, мокро). Всего должно насчитываться около 29 таких аморфных слов-корней. Из них названия лиц, предметов около 22-25, и глаголов ("бух", "ди"…)5-7.  
 
Звукопроизношение. 
Ребенок должен хорошо произносить ударные гласные а, о, у, и; согласные м, п, б, к, д, ть, сь, пь,х, ль. Стечение согласных малыш произносить еще не может.  
 
Слоговая структура слова. 
Часто воспроизводится один слог в слова (ударный) или два одинаковых слога ("га-га", "ту-ту").  
 
2. Этап предложений из нескольких слов-корней (возраст от 1 года 8 мес. до  
1 года 10 мес.)   
 
На этом этапе ребенок объединяет в одном высказывании сначала 2, затем 3 слова, т.е. в речи появляется фраза. Грамматическая связь между словами отсутствует. Ребенок объединяет слова, в высказывании связывая их только интонацией, общностью ситуации. При этом слова используются в предложениях в одной и той же аморфной неизмененной форме. Существительные употребляются либо в именительном падеже единственного числа, либо в усеченной, искаженной форме. Глаголы представлены либо в неопределенной форме, либо в форме 2-го лица единственного числа повелительного наклонения ("дай", "неси", "спать").  
 
Анализ детских высказываний этого этапа показывает, что дети улавливают из речи окружающих лишь общее содержание, общий смысл слова, выраженный в его лексической основе. Формально-знаковые средства языка не дифференцируются, остаются вне сферы его восприятия. Например, при восприятии различных форм слов (дом, домой, домом, дому) ребенок воспринимает лишь общую часть этих слов (дом). Количество аморфных слов-корней увеличивается до 87.  
 
Звукопроизношение. 
Часто в слове опускается начальный звук или конечный согласный. Появляется стечение согласных в середине некоторых слов: льк, ськ, пк, цък.  
 
Слоговая структура слова. 
Воспроизводятся двусложные слова. В трехсложных словах часто опускается один из слогов. Например, молоко - "мокко".

Информация о работе Дословесные периоды развития речи ребенка