Задачи, направления и методы исследований инженерной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2014 в 03:30, контрольная работа

Краткое описание

Всем известно, что благодаря НТР1 преобразовалась психологическая структура производственного труда. Также во время научно-технической революции, в результате усовершенствования автоматизированного труда, возникла и начала свое развитие направление в психологии, которое ставит своей главной целью исследование средств взаимодействия при помощи информации и процессы, происходящие между человеком и техникой. Это направление носит название «инженерная психология». Важнейшим ее составляющим являются процессы восприятия человеком и переработки оперативной информации, принятие им решений в условиях, ограниченные временем, компьютеризации всех отраслей управления и производства, возникновения и развития мобильной связи, а также минимизировании затрат различных видов ресурсов.

Содержание

Введение………………………………………………………………..3
1. Определение, объект и предмет инженерной психологии………………..4
2. Задачи и направления инженерной психологии…………………………...7
3. Методы исследования …………………………………………….....14

Заключение …………………………………………………………..18
Список литературы………………………………………………..…19

Вложенные файлы: 1 файл

Инженерная психология - вар 1.doc

— 113.50 Кб (Скачать файл)

 – разработка принципов построения  элементов СЧМ;

          – проектирование и оценка СЧМ

 – разработка принципов организации  СЧМ;

 – оценка надежности и эффективности СЧМ.

Эксплуатационное:

 – профессиональная подготовка  операторов;

 – психологическое обеспечение  научной организации труда;

 – организация групповой  деятельности операторов;

 – разработка методов повышения  работоспособности операторов.

 Рассмотренная классификация  наглядно показывает, по каким  направлениям происходит решение стоящих перед инженерной психологией задач.

Приспособление техники к человеку должно осуществляться с помощью ряда последовательных целенаправленных инженерно-психологических разработок на всех этапах проектирования. В целом они составляют суть инженерно-психологического обеспечения проектирования АСУ (автоматезированная система управления). Инженерно-психологическое обеспечение проектирования систем есть в то же время и проектирование деятельности человека. Любое проектирование представляет собой процесс создания прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния, деятельности человека. В период эксплуатации техники ее приспособление к человеку очень ограничено и оказывается возможным лишь при модернизации.

 В связи со сказанным необходимо  особо подчеркнуть, что наряду  с исследованием формальной (прежде всего количественной) стороны психического в инженерной психологии должно уделяться большое внимание содержательной стороне. Это необходимо, во-первых, потому, что перед инженерной психологией стоит задача изучения человека как субъекта деятельности, а во-вторых, потому, что необходима разработка оценок семантических характеристик информации. Семантика – это значение единицы языка (слова, знака).

Исходя из потребностей в определенной профессиональной деятельности, требований, предъявляемых той или иной профессией к человеку, и качеств, которыми должен обладать человек для успешного выполнения данной деятельности, проводится профессиональная ориентация. Целью ее является обеспечение оптимального распределения людей по различным профессиям, которое достигается, во-первых, профориентацией и профпросвещением, направленными на формирование знаний о профессии, необходимых для обоснованного ее выбора, устойчивой мотивации и методов самоподготовки и развития профессионально важных качеств; во-вторых, профконсультацией, предполагающей предварительное психологическое (и обычно медицинское) обследование с последующей рекомендацией по поводу выбора профессии.

 Профессиональный отбор (профотбор) имеет целью определение пригодности людей к обучению и последующей профессиональной деятельности. Профотбор проводится на основании оценки различных психологических и других (медицинских, социальных) показателей, полученных в результате обследования, изучения документов, собеседования, наблюдения за поведением, конкурсных экзаменов и т.п. Из психологических показателей наиболее часто оцениваются показатели внимания, мышления, памяти, произвольных реакций, интеллектуальных способностей, тревожности, эмоциональной устойчивости, целеустремленности, дисциплинированности, честности, общительности, идейной убежденности, принципиальности и т. п.

 Профессиональная подготовка  является одним из существенных моментов приспособления человека к технике. Это прежде всего профессиональное обучение, направленное на приобретение знаний, умений и навыков. Обучение сначала осуществляется преимущественно в рамках тренировки, причем начальный этап тренировок может быть связан лишь с развитием профессионально важных качеств (внимания, быстроты действий и т. п.).

 Согласование человека и  техники как элементов единой  системы связано с необходимостью решения вопросов распределения функций между человеком и машиной (автоматом). При решении этих вопросов устанавливается, какие функции целесообразнее оставить человеку, а какие должны выполняться автоматическими устройствами. Следовательно, и трудовая деятельность человека по своей форме и содержанию, и политика автоматизации в отношении различных видов технических систем будут существенно зависеть от распределения функций. Распределение функций между человеком и автоматом осуществляется обычно по принципу преимущественных возможностей.

 Основными преимуществами техники можно считать следующие:

- стабильность выполнения однообразных  действий;

- быстрота выполнения вычислительных  операций, просчета многочисленных вариантов с целью нахождения наилучшего по заданным критериям;

- большой объем памяти и быстрота  извлечения необходимых данных;

- быстрота и точность классификации  относительно простых сигналов  при малых уровнях помех;

- использование для передачи  информации форм энергии, к которым  рецепторы человека не имеют специфической чувствительности (например, электромагнитных колебаний в диапазоне радиоволн);

- выполнение операций строго  по заданным программам и алгоритмам;

- нечувствительность к влиянию  социальной среды;

- относительная простота создания  защитных (от внешней среды) устройств.

 Основными преимуществами человека  можно считать:

- способность к обнаружению  и опознанию сигналов в условиях  высоких уровней шумов, при наличии специальных мер маскировки и т. п.;

- возможность принимать решения  на основе обобщения данных  и знаний, относящихся к различным областям науки, техники, производства;

- способность вырабатывать индивидуальный  стиль деятельности как эффектную  адаптационную меру;

- способность находить новые  решения, новые способы выполнения  рабочих (технологических) операций;

 - способность принимать информацию по различным сенсорным каналам, легко переходить от одной модальности сигналов к другой;

- способность накапливать информацию  и использовать накопленный опыт  для совершенствования способов работы;

- возможность использовать для взаимодействия с техническими устройствами различные индикаторы и органы управления;

- возможность усиливать интерес  к работе за счет наличия  в трудовом процессе творческого, поискового компонента;

- способность сохранять готовность  к действию в неожиданных ситуациях;

- способность находить новые  пути в неожиданных (экстренных) ситуациях.

 Конечно, человек может поддерживать  относительно высокий и стабильный уровень работоспособности лишь в пределах какого-то ограниченного времени. В процессе работы человек может отвлекаться, он утомляется и, следовательно, скорость и точность его действий могут значительно снижаться. Работоспособность – характеристика наличных или потенциальных возможностей индивида выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени. В отношении длительной стабильности однообразной работы машина бесспорно превосходит человека, она способна при этом выполнять десятки тысяч счетных операций. Однако человек имеет неоспоримые преимущества при работе в сложных условиях, он обладает также колоссальными возможностями компенсации, то есть возмещением недоразвитых или нарушенных функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций, может в течение короткого времени не только полностью восстанавливать работоспособность, но и выполнять работу на более высоком уровне.

 Очевидно, что в любой системе  управления функции между человеком  и автоматическими устройствами  должны распределяться таким  образом, чтобы обеспечить возможность проявления всех тех качеств, которые аккумулированы в современном человеке как результат трудовой деятельности предшествующих поколений.

Можно выделить следующий направления Инженерной психологии :

Методологические проблемы: определение места и роли человека в управлении производственными процессами. Совершенствование конструкций машин, их приспособление к человеку, передача некоторых функций человека машине способствуют повышению производительности труда, обеспечению условий для повышения трудоспособности человека, развитию его творческих возможностей.

Изучение психофизиологических и психологических (общих и дифференциальных) характеристик человека-оператора, структуры операторской деятельности.

Системотехническое направление: решение теоретических и практических проблем инженерно-психологического проектирования, в т.ч. разработка информационных моделей, методик оптимизации компоновки оборудования на пультах управления, построения средств отображения информации и пультов управления; совершенствование методов и критериев оценки надежности и эффективности систем «человек—машина».

Эксплуатационное направление: психологическое обеспечение научной организации труда, его безопасности и удобства для человека; разработка методов, критериев и средств контроля работоспособности и состояния оператора в процессе работы; вопросы групповой психологии; психология управления и др.

Педагогическое направление: вопросы профессионального отбора, подбора и расстановки кадров технических специалистов, активизация их подготовки и переподготовки.

 

3. Методы исследований  инженерной психологии

Для инженерной психологии характерным является системный подход к рассмотрению изучаемых процессов и явлений, в ней используется широкий ассортимент методов (и конкретных методик), сложившихся в психологии и других науках (в кибернетике, математике, физиологии и т. д.). Эти методы используются как в фундаментальных исследованиях, направленных на выявление закономерностей информационных процессов в СЧМ и деятельности оператора, так и при инженерно-психологических испытаниях новых образцов техники, проводимых с целью оценки их соответствия свойствам и возможностям человека.

Традиционно выделяемые методы инженерной психологии.

1. Организационные методы, обеспечивающие  комплексный подход к исследованию СЧМ (главное - не синтез изолированных исследований, а "синтез нового" знания).

2. Эмпирические способы получения  нового знания.

1) психофизиологические методы (исследования  или испытания): исследования раскрывают механизмы и закономерности; испытания выявляют с помощью тестов соответствие человека и машины;

2) физиологические методы (определяют  затраты организма, "психофизиологическую цену" успешности в труде);

3) наблюдение и самонаблюдение;

4) эксперимент (лабораторный, производственный, "формирующий");

5) диагностические методы (тесты, анкеты, социометрия, беседы-интервью);

6) приемы анализа продуктов деятельности (хронометрия, циклография, профессиографическое описание, трудовой метод, оценка изделий);

7) метод моделирования (предметное, математическое, кибернетическое, психологическое, статистическое моделирование) - это наиболее специфичный для инженерной психологии метод, определяемый самим характером работы человека-оператора, взаимодействующего не столько с реальным объектом, сколько с его информационной моделью.

С помощью эмпирических методов осуществляется анализ деятельности оператора (или ее отдельных сторон) в реальных или лабораторных условиях, проводится оценка влияния различного рода факторов на деятельность оператора и ее результаты. Применение их в инженерной психологии осуществляется по двум основным направлениям: в целях исследований или в целях испытаний. В результате исследований  устанавливаются определенные факты и закономерности, раскрываются механизмы деятельности оператора, проводится психологический анализ деятельности. В результате испытаний, проводимых обычно с помощью тестов, у человека определяется наличный уровень тех или иных психологических качеств и характеристик. Психофизиологические помогают исследовать организованность психофизиологических функций человека на протяжении его деятельности, оценить и держать под контролем функциональное состояние человека-оператора, эффективность трудовой деятельности, работоспособность, проявления индивидуальности и личности работника.

 Физиологические методы применяются в инженерной психологии для изучения функционального состояния оператора в процессе трудовой деятельности, для определения реакции различных систем организма на выполнение данной деятельности. Анализ физиологических характеристик человека позволяет оценить, какими средствами, какой «ценой» достигается выполнение задач оператором.

Необходимость учета специфики взаимодействия человека с техникой (дистантность работы с объектом управления, работа с образными моделями и др.) определяет и специфичность методов. Рассмотрим метод моделирования более детально т.к он является наиболее специфичным.  Сущность метода моделирования - "изучение деятельности и построение на основе этого изучения психологической, математической или статистической модели". Заметим, что модель должна "воспроизводить" не весь моделируемый объект, а лишь наиболее существенные элементы, связи и отношения, что и позволяет в более простом и доступном виде выделять и анализировать достаточно сложные объекты.

Информация о работе Задачи, направления и методы исследований инженерной психологии