Задачи, направления и методы исследований инженерной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2014 в 03:30, контрольная работа

Краткое описание

Всем известно, что благодаря НТР1 преобразовалась психологическая структура производственного труда. Также во время научно-технической революции, в результате усовершенствования автоматизированного труда, возникла и начала свое развитие направление в психологии, которое ставит своей главной целью исследование средств взаимодействия при помощи информации и процессы, происходящие между человеком и техникой. Это направление носит название «инженерная психология». Важнейшим ее составляющим являются процессы восприятия человеком и переработки оперативной информации, принятие им решений в условиях, ограниченные временем, компьютеризации всех отраслей управления и производства, возникновения и развития мобильной связи, а также минимизировании затрат различных видов ресурсов.

Содержание

Введение………………………………………………………………..3
1. Определение, объект и предмет инженерной психологии………………..4
2. Задачи и направления инженерной психологии…………………………...7
3. Методы исследования …………………………………………….....14

Заключение …………………………………………………………..18
Список литературы………………………………………………..…19

Вложенные файлы: 1 файл

Инженерная психология - вар 1.doc

— 113.50 Кб (Скачать файл)

Выделяют следующие виды моделирования деятельности оператора.

Психологическое моделирование - это замещение реальной деятельности некоторой ее модификацией (через имитаторы, макеты, испытательные стенды). Выделяется два основных вида психологического моделирования: 1) внешнее воспроизведение, имитация деятельности и рабочего места оператора; 2) воспроизведение характерных сторон деятельности без внешнего сходства (например, моделирование групповой деятельности по гомеостатической методике, когда несколько человек купаются в разных душевых кабинках и им необходимо так отрегулировать воду, чтобы всех устраивало, - внешне это никак не похоже на "настоящую" работу операторов, но по сути моделирует сложные отношения в бригаде операторов).

Математическое моделирование - исследование деятельности с помощью математических моделей (через формулы, неравенства, закономерности), когда такая модель ставится в соответствие реальному процессу труда.

Статистическое (имитационное) моделирование - имитация деятельности оператора при помощи ЭВТ (с учетом воздействия и просчета различных факторов, включая и прогнозирование случайных факторов).

Достоинства статистического моделирования по сравнению с психологическим моделированием заключаются в том, что: появляется возможность его применения на любых стадиях проектирования СЧМ (когда еще реальной деятельности нет и как бы нечего "имитировать"); есть возможность учета основных психофизиологических закономерностей деятельности оператора (математика предлагает лишь абстрактные модели, где "соответствие реальному процессу" лишь предполагается).

Недостатки статистического моделирования: метод статистического моделирования - "численный, и поэтому результаты, полученные при таком моделировании, соответствуют определенным начальным условиям и исходным данным" (не учитывается изменчивость этих условий и данных).

Значимость разных методов моделирования на разных этапах проектирования СЧМ:

1) на первых этапах - преимущество  за методами математического  и статистического моделирования;

2) на более поздних - за психологическим  моделированием;

3) на этапе эксплуатации лучше  исследовать деятельность оператора в реальных условиях (иногда ценным оказывается и математическое моделирование).

  Разновидностью математического моделирования является имитационное моделирование. Суть его сводится к моделированию деятельности оператора с помощью ЭВТ методом статистических испытаний. Эффективное изучение деятельности оператора может быть проведено при разумном сочетании различных методов. Так, при решении такой задачи, как проектирование деятельности оператора, на ранних этапах целесообразно применять математическое моделирование. С его помощью можно оценить в общем виде место оператора с СЧМ, рассчитать основные показатели его деятельности, предъявить требования к техническим устройствам СЧМ. В дальнейшем по мере детализации проекта и получения необходимых исходных данных появляется возможность более полного исследования деятельности оператора с помощью имитационной модели. Однако при этом может возникнуть необходимость получения некоторых исходных данных. Тогда проводится аналитический лабораторный эксперимент. На более поздних этапах проектирования возможно проведение синтетического (комплексного) лабораторного эксперимента, дополненного замерами физиологических показателей оператора, их опросом о характере выполняемой деятельности, некоторыми математическими расчетами, измерениями инженерно-психологических показателей рабочего места. В ходе испытаний и эксплуатации СЧМ эти исследования могут проводиться в еще более полном объеме. Во многих случаях реализация рассмотренных методов производится с применением ЭВТ.

Одной из разновидностей экспериментального моделирования деятельности оператора является лабораторный эксперимент. Смысл его заключается в том, что перед испытуемым ставится задача в лабораторных условиях выполнять определенные действия, по психологической структуре наиболее соответствующие действиям реальной деятельности. Такое моделирование позволяет в лабораторных условиях изучить какую-либо реальную деятельность с большой точностью регистрации и замеров. Однако в силу искусственности лабораторных условий, полученные результаты могут отличаться от тех, которые имеют место в реальных условиях деятельности человека. Поэтому лабораторный эксперимент имеет лишь определенное приближение к реальной деятельности. Его результаты обязательно должны проверяться и сопоставляться с данными наблюдения или эксперимента в реальных условиях.

 

Заключение

Развиваясь как прикладная научная дисциплина, Инженерная психология в постановках задач, методах исследований и разработках использует достижения теоретической и экспериментальной психологии и вместе с тем открывает перед ними новые проблемы исследования. На современном этапе для Инженерной психологии особенно важны данные, полученные при изучении индивидуальных психологических черт личности, особенно эмоциональной сферы, сферы потребностей и мотивов деятельности. Выявление собственно психологических критериев и методик исследования механизмов деятельности оператора является необходимым условием решения инженерно-психологических задач.

Инженерная психология рассматривает деятельность человека и функционирование машины во взаимосвязи. При этом подчеркивается ведущая роль человека. Человек–   это субъект труда, а машина – это орудие труда.

  К важнейшим проблемам Инженерная  психология следует отнести: разработку  методов профессионального отбора, обучения и тренировки операторов; разработку рекомендаций, норм и стандартов по учёту человеческого фактора при создании и эксплуатации производственных, военных и организационных систем; проектирование рациональных информационных моделей и органов управления; а также разработки и моделирование объектов.

Достаточно важными являются организационно-научные вопросы, связанные с организацией исследований, созданием комплексных научных центров, подготовкой и обучением специальных научных кадров, расширением меж - и внутридисциплинарных научных контактов и связей и т. п. Несомненно, существенный прогресс в применении математики к психологии может быть достигнут только тогда, когда будут созданы необходимые научные кадры, достаточно глубоко разбирающиеся в психологии и на серьезном уровне владеющие современным математическим аппаратом.

 

Список литературы

1.     Сергеев, С.Ф. Инженерная психология и эргономика [Текст]: учебное пособие/С.Ф. Сергеев. –М.: НИИ школьных технологий, 2008г.

  1. Грачев, Н.А. Психология инженерного труда: уч. пособие / Н.А. Грачев. – М.: Высш. школа, 1998г.
  2. Голиков, Ю.Я. Методология психологических проблем проектирования техники. - М., ПЭРСЭ, 2003.
  3. Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Основы инженерной психологии: уч. пособие. для студ.вузов. – М., Акад.проект, -2002г.
  4. Стрелков Ю.К. Инженерная и профессиональная психология. М.: Академия, 2001г.
  5. Хрестоматия по инженерной психологии / Под ред. Б.А. Душкова. М.: Высшая школа, 1991г
  6. Справочник по инженерной психологии/ Под ред. Б.Ф. Ломова. М., 1982г.
  7. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / под ред. Г.С.Никифорова, М.А.Дмитриева, В.М. Снеткова. – СПб., Речь, 2003г.
  8. Словари и энциклопедии Академик (Электронный ресурс)

http://psychology_pedagogy.academic.ru/9940/МЕТОДЫ_ИНЖЕНЕРНОЙ_ПСИХОЛОГИИ

  1. Электронный учебники онлайн (Электронный ресурс) http://uchebniki.ws/184211205313/psihologiya/spetsifika_metodov_inzhenernoy_psihologii

 

 

 

 

 

ГЛОСАРИЙ

Инженерная психология (эргономика) область психологической науки, изучающая процессы информационного взаимодействия человека и технических устройств. Иногда называют технической психологией. Возникновение обусловлено техническим прогрессом и связанным с ним возрастанием роли человеческих факторов в разработке, проектировании, конструировании и эксплуатации техники.

Системотехническое направление - решение теоретических и практических проблем инженерно-психологического проектирования

НТР - Научно-техническая революция в узком смысле — коренная перестройка технических основ материального производства, начавшееся в середине XX в., на основе превращения науки в ведущий фактор производства, в результате которого происходит трансформация индустриального общества в постиндустриальное.

СЧМ -  Системы “человек – машина”- сложная многофункциональная система, включающая неживую, живую материю и общество.

ЭВТ – Электронно - вычислительная техника

АСУ -  автоматизированная система управления

1 Научно-техническая революция— коренная перестройка технических основ материального производства, начавшееся в середине XX в., данные Википедии

 

 

2 Котик М.А. Курс инженерной психологии. Таллинн, «Валгус», 1978

 


 



Информация о работе Задачи, направления и методы исследований инженерной психологии