Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 09:06, задача
Задача 1
Учитель математики настолько глубоко овладел вниманием учащихся при объяснении новой теоремы, что никто из них не услышал звонка по окончании урока.
Каким физиологическим механизмом можно объяснить состояние учеников?
Г. А то свищет Соловей да по-соловьему, Он кричит злодей Разбойник по-звериному, И от его ли-то от посвисту соловьего, и от его ли-то от покрику звериного, То все травушки-муравы уплетаются, все лазоревы цветочки осыпаются, Темны лесушки к земле все приклоняются, А что есть людей, то все мертвы лежат.
(“Илья Муромен и Соловей Разбойник”.)
Решение: использован прием гиперболизации, т. е. преувеличения, «…кричит по звериному…., леса пригибаются», что в реальной жизни не существует.
Д. ...старый старичок:
Худой, как зайцы зимние,
Весь бел, и шапка белая,
Высокая, с околышем
Из красного сукна.
Нос клювом, как у ястреба,
Усы седые, длинные
И разные глаза:
Один, здоровый — светится, А левый — мутный, пасмурный, Как оловянный грош!
(Я. Л. Некрасов. Кому на Руси жить хорошо. Собр. соч. в 8-ми т., т. 3. М., “Художественная литература”, 1965, стр. 318.)
Решение: использован прием гиперболизации,аллегории.
Е.—Что сделаю я для людей?!—сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от спета его ч там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди же, изумленные, стали как камни. {А. М. Горький. Старуха Изергиль. Собр. соч., в 30-ти т., т. 1. М., Гослитиздат, 1949, стр. 356.)
Решение: использован прием гиперболизации.
Ж. Поглядел богатырь в руку правую, Увидал тут Илью Муромца. Он берет Илью за желты кудри, Положил Илью да он к себе в карман, Илью с лошадью да богатырской...
(“Илья Муромец и Святогор”.)
Решение: использован прием гиперболизации.
Задача 5
Ниже приводятся отрывки из сочинений учащихся, принадлежащих к “художественному”, “мыслительному” и “среднему” (по Павлову) типам.
1. Определите, от какого типа—“мыслительного”
2. По каким признакам можно это установить?
А. Сиротливо прижимаются друг к другу яблони. Сливы низко кланяются вишням, вишни еще ниже кланяются крыжовнику, а крыжовник никому не кланяется. Он прочно сидит на земле, недовольно шевелит колючими ветками и удивляется тому, что высокие и сильные деревья стонут и заламывают ветви от ветра, а он хоть и маленький, но даже не согнулся ни разу. Сорвалось яблоко, прошелестело в листьях и шлепнулось в середину крыжовенного куста. Ветви пружинисто вздрогнули, принимая на себя удар. Никак не хотел упрямый крыжовник отдавать яблоко, но все-таки, исколов все руки, я подняла его. Яблоко было кособокое и зеленое. На одном боку у него желтела шершавая болячка. И не жалко, что оно упало, не дозрев, такое уродливое... (Из сочинения ученицы 3. П “Сад под ветром”.) (По В. П. Ягунковой.)
Решение:ученица с «художественным» типом мышления, воображение продуктивное, яркое, эмоционально окрашенное, непосредственное и живое восприятие действительности.
Б. Арктика расположена вокруг самой северной точки земного шара — Северного полюса. Это, пожалуй, самая холодная часть северного полушария. Очень большое пространство в Арктике занимает Северный Ледовитый -океан и прибрежные моря... (Из сочинения ученицы А. В. “Пейзаж Арктики”.). (По Г. В. Быстровой.)
Решение:ученица с « мыслительного типа» , сдержанные образы, присутствует датальный анализ в описаниях, воображение больше репродуктивное.
В. Самолет взвился а воздух и взял курс на Арктику. Я очень много слышала об этой сказочной ледяной стране. Я сижу в мягком кресле самолета и думаю, какой же она будет на самом деле, эта неведомая, столь загадочная страна. Природные полосы с бешеной скоростью проносятся под нами. Так вот какая ты, Арктика! Действительно, бескрайняя ледяная пустыня простиралась перед нами. Солнце выглядывает редко, да п то не греет, а лишь разбрасывает свои золотистые лучи по голубоватой лучезарной глади льда. Да, льды здесь действительно великолепны! Они похожи на огромные разбросанные драгоценные камни. (Из сочинения ученицы Р. П. “Пейзаж Арктики”.) (По Г. В. Быстровой.)
Решение:ученица с «художественным» типом мышления, воображение создающее, яркое, эмоционально окрашенное.
Г. Зимой в Арктике свирепствуют морозы, доходящие до 60 С холода. Пейзаж Арктики суров. Во время полярной ночи на небе появляется северное сияние, что придает пейзажу Арктики большую красоту. (Из сочинения ученицы О. В. “Пейзаж Арктики”.) (По Г. В. Быстровой.}
Решение:ученица относятся к «среднему» типу, нельзя сказать о преобладании рационального или эмоционального начала. Воображение больше воссоздающее, основанное на реальных знаниях об Арктике.