Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 19:41, реферат
Специальная психология – отрасль психологической науки, изучающая закономерности психического развития и особенности психической деятельности детей и взрослых с психическими и физическими недостатками. В качестве отдельных направлений в нее входят: психология умственно отсталых (олигофренопсихология), психология глухих и слабослышащих (сурдопсихология), психология слепых и слабовидящих (тифлопсихология), а также начавшие развиваться позднее психология детей с недостатками
1. Введение
2. Изучение проблемы задержки психического развития (ЗПР)
3. Типы задержек психического развития
4. Отграничение ЗПР от педагогической запущенности и умственной отсталости
5. Трудности обучения детей с ЗПР и способы коррекции
6. Заключение
7. Литература
Содержание
1.Введение
Специальная психология – отрасль психологической науки, изучающая закономерности психического развития и особенности психической деятельности детей и взрослых с психическими и физическими недостатками. В качестве отдельных направлений в нее входят: психология умственно отсталых (олигофренопсихология), психология глухих и слабослышащих (сурдопсихология), психология слепых и слабовидящих (тифлопсихология), а также начавшие развиваться позднее психология детей с недостатками речи, психология детей с задержкой психического развития, психология слепоглухих и еще более молодая – психология лиц с недостатками опорно-двигательного аппарата.
Специальная психология, в
свою очередь, входит как важная
составная часть в дефектологию
– интегративную научную
Специальная психология связана
с такими областями психологии, как
детская, возрастная и педагогическая
психология, психофизиология и
Важно четко отграничить специальную психологию от близких к ней патопсихологии и клинической психологии.
1. Изучение проблемы задержки психологического развития (ЗПР).
Задержка психического развития – понятие, сложившееся в отечественной психологии в 60-х гг. XX в. Дети с задержкой психического развития существовали всегда. Но почему за последние 10 лет не только все стали говорить про этих детей, но их вдруг как бы стало очень много?
Тут надо подумать над тем, когда вообще начинают обращать внимание на таких детей? Это происходит тогда, когда вводится обязательное всеобщее образование. В тех странах, где поднимается планка обязательного образования – всеобщее начальное, всеобщее среднее, всеобщее высшее – выясняется, что часть детей по существующим в стране педагогическим технологиям не может «взять» образовательный ценз. Им нужны либо другие какие-то программы, либо какие-то другие условия обучения и другие технологии.
Вторая причина, которая
делает этих детей «видимыми», - это
усложнение школьных программ. Мы сейчас
живем в эпоху
Кроме того, есть еще и
социальная проблема. У нас всегда
было два образовательных потока
– обычное образование и
Но в начале 90-х годов
возник новый поток, который с
тех пор только расширяется. В
него попадают социально благополучные
дети. А они в силу плохой дошкольной
подготовки, принадлежности к определенной
социальной среде, на общем фоне выглядят
как несостоятельные. Процент их
достаточно высок, и если они на ранних
этапах не получают адекватной психолого-педагогической
поддержки, то могут никогда не овладеть
школьной программой. Тем «норма»
у нас сегодня приравнивается
к одаренности. «Нормой» считают
способность учиться в
Вопрос, что делать с детьми с ЗПР – это вопрос государственного заказа. От того, что хочет государство, зависит и то, кого государство будет считать детьми с задержкой психологического развития. Многое зависит от тех задач, которые перед детьми ставит школа. Если мы сейчас перейдем к гимназическому образованию на 4-х языках, у нас двое из трех будут с задержкой психологического развития. Если мы перейдем на изучение высшей математики по программе Колмогорова на английском языке, тогда из десяти будут несостоятельными. Все зависит от того, какую планку мы ставим.
Начало изучения проблемы ЗПР было положено в 50-е годы работами Г.Е.Сухаревой и других отечественных психологов и психиатров. Сам термин «задержка психического развития» был введен классиками отечественной дефектологии Т.А.Власовой и М.С.Певзнер в 60-70-х годах. В их работах этот термин звучал как «временная задержка психического развития», что предполагало компенсацию задержки: через короткий срок ребенок догонит своих сверстников и его развитие войдет в нормальное русло.
Таким образом, не смотря на детализацию определения, оно не позволяет дифференцировать первичные и вторичные нарушения развития. Определение, применяемое в отечественной специальной психологии, характеризует задержку психологического развития как нарушение темпа всего психического развития при наличии значительных потенциальных возможностей. Задержка психического развития – временное нарушение развития, которое корригируется тем раньше, чем благоприятнее условия развития ребенка.
2.Типы задержек психического развития.
Задержка психического развития понималась в отечественной психологии как замедление темпа психического развития. Этот подход на долгие годы определил магистральный путь развития диагностики и коррекции огромного числа детей.
В дальнейшем он получил продолжение в ставших также классическими работах В.И.Лубовского, К.С. и В.В.Лебединских, У.В.Ульенковой и др. В Институте дефектологии (в настоящее время – Институт коррекционной педагогики РАО) были организованы подразделения, посвященные психологическому изучению и обучению этой категории детей. Содержательные характеристики понятия получили углубление и уточнение. В работах Г.Е.Сухаревой, Т.А.Власовой и М.С.Певзнер проводилась систематика основных вариантов задержки психического развития, получившая свое окончательное определение в трудах Клары Самойловны и Виктора Васильевича Лебединских. В основу их подхода положен этиологический принцип, позволяющий различить четыре варианта такого развития.
Церебрально-органического
Конституционального ЗПР Соматогенного
происхождения.
В этом виде общая систематика
ЗПР существует до сих пор. К настоящему
времени разработаны и более
детальные подходы к дифференциации
вариантов задержанного развития, особенно
тех случаев, которые относят
к «ЗПР церебрально-органического
происхождения» и которые сами по
себе составляют наиболее сложную в
дифференциально-
Во всех вариантах классификаций ЗПР общим является понимание «задержки» как явления временного. Предполагается, что со временем темп развития ребенка потерпит позитивные изменения (в результате коррекционной работы или без таковой), ребенок по своему развитию догонит сверстников и его жизнь войдет в «нормальный» режим.
Остановимся на классификации
детей с задержкой психического
развития. Нашими клиницистами выделяется
среди них (классификация К.С.
Первая группа – задержка психического развития конституционального происхождения. Это гармонический психический и психофизический инфантилизм. Такие дети отличаются уже внешне. Они более субтильны, часто рост у них меньше среднего и личико сохраняет черты более раннего возраста, даже когда они становятся школьниками. У этих детей особенно сильно выражено отставание в развитии эмоциональной сферы. Они находятся как бы на более ранней стадии развития по сравнению с хронологическим возрастом. У них наблюдается большая выраженность эмоциональных проявлений, яркость эмоций и вместе с тем их неустойчивость и лабильность, для них очень характерны легкие переходы от смеха к слезам и наоборот. У детей этой группы очень выражены игровые интересы, которые преобладают даже в школьном возрасте.
Гармонический инфантилизм
– это равномерное проявление
инфантилизма во всех сферах. Эмоции отстают
в развитии, задержано и речевое
развитие, и развитие интеллектуальной
и волевой сферы. В некоторых
случаях может быть не выражено отставание
физическое – наблюдается только
психическое, а иногда имеется и
психофизическое отставание в целом.
Все эти формы объединяются в
одну группу. Психический инфантилизм
иногда имеет наследственную природу.
В некоторых семьях отмечается, что
родители в детстве имели
При оказании психологической помощи и постоянном поощрении такие дети показывают высокий уровень достижений в интеллектуальной сфере. В дальнейшем возможно сглаживание различий между нормой и детьми с инфантилизмом, перевод их в обычную школу из школы для детей с ЗПР.
Вторая группа – задержка
психического развития соматогенного
происхождения, которая связана
с тяжелыми длительными соматическими
заболеваниями в раннем возрасте.
Это могут быть тяжелые аллергические
заболевания (бронхиальная астма, например),
заболевания пищеварительной
Ясно, что плохое соматическое состояние не может не отразиться и на развитии центральной нервной системы, задерживает ее созревание. Такие дети месяцами находятся в больницах, что, естественно, создает условия сенсорной депривации и тоже не способствует их развитию. Если эти заболевания повторяются часто, то к школьному возрасту ребенок не осваивает необходимых умений и навыков. Помимо этого, соматические заболевания, естественно, влияют и на нервную систему, приводя к эмоциональной лабильности, истощаемости, колебаниям активного внимания.
Следует особо остановиться на явлении госпитализма у детей. При попадании ребенка в стационар без матери (либо проживания в условиях Дома ребенка) на него влияет ряд неблагоприятных факторов. При разрыве с матерью ребенок испытывает чувство страха, одиночества. Активные протестные реакции через некоторое время сменяются пассивными, апатичным состоянием. При отсутствии положительных эмоциональных стимулов, развивающего и обучающего воздействия у ребенка наступает явление сенсорной депривации. Как следствие этого, у детей младшего возраста возникает потребность в самостимуляции: они стереотипно раскачиваются, сосут палец или одеяло, возможно появление мастурбации. Эти проявления в значительной степени тормозят психическое, а иногда и физическое развитие ребенка. В дальнейшем, при возвращении ребенка в более благоприятные условия, приобретенные навыки аутостимуляции могут оставаться на длительный срок.
В ходе обследования детей с соматогенной задержкой психического развития отмечается истощаемость, чаще по гипостеническому типу. Нарушены концентрация внимания и распределение внимания. Память и интеллектуальные способности значительно не нарушены. Выражена эмоциональная лабильность: при малейших неудачах в выполнении заданий дети плачут, долго не могут приступить к следующему заданию. Самооценка занижена. Преобладают игровые интересы, некоторые игры могут быть стереотипными, служить защитой от страхов. У детей этого типа легко формируется школьная тревожность.
Третья группа – задержка
психического развития психогенного происхождения.
Надо сказать, что такие случаи фиксируются
довольно редко, так же как и задержка
психического развития соматогенного
происхождения. Должны быть уж очень
неблагоприятные условия
Задержка психического развития
психогенного происхождения связана
с неблагоприятными условиями воспитания,
вызывающими нарушение
Этот вид ЗПР формируется
у детей со здоровой нервной системой,
нормальными предпосылками интеллектуального
развития, но воспитывающихся в
В ходе патопсихологического
обследования выявляется нормальная
работоспособность, внимание, память.
Ребенок хорошо ориентируется в
бытовых вопросах; в некоторых
из них возможна осведомленность
даже больше, чем у сверстников. Однако
отстает запас знаний и навыков,
необходимых в школе: ребенок
к 7 годам не знает букв, геометрических
форм, не умеет читать. При оказании
помощи такие дети способны к
нормальному для своего возраста
уровню обучения. Показатели по невербальному
интеллекту у них также находятся
в границах нормы. При отсутствии
помощи у этих детей в дальнейшем
могут возникать нарушения