Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 21:45, курсовая работа
Путь познания, который проходит ребенок до 7 лет, огромен. За это время он много узнает об окружающем мире. Его сознание не просто заполнено отдельными образами, представлениями, но характеризуется некоторым целостным восприятием и осмыслением окружающей его действительности.
Несмотря на то, что проблеме исследовании уровня развития мышления дошкольников уделено много внимания, до сих пор оно остается актуальной. Актуальность её заключается в том, что изучение особенностей интеллектуальной сферы, а точнее мышления, и результаты этого изучения могут существенно повлиять на выбор методов обучения на последующем дошкольном этапе учебной деятельности.
Таблица 2.2 – Шкала оценок (в баллах) по каждой задаче к методике «Схематизация»
№№ домиков |
№№ задач | |||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 | |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
2 |
4 |
0 |
2 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
2 |
2 |
0 |
3 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
4 |
0 |
2 |
4 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
2 |
2 |
0 |
0 |
5 |
2 |
0 |
0 |
2 |
4 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
6 |
2 |
0 |
0 |
2 |
3 |
0 |
0 |
0 |
2 |
0 |
7 |
4 |
0 |
0 |
4 |
2 |
0 |
2 |
0 |
0 |
2 |
8 |
3 |
0 |
0 |
3 |
2 |
0 |
0 |
2 |
0 |
4 |
9 |
0 |
2 |
4 |
0 |
0 |
1 |
2 |
0 |
4 |
2 |
10 |
0 |
2 |
3 |
0 |
0 |
1 |
0 |
2 |
2 |
2 |
11 |
0 |
3 |
2 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
4 |
12 |
0 |
4 |
2 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
2 |
13 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
3 |
4 |
0 |
0 |
4 |
14 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
4 |
2 |
2 |
0 |
6 |
15 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
2 |
2 |
0 |
0 |
2 |
16 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
2 |
2 |
0 |
2 |
2 |
17 |
2 |
2 | ||||||||
18 |
2 |
4 | ||||||||
19 |
0 |
0 | ||||||||
20 |
2 |
0 | ||||||||
21 |
6 |
0 | ||||||||
22 |
4 |
0 | ||||||||
23 |
2 |
2 | ||||||||
24 |
2 |
0 | ||||||||
25 |
0 |
0 | ||||||||
26 |
2 |
4 | ||||||||
27 |
0 |
0 | ||||||||
28 |
2 |
0 | ||||||||
29 |
0 |
2 | ||||||||
30 |
0 |
0 | ||||||||
31 |
4 |
0 | ||||||||
32 |
2 |
0 |
Исследуя уровень развития наглядно-образного мышления, мы получили следующие результаты:
высокий уровень развития наглядно-образного мышления выявился у 10% детей;
средний уровень – 30% детей;
низкий уровень – 60% детей.
Мы видим связь данных полученных по таблице 2.1 и 2.2. Это говорит о том, что ориентировка в решении поставленных задач напрямую связана с уровнем развития наглядно-образного мышления. Исходя из этого, мы проводим выборку детей из общей экспериментальной группы по показателю уровня мышления, а точнее детей со средним и низким уровнем которых в данной группе 90%.
На втором этапе после обработки полученных результатов и опираясь на теоретическую часть, изложенную в главе 1, мы пришли к выводу, что внешние действия с предметами в процессе их интериоризации преобразуется в действия внутренние. Данное положение определило направление психолого-педагогического исследования – в процессе обучения детей особое значение приобрело формирование действий мышления на основе материализованных форм познавательной деятельности, задачей корой является получение новых сведений о том или ином предмете. При этом у детей ярко выражена установка на получение чего-то нового, неожиданного.
Именно поэтому для успешного перехода от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению необходима деятельность ребенка с моделями сначала в плане материализованных, а затем умственных действий.
Материальная модель, схематически изображающаяся возможность ребенку действовать с ней и улавливать связь между ней и оригиналом (объекта), являются тем средством, с помощью которого у ребенка можно сформировать и развить наглядно-образное мышление. В процессе действий с материальной моделью у детей формируется образ этой модели – модель мысленная, внутренняя, выступающая уже как продукт данной познавательной деятельности.