Игра как средство развития творческих способностей человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 16:59, контрольная работа

Краткое описание

Цель исследования: определить, как игра развивает творческие способности и выделить условия для развития творческих способностей детей дошкольного возраста в игре.

Содержание

Введение........................................................................................2
1. Понятие игры............................................................................3
Вывод.........................................................................................9
2. Виды детских игр. Развитие видов игровой деятельности в онтогенезе дошкольников............................................................................9
3. Игра как средство развития творческих способностей человека...................................................................................12
Заключение...................................................................................18
Список использованной литературы.........................................20

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа по психологии игры.doc

— 86.00 Кб (Скачать файл)

Режиссерские игры: с  игрушками-персонажами, предметами-заместителями. Виды сюжета: бытовой, производственный, общественный.  
Особенности: отражение событий и впечатлений; партнеры (игрушки и их заменители) – неодушевленные предметы; 
Условие: создание детям индивидуального пространства..

Строительно-конструктивные – это игры со строительным материалом: строительными наборами, конструкторами, природным материалом: песком, снегом. Цель таких игр - решение конструктивных задач. Такие игры ведут ребенка от подражания действиям взрослого к самостоятельному решению конструктивных задач.

Дидактические игры- игры с предметами (в том числе сюжетно-дидактические и игры-инсценировки); настольно-печатные; словесные (в том числе народные). Цель- обучение. Имеют обучающую и игровую задачу, игровые действия и имеют правила.

Интеллектуальные развивающие  игры: головоломки, лабиринты, смекалки, др.

Подвижные (в том числе народные) игры: сюжетные, бессюжетные, игры с элементами соревнований, игры-аттракционы, игры с использованием предметов (мяч, кегли, кольца, серсо и др.)

Спортивные игры: городки, бадминтон, настольный теннис, футбол, хоккей, баскетбол, волейбол.

Досуговые игры: игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные, празднично-карнавальные, театрально-постановочные.

Развитие видов  игровой деятельности в онтогенезе дошкольников. (по Эльконину) [15 ].

Игра возникает у  ребенка после того, как сформировались основные сенсорно-двигательные координации и ребенок может манипулировать и выполнять действия с предметами.

Первое полугодие жизни  ребенка формируются сенсорные  системы. Затем - хватание, зрительное восприятие и связь между ними. Далее развивается ориентация в пространстве и самостоятельное управление движениями на основе этой ориентации. И так далее, по мере развития движения у ребенка развивается игровая деятельность. Манипулирование с предметами считается первой игровой деятельностью.

Развитие игры в онтогенезе можно условно разделить на этапы: отобразительный, сюжетно-отобразительный, сюжетно-ролевой. Развитие игры связано с развитием игрового действия. Усложнение игрового действия и изменение мотивов детской активности переводит игру на более высокий этап.

Отобразительные предметно-игровые  действия свойственны детям от 5 – 6 мес. до 1 г. – 1 г. 6 мес.

На первом, ознакомительном  этапе предметно-игровой деятельности действия с игрушками или любыми предметами носят манипуляторный характер, ребенок действует с ними так, как позволяют ему его неумелые руки. Мотив игры задается через предмет – игрушку. Затем малыш сам или с помощью взрослого обнаруживает в игрушке отдельные свойства (погремушка звучит, двигается, изменяется ее окраска и т.д.). Так начинается этап отобразительный предметно-игровой деятельности. Дети усваивают способы действия с разными предметами, связанные с их физическими свойствами: стучат, бросают, двигают, катают, соотносят один предмет с другим (в большой предмет вкладывают маленькие предметы, высыпают их; одной игрушкой ударяют по другой, чтобы услышать звук, и т.п.).

Постепенно дети начинают отображать в игре не только физические свойства, но и социальное назначение отдельных предметов (машинку, коляску  – катают, везут на них груз, куклу). Отобразительные предметно-игровые действия свойственны детям от 5 – 6 мес. до 1 г. – 1 г. 6 мес.

Сюжетно - отобразительный  этап игры детей второго и третьего года жизни создает возможность  для перехода к сюжетно-ролевой  игре.

Дети начинают передавать в игре не только отдельные действия, но и элементы поведения тех лиц, которые совершали эти действия в жизни. Появляется «роль в действии».

Сюжетно - отобразительная  деятельность и сюжетно-ролевая  игра с возрастом изменяются. Сначала  действия с сюжетно-образными игрушками очень похожи на реальные, практические действия с предметами. Постепенно они становятся более обобщенными, превращаясь в условные действия. Часть игрушек постепенно заменяется игрушками-заместителями и воображаемыми предметами. Ребенок к трем годам осознает условность к игре, игровую воображаемую ситуацию: “Это “как будто”, “Это понарошку ”.

Совершенствование сюжетной игры способствует появлению коллективных ее форм. Большое значение имеют  индивидуальные игры режиссерского  типа. Содержание их постепенно усложняется: от отображения действия людей с предметами к отображению их взаимоотношений. С появленим  ролевой игры предшествующие ей этапы не исчезают бесследно. Дети продолжают в самостоятельной деятельности овладевать и физическими свойствами, и назначением новых для них предметов и др. При умелом педагогическом руководстве недавно появившиеся качества могут стать основой для новых интересных игр детей. Намеренное ускорение более сложных этапов игры в ущерб предыдущим недопустимо, так же как длительное «застревание» на одном каком-либо этапе игры. Это неблагоприятно сказывается не только на дальнейшем совершенствовании игровой деятельности, но и на общем психическом развитии ребенка.

Игровая деятельность развивается  с возрастом  и каждому возрасту соответствует определенный этап. Развиваясь, она поднимает ребенка на новую ступень осознания мира предметов, мира человеческих отношений.

 

  1. Игра как средство развития творческих способностей человека.

 

Согласно Л.С. Выготскому в игре развивается художественная деятельность  ребенка. Дети всегда стремятся сочинять, сочинительство - это такая же деятельность воображения, как и игра. Игра выступает в качестве способа освоения им мира. Игра обладает качествами, обращенными непосредственно к основным сущностным чертам человека; она выступает как своеобразное замещение реальной ситуации. Эльконин полагает, что элемент фантазии, присутствуя в каждой игре, определяет творческую  функцию игры. Фантазия не просто присутствует в игре, она творит игру, она является важнейшим механизмом трансформации реальности в игровой мир.

Н.Бердяев считает, что  ребенок, занимающийся творчеством, становится подобным Богу. Человек - великое чудо творения, он создан «по образу и  подобию Божью», а следовательно, создан свободным, в нем как в зеркале отражен весь мир, а точнее, он сам является целым миром, моделью всего, что создано «от века». «Человек - микрокосм, в нем дана разгадка тайны бытия -- макрокосма» Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл Творчества. М., 1989, с.95.. Поэтому тот, кто хочет понять мир должен понять человека, считает Бердяев. Игра - не безучастна к творчеству и не лишена его. Далеко не все, что создано человеческим гением, можно назвать игрой, но все, что создано человеком, есть результат его творческих усилий. Игра питает все иные сферы бытия, но не создает их. Человек умеет играть и испытывает потребность в игре в силу рефлексивной природы своего сознания проявляющейся в первую очередь в фантазии. Согласно традиционному пониманию, сложившемуся в психологии и философии к началу нашего столетия, фантазия -- это способность создавать новые образы (а также воспроизводить образы, сохраняющиеся в памяти). Маленькая девочка, играя с куклой, воображает себя матерью и прекрасно знает, что все ее действия; - это «понарошку». Это разделение мира на «взаправду» и «понарошку» блестяще описал Эльконин, делая вывод, что там, где «взаправду» игры нет, она: - там, где, «понарошку». Играющая девочка воспроизводит материнские функции, воображая, фантазируя, создавая образ матери. Она сама творит свой игровой мир. То же можно сказать об актерской игре.

 Творческой деятельностью называют такую деятельность человека, которая создает нечто, новое, все равно, будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке. 
                В самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом. Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода, проще назвать это креативностью.  
                 Исходной предпосылкой для развития творческих способностей служат те врождённые задатки, с которыми ребёнок появляется на свет [10 ]. 
С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний – это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не испорченно стереотипами, оно более независимо. А это качество развивается у ребенка в игре. 
Дошкольное детство  является сензитивным периодом  для развития творческого воображения. 
                    Одним из важных факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей [7 ]. Первое условие успешного развития творческих способностей – раннее начало. Точнее говоря, первые толчки к развитию способностей начинаются с раннего плавания, ранней гимнастики, раннего хождения или ползания. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами. 
                  Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться. 
               Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности развиваться тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается "до потолка" своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. Такое условие максимального напряжения сил легче всего достигается, когда ребенок уже ползает, но еще не умеет говорить. 
                 Процесс познания мира в это время идет очень интенсивно, но воспользоваться опытом взрослых малыш не может, так как объяснить такому маленькому еще ничего нельзя. Поэтому в этот период ребенок вынужден больше, чем когда-либо, заниматься творчеством, решать множество совершенно новых для него задач самостоятельно и без предварительного обучения, если, разумеется, взрослые позволяют ему это делать, они решают их за него. 
                 Четвертое условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу. 
                 Пятое, немаловажное условие успешного развития творческих способностей. Самое сложное, заключается в том, чтобы не превращать свободу в безнаказанность, а помощь – в подсказку. Нельзя делать за ребенка то, что он сам может сделать, думать за него, когда он сам может додуматься. 
Известно, что для творчества необходимо комфортное психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое условие успешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных открытий. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить замечания и осуждения. 
                          Но не только от создания условий зависит творческий процесс. Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели. 
                     Развитие творческих способностей тесно связано, с развитием воображения ребенка, поэтому именно воображение можно считать одним из составляющих творческих способностей. 
                     Ведущей является зависимость, воображение формируется в процессе творческой деятельности. Специализация различных видов воображения является не столько предпосылкой, сколько результатом развития различных видов творческой деятельности. 
                    Воображение – способность человека к построению новых образов путем переработки психических компонентов, приобретенных в прошлом опыте. В воображении происходит образное предвосхищение результатов, которые могут быть достигнуты при помощи тех или иных действии. Для воображения характерна высокая степень наглядности и конкретности. Ведущим механизмом творческого воображения, в котором целью выступает создание именно нового, еще не существовавшего предмета, служит процесс привнесения какого – либо свойства предметов другой области [9]. 
                     Как показывают исследования Л. С. Выготского, воображение детей беднее, чем у взрослого человека, что связано с недостаточным личным опытом. Автор делает вывод о необходимости «расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности…[2 ] 
                    Детское воображение имеет образный характер, его функционирование – это особого типа переработка образов, которое осуществляется через способность отчленять свойства образа от других его свойств и переносить на другой образ. Воображение проявляется в активной деятельности ребенка по преобразованию, пополнению опыта. 
Воображение у дошкольников имеет два компонента: порождение общей идеи и составление плана реализации этой идеи. При построении нового образа дети трех-пяти лет используют в основном элементы реальности, в отличии от них дети шестисеми лет строят образ уже в процессе свободного оперирования представлениями [ 3 ]. 
                Таким образом, обращаясь к характеристике творчества, исследователи характеризуют ее как способность, проявление и развитие которой связано с развитием воображения, фантазии. 
                    К основным критериям проявления творческого воображения у дошкольников относят [4 ]: 
1. Оригинальность выполнения детьми творческих задач. 
2. Использование такого реструктурирования образов, при котором образы одних объектов применяются в качестве деталей для построения других 

 

 

 

 

Заключение

В работе мы определили понятие  игры, опираясь ра работы К.Грооса, Г. Спенсера, Ф Шиллера, С.Л. Рубинштейна, З. Фрейда, П.П. Блонского, С.Н. Карповой, Л.Г. Лысюк, Д.Н. Узнадзе, Л.С. Выготского, Д.Б.Эльконина. По Эльконину мы представили виды детских игр, а также развитие видов игровой деятельности в онтогенезе .

Игра- это главное содержание жизни ребенка, его ведущая деятельность, которая является противоположностью работе или серьезной деятельности. Это осознаваемая свободная деятельность, в которой проявляется фантазия и она не детерминирована практическими потребностями - в ней создается мнимая ситуация вместо реальной или реальная действительность накладывается на воображаемую и идет освобождение от ситуационной привязанности.

 С помощью игры ребенок получает развитие, в игре появляются новообразования — произвольность поведения, рефлексия , также появляются предпосылки перехода на новый этап развития, ребенок усваивает нравственные отношения, существующие в обществе.

Развитие игры в онтогенезе можно условно разделить  на этапы: отобразительный, сюжетно-отобразительный, сюжетно-ролевой. Развитие игры связано  с развитием игрового действия. Усложнение игрового действия и изменение мотивов  детской активности переводит игру на более высокий этап.

Игровая деятельность развивается  с возрастом  и каждому возрасту соответствует определенный этап. Развиваясь, она поднимает ребенка на новую  ступень осознания мира предметов, мира человеческих отношений.

                Изучив понятие игры, развитие игры, определив виды игры, мы приблизились к основной теме работы- «игра как средство развития творческих способностей человека». В заключение можно сказать следующее

Творчество- это создание нового, способность проявить воображение и фантазию. Эта способность реализуется и развивается в игре. По мере развития игровой деятельности у ребенка развиваются и творческие способности.  Творческие способности развиваются в игре при наличии условий:   раннее начало; в игре должна быть обстановка, опережающая развитие; должно быть напряжение сил ребенка; свобода в выборе деятельности; комфорт; безопасность; дружелюбная атмосфера; взрослому не следует делать за ребенка то, что он сам может сделать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Блонский П.П. Педология. М., 1999
  2. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка. Вопросы психологии, 1966, N6.
  3. Дьяченко О.М. Вопросы психологии. Журнал [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://www.voppsy.ru/authors/D6YACHOM.htm/
  4. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психологическое развитие дошкольников. – М., «Педагогика», 2004. – 430 с.
  5. Карпова C.H., Лысюк Л.Г. Игра и нравственное развитие дошкольников. М., 1986.
  6. Коффка К. Основы психологического развития. М.-Л., 1934.
  7. Никитин Б. П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры.—3е изд., доп.— М.: Просвещение, 1991.—160 с.
  8. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М., 1932.
  9. Психологическая энциклопедия. Большой психологически словарь. / Под редакцией Зинченко В. П., Мещерякова Б. Г. – 3е издание. –М., 2002. – 630 с.
  10. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – Питер, 2002 . – 720 с
  11. Спенсер Г. Основания психологии. СПб., 1897.
  12. Толковый словарь русского языка, т.1, М., 1935, с.1128
  13. Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия. М., 1912.
  14. Штерн В. Психология раннего детства до шестилетнего возраста, 1922.
  15. Эльконин Д.Б. Психология игры. «Высшая школа», М., 1999.
  16. Эрик Г.Эриксон. Детство и общество. - Изд. 2-е, СПб., 1996.
  17. Психология развития. Словарь / Под ред. А. Л. Венгера, М., «Пер’сэ», 2005 г., с. 41.

Информация о работе Игра как средство развития творческих способностей человека