Игровая деятельность детей раннего возраста, ее особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 21:24, реферат

Краткое описание

Умственное развитие ребенка формируется в процессе его деятельности. Игра и действия с предметами - основные виды деятельности детей второго и третьего года жизни. От занятий эта деятельность ребенка отличается тем, что возникает она по инициативе самого малыша. Игра занимает большое место в жизни ребенка: все время, не занятое сном, кормлением, занятиями,- малыш играет. Это его естественное состояние. Игра доставляет ему много радости, сопровождается положительными эмоциями: он удивляется, радуется от получения новой информации, достижения желаемого результата, общения со взрослыми и сверстниками.

Содержание

Введение
1. Особенности развития игр.
2. Игра с сюжетно-образными игрушками.
. Обучающие игры.
. Игра с дидактическими игрушками.
. Игра со строительным материалом.
. Игра с предметами-орудиями, игрушечными орудиями труда.
. Игры-забавы, развлечения.
Заключение.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 31.75 Кб (Скачать файл)

Самое главное в этих играх - не обучение конкретным действиям  по образцу, а в том, чтобы дети поняли смысл игровой ситуации, которую  взрослый демонстрировал, проявили интерес  к ней, желание воспроизвести  ее в своей игре.

Обучающие игры повторяются, пока они вызывают живой интерес  у детей, своевременно усложняются  и заменяются новым сюжетом, близким  ребенку по личному опыту, или  новым содержанием игровой задачи, новыми способами ее решения.

 

. Игра с дидактическими  игрушками

 

Дидактические игры занимают относительно большое место среди  других видов самостоятельных игр  детей раннего возраста.

Они требуют пристального руководства со стороны взрослого. Одним из главных компонентов  этого руководства является правильный подбор дидактических игрушек и  материалов, их размещение в групповой  комнате и порядок предоставления в распоряжение детям.

Подбор игрового материала  должен производиться с учетом понимания  функционального назначения каждого  вида дидактических игрушек и  пособий, соотнесения содержания самостоятельных  дидактических игр детей с  тем программным материалом, который  они усваивают на занятиях.

Воспитатель должен направлять самостоятельную дидактическую  игру детей, приходить на помощь при  затруднениях, учитывать их умения, полученные на занятиях, корректировать неправильные действия, доброжелательно  поддерживать самостоятельность в  игре, побуждать детей играть рядом  и по возможности вместе, охраняя  при этом индивидуальную инициативу каждого ребенка.

В группе детей второго  года жизни должен быть ленточный  стол с вмонтированными в него приспособлениями: скатами для спуска шаров, стержнями для нанизывания  колец и т. п.

Для самостоятельной игры с дидактическими игрушками следует  предоставлять детям столы, за которыми они едят, группируя их ближе к  окнам.

 

. Игра со строительным  материалом

 

В распоряжении детей постоянно  должен быть настольный строительный материал и более крупный, которым  можно играть на полу. В комплекты  со строительным материалом следует  включить соответствующие по размеру  сюжетные игрушки. Наряду с деревянными  строительными наборами следует  иметь и пластмассовые, с деталями различных размеров.

Наборы строительных материалов состоят как из тех элементов, с которыми детей познакомили  на занятиях, так и из новых, типа конусов, цилиндров и полусфер различной  величины. Эти детали используются детьми наряду с хорошо знакомыми  кубами, кирпичиками, планками и призмами.

Надо иметь также крупные  детали, удобные для игр не только в помещении, но и на участке, во время  прогулки. Они могут быть использованы также в качестве предметов-заместителей (большой куб - стол, кубы поменьше - стулья и т. п.) в сюжетной игре детей.

При руководстве самостоятельными играми воспитатель должен помочь каждому  ребенку заняться своей постройкой рядом с другими детьми, но не мешая им. Детям в возрасте до полутора лет лучше играть с настольным строительным материалом, сидя за столом или стоя возле него.

Воспитатель должен привлекать внимание детей к строительным материалам, строить вместе с ними, подсказывая  тему постройки, помогать ребенку узнавать в его собственной постройке тот или иной образ. Необходимо в процессе совместной игры вводить сюжетные игрушки, фигурки людей и животных, поощрять самостоятельное использование сюжетных игрушек детьми.

В конце второго года жизни  в строительную игру детей можно  включить предметы-заместители, которые  могут обозначать пассажиров в автомобиле, угощенье для кукол на столе и  т. п. Крупные формы используются для организации игрового пространства, а дополнительные детали (флажки, головы лошадок на палке), прикрепленные  к ним, создают яркую праздничную  атмосферу, побуждают детей к  совместным действиям.

 

. Игра с предметами-орудиями, игрушечными орудиями труда

 

Летом организуются игры с  увлажненным песком, в процессе которых  воспитатель должен научить детей  насыпать песок в ведерко и  формочку, делать из сырого песка «пирожок», а также забивать в песок деревянным молоточком колышки, закреплять в нем  деревянные трафареты зверей, птиц. Надо обращать внимание детей на то, что нельзя высыпать песок из ящика, пачкать им одежду.

Следует иметь портативные  надувные бассейны, большие тазы и  т. п., которые летом используются для различных игр с водой  на участке. С помощью простейших предметов-орудий (сачок и черпачок) дети вылавливают плавающих целлулоидных рыбок, уточек, шарики.

К концу второго года жизни  дети должны научиться использовать ведерки для зачерпывания и переноса воды. Можно давать им леечки с водой  для увлажнения песка, поливки.

Осенью во время листопада  надо на прогулке показать детям, как  можно с помощью метлы сметать, а легкими деревянными или  пластмассовыми граблями сгребать опавшие  листья с дорожек в кучки, сметать  листья на совок или лопатку, пересыпать в ведерки и относить в дальний  угол участка. Это трудовое действие в игровой форме доступно малышам, формирует не только полезные навыки, но и вызывает приятную удовлетворенность  результатами своих действий.

 

. Игры-забавы, развлечения

 

Существенное влияние  на формирование эмоциональной сферы  ребенка раннего возраста, его  двигательной активности и умения общаться со взрослым, а позднее со сверстниками оказывают игры-забавы. Их проводят в разные периоды бодрствования с подгруппой детей, а в случае необходимости и индивидуально (например, во время приема детей или в ситуации, когда ребенок трудно расстается с мамой).

Развлечения - пляски, знакомые подвижные игры, движения, сопровождаемые чтением веселой потешки, и др.- не требуют специального разучивания, быстро и эмоционально воспринимаются детьми, побуждают к двигательной активности, поднимают их настроение.

Примерный перечень забавных игрушек: фигурки с различными имитационными  действиями (клюющие, играющие на музыкальных  инструментах, качающиеся, танцующие); игрушки с музыкальным и звуковым эффектом; игрушки с цветовым и  световым эффектом; фигурки на колесах  и качалках; фигурки совершающие  движения, издающие звуки (юла, волчки); фигурки прыгающие, кувыркающиеся, выполняющие рабочие движения (пильщики, дровосеки).

С детьми раннего возраста проводятся развлечения с развернутым  сюжетом в сопровождении пения  воспитателя или грамзаписи. Инсценируя песни с использованием игрушек, педагог вовлекает детей в  активные действия. Они здороваются  с персонажами инсценировки, хлопают  в ладоши, когда те пляшут. Детей  развлекают звучащие заводные игрушки, образные и типа музыкального волчка.

Заключение

 

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит  игре - важнейшему виду деятельности. Она  является эффективным средством  формирования личности дошкольника, его  морально - волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия  на мир. Она вызывает существенное изменение  в его психике. Известнейший в  нашей стране педагог А.С. Макаренко  так характеризовал роль детских  игр; " Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. По этому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре... "

Ведущие достижения в раннем детстве в сферах деятельности, познания и личности: ребенок овладевает своим  телом, прислушивается к себе, изучает  себя, прямохождением. Одна из рук начинает выполнять главные действия. У ребенка формируется ценностное отношение к предметному миру. Способность к сомообследованию, умение вступать во взаимоотношения с окружающими. Наблюдается подражание взрослым, то есть готовность к присвоению материальной психической и духовной культуры. Овладевает речью. Развивается воля, наглядно - действенное, наглядно- образное и знаковое мышление, выделяет свое «Я».

Ведущая деятельность - предметно - манипулятивное. В рамках предметной деятельности в раннем возрасте происходит интенсивное психическое развитие ребенка. Главным, которым является речь, наглядно - действенное мышление, начало символичной игры самосознания. Ребенок овладевает возможностью передвигаться (ходьба) и речью. Это и есть основное развитие во втором году жизни.

К концу раннего детства (на третьем году жизни) начинают складываться новые виды деятельности, которые  достигают развернутых форм за пределами  этого возраста и начинают определять психическое развитие. Это игра и  продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование).

Список литературы

 

1.Воспитание и обучение  детей раннего возраста. /Под ред.. Л.Н. Павловой. - М.: Просвещение, 1986.

2.Печора К.Л. Дети раннего  возраста в дошкольных учреждениях.- М.: Просвещение, 2006.

.Руководство играми детей  в дошкольных учреждениях./Под  ред.. М.А. Васильевой. М.: Просвещение, 1986.

.Первые шаги./Сост. К.Белова. - М.: Линка - Пресс, 2009.

.Дидактические игры и  занятия с детьми раннего возраста /Под ред. С. Л. Новоселовой. М, 2008.


Информация о работе Игровая деятельность детей раннего возраста, ее особенности