Игровая деятельность при аутизме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 13:04, контрольная работа

Краткое описание

Игровая деятельность детей с аутизмом является одной из актуальных проблем дефектологии. Первое систематическое описание аутистического синдрома было дано Лео Каннером в 1943 году, в котором он подчеркнул ограниченную способность аутичных детей к игре.

Вложенные файлы: 1 файл

особенности игровой деят-ти у детей с аутизмом (2).docx

— 48.21 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Коррекционная работа с помощью игры.

Коррекционная работа должна осуществляться поэтапно, исходя из степени  выраженности аутистического дизонтогенеза ребенка с аутизмом.

Оценка состояния ребенка-аутиста, уровня его развития, запаса знаний, поведенческих навыков должна проводиться  комплексно всеми специалистами  и служит основой разработки индивидуального  плана коррекционных мероприятий. Направленная деятельность ребенка  с РДА планируется с учетом диссоциации психического развития. Используется индивидуальная, а позднее  групповая игротерапия. 
 
На первых этапах отрабатывается важнейшая реакция оживления и слежения, формируется зрительно-моторный комплекс. В последующем, в процессе манипуляций с предметами развивают тактильное, зрительно-тактильное, кинестетическое, мышечное восприятие. Вырабатываются связи между определенными частями тела и их словесными обозначениями, видами движений, а также их словесными определениями. У ребенка формируется представление о собственном теле, его частях, членах, сторонах. Затем проводится работа по воспитанию навыков самообслуживания, участия в направленной деятельности. 
 
На следующем этапе задача усложняется переходом от манипулятивной игры к сюжетной. Наиважнейшей стороной работы остается побуждение к деятельности, многократное повторение игры, формирование игровых штампов, с постоянным использованием зрительно-моторного комплекса, лишь постепенно вводя от более простых более сложные формы игр и самой моторной деятельности, а также конкретно, последовательно, многократно излагать порядок всех игровых действий. Словесные комментарии необходимо давать в краткой форме. 
 
 для детей с аутизмом важны виды игр. Каждый вид игры имеет свою основную задачу: 
 
— стереотипная игра ребенка — основа взаимодействия с ним; также она дает возможность переключения, если поведение ребенка выходит из-под контроля; 
 
— сенсорные игры дают новую чувственную информацию, переживание приятных эмоций и создают возможность установления контакта с ребенком;

 
— терапевтические игры позволяют  снять внутреннее напряжение, выплеснуть негативные эмоции, выявить скрытые страхи и в целом являются первым шагом ребенка к контролю над собственным поведением; 
 
— психодрама — способ борьбы со страхами и избавления от них; 
 
— совместное рисование дает замечательные возможности для проявления аутичным ребенком активности, для развития его представлений об окружающем. 
Игры вводятся в занятия в определенной последовательности. Построение взаимодействия с аутичным ребенком основывается на его стереотипной игре. Далее вводятся сенсорные игры. В процессе сенсорных игр возникают терапевтические игры, которые могут вылиться в проигрывание психодрамы. На этапе, когда с ребенком уже налажен тесный эмоциональный контакт, можно использовать совместное рисование. 
 
В дальнейшем на разных занятиях используются виды игр попеременно. При этом выбор игры часто зависит не только от целей, которые поставил педагог, но и от того, как протекает занятие, от реакций ребенка. Это требует гибкости в использовании различных игр. 
Все игры взаимосвязаны между собой и свободно «перетекают» одна в другую. Игры развиваются в тесной взаимосвязи. Так, в ходе сенсорной игры может возникнуть игра терапевтическая. В этом случае спокойная игра перерастает в бурное выплескивание эмоций. Точно так же она может вернуться в прежнее спокойное русло. 
 
В терапевтической игре выявляются старые, скрытые страхи ребенка, что тут же может вылиться в разыгрывание психодрамы. 
 
С другой стороны, чтобы не допустить перевозбуждения ребенка во время терапевтической игры или психодрамы, в нужный момент иметь возможность переключить его на воспроизведение действий его стереотипной игры или предложить сенсорную игру. Кроме этого, возможно развитие одного и того же игрового сюжета в разных видах игр. 
Для всех видов игр характерны общие закономерности: 
 
—повторяемость; 
 
— путь «от ребенка»: недопустимо навязывать ребенку игру, это бесполезно и даже вредно; игра достигнет своей цели лишь в случае, если ребенок сам захотел в нее поиграть; 
 
— каждая игра требует развития внутри себя — введения новых элементов сюжета и действующих лиц, использование различных приемов и методов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Сенсорные игры как возможность установления контакта.

Проведение специально организованных сенсорных игр с аутичным ребенком может дать новые возможности  для установления контакта с ним. мир предметов и их свойств  значим для аутичного ребенка, привлекает его внимание и интерес. В моменты  получения сенсорных ощущений ребенок  испытывает удовольствие, которое проявляется  во всем его облике, а также в  степени целеустремленности (если попытаться переключить его внимание на что-то другое, он будет настаивать на продолжении  понравившегося занятия, а если попытаться запретить – ответом станет бурно  выраженный протест).

Аутичный ребенок прочно застревает на ощущениях. Кроме того, он весьма избирателен, и чаще в его арсенале есть всего несколько ощущений, которые  он путем повторения хочет пережить вновь и вновь.

Это часто беспокоит родителей, вызывает раздражение. Однако лучше  не ругать ребенка, не запрещать, а использовать положительные стороны его действий с предметами и материалами.

Отсюда вытекает цель проведения с аутичным ребенком специально организованных сенсорных игр – создание эмоционально положительного настроя.

Итак, проведение сенсорных игр  решает следующие задачи:

– переживание приятных эмоций, что положительно сказывается на настроении и поведении ребенка;

– возникновение эмоционального контакта со взрослым, появление в жизни ребенка человека, который понимает его, открывает новые возможности для проведения коррекционной работы и влияния на сам ход дальнейшего развития ребенка;

– получение ребенком новой сенсорной информации, что важно для расширения его представлений об окружающем мире;

– внесение в игру новых социальных смыслов посредством введения сюжетов, что в целом приближает ребенка к миру людей, дает новые представления о социальных взаимоотношениях.

В начале занятий с ребенком главная  задача проведения сенсорных игр  – установление эмоционального контакта между психологом (педагогом) и ребенком. Проведение сенсорных игр позволяет  завоевать доверие ребенка, наладить с ним контакт.

Используются такие игры как игры с красками, кукольный  обед, игры с водой, фонтан, мытье  посуды, игры с мыльными пузырями, тени на стене, темно - светло, игры со льдом, игры с пластичными материалами, игры со звуками, ритмами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Терапевтические игры.

Основным способом психотерапевтической помощи ребенку с аутизмом станет проведение терапевтических игр, цель которых – помочь достичь состояния психического равновесия. В ходе проведения терапевтической игры становится возможным:

– помочь ребенку снять накопившееся напряжение;

– сгладить проявления подобных аффективных вспышек, сделать их более контролируемыми;

– научить ребенка выражать эмоции более адекватным способом.

В состоянии психического равновесия ребенок спокоен и уверен, общий  эмоциональный фон у него положительный. А значит, он может заниматься, играть, впитывать новую информацию.

Выделим особенности терапевтических игр:

1. Терапевтическая игра не планируется заранее, проводится по мере необходимости. Эта необходимость возникает в связи со спонтанным изменением состояния ребенка, поэтому психолог должен быть готов к проведению такой игры.

2. В терапевтической игре необходим ведущий – психолог, который, подыгрывая ребенку, переживая вместе с ним определенные эмоции, комментируя происходящее, постепенно обучает ребенка осознавать собственные эмоции и в дальнейшем контролировать их.

3. В терапевтической игре обязательно присутствует объект, на который направлены действия ребенка: это могут быть материалы – крупы, вата, вода и предметы – кубики, конструктор, газеты.

4. Проводить терапевтические игры следует в спокойной обстановке – дома или в учебном центре. При возникновении необходимости в проведении терапевтической игры психолог оценивает ситуацию и решает, годится ли ситуация и окружающая обстановка для проведения такой игры или нет. Если организация терапевтической игры невозможна, необходимо успокоить ребенка. Сделать это можно разными способами: переключить его на стереотипную игру, отвлечь, перевести в другое помещение.

5. Для терапевтической игры характерен принцип повторяемости. Усвоив эту игру как способ «легализации» собственных эмоциональных реакций, ребенок в следующий раз, когда почувствует необходимость эмоционального тонизирования или разрядки, сам предложит поиграть в нее.

6. В ходе проведения терапевтической игры становится возможным выявление скрытых страхов ребенка.

Используются такие виды терапевтических  игр как игра с ватой, снег идет, снежки, снежная крепость, салют, землетрясение, бумажный листопад и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Психодрама как способ борьбы со страхами.

Психодрама – воспроизведение впечатления, подобного травмирующему, с постепенным нагнетанием напряжения, кульминацией и благополучным резрешением в конце.

Механизм возникновения  психодрамы.

В ходе терапевтической игры ребенок, достигнув состояния особого эмоционального возбуждения, может как бы «осмелеть» и начать совершать действия, не присущие ему ранее, сопровождая их речью. Например, во время игры с крупой ребенок вдруг убежал в детскую комнату и, вернувшись с машинкой, с напряженным лицом стал зарывать ее в гречку, приговаривая страшным голосом: «Осторожно – машина!». Или, играя с водой, внезапно схватил полотенце и замахнулся им на взрослого со словами: «Сейчас как дам!». Тут правомерно говорить о появлении у ребенка свернутой психодрамы.

Свернутая психодрама может  появиться у аутичного ребенка  и вне терапевтической игры. Однако можно утверждать, что после начала психотерапевтической работы психодрама возникает чаще. любом случае ее появление – это важное достижение, говорящее о зарождении у ребенка  механизма борьбы со страхами.

Особенности психодрамы аутичного  ребенка:

– Характерно, что во время переживания ребенком психодрамы он приходит в состояние сильного возбуждения. Внешне это проявляется в импульсивных движениях, агрессивных действиях по отношению к предметам, игрушкам, людям, проговаривании (возможно, криком) какой-либо фразы, объясняющей состояние ребенка в этот момент. Движения, действия, их речевое сопровождение повторяются неизменно при каждом последующем воспроизведении ситуации психодрамы.

– Психодрама аутичного ребенка представлена в свернутом варианте: в своей попытке бороться со страхом ребенок достигает состояния аффективного напряжения, однако самостоятельно не может найти вариант положительного завершения ситуации и в результате облегчение не наступает.

– Поскольку страхи аутичных детей разнообразны, варианты психодрамы индивидуальны, а часто уникальны для каждого ребенка. Однако природа переживания ребенка, этапы, через которые проходит это переживание, а также логика действий взрослого в момент психодрамы остаются в каждом случае общими.

– Психодрама потребует повторений.

Перечисленные особенности  свернутой психодрамы определяют главную задачу – помочь привести каждое такое переживание к положительному разрешению. Для этого необходимо давать немедленный положительный комментарий происходящего. При повторении ситуации психодрамы необходимо воспроизвести такой комментарий многократно в неизменном виде до тех пор, пока действия и высказывания ребенка не станут менее напряженными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Метод совместного рисования.

Совместное рисование – это особый игровой метод, в ходе которого взрослый вместе с ребенком рисует различные предметы, ситуации из жизни ребенка и его семьи, разнообразные сюжеты из мира людей и природы. Такое рисование обязательно сопровождается эмоциональным комментарием.

Использование совместного рисования  в занятиях возможно после того, как налажен эмоциональный контакт  между аутичным ребенком и взрослым.

Метод совместного рисования предоставляет  новые  возможности:

1. Возникает ситуация, побуждающая ребенка к активным действиям. Ребенка завораживает волшебство, происходящее на листе бумаги. Тем более если рисуются предметы и сюжеты, особенно интересные ребенку. Используя этот интерес, взрослый побуждает ребенка к активному участию в процессе рисования: делает паузы, советуется с ним, «забывает» дорисовать важную деталь, как бы предлагая ему завершить рисунок. Ребенку интересно и при этом важно получить результат как можно быстрее, и он часто соглашается на то, что в других ситуациях оказывалось невозможным. Так, он впервые возьмет в руки карандаш и попытается что-то дорисовать самостоятельно, ответит на поставленные вопросы.

Тут возникает ситуация эмоционального и делового общения, подразумевающая  активные действия отдачи и принятия между партнерами по общению. В этой уникальной для аутичного ребенка  ситуации взрослый должен следовать  определенной тактике: даже если он понял, чего хочет ребенок, не надо воплощать  это желание немедленно. Необходимо побудить ребенка выразить желание  любым приемлемым способом – словом, жестом. Для этого нужно паузы  в рисовании и комментариях к  нему. Задавая вопросы, нужно дать понять, что результат зависит  и от действий ребенка: если тот не проявляет активности, рисунок как  бы «замирает». Поскольку ребенку  не терпится поскорее получить желаемый результат, можно предположить, что  проявление активности с его стороны  не заставит себя долго ждать.

2. Ситуация совместного рисования дает новые возможности для знакомства аутичного ребенка с окружающим миром. Здесь упомянем особенности усвоения информации аутичным ребенком: оно происходит спонтанно и выборочно. При этом информация, привлекшая непроизвольное внимание ребенка, далеко не всегда полезна в жизни, близка опыту ребенка. Кроме того, почти всегда трудно понять, что ребенок усвоил, а что нет. Так, взрослые с удивлением обнаруживают, что ребенок обладает довольно глубокими знаниями в какой-то области, к примеру узнает и называет разнообразные геометрические формы, знает сложные оттенки цветов, решает математические задачки. Скорее всего, он непроизвольно запомнил эту информацию и однажды спонтанно воспроизвел. Однако ее произвольное использование невозможно – ребенок пользуется своими знаниями только «по вдохновению» и беспомощен, когда применение усвоенных знаний становится необходимо. Обладая разнообразными специфическими знаниями, аутичный ребенок при этом может оставаться неприспособлен к правильным действиям в обычных житейских ситуациях.

Информация о работе Игровая деятельность при аутизме