Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 13:04, контрольная работа
Игровая деятельность детей с аутизмом является одной из актуальных проблем дефектологии. Первое систематическое описание аутистического синдрома было дано Лео Каннером в 1943 году, в котором он подчеркнул ограниченную способность аутичных детей к игре.
Коррекционная работа должна осуществляться поэтапно, исходя из степени выраженности аутистического дизонтогенеза ребенка с аутизмом.
Оценка состояния ребенка-
На первых этапах отрабатывается важнейшая
реакция оживления и слежения, формируется
зрительно-моторный комплекс. В последующем,
в процессе манипуляций с предметами развивают
тактильное, зрительно-тактильное, кинестетическое,
мышечное восприятие. Вырабатываются
связи между определенными частями тела
и их словесными обозначениями, видами
движений, а также их словесными определениями.
У ребенка формируется представление
о собственном теле, его частях, членах,
сторонах. Затем проводится работа по
воспитанию навыков самообслуживания,
участия в направленной деятельности.
На следующем этапе задача усложняется
переходом от манипулятивной игры к сюжетной.
Наиважнейшей стороной работы остается
побуждение к деятельности, многократное
повторение игры, формирование игровых
штампов, с постоянным использованием
зрительно-моторного комплекса, лишь постепенно
вводя от более простых более сложные
формы игр и самой моторной деятельности,
а также конкретно, последовательно, многократно
излагать порядок всех игровых действий.
Словесные комментарии необходимо давать
в краткой форме.
для детей с аутизмом важны виды игр.
Каждый вид игры имеет свою основную задачу:
— стереотипная игра ребенка — основа
взаимодействия с ним; также она дает возможность
переключения, если поведение ребенка
выходит из-под контроля;
— сенсорные игры дают новую чувственную
информацию, переживание приятных эмоций
и создают возможность установления контакта
с ребенком;
— терапевтические игры позволяют
снять внутреннее напряжение, выплеснуть
негативные эмоции, выявить скрытые страхи
и в целом являются первым шагом ребенка
к контролю над собственным поведением;
— психодрама — способ борьбы со страхами
и избавления от них;
— совместное рисование дает замечательные
возможности для проявления аутичным
ребенком активности, для развития его
представлений об окружающем.
Игры вводятся в занятия в определенной
последовательности. Построение взаимодействия
с аутичным ребенком основывается на его
стереотипной игре. Далее вводятся сенсорные
игры. В процессе сенсорных игр возникают
терапевтические игры, которые могут вылиться
в проигрывание психодрамы. На этапе, когда
с ребенком уже налажен тесный эмоциональный
контакт, можно использовать совместное
рисование.
В дальнейшем на разных занятиях используются
виды игр попеременно. При этом выбор игры
часто зависит не только от целей, которые
поставил педагог, но и от того, как протекает
занятие, от реакций ребенка. Это требует
гибкости в использовании различных игр.
Все игры взаимосвязаны между собой и
свободно «перетекают» одна в другую.
Игры развиваются в тесной взаимосвязи.
Так, в ходе сенсорной игры может возникнуть
игра терапевтическая. В этом случае спокойная
игра перерастает в бурное выплескивание
эмоций. Точно так же она может вернуться
в прежнее спокойное русло.
В терапевтической игре выявляются старые,
скрытые страхи ребенка, что тут же может
вылиться в разыгрывание психодрамы.
С другой стороны, чтобы не допустить перевозбуждения
ребенка во время терапевтической игры
или психодрамы, в нужный момент иметь
возможность переключить его на воспроизведение
действий его стереотипной игры или предложить
сенсорную игру. Кроме этого, возможно
развитие одного и того же игрового сюжета
в разных видах игр.
Для всех видов игр характерны общие закономерности:
—повторяемость;
— путь «от ребенка»: недопустимо навязывать
ребенку игру, это бесполезно и даже вредно;
игра достигнет своей цели лишь в случае,
если ребенок сам захотел в нее поиграть;
— каждая игра требует развития внутри
себя — введения новых элементов сюжета
и действующих лиц, использование различных
приемов и методов
Проведение специально организованных сенсорных игр с аутичным ребенком может дать новые возможности для установления контакта с ним. мир предметов и их свойств значим для аутичного ребенка, привлекает его внимание и интерес. В моменты получения сенсорных ощущений ребенок испытывает удовольствие, которое проявляется во всем его облике, а также в степени целеустремленности (если попытаться переключить его внимание на что-то другое, он будет настаивать на продолжении понравившегося занятия, а если попытаться запретить – ответом станет бурно выраженный протест).
Аутичный ребенок прочно застревает на ощущениях. Кроме того, он весьма избирателен, и чаще в его арсенале есть всего несколько ощущений, которые он путем повторения хочет пережить вновь и вновь.
Это часто беспокоит родителей,
вызывает раздражение. Однако лучше
не ругать ребенка, не запрещать, а использовать
положительные стороны его
Отсюда вытекает цель проведения с аутичным ребенком специально организованных сенсорных игр – создание эмоционально положительного настроя.
Итак, проведение сенсорных игр решает следующие задачи:
– переживание приятных эмоций, что положительно сказывается на настроении и поведении ребенка;
– возникновение эмоционального контакта со взрослым, появление в жизни ребенка человека, который понимает его, открывает новые возможности для проведения коррекционной работы и влияния на сам ход дальнейшего развития ребенка;
– получение ребенком новой сенсорной информации, что важно для расширения его представлений об окружающем мире;
– внесение в игру новых социальных смыслов посредством введения сюжетов, что в целом приближает ребенка к миру людей, дает новые представления о социальных взаимоотношениях.
В начале занятий с ребенком главная задача проведения сенсорных игр – установление эмоционального контакта между психологом (педагогом) и ребенком. Проведение сенсорных игр позволяет завоевать доверие ребенка, наладить с ним контакт.
Используются такие игры как игры с красками, кукольный обед, игры с водой, фонтан, мытье посуды, игры с мыльными пузырями, тени на стене, темно - светло, игры со льдом, игры с пластичными материалами, игры со звуками, ритмами.
Основным способом психотерапевтической помощи ребенку с аутизмом станет проведение терапевтических игр, цель которых – помочь достичь состояния психического равновесия. В ходе проведения терапевтической игры становится возможным:
– помочь ребенку снять накопившееся напряжение;
– сгладить проявления подобных аффективных вспышек, сделать их более контролируемыми;
– научить ребенка выражать эмоции более адекватным способом.
В состоянии психического равновесия ребенок спокоен и уверен, общий эмоциональный фон у него положительный. А значит, он может заниматься, играть, впитывать новую информацию.
Выделим особенности терапевтических игр:
1. Терапевтическая игра не планируется заранее, проводится по мере необходимости. Эта необходимость возникает в связи со спонтанным изменением состояния ребенка, поэтому психолог должен быть готов к проведению такой игры.
2. В терапевтической игре необходим ведущий – психолог, который, подыгрывая ребенку, переживая вместе с ним определенные эмоции, комментируя происходящее, постепенно обучает ребенка осознавать собственные эмоции и в дальнейшем контролировать их.
3. В терапевтической игре обязательно присутствует объект, на который направлены действия ребенка: это могут быть материалы – крупы, вата, вода и предметы – кубики, конструктор, газеты.
4. Проводить терапевтические игры следует в спокойной обстановке – дома или в учебном центре. При возникновении необходимости в проведении терапевтической игры психолог оценивает ситуацию и решает, годится ли ситуация и окружающая обстановка для проведения такой игры или нет. Если организация терапевтической игры невозможна, необходимо успокоить ребенка. Сделать это можно разными способами: переключить его на стереотипную игру, отвлечь, перевести в другое помещение.
5. Для терапевтической игры характерен принцип повторяемости. Усвоив эту игру как способ «легализации» собственных эмоциональных реакций, ребенок в следующий раз, когда почувствует необходимость эмоционального тонизирования или разрядки, сам предложит поиграть в нее.
6. В ходе проведения терапевтической игры становится возможным выявление скрытых страхов ребенка.
Используются такие виды терапевтических игр как игра с ватой, снег идет, снежки, снежная крепость, салют, землетрясение, бумажный листопад и т.д.
Психодрама – воспроизведение впечатления, подобного травмирующему, с постепенным нагнетанием напряжения, кульминацией и благополучным резрешением в конце.
Механизм возникновения психодрамы.
В ходе терапевтической игры ребенок, достигнув состояния особого эмоционального возбуждения, может как бы «осмелеть» и начать совершать действия, не присущие ему ранее, сопровождая их речью. Например, во время игры с крупой ребенок вдруг убежал в детскую комнату и, вернувшись с машинкой, с напряженным лицом стал зарывать ее в гречку, приговаривая страшным голосом: «Осторожно – машина!». Или, играя с водой, внезапно схватил полотенце и замахнулся им на взрослого со словами: «Сейчас как дам!». Тут правомерно говорить о появлении у ребенка свернутой психодрамы.
Свернутая психодрама может появиться у аутичного ребенка и вне терапевтической игры. Однако можно утверждать, что после начала психотерапевтической работы психодрама возникает чаще. любом случае ее появление – это важное достижение, говорящее о зарождении у ребенка механизма борьбы со страхами.
Особенности психодрамы аутичного ребенка:
– Характерно, что во время переживания ребенком психодрамы он приходит в состояние сильного возбуждения. Внешне это проявляется в импульсивных движениях, агрессивных действиях по отношению к предметам, игрушкам, людям, проговаривании (возможно, криком) какой-либо фразы, объясняющей состояние ребенка в этот момент. Движения, действия, их речевое сопровождение повторяются неизменно при каждом последующем воспроизведении ситуации психодрамы.
– Психодрама аутичного ребенка представлена в свернутом варианте: в своей попытке бороться со страхом ребенок достигает состояния аффективного напряжения, однако самостоятельно не может найти вариант положительного завершения ситуации и в результате облегчение не наступает.
– Поскольку страхи аутичных детей разнообразны, варианты психодрамы индивидуальны, а часто уникальны для каждого ребенка. Однако природа переживания ребенка, этапы, через которые проходит это переживание, а также логика действий взрослого в момент психодрамы остаются в каждом случае общими.
– Психодрама потребует повторений.
Перечисленные особенности свернутой психодрамы определяют главную задачу – помочь привести каждое такое переживание к положительному разрешению. Для этого необходимо давать немедленный положительный комментарий происходящего. При повторении ситуации психодрамы необходимо воспроизвести такой комментарий многократно в неизменном виде до тех пор, пока действия и высказывания ребенка не станут менее напряженными.
Совместное рисование – это особый игровой метод, в ходе которого взрослый вместе с ребенком рисует различные предметы, ситуации из жизни ребенка и его семьи, разнообразные сюжеты из мира людей и природы. Такое рисование обязательно сопровождается эмоциональным комментарием.
Использование совместного рисования
в занятиях возможно после того,
как налажен эмоциональный
Метод совместного рисования
1. Возникает ситуация, побуждающая ребенка к активным действиям. Ребенка завораживает волшебство, происходящее на листе бумаги. Тем более если рисуются предметы и сюжеты, особенно интересные ребенку. Используя этот интерес, взрослый побуждает ребенка к активному участию в процессе рисования: делает паузы, советуется с ним, «забывает» дорисовать важную деталь, как бы предлагая ему завершить рисунок. Ребенку интересно и при этом важно получить результат как можно быстрее, и он часто соглашается на то, что в других ситуациях оказывалось невозможным. Так, он впервые возьмет в руки карандаш и попытается что-то дорисовать самостоятельно, ответит на поставленные вопросы.
Тут возникает ситуация эмоционального и делового общения, подразумевающая активные действия отдачи и принятия между партнерами по общению. В этой уникальной для аутичного ребенка ситуации взрослый должен следовать определенной тактике: даже если он понял, чего хочет ребенок, не надо воплощать это желание немедленно. Необходимо побудить ребенка выразить желание любым приемлемым способом – словом, жестом. Для этого нужно паузы в рисовании и комментариях к нему. Задавая вопросы, нужно дать понять, что результат зависит и от действий ребенка: если тот не проявляет активности, рисунок как бы «замирает». Поскольку ребенку не терпится поскорее получить желаемый результат, можно предположить, что проявление активности с его стороны не заставит себя долго ждать.
2. Ситуация совместного рисования дает новые возможности для знакомства аутичного ребенка с окружающим миром. Здесь упомянем особенности усвоения информации аутичным ребенком: оно происходит спонтанно и выборочно. При этом информация, привлекшая непроизвольное внимание ребенка, далеко не всегда полезна в жизни, близка опыту ребенка. Кроме того, почти всегда трудно понять, что ребенок усвоил, а что нет. Так, взрослые с удивлением обнаруживают, что ребенок обладает довольно глубокими знаниями в какой-то области, к примеру узнает и называет разнообразные геометрические формы, знает сложные оттенки цветов, решает математические задачки. Скорее всего, он непроизвольно запомнил эту информацию и однажды спонтанно воспроизвел. Однако ее произвольное использование невозможно – ребенок пользуется своими знаниями только «по вдохновению» и беспомощен, когда применение усвоенных знаний становится необходимо. Обладая разнообразными специфическими знаниями, аутичный ребенок при этом может оставаться неприспособлен к правильным действиям в обычных житейских ситуациях.