Игры как средства обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 16:47, курсовая работа

Краткое описание

Участие дошкольников в таких играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В таких играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………….
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Глава 1. Теоретические основы игры как средства обучения……………………
1.1 Понятие и сущность игры………………………………………………
1.2 Исторические предпосылки возникновения игры……………………
1.3 Классификация игр. Характеристика основных видов………………
Глава 2.Влияние игры на формирование и развитие личности ребенка………..
Глава 3.Игра как ведущий тип деятельности дошкольников……………………
3.1 Развитие детского творчества и игрового замысла…………………..
3.2 Значение игры для психического развития дошкольника…………...
3.3 Игра как средство воспитания детей………………………………….
Глава 4. Состояние игровой деятельности современных дошкольников………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ!!!!.doc

— 302.50 Кб (Скачать файл)

Игра теснейшим образом связана с развитием личности, и именно в период её особенно интенсивного развития – в детстве – она приобретает особое значение.

В ранние годы жизни ребенка  игра является тем видом деятельности, в которой формируется его  личность. Игра – первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, в формировании её свойств и обогащении её внутреннего содержания, морально-волевых качеств. 

В процессе развития обычно личную значимость и привлекательность приобретают, прежде всего, те действия и те проявления личности, которые, став доступными, еще не стали повседневными. Именно новые, только народившиеся и еще не укрепившиеся как нечто привычное приобретения развития по преимуществу входят в игру.

Войдя в игру и раз за разом совершаясь в ней, соответствующие действия закрепляются; играя, ребенок все лучше овладевает ими: игра становится для него своеобразной школой жизни.

В результате он в процессе игры развивается и получает подготовку к дальнейшей деятельности. Он играет потому, что развивается, и развивается потому, что играет. Игра – практика развития.

В игре формируются все  стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его  психике, подготавливающие переход  к новой, более высокой стадии развития.

Различные формы серьезной  деятельности взрослых служат образцами, которые воспроизводятся в игровой  деятельности детей. Игры органически  связаны со всей культурой народа; свое содержание они черпают из труда  и быта окружающих.

Игра подготовляет подрастающее поколение к продолжению дела старшего поколения, формируя, развивая в нем способности и качества, необходимые для той деятельности, которую им в будущем предстоит выполнять.

В игре проявляются и удовлетворяются  первые человеческие потребности и интересы ребенка; проявляясь, они в ней вместе с тем и формируются. В игре формируются все стороны психики ребенка.

В игре у ребенка формируется  воображение, которое заключает  в себе и отлет от действительности, и проникновение в нее. Способности  к преобразованию действительности в образе и преобразованию ее в действии, ее изменению закладываются и подготовляются в игровом действии; в игре прокладывается путь от чувства к организованному действию и от действия к чувству; словом, в игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни личности; в ролях, которые ребенок, играя, на себя принимает, расширяется, обогащается, углубляется сама личность ребенка. В игре в той или иной мере формируются свойства, необходимые для учения в школе, обусловливающие готовность к обучению.

Игра является особенно спонтанным качеством ребенка, и  вместе с тем вся она строится на взаимоотношениях ребенка со взрослыми.

Из общения со взрослыми  ребенок черпает и мотивы своих  игр. При этом особенно сначала, существенная роль в развитии игр принадлежит подражанию действиям взрослых, окружающих ребенка.

Впоследствии игра, особенно у взрослых, отделившись от неигровой  деятельности и осложняясь в своем  сюжетном содержании, вовсе уходит на подмостки, в театр, на эстраду, на сцену, отделяясь от жизни рампой, и принимает новые специфические формы и черты.

Игра становится искусством. Это искусство требует большой  особой работы над собой. Искусство  становится специальностью, профессией. Игра здесь переходит в труд.

Внутренний характер и результаты совершающегося в процессе игры развития зависят от того, какое  содержание приобретает игра, отражая  окружающую ребенка жизнь взрослых.

Играет, как известно, и взрослый (шахматы, различные спортивные и другие игры). Игра и у него исходит из потребностей и интересов и служит развитию определенных способностей или сторон его личности. Но в жизни взрослого игра занимает уже иное место и приобретает иные формы [ 3; 11; 7].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. Игра как ведущий тип деятельности дошкольников

 

3.1 РАЗВИТИЕ  ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА И ИГРОВОГО  ЗАМЫСЛА

 

 

Первоначальные ростки творчества могут появиться в  различной деятельности детей, если для этого созданы необходимые  условия. От воспитания зависит успешное развитие таких качеств, которые в будущем обеспечат участие ребенка в творческом труде.

Н.К. Крупская в речи на третьей конференции по дошкольному  воспитанию (1926 г.) поставила вопрос о том, что уже в дошкольном возрасте надо формировать такие  способности, которые требуются для подготовки «умелых работников» во всех областях труда. «…Если мы понаблюдаем, как развивается та или другая способность, то мы видим, что решающим является сплошь и рядом какое-нибудь переживание раннего детства». Н.К. Крупская не раз указывала на необходимость всячески поощрять и развивать детское творчество. [ 14].

 

Психологические и педагогические исследования, а также практика наших  детских садов доказывают, что  начало развития творческих способностей детей падает на дошкольный возраст, когда меняется характер их деятельности по сравнению с ранним детством. Этот новый тип деятельности Л.С. Выготский характеризует как переход к творческой деятельности, «если иметь в виду тот факт, что во всех видах деятельности дошкольника возникают совершенно своеобразные отношения мысли к действию, именно возможность воплощения замысла, возможность идти от мысли к ситуации, а не от ситуации к мыли. Возьмете ли вы игры, возьмете ли вы рисунки, возьмете ли вы труд, - везде и во всем вы будете иметь дело с совершенно новыми отношениями, которые возникают между мышлением и действиями ребенка» [ 7].

.

Воображение старших  дошкольников приобретает все более  активный характер, у них развивается  способность к творческой деятельности. «Это подтверждается и тем, что все большее внимание дети начинают уделять идее, т.е. замыслу своего произведения. Конечно, ни дошкольник, ни даже школьник не пытается передать какую-то отвлеченную мысль в образной форме. Идейный замысел 6-7-летнего ребенка обычно исчерпывается сюжетом его рисунка, игры или рассказа»[ 15].

 

Глубокий и сложный  процесс преобразования и усвоения жизненных впечатлений происходит в играх. Творческое начало проявляется  и в замысле – выборе темы игры, рисунка, в нахождении способов осуществления  задуманного, и в том, что дети не копируют виденное, а с большой искренностью и непосредственностью, не заботясь о зрителях и слушателях, передают свое отношение к изображаемому, свои мысли и чувства.

В отличие от взрослых дети не способны во всех деталях обдумать предстоящую работу или игру, они намечают лишь общий план, который реализуется в процессе деятельности. Задача воспитателя – развивать творческие способности ребенка, целенаправленное воображение, побуждать его в любом деле идти от мысли к действию.

Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, в частности его художественных способностей. Задача педагога, - опираясь на склонность детей к подражанию, прививать им навыки и умения, без которых невозможна творческая деятельность, воспитывать у них самостоятельность, активность в применении этих знаний и умений, формировать критическое мышление, целенаправленность.

Обучение играет огромную роль в «разумной творческой деятельности»  ребенка. «Творческое начало пронизывает  процесс усвоения навыков»  [ 5].

 При правильном  обучении творчество  детей достигает  относительно высокого уровня. «Сознание  играет ведущую роль в деятельности  человека в целом, тем более  в творческой, где требуется полет  мысли, сила воображения, опирающегося на опыт и знания. Способность анализа, критического отношения к качеству своей работы, которые у ребенка нарастают, прокладывают путь к новым достижениям в этой области, дают перспективу для дальнейшего развития и укрепления творческих способностей ребенка» [ 19].

Таким образом, в дошкольном возрасте закладываются основы творческой деятельности ребенка, которые проявляются  в развитии способности к замыслу  и его реализации , в умении комбинировать  свои знания и представления, в искренней  передаче своих чувств.

Интересные мысли о  способности детей к творчеству высказывают деятели искусства. К.С. Станиславский советовал актерам  учиться у детей, игру которых  всегда отличает вера и правда. Поэт П.Антокольский утверждал, что все  дети обладают одаренностью в той или иной области искусства. Детская одаренность проявляется и в наблюдательности детей, и в зорком схватывании ими сходства и характерных черт, в остром музыкальном слухе, в необыкновенном развитом инстинкте подражания.

Творческое воображение  ребенка особенно ярко проявляется  и развивается в игре, конкретизируясь в целенаправленном игровом замысле.

Таким образом, в играх  дошкольников замысел получает значительное развитие – от случайно, по ассоциации возникающей цели до сознательно  задуманной темы игры, от подражания действиям того или иного человека до передачи его переживаний, чувств.

В игре дети часто проявляются  эмоции, которые в жизни еще  недоступны им.

Испытывает ли ребенок  эти чувства или только изображает их? Какое влияние оказывают они  на формирование его морального облика?

И.М. Сеченов доказал, что игровые переживания оставляют  глубокий след в сознании ребенка. Многократное повторение действий взрослых, подражание их моральных качествам влияют на образование таких же качеств  у ребенка.

Игровое творчество проявляется  и в поисках средств для изображения задуманного. Дети реализуют свой замысел с помощью речи, жестов, мимики, употребляя разные предметы, сооружения, постройки.

Чем  старше и более  развиты дети, тем требовательнее они к предметам игры, тем больше сходства ищут с действительностью. Отсюда естественно возникает стремление самим сделать нужные вещи. Одна из тенденций развития игры- все большая связь ее с трудом. Задача воспитателя – поддержать это стремление ребенка к самостоятельному изготовлению игрушек, помочь ему в этом.

Таким образом, игровое  творчество развивается под влиянием воспитания и обучения, уровень его  зависит от приобретенных знаний и привитых умений, от сформированных интересов ребенка. Кроме того. В  игре с особой силой проявляются индивидуальные особенности детей, также влияющие на развитие творческого замысла.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 ЗНАЧЕНИЕ ИГРЫ  ДЛЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКА

 

 

 

Игра – это ведущий  вид деятельности дошкольников.

Несомненно, игра имеет  наиболее существенное значение для формирования основных психических функций и процессов ребенка-дошкольника. Но является ли игровая деятельность основой его образа жизни и определяет ли она в конечном счете самый стержень личности ребенка как общественного существа? Не отрицая значения игры,  определяющим для формирования личности как общественного существа компонентом всё же является неигровая повседневная бытовая деятельность ребенка, направленная на овладение правилами поведения и включения в жизнь коллектива. Как в преддошкольный период основным в развитии ребенка является овладение предметными действиями и речью, так в дошкольном возрасте основным является развитие поступка, регулируемого общественными нормами. Его формирование является основоположным приобретением или новообразованием дошкольного периода в развитии человека, что никак не исключает значения игры для формирования психики ребенка и обогащения его духовной жизни.

Ведущую роль игры в формировании психики ребенка отмечали крупнейшие педагоги и психологи (К.Д.Ушинский, Н.К.Крупская, А.М.Горький, А.В.Луначарский, А.С.Макаренко, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др.).

Ценность игровой деятельности заключается и в том, что она  обладает наибольшими возможностями  для формирования детского общества. Именно в игре наиболее полно активизируется общественная жизнь детей; она как никакая другая деятельность позволяет детям уже на самых ранних стадиях развития создавать самодеятельным путем те или иные формы общения. В игре как в ведущем виде деятельности активно формируется или перестраиваются психические процессы, начиная от самых простых и кончая самыми сложными.

В игровой деятельности складываются особо благоприятные условия  для развития интеллекта, для перехода от наглядно-действенного мышления к  элементам словесно-логического мышления. Именно в игре развивается способность ребенка создавать системы обобщенных типичных образов и явлений, мысленно преобразовывать их [ 2; 7; 11] .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3 ИГРА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

 

 

Значение игры в воспитании ребенка рассматривается во многих педагогических системах прошлого и настоящего. Большинство педагогов расценивают игру как серьезную и нужную для ребенка деятельность.

В истории зарубежной и русской педагогической науки  сложилось два направления использования игры в воспитании детей:

    1. для всестороннего гармоничного развития;

2) в  узко дидактических  целях.

Ярким представителем первого направления  был великий  чешский педагог - Я.А.Коменский. Он считал игру необходимой  формой деятельности ребенка, отвечающей его природе и склонностям: игра – серьезная умственная деятельность, в которой развиваются все виды способностей ребенка; в игре расширяется и обогащается круг представлений об окружающем мире, развивается речь; в совместных играх ребенок сближается со сверстниками.

Дидактическое направление  использования игры получило развитие в  XVIII в. у педагогов - филантропистов (И.С.Базедов, Х.Г.Зальцман и др.) стремились сделать обучение детей занимательным, отвечающим их возрастным особенностям, филантрописты использовали разнообразные игры.

К.Д.Ушинский указал зависимость содержания детских игр от социального окружения. Он утверждал, что игры не проходят для ребенка бесследно: они могут  определить характер и поведение  человека в обществе

Информация о работе Игры как средства обучения