Игры как средства обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 16:47, курсовая работа

Краткое описание

Участие дошкольников в таких играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В таких играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………….
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Глава 1. Теоретические основы игры как средства обучения……………………
1.1 Понятие и сущность игры………………………………………………
1.2 Исторические предпосылки возникновения игры……………………
1.3 Классификация игр. Характеристика основных видов………………
Глава 2.Влияние игры на формирование и развитие личности ребенка………..
Глава 3.Игра как ведущий тип деятельности дошкольников……………………
3.1 Развитие детского творчества и игрового замысла…………………..
3.2 Значение игры для психического развития дошкольника…………...
3.3 Игра как средство воспитания детей………………………………….
Глава 4. Состояние игровой деятельности современных дошкольников………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ!!!!.doc

— 302.50 Кб (Скачать файл)

[ 2].

 

 

 

 

 

ГЛАВА 4.   Состояние игровой деятельности современных дошкольников

           

               

                            Положение о сюжетно-ролевой игре  как ведущей деятельности   дошкольника является общепризнанным  и традиционным в отечественной   психологии. Особое значение имеет игра для становления мотивационной     сферы и произвольности ребенка.

Дошкольный  возраст является периодом наиболее интенсивного формирования мотивационной  сферы, когда  возникают личностные механизмы поведения, складывается предпосылки к самоконтролю и саморегуляции. Наиболее интенсивно и эффективно всё   это происходит в сюжетно-ролевой игре (Л.С.Выготский, А.Н. Леонтьев,      Д.Б.Эльконин).

                Однако, классические исследования  игры проводились в 50-60-х             годах прошлого века, когда общественные отношения и общество в целом             во многом были другими. С тех пор произошли значительные изменения в             жизни взрослых людей, а также в условиях воспитания детей. Всё это             не могло не отразиться на детской игре. Опытные воспитатели детских             садов отмечают, что за последние 5-6 лет произошли существенные             изменения в играх дошкольников. Однако, эти изменения остаются не             исследованными. Характер этих изменений чрезвычайно важно понять,             поскольку особенности игры современных дошкольников отражают             своеобразие их внутреннего мира, их интересов, ценностей,            представлений и пр.

Значимость  данной темы обостряется в последнее время в связи с             предполагаемым снижением сроков начального обучения до 5 лет и             повышенным вниманием к различным видам обучения дошкольников.             Дошкольное образование всё более превращается в подготовку к школе,             которая понимается как усвоение знаний и умений. Выявление влияния             раннего обучения на игровую деятельность дошкольников и на             особенности их личностного развития является крайне актуальной             задачей.

            За последние десятилетия социо-культурные условия жизни ребенка             значительно изменились. В последнее время наблюдается разрыв между             поколениями детей и родителей. (В.И. Слободчиков, Л.А. Венгер, Б.Д.             Эльконин). Повышенная занятость родителей снижает их участие в             воспитании детей, что приводит к отчуждению детей и взрослых.             Наблюдается явный дефицит эмоциональных и содержательных отношений с             родителями и положительных контактов со сверстниками. С другой             стороны появились новые профессии, суть которых закрыта для ребенка             (программист, менеджер, дизайнер, стилист). Характер поведения             взрослого в этих случаях не может быть смоделирован в игре. Мир             взрослых стал более закрыт для детского понимания, и еще более             сузилась сфера возможного участия детей в труде взрослых. В связи с             этим утрачивается возможность представленности идеального образа             взрослости и совместная жизнь со взрослым не дает содержания для             игровой деятельности ребенка.

                В современных условиях, сокращается  также реальная возможность             включения дошкольника в совместную  деятельность и общение со             старшими детьми. Дети разного возраста разобщены, дворовое и             соседское общение становится редкостью. Всё это затрудняет             естественную трансляцию игровой деятельности от одного поколения             детей к другому.

                С другой стороны в современное детство активно внедряются новые информационные технологии. Просмотр телевидения, видеофильмов,            компьютерные игры становятся привычной формой досуга, источником             впечатлений для ребенка. Современный ребенок в возрасте от 3 до 5             лет в среднем 28 часов в неделю смотрит на экран. Постепенно игра             подменяется просмотром телевизора.

                Активное внедрение информационных  технологий в повседневную            жизнь детей и взрослых ведет к повышению ценности интеллекта,             начиная с раннего возраста. Родители хотят, чтобы дети учились с             самого раннего возраста. Все эти изменения не могли не отразиться на             игровой деятельности дошкольника, а следовательно и на особенностях             развития детей. Можно полагать, что обозначенные выше общественные             трансформации нарушают психолого-педагогические условия игровой             деятельности и следовательно, ведут к снижению уровня развития             сюжетно-ролевой игры. Это в свою очередь неизбежно отражается на             особенностях развития детей. Поскольку сюжетно-ролевая игра             способствует прежде всего становлению потребностно-мотивационной            сферы и произвольности, можно полагать, что редукция этой             деятельности ведет к отклонениям в развитии этих важнейших сторон             личности ребенка.

                Для проверки и конкретизации  данного предположения было             предпринято специальное исследование игровой деятельности             современных дошкольников. Мы стремились изучить особенности             сюжетно-ролевой игры детей и проследить связь между уровнем развития             игры и произвольности дошкольников. Нас интересовала широкая и             обобщённая картина того, во что и как играют современные             дошкольники, каковы сюжеты и содержание их игр.

                Первый аспект анализа был  направлен на выяснение сюжетов  детских      игр, а именно - во что играют современные дети и какие игры             пользуются у них наибольшей популярностью. Для ответа на этот вопрос             было проведено наблюдение за свободной игрой дошкольников 4,5-5,5             лет. Наблюдение проводилось под руководством практическими             психологами детских садов г. Москвы. В нём участвовало около 250             дошкольников. Небольшой группе детей (5-6 чел.) предлагалось в             течение 40 мин. в знакомом помещении поиграть в какую-либо игру.

            Наблюдатель отмечал, во что играют дети, а при необходимости после             окончания игры спрашивал «Во что вы играли». В каждой группе             наблюдение проводилось 3 раза. В результате был получен перечень игр             и занятий, которые мы подвергали ранжированию.

                Наблюдение за свободной деятельностью  детей показало, что             значительная часть дошкольников (приблизительно 46%) в свободное             время не играли в сюжетно-ролевые  игры. Некоторые из них             демонстрировали отдельные предметные действия (катание машинок,             бросание мяча), рассматривали книжки, рисовали, занимались             конструктором Лего и пр. Многие дети, услышав предложение «поиграть»             брали с полки коробки с настольными дидактическими играми.

                Остальные дошкольники 54 % демонстрировали  те или иные формы             ролевой игры. Остановимся подробнее  на рассмотрении сюжетов этих             игр. 

                Наиболее популярными (53% от всех  зафиксированных сюжетов)             оказались традиционные бытовые сюжеты в семью: кормление,             укладывание спать, прогулка, купание дочки и др. В эту же группу мы             отнесли современную разновидность этой игры «Семья куклы Барби».

                Достаточно часто (около 25%) встречались сюжеты, связанные с             телепередачами и мультфильмами (Человек-паук, роботы,  черепашки-нинзя, последний герой, Бригада, «Зачарованные», собака  Рекс и др.). Значительное место среди них (около половины) занимают агрессивные сюжеты связанные с защитой и нападением: «полицейские и воры», «бандиты и наши», «охотники за приведениями», погоня за   преступниками и пр. Чаще они проигрывались мальчиками. Подобные   агрессивные сюжеты встречались в 10% случаев.

                Ещё одну своеобразную группу сюжетов составили игры в домашних  животных ( примерно 10%). В этих играх дети берут на себя роли             кошечек или собачек и их хозяев и разыгрывают отношения между ними:

            кормление, прогулки, лечение и пр.

                Профессиональные сюжеты встречались  только в 8% случаев. Это             были игры в ресторан, кафе, суши-бар,  пикник, больницу, магазин и             парикмахерскую. Остальные сюжеты  встречались в единичных случаях  и             имели самый разнообразный характер (цирк, ГАИ, самолёт, полёт на             луну, танцы, собачки и т.п.).

                Описывая специфику сюжетов игр  современных дошкольников             интересно сопоставить полученные  данные с общепринятыми положениями             дошкольной педагогики. Напомним, что среди сюжетов детских игр             принято выделять бытовые, профессиональные и общественно-политические. При этом, несмотря на повторяемость одних    сюжетов в разных возрастах, их общая динамика в дошкольном возрасте   идёт по линии движения от бытовых (характерных для младших      дошкольников) к профессиональным, а затем к общественно-политическим  сюжетам. Сопоставляя полученные данные с этими положениями, можно      заметить, что у современных детей даже в старшем дошкольном возрасте    явно доминируют бытовые сюжеты, а профессиональные и общественно политические «вытесняются» телевизионными. Это, на наш взгляд, отражает разрыв между жизнью современных детей и взрослых.

            Отсутствие соответствующего опыта и вытекающих из него представлений      является препятствием для развития профессиональных и общественных  сюжетов, связанных с жизнью взрослых. Реальный опыт детей ограничивается с одной повседневным бытом, а с другой – сюжетами             боевиков и виртуальных персонажей, заимствованных с экрана            телевизора.

                Однако, сюжет – лишь внешняя  оболочка игры. Если сюжет отражает  область социальной действительности, которую дети воспроизводят в  своей игре, то содержание связано с глубиной проникновения в человеческие отношения. Именно содержание игры отражает уровень     развития игровой деятельности.

                Для анализа содержания игры  Д.Б. Элькониным были выделены 4             уровня игры, которые отражает этапы её развития. Каждый из уровней             развития игры, несмотря на разнообразие показателей (воображаемая             ситуация, игровые действия, выполнение правил и пр.) имеет свой             смысловой центр, вбирающий главное содержание игры и отражающий             смысл деятельности ребёнка. На первом и втором уровне это действие с             предметом, на третьем и четвёртом - передача ролевых отношений и             взаимодействие с партнёрами по игре. [ 20].

Опираясь на выделенные уровни,   мы попытались оценить содержание игры современных детей. При этом мы     исходили из того, что смысловым центром сюжетно-ролевой игры   является роль. Именно она как единица игры вбирает в себя и     определяет все остальные её структурные элементы – игровые действия, воображаемую ситуацию, отношения с партнёрами, использование    предметов и пр. В соответствии с этим в качестве основного критерия уровня развития игры был выбран способ существования и характер выполнения игровой роли. На основе собственных наблюдений и этапов развития игры, выделенных Д.Б. Элькониным, [ 21] мы выделили следующие    уровни развития сюжетно-ролевой игры:

            1. Роль в действии – смысловым  центром игры является выполнение            игровых действий с предметами. Действия максимально развёрнуты и             однообразны; роль существует в виде игровых действий и определяется             характером действия; как правило, она не называется и не             обозначается; игры кратковременные и слабо эмоционально насыщенны –             дети часто отвлекаются и переключаются на другие занятия.

            2. Роль в сюжете. Основным содержанием  игры становится выполнение   роли и вытекающих из неё  действий, которые определяются  сюжетом     игры. Появляется  специфическая ролевая речь, обращённая к партнёрам.

            Однако отношение к партнёрам  носит формальный характер. Деловые  и эмоциональные отношения между  ролями не выражены. Реальное            взаимодействие отсутствует –  каждый ребёнок «играет свою  роль»,            определяемую сюжетом. В процессе игры дети часто переходят к             неигровому взаимодействию.

            3. Роль в отношении. Главным  содержанием игры становится  выполнение  действий, связанных  с отношением к другим людям,  роли которых выполняют другие дети. Дети адресуют свои слова и действия партнёрам  ориентируются на их действия. Ролевые функции детей взаимосвязаны. Действия разворачиваются в чёткой последовательности, воссоздающей    реальную логику. Сами действия разнообразны и отражают разнообразие  действий того лица, которое воссоздаёт ребёнок. Появляются элементы   творческого отображения событий и отношений. Ярко выражена             эмоциональная вовлечённость в игру. Именно этот уровень игры             соответствует её наиболее развитой форме.

                Данные уровни легли в основу  анализа содержания игры             дошкольников. Исследование осуществлялось  методом наблюдения,             которое проводилось в детских  садах, в привычной для детей             обстановке. Группе детей (от 5 до 15 чел.) предлагалось в течение часа поиграть в любую игру. Взрослый-экспериментатор периодически             включался в игру, пытаясь развить и при необходимости поддержать её.

            В наблюдении участвовало 89 детей  от 4 до 7 лет из 7 детских садов             г.Москвы. Дети были разделены на три возрастные группы: младшая (4-5             лет); старшая (5-6 лет); подготовительная (6-7 лет). Характер  игровой деятельности каждого ребёнка соотносился с одним из   описанных уровней игры и квалифицировался в соответствии с одним из   вариантов её содержания.

                Обратимся к полученным результатам.

                Следует отметить, что многие  дети в предложенной ситуации  не             играли, а занимались другими  видами деятельности (рисовали, смотрели             книжки, конструировали и пр.) Эти случаи мы фиксировали отдельно как             отсутствие игры, т.е. как «свободная деятельность». Количество таких            детей с возрастом нарастало – от 16 до 36 %%. Эти дети бегали по             группе, читали и рассматривали книги, бурно обсуждали мультики и пр.

            Мы не можем сказать что-либо  определённое относительно уровня             развития игры этих детей, поскольку  не имели возможности наблюдать             её. Вместе с тем отсутствие сюжетно-ролевой игры в свободное время             (в особенности у детей 4-6 лет) может свидетельствовать о нежелании             и неспособности детей играть.

Информация о работе Игры как средства обучения