Игры как средства обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 16:47, курсовая работа

Краткое описание

Участие дошкольников в таких играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В таких играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………….
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Глава 1. Теоретические основы игры как средства обучения……………………
1.1 Понятие и сущность игры………………………………………………
1.2 Исторические предпосылки возникновения игры……………………
1.3 Классификация игр. Характеристика основных видов………………
Глава 2.Влияние игры на формирование и развитие личности ребенка………..
Глава 3.Игра как ведущий тип деятельности дошкольников……………………
3.1 Развитие детского творчества и игрового замысла…………………..
3.2 Значение игры для психического развития дошкольника…………...
3.3 Игра как средство воспитания детей………………………………….
Глава 4. Состояние игровой деятельности современных дошкольников………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ!!!!.doc

— 302.50 Кб (Скачать файл)

                Остальные дети демонстрировали  те или иные варианты             сюжетно-ролевой игры. У современных детей 4,6-6 лет преобладает             игра-действие, характерная для первого уровня развития игровой             деятельности. Этот тип игры встречается почти у половины детей 4,6-6             лет (47,4 %). Игры этих детей ограничиваются отдельными игровыми             действиями, например, приготовление пирожков, управление машиной,             кормление дочки, погоня и нападение, «перестрелка» и пр.

                Игра-роль во всех возрастах  встречается реже, и с возрастом             число детей с данным уровнем игры последовательно снижается от 36,8             до 18,2%. Эти дети в своих играх разыгрывают конкретный сюжет,             содержащий 2-3 эпизода. Например, хозяйка кормит кошечку, потом идёт             с ней гулять на улицу, или принцессы прихорашиваются перед зеркалом,             собираются на бал, а потом танцуют; три милиционера ловят             преступника, а потом ведут его в милицию.

                Высший уровень развития игры (игра-отношение) появляется только  отдельных детей после 5 лет и в подготовительной группе наблюдается   в 18,2% случаев. В этих играх, наряду с функциональным             взаимодействием персонажей представлены отношения между ними.

            Например, врач даёт указания медсестре и они вместе обсуждают             «диагноз больного», а потом лечат его, а он под их пристальным             вниманием постепенно поправляется.

            Таким образом, на основании  результатов наблюдения, можно             констатировать, что развитой формы игры достигают лишь немногие дети             в основном после 6 лет, т.е. к концу дошкольного возраста.

            Полученные результаты подтверждают  факт сворачивание игровой             деятельности современных детей. 

            Как отражается (и отражается ли вообще) этот факт на становлении             основных новообразований дошкольников, в частности произвольного             поведения? Ответ на этот вопрос имеет исключительное значение как             для понимания детского развития, так и для организации             образовательного процесса дошкольников. Мы попытались специально             рассмотреть его.

                Влияние игры на развитие произвольности  ребёнка широко изучалось     в отечественной психологии (Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец,             Л.С.Славина, З.В.Истомина, З.В.Мануйленко и др.) Было показано, что             игра упорядочивает не только поведение, но и внутреннюю жизнь             ребёнка, делает её более осмысленной и осознанной. Однако, можно             предположить, что недостаточный уровень развития игры отражается на             становлении произвольного поведения. Для проверки этого             предположения необходимо было сопоставить показатели произвольного             поведения современных детей и дошкольников предшествующих поколений.

 

                В качестве доказательства ведущей  роли игры в становлении             произвольности Д.Б.Эльконин приводит  работу З.В.Мануйленко (1948). В             этой работе в качестве показателя произвольного поведения выступало             время сохранения позы неподвижности. Способность детей длительно             сохранять данную позу сопоставлялась в двух ситуациях – в игре и вне             игры. В одной из экспериментальных серий ребёнок должен был             удерживать определённую позу по заданию взрослого, выполняя его             инструкцию, в другой предлагалось сохранять ту же позу, выполняя             роль часового, «охраняющего фабрику» [16;20;21]. Сопоставление времени             сохранение позы показало, что выполнение этого задания значительно             эффективнее происходит в игре. При этом были зафиксированы             характерные возрастные различия: от четырёх к шести годам             расхождение между результатами в двух ситуациях нарастало.             Максимальной величины оно достигает у детей 5-6 лет, когда время            сохранения позы в игре более чем в три раза превышало тот же             показатель в неигровой ситуации. К 6-7 годам, благодаря             стремительному нарастанию неигровой произвольности, эти показатели             сближаются и время сохранения позы в игровой и неигровой ситуациях             практически сравниваются. Таким образом, в данной работе был ещё раз             подтверждён закон «параллелограмма развития», согласно которому             введение и использование дополнительных внешних средств значительно             повышает эффективность деятельности. С переходом к более старшему             возрасту эти средства «вращиваются», становятся внутренним             достоянием ребёнка, поэтому потребность во внешних средствах             отпадает, а успешность непосредственной деятельности поднимается до             уровня опосредованной. В рассматриваемой работе в качестве такого             внешнего средства выступает игровая роль, которая задаёт зону             ближайшего развития, а впоследствии «вращивается»,             интериоризируется. Благодаря этому произвольность превращается в             личностную способность, независимую от игровой деятельности или             конкретной ситуации.

                Чтобы выяснить, влияет ли недостаточность  игры на формирование             произвольного поведения, был  проведён эксперимент, воспроизводящий             методику З.В.Мануйленко. Как и в её работе в качестве показателя             произвольного поведения выступало время сохранения позы – в игре (1             серия) и вне игры (2 серия). Для того, чтобы приблизить сюжет игры к             современным условиям, детям предлагалась роль не часового, а             «охранника, который охраняет банк от рэкетиров». Предварительные             наблюдения показали, что сюжеты, связанные с охраной, защитой и             нападением достаточно популярны у современных дошкольников и роль             «охранника» хорошо знакома им (этот персонаж присутствует в             большинстве обследованных детских садов). В остальном ситуация             эксперимента, исследуемые возраста, наблюдаемые показатели и их             обработка в точности повторяли исследование Мануйленко [16].

                В обеих сериях участвовали  126 дошкольников в возрасте от 4,1 до             6,9 мес., посещавшие детский сад.  Дети были разделены на три             возрастные группы: младшая (4-5 лет); старшая (5-6 лет);             подготовительная (6-7 лет). Предварительно, все участвовавшие в             эксперименте дети проходили психологическую диагностику, которая             показала, что их показатели познавательного развития находятся в             пределах возрастной нормы.

            Сравнение данных детей двух  поколений позволило выявить,  что             показатели произвольности современных  детей оказались на порядок             ниже. Даже у старших детей  время сохранения позы не превышало  3-3,5             мин., что в 4 раза меньше, чем 55 назад. Следует отметить, что             длительность сохранения позы у современных детей в ситуации игры             несколько превышает тот же показатель в неигровой ситуации. Однако,             тенденции к увеличению или сокращению разрыва между игровой или             неигровой произвольностью с возрастом не обнаружилось (различия не             достигают статистической значимости).

                Наблюдения за поведением детей  в обеих ситуациях, заимствованных      из методики З.В.Мануйленко, свидетельствуют о том, что дети  принимают предложенные ситуации достаточно формально, по-настоящему не «вживаясь» в роль и не стремятся выполнить просьбу взрослого.

            Роль быстро теряла для них  свою привлекательность. Ни первая, ни             вторая ситуации не являлись для них личностно значимыми, что             отражалось на их нежелании долго стоять неподвижно. Можно полагать,             что в виду снижения уровня игровой мотивации, роль не имеет для             современных дошкольников того личного смысла, как это было у             дошкольников прошлых поколений. Изменив формально внешний рисунок             игры (назвав «часового» «охранником»), мы не изменили силу             побуждения к игре.

                Для того, чтобы усилить мотивацию и сделать сохранение позы             более осмысленным для детей, была проведена вторая часть             эксперимента, включающая две новые ситуации, в которых были введены            дополнительные стимулы и внешние опоры. В игровую ситуацию были             введены дополнительные роли, которые стали внешней опорой для роли             охранника. В игре участвовали «бандиты», которые ждали, когда             охранник покинет свой пост. Для усиления мотивации в неигровой             ситуации экспериментатор предлагал ребёнку «дать ему честное слово»,             что он будет стараться и простоит как можно дольше на одном месте,             после чего взрослый уже не контролировал ребёнка и занимался «своими             делами». Эти изменения значительно повысили время сохранения позы во             всех возрастных группах.

                Особенно существенные сдвиги  произошли в младшей группе, где             время сохранения позы в игре  возросло в 8 раз. Введение новых             персонажей привносит в игровые действия новый смысл, который             удерживается реальным взаимодействием с партнёром. Таким образом,             игровая роль для регуляции поведения детей во всех возрастах             нуждается во внешней, подкрепляющей её опоре.

                Вместе с тем, несмотря на  существенное повышение средних             показателей произвольности в  последних двух сериях, возрастная             динамика показателей произвольности  остаётся практически не             выраженной. На протяжении всего дошкольного возраста (от 4 до 7 лет)             эти показатели, как и разрыв между игровой и неигровой             произвольностью, практически не меняются (различия не имеют             статистической значимости).

                Данные результаты представляют  особый интерес в сравнении  с             результатами, полученными 55 лет  назад. Данные, полученные на             современных дошкольниках, принципиально  отличались от результатов             детей того же возраста предшествующих поколений.

                Во-первых, как уже отмечалось, у  современных дошкольников в той             же ситуации значительно ниже  абсолютные показатели произвольного             поведения. Введение дополнительной  мотивации увеличивает показатели             произвольности и приближает их к данным Мануйленко. Однако, и в этих             условиях результаты детей 6-7 лет значительно ниже их сверстников,             посещавших детский сад 55 лет назад. Эти различия явно             свидетельствуют о снижении способности к самоконтролю и к управлению             своим поведением как в игровой, так и в неигровой ситуации.

                Второе явное различие касается  возрастной динамики произвольного    поведения. Если по данным З.В. Мануйленко от 4-х до 7 лет             способность к произвольному поведению резко нарастает (время             сохранения позы увеличивается почти в 20 раз), то у современных             детей возрастная динамика практически не выражена. Это связано с             тем, что показатели младших дошкольников стали значительно выше (в             особенности в ситуации с внешними опорами), а показатели детей             подготовительной группы заметно снизились. Таким образом, время             сохранения позы 4-х и 7-и летних детей в игровой ситуации             практически уравнивается.

                Наконец третье различие связано  с отношением игровой и неигровой  произвольности. В отличие от  испытуемых Мануйленко, результаты  современных детей не образуют параллелограмма, а представляют собой практически параллельные линии . Показательно, что во   всех возрастных группах длительность сохранения позы в игре    несколько выше, чем в неигровой ситуации, но различия между игровой   и неигровой произвольностью остаются практически одинаковыми на     протяжении всего дошкольного возраста.

                Полученные данные свидетельствуют  о том, что у современных  детей  способность к произвольному  поведению к концу дошкольного  возраста как бы остаётся в  зоне игры и не становится внутренним качеством             личности.

                Вместе с тем, в данном эксперименте  принимали участие дети с             разным уровнем развития игровой  деятельности. Можно предположить, что             разрыв между игровой и неигровой произвольностью, а значит и путь             развития этого качества, определяется уровнем развития игровой             деятельности ребёнка. Для проверки этого предположения было             проведено сопоставление времени сохранения позы в игре и вне игры у             детей с разным уровнем развития игровой деятельности. Провелось сравнение   расхождения между этими показателями в первой и во второй части     экспериментов у детей с разным уровнем развития игры. Результаты            этого сравнения в разных частях экспериментального исследования             оказались различными.

                В первой части эксперимента  у детей, находящихся на самом             низком, первом уровне (игра-действие) разрыв между игровой и             неигровой произвольностью минимален. Достаточно большое количество             детей (20%) с низким уровнем игры продемонстрировали значительно             более высокие показатели произвольности в неигровой ситуации. Эти             дети послушно выполняли инструкцию взрослого, их поведение             отличалось спокойствием и безразличием. В обеих ситуациях они             ориентировались непосредственно на реакцию взрослого и на его             «разрешение» уходить или требование стоять. Особенно много таких             детей наблюдалось в младшей группе. Характер поведения этих детей             может свидетельствовать о сниженном уровне мотивации к             самостоятельной деятельности. Выполнение ограничительных правил для             этих детей мотивировано выполнением прямых указаний взрослого, о чём говорят частые взгляды на экспериментатора, вопросы, растерянность, когда нужно действовать самостоятельно.

Информация о работе Игры как средства обучения