Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2014 в 15:09, доклад
риоритетной задачей современной концепции дошкольного воспитания является максимальное содействие воспитанию творческой личности в условиях субъективно-личностного взаимодействия педагога с ребенком. В становлении способности к творчеству ребенка особая роль отводится искусству, художественным видам деятельности, которые занимают важное место в процессе дошкольного воспитания. В данном изложении представлен опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста c нарушениями речи и коррекции их речевых нарушений на занятиях изобразительной деятельностью. Представленные рекомендации направлены на развитие детей, имеющих недоразвитие речи.
Первоосновой
Одним из видов
Элементы рисунка – это линии, штрихи, пятна, из которых складываются изображения.
Линия в рисунке – основное изобразительное средство, которое может носить различный характер. Графической линией как одним из основных средств изображения дети овладевают на самых ранних этапах. На протяжении всего дошкольного детства в рисунках детей преобладает одинокая контурная линия. Следует обратить внимание на совершенствование навыков изображения простых и сложных линий (ломаных, волнистых, комбинированных).
Цвет на детских рисунках – явление особое. Совокупность цветов, наделенных конкретным содержанием, создает колорит изображения. В старшем дошкольном возрасте закрепляются представления о цветах. Детей знакомят с основными принципами гармоничного сочетания цветов и их оттенков. Цвет выступает в живописи как основное изобразительное средство.
Композиция рассматривается как способ расположения объектов в пространстве. Разнообразны примеры решения композиции. Верность композиционного решения определяется идеей, темой и сюжетом произведения, т.е. находится в зависимости от поставленных задач.
Техника в искусстве –
это совокупность способов и приемов,
посредством которых
Карандаш– графитный стержень в оправе, используется для проведения линий различной толщины, применяется для тушевки и штриховки.
Уголь – прессованный уголь, хорошо применяем для первоначальных набросков. Его основное свойство – бархатистость.
Пастель – мягкие цветные карандаши. Может использоваться в соединении с карандашами, иногда с акварелью, она создает основной тон. Возможно использование мокрым способом.
Восковые мелки – легко ложатся на шероховатую бумагу, дают мягкие очертания. Фон, выполненный мелками, делает рисунок выразительным.
Акварель – водяные краски. Основное свойство – прозрачность, это необходимо учитывать при наложении одного цвета на другой.
Гуашь – непрозрачные акварельные краски. Гуашь обладает хорошим кроющим свойством.
Полезно иногда давать
детям не белую, а
В процессе рисования
дети закрепляют свои
Рисование с натуры способствует развитию зрительной памяти, которая способствует рождению образного восприятия и образного мышления.
Рисование по памяти сводится к произвольному запоминанию характерных признаков объекта и их последующему изображению.
Рисование по представлению – это воспроизведение объекта в произвольном положении, основывается на произвольном запоминании объекта, имеющего эмоциональную окраску.
Декоративное рисование является одним из видов изобразительного искусства. Богатым источником для данного вида изображения является многообразное народное искусство, в орнаментах которого отражается родная природа и национальная культура. Основное назначение декоративного искусства – это украшение самых разных предметов. Особенностью народного декоративного узора является ритмическое повторение тех или иных элементов рисунка.
Коллективная изобразительная деятельность – эффективное средство решения многих воспитательных и дидактических задач. Коллективная форма организации дает возможность формировать умения и навыки работать вместе, строить общение, развивает привычку к взаимопомощи, создает почву для проявления и формирования общественно ценных мотивов. Коллективная изобразительная деятельность детей, как и другие виды детского художественного творчества, должна быть тесно связана с игрой. Использование игровых методов и приемов на таких занятиях повышает эффективность художественной деятельности.
Игровые приемы обучения, как
и другие педагогические приемы, направлены
на решение дидактических задач
и связаны с организацией игры
на занятии. Одним из признаков игрового
приема является игровая задача. Игровая
задача – это определение цели
предстоящих игровых действий. Умело,
используя игровой прием, можно
увеличить количество игровых задач,
развивать сюжетно-игровой
Комбинированные занятия по изобразительной деятельности дает возможность продемонстрировать владение различными приемами изображения, разнообразие используемых материалов. Такие занятия обогащают не только опыт дошкольника, но и непосредственно влияют на развитие его речи. А умение комбинировать, и составляет основу творчества.
Дети развиваются не
одинаково, поэтому показатели
творческого характера раньше
появляются у детей с более
высоким уровнем памяти, речи, воображения,
практических навыков,
Именно творческая деятельность
человека делает его существом, обращенным
к будущему, созидающим его и видоизменяющим
настоящее. В этом смысле все, что
окружает нас, кроме мира природы, является
продуктом человеческого
СОДЕРЖАНИЕ
1. РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-
2. ЗНАЧЕНИЕ ЛЕПКИ ДЛЯ
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО
3. ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ
ЛЕПКОЙ В ДОШКОЛЬНОМ
• ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ.
• РАЗНООБРАЗИЕ МАТЕРИАЛОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ЛЕПКЕ.
• СПОСОБЫ ЛЕПКИ ДЛЯ ИЗОБРАЖЕНИЯ ОБЪЕМНОЙ ФОРМЫ.
• ВИДЫ ЛЕПКИ.
• ИНТЕГРАЦИЯ ЛЕПКИ И ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ИСКУССТВОМ.
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
5. ПРИЛОЖЕНИЯ.
Одним из основных принципов
работы дошкольного учреждения на современном
этапе развития нашего общества, исходя
из Концепции дошкольного
Важный путь в гуманизации
педагогического процесса – усиление
внимания к эстетическому воспитанию
и развитие художественно-творческих
способностей всех детей, воспитывающихся
в дошкольном учреждении. А одно
из условий – приоритетное внимание
к специфическим видам
Для ребенка, который воспитывается под влиянием изобразительного искусства, мир становится многозначным, многообразным, многоцветным, добрым и прекрасным, а сам ребенок - здоровым и успешным.
Наше дошкольное образовательное
учреждение – «Детский сад №114 ОАО
«РЖД», опираясь на традиции и богатый
опыт коллектива, выбрало в качестве
приоритетного художественно-
С 2005 года детский сад ведет
опытно-экспериментальную
Одна из задач - развитие разнообразных художественно-творческих способностей детей.
Работа с детьми строится
исходя из программы непрерывного образования
«Из детства – в отрочество»
(авторский коллектив под
Эта программа обеспечивает всестороннее развитие ребенка, его эмоциональное благополучие, охрану и укрепление здоровья и, что особенно важно, приобщает к миру общечеловеческих ценностей.
Особое внимание уделено в данных программах эстетическому воспитанию детей.
"Эстетическое развитие
ребенка, формирование базиса
его личностной культуры не
может быть ограничено
Сферы "Красота в жизни и изобразительном искусстве” и "Обучение детей рисованию и лепке” разделены и представлены в виде самостоятельных подразделов.
Специфика обучения рисования, лепки как художественных сфер детской деятельности в том, что в их основе лежит не количественное наращивание суммы знаний и умений, навыков, а развитие способности изображать то, что для ребенка интересно или эмоционально значимо (воспитание личностного способа отношения к миру, другим людям, самому себе).
Проанализировав методику Т.Н. Дороновой, я пришла к выводу, что большее внимание в разделе «Изобразительная деятельность детей» уделено рисованию, нежели лепке (в рисовании - разнообразие техник, материалов, вариативность оформления работ и пр.). При обучении детей лепке материалы ограничены (пластилин, глина), методика лепки недостаточно полно разработана, не прослеживается идея самоценности продуктов детской деятельности (использование продуктов детской деятельности в оформлении группы и т.д.).
Значение же лепки для развития ребенка огромно. Это - искусство детей - очень живое, непосредственное, с реалистическим или экспрессивным отношением к действительности.
Искусство это очень осязаемо. Лепные фигурки как настоящие. Их можно трогать, рассматривать со всех сторон, быстро изменять по своему желанию. Разные фигурки легко объединяются в интересные композиции. С ними можно играть и показывать спектакли. А лепные картинки или интерьерные поделки очень украсят любое помещение. Все, что видит и о чем мечтает ребенок, может воплотиться в лепных образах. Так рождается особый мир – маленький, игрушечный, но как настоящий.
Лепка – один из самых эмоциональных из продуктивных видов изобразительной деятельности.
«…В семье изобразительных искусств лепка играет ту же роль, как и арифметика в математических науках. Эта азбука представления о предмете. Это первое чтение, изложение предмета. Правильное соотношение частей, отличие главного от второстепенного – тела от приставных частей - все это ясно выражается при изображении предмета посредством лепки».
Техника лепки – самая безыскусная, но при этом самая развивающая. В лепке синхронно работают две руки, и координируется работа двух полушарий.
Лепка – это не только забавные игрушки и радость совместного общения, это и:
- координация движений обеих рук и развитие мелкой моторики;
- разнообразие сенсорного опыта (чувство пластики, формы, материала, веса);
- возможность создания объемных поделок;
- умение планировать работу и доводить ее до конца;
- богатое воображение.
В лепке, как и в любой творческой деятельности, ярко выражена направленность на конечный результат.
Лепка содействует гармоничному развитию личности ребенка, помогает создавать обстановку эмоционального благополучия, обеспечивать развитие у детей способностей к эстетической деятельности.
Современные исследования и передовой опыт в области развития изобразительной деятельности свидетельствуют, что процесс обучения не только должен иметь целью развитие творчества детей, но и сам носить творческий характер. Это положение стало для меня ведущим в разработке программы кружковой работы по лепке.
Ее цель - развитие художественно-творческих способностей детей.
В качестве основных были намечены следующие задачи:
1.Развитие эстетического
восприятия и художественно-
2.Освоение дошкольниками
разнообразных пластических
3.Повышение эмоциональной
выразительности и
4.Формирование способностей
детей чувствовать и объяснять
выразительность образа, давать
художественную оценку
5.Учить детей отбору
выразительных средств,
Лепкой можно заниматься в дошкольном учреждении на специально организованных занятиях, в утреннее время, вечерние часы, на прогулках и в семье.
I половина дня
Индивидуальные и мини-
Прогулка