Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2014 в 15:09, доклад
риоритетной задачей современной концепции дошкольного воспитания является максимальное содействие воспитанию творческой личности в условиях субъективно-личностного взаимодействия педагога с ребенком. В становлении способности к творчеству ребенка особая роль отводится искусству, художественным видам деятельности, которые занимают важное место в процессе дошкольного воспитания. В данном изложении представлен опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста c нарушениями речи и коррекции их речевых нарушений на занятиях изобразительной деятельностью. Представленные рекомендации направлены на развитие детей, имеющих недоразвитие речи.
В работах
ряда исследователей проблемы детского
рисунка сделана попытка
- Первая стадия
доизобразительного этапа (по
Г. Кершенштейнеру, К. Ричч и
др.) - стадия каракулей, которая
начинается в возрасте двух
лет. Первые каракули - обычно
почти случайные метки.
Вторая стадия этого этапа - стадия последующей интерпретации (от 2-х до 3-х лет). На этой стадии ребенок начинает давать названия своим рисункам, по-прежнему состоящим из каракулей. Начинается переход от "мышления в движениях" к "образному мышлению".
В целом на стадии рисования каракулей наиболее важной для ребенка становится возможность создавать линии и формы; овладевать моторной координацией; строить образное отражение окружающей действительности.
Первую стадию
изобразительного этапа составляют
рисунки с примитивной
Вторую стадию составляют схематичные детские рисунки (6-7 лет). Ребенок начинает понимать и практически ориентироваться на то, что прыжки и мимика к изображению никакого отношения не имеют. Ребенок изображает объекты с теми качествами, которые им принадлежат.
В результате
исследований Н. П. Сакулиной и Е.
А. Флериной была установлена еще
одна стадия в развитии детского рисования
- рисование по наблюдению. По мнению
Н. П. Сакулиной, для появления стадии
образного рисунка большое
Н. П. Сакулина
отмечает, что к 4-5 годам выделяются
два типа рисовальщиков: предпочитающих
рисовать отдельные предметы (в них
преимущественно развивается
Это противопоставление
можно проследить и дальше. Дети
склонные к сюжетно-игровому типу рисования,
отличаются живым воображением, активностью
речевых проявлений. Их творческое
выражение в речи настолько велико,
что рисунок становится лишь опорой
для развертывания рассказа. Изобразительная
сторона развивается у этих детей
хуже, в то время как дети, сосредоточенные
на изображении, активно воспринимают
предметы и создаваемые ими рисунки,
заботятся об их качестве. У них
преобладает интерес к
Какова роль изобразительной деятельности в общем психическом развитии ребенка?
По мнению
А. В. Запорожца, изобразительная деятельное
подобно игре, позволяет более
глубоко осмыслить интересующие
ребенка сюжеты. Однако еще более
важно, как указывает он же, что
по мере овладения изобразительной
деятельностью у ребенка
Ребенок может
найти себя в рисовании, и при
этом будет снят эмоциональный блок,
тормозящий его развитие. У ребенка
может произойти
В статье "Предыстория
развития письменной речи" Л. С. Выготский
рассматривал детский рисунок как
переход от символа к знаку. Символ
имеет сходство с тем, что он обозначает,
знак такого сходства не имеет. Детские
рисунки - символы предметов, так
как они имеют сходство с изображаемым,
слово такого сходства не имеет, поэтому
оно становится знаком. Рисунок помогает
слову стать знаком. По мнению Л.
С. Выготского, с психологической
точки зрения, мы должны рассматривать
рисунок как своеобразную детскую
речь. Л. С. Выготский рассматривает
детский рисунок как
Как подчеркивал Д. Б. Эльконин, продуктивная деятельность, в том числе и рисование, совершается ребенком с определенным материалом, и каждый раз воплощение замысла осуществляется с помощью разных изобразительных средств, в разном материале ("домик из кубиков и "домик" на рисунке). Продукты изобразительной деятельности - не просто символы, обозначающие предмет, они модели действительности. А в модели каждый раз выступают какие-то новые характеристики действительности. В модели из реального предмета отделяются, абстрагируются отдельные признаки, и категориальное восприятие начинает свою самостоятельную жизнь. Категориальное восприятие (формы, цвета, величины и т.п.) возникает в материальной продуктивной деятельности: ребенок силой материала отделяет от предмета его свойства. Цвет как категория для ребенка начинает уже существовать.
Первоначально (до этого) он опредмечен, конкретен, не существует отдельно от предмета. Только благодаря отрыву этих свойств от предмета становится возможной работа с этими свойствами на основе эталонов, мер. Как показали исследования Д. В. Запорожца, Л. А. Венгер и др., развитие восприятия в дошкольном возрасте происходит на основе усвоения сенсорных эталонов и мер.
Сенсорные эталоны это система звуков речи, система цветов спектра, система геометрических форм, шкала музыкальных звуков и т. д.
Еще одна функция
детского рисунка - функция экспрессивная.
В рисунке ребенок выражает свое
отношение к действительности в
нем можно сразу увидеть, что
является главным для ребенка, а
что второстепенным, в рисунке
всегда присутствует эмоциональный
и смысловой центры. Посредством
рисунка можно управлять
Наконец, последнее.
Излюбленный сюжет детских
Изобразительная деятельность
В первой младшей группе с детьми проводятся занятия по рисованию и лепке. В процессе обучения ребенок постепенно овладевает навыками изображения предметов и явлений, умением узнавать образ, воплощенный в рисунке, лепке.
Воспитатель с первых
занятий старается вызвать у
малышей интерес к
Дети осваивают приемы
изображения путем подражания
педагогу. Основное место в обучении
занимает показ приемов. С
Рассматривание рисунков,
предметов должно быть
Кроме ритма мазков,
штрихов, используется другое
выразительное средство —
В процессе обучения
рисованию, лепке ведущее
С самого начала
обучения создаются условия
Воспитатель формирует
у детей рисовальные движения,
координацию движений при
Овладение навыками
изображения простейших
На третьем году
жизни у ребенка развивается
способность создавать игровой
замысел. Опираясь на эту
Формирование умения
воплотить в рисунке, лепке,
аппликации определенный образ
происходит наиболее
Чтобы активизировать
детей, воспитатель предлагает
им повторять стихи, петь
Хотя в первой младшей
группе не проводятся занятия
аппликацией, целесообразно
Таким образом, в
методике педагогического
Иногда занятия рисованием,
лепкой могут сопровождаться
исполнением песенок. Такие
Занятие рисованием на тему «Листья»
Программные задачи: вызвать
у детей эмоциональный отклик,
создать радостное настроение, учить
детей передавать образ
Ход занятия. Под
пение песни «Осень» (муз. М.
Красева, сл. И. Плаки-ды) дети берут
в руки листья, которые они
собрали на прогулке, и кружатся.
Затем малыши подбрасывают