Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2012 в 06:27, курсовая работа
Младший школьный возраст охватывает период от 6-7 до 10-11 лет и совпадает с обучением ребенка в начальной школе (1-4 класс). Для этого возраста характерно, что в качестве ведущей выступает учебная деятельность, в которой происходит усвоение человеческого опыта, кроющегося в научных знаниях. Школьная жизнь вводит ребенка в сложный и нормированный мир отношений, требуя от него организованности, ответственности, дисциплинированности и хорошей успеваемости. Теперь ребенок занимает новое место в системе семейных отношений: он – ученик, а значит он ответственный, с ним советуются и считаются.
Межличностные отношения детей в классном коллективе - это форма реализации социальной сущности каждого ребёнка, психологическая основа для дальнейшего личностного развития. Учебный коллектив для младшего школьника является первой социальной группой, в которой дети объединяются общей деятельностью, направленной на достижение общей цели. Именно в этом возрасте происходит глубокая перестройка всей структуры взаимоотношений между детьми. Неудовлетворенность своим положением в группе очень тяжело переживается детьми, что, отражается, в том числе, на их положении в классном коллективе.
Федеральное агентство по образованию
Белгородский государственный университет
Факультет психологии
Кафедра
возрастной и социальной психологии
Курсовая
работа по дисциплине «Психология развития
и возрастная психология» на тему:
«Изучение взаимосвязи социометрического статуса и привлекательности классного коллектива
в
младшем школьном
возрасте».
канд. психол. наук.,
старший преподаватель
кафедры возрастной
и
социальной психологии
Белгород 2009г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава
1. Теоретические основы изучения взаимосвязи
социометрического статуса и привлекательности
классного коллектива в младшем школьном
возрасте.………………………………………………………
1.1.
Психологическая характеристика младшего
школьного возраста…………………………………………………………
1.2.
Психологические особенности социометрического
статуса младшего школьника в классном
коллективе.………………………..........
Глава
2. Эмпирическое изучение взаимосвязи
социометрического статуса и привлекательности
классного коллектива в младшем школьном
возрасте…………………………………………………………
2.1.
Организация и методы
2.2.
Анализ и интерпретация
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы…………………………………………….32
Приложение……………………………………………………
Введение
Младший школьный возраст охватывает период от 6-7 до 10-11 лет и совпадает с обучением ребенка в начальной школе (1-4 класс). Для этого возраста характерно, что в качестве ведущей выступает учебная деятельность, в которой происходит усвоение человеческого опыта, кроющегося в научных знаниях. Школьная жизнь вводит ребенка в сложный и нормированный мир отношений, требуя от него организованности, ответственности, дисциплинированности и хорошей успеваемости. Теперь ребенок занимает новое место в системе семейных отношений: он – ученик, а значит он ответственный, с ним советуются и считаются.
Межличностные отношения детей в классном коллективе - это форма реализации социальной сущности каждого ребёнка, психологическая основа для дальнейшего личностного развития. Учебный коллектив для младшего школьника является первой социальной группой, в которой дети объединяются общей деятельностью, направленной на достижение общей цели. Именно в этом возрасте происходит глубокая перестройка всей структуры взаимоотношений между детьми. Неудовлетворенность своим положением в группе очень тяжело переживается детьми, что, отражается, в том числе, на их положении в классном коллективе.
Проблема исследования: каковы особенности взаимосвязи социометрического статуса и привлекательности классного коллектива в младшем школьном возрасте?
Решение данной проблемы и является целью исследования.
Объект исследования – социометрический статус младшего школьника.
Предмет исследования – взаимосвязь социометрического статуса и привлекательности классного коллектива в младшем школьном возрасте.
Гипотеза – существует связь между социометрическим статусом и привлекательностью классного коллектива в младшем школьном возрасте: чем выше статус младшего школьника в классном коллективе, тем выше привлекательность этого коллектива.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Исследование
проводилось в МОУ «
В курсовой работе использовались следующие методы исследования:
Для
изучения структуры межличностных взаимоотношений
в классе применялась методика «Социометрия»,
для изучения привлекательности классного
коллектива применялась «Методика оценки
привлекательности классного коллектива».
Глава
1. Теоретические основы
изучения взаимосвязи
социометрического
статуса и привлекательности
классного коллектива
в младшем школьном
возрасте.
§ 1.1. Психологическая характеристика младшего школьного возраста.
Младший школьный возраст охватывает период жизни от 6 до 11 лет и определяется важнейшим обстоятельством в жизни ребенка, то есть поступлением в школу. Как пишет В.В. Давыдов, младший школьный возраст – это особый период в жизни ребенка, который выделился исторически сравнительно недавно. Его не было у тех детей, которые вообще не посещали школу, его не было и у тех, для кого начальная школа была первой и последней ступенью образования. Появление этого возраста связано с введением системы всеобщего и обязательного неполного и полного среднего образования. Однако социально-психологические границы этого возраста в жизни ребенка нельзя считать неизменными. Они зависят от готовности ребенка к обучению в школе, а также от того, с какого времени начинается и как идет обучение в соответствующем возрасте [10].
В это время происходит интенсивное биологическое развитие детского организма (центральной и вегетативной нервных систем, костной и мышечной систем, деятельности внутренних органов). А так же физиологическая перестройка, требующая от организма ребенка большого напряжения для мобилизации всех резервов [11].
В этот период возрастает подвижность нервных процессов, процессы возбуждения преобладают, что и определяет такие характерные особенности младших школьников, как повышенную эмоциональную возбудимость и непоседливость.
К
7 годам морфологически созревают
лобные отделы больших полушарий
головного мозга, что создает
основу для большей, чем у дошкольников,
гармонии процессов возбуждения
и торможения, необходимой для
развития целенаправленного
В этом возрасте ребенок впервые начинает осознавать отношения между ним и окружающими, разбираться в общественных мотивах поведения, нравственных оценках, значимости конфликтных ситуаций, то есть постепенно вступает в сознательную фазу формирования личности. Свобода дошкольного детства сменяется отношениями зависимости и подчинения новым правилам жизни. На ребенка накладывается огромная ответственность самостоятельно и ответственно изо дня в день организовывать свою учебную деятельность, что вызывает у него чувство отдаленности от родных и высокую сензитивность [11].
Школа
предъявляет ребенку много
В.В.
Давыдов говорит о младшем
школьном возрасте как об особом периоде
в жизни ребенка, так как в
школе появляется новая структура
отношений. Система “ребенок – взрослый”
дифференцируется:
Появление
системы “ребенок – учитель” определят
отношение ребенка к родителям
и отношения ребенка к
Большие изменения происходят в младшем школьном возрасте в отношениях детей друг к другу. В этот период у них возникают коллективные связи, начинает формироваться общественное мнение, требовательность друг к другу, взаимная оценка. На этой основе у них начинает определяться направленность личности, происходит довольно интенсивное усвоение нравственных требований, предъявляемых не только учителям, но и товарищам, появляются новые чувства и потребности [4].
Отношения со сверстниками меняются на протяжении его обучения в начальной школе. Если в первом классе, чаще всего, восприятие опосредовано отношением к нему учителя и уровнем успеваемостью, а при выборе друга он руководствуется внешними обстоятельствами (ходили вместе в детский сад, сидят за одной партой и так далее). То постепенно к 10-11 годам, приобретают значимость личные качества и организаторские способности ребенка.
Общение становится своего
Исследования показали, что благоприятные взаимоотношения учителей и учащихся на уроке создают необходимую эмоциональную почву для благоприятного отношения детей к учению, труду, людям, коллективу, самому себе.
Учение занимает место основной деятельности младших школьников. С поступлением в первый класс внутренняя, и внешняя позиция ребёнка претерпевает качественные изменения. Таким образом, большинство детей психологически готовых к вступлению в новые условия жизни, идут в школу с желанием воспринимать и выполнять требования учителя, активно включиться в познавательную деятельность. С первых дней работы учителя с учениками начинают формироваться определённые взаимоотношения между ними. Общение с учителем в этот период имеет большое значение для каждого ребёнка. Можно сказать, что учитель занимает совершенно особое место среди других взрослых. Учитель это человек, через которого ребёнок оценивает взрослых и своих товарищей, школу с её порядками и требованиями.
Учебная деятельность парадоксальна по своему предмету. Суть состоит в том, что усваивая знания, ребенок сам ничего в этих знаниях не меняет, предметом изменений в учебной деятельности впервые становится сам ребенок, сам субъект, осуществляющий эту деятельность. Процесс собственного изменения выделяется для самого субъекта как новый предмет. Самое главное в учебной деятельности – это поворот человека на самого себя.