Изучение взаимосвязи социометрического статуса и привлекательности классного коллектива в младшем школьном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2012 в 06:27, курсовая работа

Краткое описание

Младший школьный возраст охватывает период от 6-7 до 10-11 лет и совпадает с обучением ребенка в начальной школе (1-4 класс). Для этого возраста характерно, что в качестве ведущей выступает учебная деятельность, в которой происходит усвоение человеческого опыта, кроющегося в научных знаниях. Школьная жизнь вводит ребенка в сложный и нормированный мир отношений, требуя от него организованности, ответственности, дисциплинированности и хорошей успеваемости. Теперь ребенок занимает новое место в системе семейных отношений: он – ученик, а значит он ответственный, с ним советуются и считаются.
Межличностные отношения детей в классном коллективе - это форма реализации социальной сущности каждого ребёнка, психологическая основа для дальнейшего личностного развития. Учебный коллектив для младшего школьника является первой социальной группой, в которой дети объединяются общей деятельностью, направленной на достижение общей цели. Именно в этом возрасте происходит глубокая перестройка всей структуры взаимоотношений между детьми. Неудовлетворенность своим положением в группе очень тяжело переживается детьми, что, отражается, в том числе, на их положении в классном коллективе.

Вложенные файлы: 1 файл

Взаимосвязь_социометрического_статуса__и_привлекательности_классного_коллектива_в_младшем_школьном_возрасте.doc

— 379.50 Кб (Скачать файл)

      На  последующих этапах обучения в мотивировках выбора происходят изменения, связанные с накоплением школьниками нравственного опыта и общими изменениями в их деятельности. Особенно существенные изменения происходят на уровне третьего класса. По мнению А.В. Киричука [6], различия в детерминации статуса в первом-втором классах и третьих классах заключаются приемущественно в изменении соотношения связей между “ официальной и неофициальной подсистемами” общения. Если отношения учащихся первых-вторых классов к официальным целям и задачам коллектива является определяющим фактором положения ребенка в подсистеме других отношений, то, начиная с третьего класса, неофициальный статус ученика становится той конкретной социальной ситуацией, которая в числе других обуславливает мотивы учебной и общественной деятельности школьника.

      Нас в данной работе интересует детерминация самого этого неофициального статуса. Как показывает анализ данных, полученных Я.Л. Коломинским [8], свыше 50% мотивировок составляют указания на дружбу, совместную игру, внешнюю привлекательность. Около 30% мотивировок носит деловой характер: отмечается хорошая учеба сверстника, ожидание помощи и стремление ее оказать. Остальные мотивировки касаются качеств личности выбираемого, наличия у него конкретных навыков и умений, соседство, знакомство родителей и т.д. Наиболее значимые мотивировки отказа от выбора: драчливость, плохое поведение на уроках, неприятные привычки, неопрятность. Таки образом мотивировки не отражают в достаточной мере те изменений, которые фактически происходят с детерминацией статуса.

      По  данным А.Б. Ценципер, наиболее ярко в третьем классе проявляется значение показателей, характеризующих общественную активность школьника, его организаторские способности, отношение к делу. Влияние на выбор сказывает не просто формальная принадлежность к классному активу, а реальные организаторские способности и действительная общественная активность; для непопулярных учащихся этого возраста на первом месте по значимости – общественная пассивность и плохое поведение на уроках, на втором – “ увиливает от работы” и “берет без спроса чужие вещи” [17] .

        ВЫВОД ПО ПАРАГРАФУ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Глава 2. Эмпирическое изучение взаимосвязи социометрического  статуса и привлекательности  классного коллектива в младшем школьном возрасте 

     § 2.1. Организация и  методы исследования.

     Исследование проводилось на базе МОУ «Яснозоренская СОШ», Белгородской области, в первой половине дня (3 «А» с 9-15 до 9- 40; 3 «Б» с 10-10 до 10-35). В исследовании принимали участие учащиеся 3-их «А» и «Б» классов в количестве 28 человек.

     Испытуемым  были предложены следующие методики:

     1) Методика «Социометрия» Дж. Морено.

     2) Методика изучения классного коллектива.

     Помимо  указанных методик проводилась  беседа с классными руководителями данных классов. Учителям были заданы вопросы, ответы на которые, позволяют  увидеть со стороны, а так же узнать историю развития  картины взаимоотношений внутри классного коллектива.

     Методика  «Социометрия».

      Термин  «социометрия» означает измерение  межличностных взаимоотношений  в группе. Основоположник социометрии  известный американский психиатр и социальный психолог Дж.Морено не случайно так назвал этот метод. Совокупность межличностных отношений в группе составляет, по Дж.Морено, ту первичную социально-психологическую структуру, характеристики которой во многом определяют не только целостные характеристики группы, но и душевное состояние человека.

     Социометрическая  техника применяется для диагностики  межличностных и межгрупповых отношений  в целях их изменения, улучшения  и совершенствования. С помощью  социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.

     Вместе  с официальной или формальной структурой общения, отражающей рациональную, нормативную, обязательную сторону  человеческих взаимоотношений, в любой социальной группе всегда имеется психологическая структура неофициального или неформального порядка, формирующаяся как система межличностных отношений, симпатий и антипатий. Особенности такой структуры во многом зависят от ценностных ориентаций участников, их восприятия и понимания друг друга, взаимооценок и самооценок. Социометрические методы позволяют выразить внутригрупповые отношения в виде числовых величин и графиков и таким образом получить ценную информацию о состоянии группы.

     Для социометрического исследования важно, чтобы любая структура неформального  характера проецировалась на формальную структуру, т.е. на систему деловых, официальных отношений, и тем  самым влияла на сплоченность коллектива,

     Социометрическая  процедура может иметь целью:

     а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;

     б) выявление «социометрических позиций», т. е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»;  
в) обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.

     Условия и требования проведения методики «Социометрия»:

     Исследование  проводится в коллективах, имеющих опыт совместной деятельности не менее 6 месяцев; оптимальное количество членов группы 8-15 человек; все члены коллектива имеют возможность непосредственного активного общения; содержание вопросов должно быть ясным и понятным каждому опрашиваемому.

     При социометрическом исследовании коллектива учеников его участникам предлагается выбрать товарищей, к которым они испытывают наибольшие (наименьшие) симпатии, хотели бы вместе учиться и отдыхать. Количество производимых выборов может быть не ограниченным, или ограниченным, скажем тремя или пятью. То есть социометрическая процедура может проводиться в двух формах. В нашем случае использовался первый вариант – непараметрическая процедура.

     Школьникам  предлагается ответить на два вопроса:

    1. Кого  из ваших товарищей вы хотели  бы видеть в составе вновь организуемого классе?

    2. Кого  из ваших товарищей вы не  хотели бы видеть во вновь организованном классе?

     Когда социометрические карточки заполнены  и собраны, начинается этап их математической обработки. Простейшими способами  количественной обработки являются табличный, графический и индексологический.

     Вначале следует построить простейшую социоматрицу. Результаты выборов разносятся по матрице с помощью условных обозначений.

     По  данным опроса испытуемых вначале составляется социометрическая матрица, по горизонтали и по вертикали которой в одном и том же порядке перечислены фамилии всех членов исследуемой группы. Нижние строки и крайние правые столбцы матрицы являются итоговыми. Заполнение матрицы начинается с внесения в нее выборов, сделанных каждым человеком. Число выборов, полученных каждым человеком, является мерилом положения его в системе личных отношений, измеряет его «социометрический статус». Люди, которые получают наибольшее количество выборов, пользуются наибольшей популярностью, симпатией, их именуют «звездами».  

  Помимо социоматрицы может быть построена социограмма. Социограмма – схематическое изображение реакции испытуемых друг на друга при ответах на социометрический критерий. Социограмма позволяет выявить структурные элементы межличностных отношений внутри коллектива – лидеров («звезд»), изолированных элементов, «отверженных».

     Число выборов, полученных каждым человеком, является мерилом положения его  в системе личных отношений, измеряет его «социометрический статус». Люди, которые получают наибольшее количество выборов, пользуются наибольшей популярностью, симпатией, их именуют «звездами». Обычно к группе «звезд» по числу полученных выборов относят тех, кто получает 6 и более выборов (если, по условиям опыта каждый член группы делал 3 выбора). «Звезды» — ребята, пользующиеся максимальной популярностью среди своих одноклассников, все хотели бы с ними дружить, входить в круг общения этих учеников.

     Если  человек получает среднее число  выборов, его относят к категории  «предпочитаемых». «Предпочитаемые» — такие члены класса, которые обладают достаточно широким кругом связей со своими одноклассниками (заметим, что эта «широта» может сильно отличаться в разных классах).

     Если меньше среднего числа выборов (1-2 выбора), то к категории «пренебрегаемых», если не получил ни одного выбора, то к категории «изолированных» (изолированные — те ребята, которые сами не проявляют инициативы в общении с одноклассниками, и те, в свою очередь, не имеют выраженного к ним отношения). Если испытуемый получил только отклонения, то он относится к категории «отвергаемых». «Отвергаемые» — ученики, с которыми подавляющее большинство ребят в классе не хотят иметь дела, но сами они стремятся к общению с одноклассниками.

     Методика  оценки привлекательности классного коллектива.

      Методика  для оценки уровня привлекательности  классного коллектива для ученика, представляет собой анкету. Анкета содержит 5 вопросов (см. приложение 1).

      При этом давалась инструкция: «Ребята, перед  вами анкета, на вопросы которой сейчас вам предстоит ответить. Отвечайте честно, долго не раздумывайте и ни с кем не советуйтесь. Ваши ответы никто не увидит, они останутся между мной и вами».

Для подсчета результатов используется ключ:

1; 4;5; - а)-5; б)-4; в)-3; г)-2; е)-1;

2; 3; - а)-1; б)-2; в)-3; г)-4; д)-5;

      Баллы, полученные ребенком за каждый ответ, суммируются и интерпретируются следующим образом:

  • 25-18 баллов – классный коллектив является для ребенка очень привлекательным. Атмосфера внутри класса полностью удовлетворяет ребенка. Он дорожит взаимоотношениями с остальными детьми коллектива.
  • 17-12 баллов – ребенок хорошо адаптирован в классном коллективе. Атмосфера взаимоотношений является для него комфортной и благоприятной. Классный коллектив представляет ценность для ребенка.
  • 11-6 баллов – нейтральное отношение ребенка к коллективу свидетельствует о наличии определенных не благоприятных зон взаимоотношений, которые дискомфортно влияют на ощущение собственного положения ученика в классе. Имеется явное желание либо отдалиться от коллектива, либо изменить свое значение в нем.
  • 5 и менее баллов – негативное отношение к классу. Неудовлетворенность своим положением и ролью с классном коллективе, возможна дизадаптация.
 
 
 
 
 

    § 2.2. Анализ и интерпретация  результатов исследования.

      Исследование проводилось в двух параллелях: соответственно в 3 «А» и 3 «Б» классах.

        По результатам методики «Социометрия» были построены социоматрицы по каждому из исследуемых классов (см. Приложение 2 и 5).

           Далее были подсчитаны персональные социометрические индексы, которые характеризуют индивидуальные социально-психологические свойства личности в роли члена группы (см. Приложение 3).

     На  основы чего был определен социометрический статус каждого ребенка. Социометрический статус – это свойство личности как элемента социометрической структуры занимать определенную пространственную позицию (локус) в ней, т.е. определенным образом соотноситься с другими

элементами.

      По  данным социометрического статуса  детей можно распределить по следующим  группам: «звезды», «предпочитаемые», «пренебрегаемые», «изолированные» и «отвергаемые» (см. Приложение 4).

      И так в 3 «А» классе: 28,5% детей имеют  статус «звезд», 35,75% - статус «предпочитаемых» и 35,75% - статус «пренебрегаемых» (см. Таблица 1). Изолированных и отвергнутых нет.

Таблица 1

Распределение младших школьников

в соответствии с социометрическим статусом; %

Название  социометрического  статуса Количество  человек % в 3 «А» классе Количество  человек % в 3 «Б» классе
Звезды 28,5% 21,5%
Предпочитаемые 35,75% 50%
Пренебрегаемые 35,75% 28,5%
Отвергнутые - -
Изолированные - -

Информация о работе Изучение взаимосвязи социометрического статуса и привлекательности классного коллектива в младшем школьном возрасте