Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2012 в 06:27, курсовая работа
Младший школьный возраст охватывает период от 6-7 до 10-11 лет и совпадает с обучением ребенка в начальной школе (1-4 класс). Для этого возраста характерно, что в качестве ведущей выступает учебная деятельность, в которой происходит усвоение человеческого опыта, кроющегося в научных знаниях. Школьная жизнь вводит ребенка в сложный и нормированный мир отношений, требуя от него организованности, ответственности, дисциплинированности и хорошей успеваемости. Теперь ребенок занимает новое место в системе семейных отношений: он – ученик, а значит он ответственный, с ним советуются и считаются.
Межличностные отношения детей в классном коллективе - это форма реализации социальной сущности каждого ребёнка, психологическая основа для дальнейшего личностного развития. Учебный коллектив для младшего школьника является первой социальной группой, в которой дети объединяются общей деятельностью, направленной на достижение общей цели. Именно в этом возрасте происходит глубокая перестройка всей структуры взаимоотношений между детьми. Неудовлетворенность своим положением в группе очень тяжело переживается детьми, что, отражается, в том числе, на их положении в классном коллективе.
На последующих этапах обучения в мотивировках выбора происходят изменения, связанные с накоплением школьниками нравственного опыта и общими изменениями в их деятельности. Особенно существенные изменения происходят на уровне третьего класса. По мнению А.В. Киричука [6], различия в детерминации статуса в первом-втором классах и третьих классах заключаются приемущественно в изменении соотношения связей между “ официальной и неофициальной подсистемами” общения. Если отношения учащихся первых-вторых классов к официальным целям и задачам коллектива является определяющим фактором положения ребенка в подсистеме других отношений, то, начиная с третьего класса, неофициальный статус ученика становится той конкретной социальной ситуацией, которая в числе других обуславливает мотивы учебной и общественной деятельности школьника.
Нас в данной работе интересует детерминация самого этого неофициального статуса. Как показывает анализ данных, полученных Я.Л. Коломинским [8], свыше 50% мотивировок составляют указания на дружбу, совместную игру, внешнюю привлекательность. Около 30% мотивировок носит деловой характер: отмечается хорошая учеба сверстника, ожидание помощи и стремление ее оказать. Остальные мотивировки касаются качеств личности выбираемого, наличия у него конкретных навыков и умений, соседство, знакомство родителей и т.д. Наиболее значимые мотивировки отказа от выбора: драчливость, плохое поведение на уроках, неприятные привычки, неопрятность. Таки образом мотивировки не отражают в достаточной мере те изменений, которые фактически происходят с детерминацией статуса.
По данным А.Б. Ценципер, наиболее ярко в третьем классе проявляется значение показателей, характеризующих общественную активность школьника, его организаторские способности, отношение к делу. Влияние на выбор сказывает не просто формальная принадлежность к классному активу, а реальные организаторские способности и действительная общественная активность; для непопулярных учащихся этого возраста на первом месте по значимости – общественная пассивность и плохое поведение на уроках, на втором – “ увиливает от работы” и “берет без спроса чужие вещи” [17] .
ВЫВОД ПО ПАРАГРАФУ
Глава
2. Эмпирическое изучение
взаимосвязи социометрического
статуса и привлекательности
классного коллектива
в младшем школьном
возрасте
§ 2.1. Организация и методы исследования.
Исследование проводилось на базе МОУ «Яснозоренская СОШ», Белгородской области, в первой половине дня (3 «А» с 9-15 до 9- 40; 3 «Б» с 10-10 до 10-35). В исследовании принимали участие учащиеся 3-их «А» и «Б» классов в количестве 28 человек.
Испытуемым были предложены следующие методики:
1) Методика «Социометрия» Дж. Морено.
2) Методика изучения классного коллектива.
Помимо указанных методик проводилась беседа с классными руководителями данных классов. Учителям были заданы вопросы, ответы на которые, позволяют увидеть со стороны, а так же узнать историю развития картины взаимоотношений внутри классного коллектива.
Методика «Социометрия».
Термин «социометрия» означает измерение межличностных взаимоотношений в группе. Основоположник социометрии известный американский психиатр и социальный психолог Дж.Морено не случайно так назвал этот метод. Совокупность межличностных отношений в группе составляет, по Дж.Морено, ту первичную социально-психологическую структуру, характеристики которой во многом определяют не только целостные характеристики группы, но и душевное состояние человека.
Социометрическая
техника применяется для
Вместе с официальной или формальной структурой общения, отражающей рациональную, нормативную, обязательную сторону человеческих взаимоотношений, в любой социальной группе всегда имеется психологическая структура неофициального или неформального порядка, формирующаяся как система межличностных отношений, симпатий и антипатий. Особенности такой структуры во многом зависят от ценностных ориентаций участников, их восприятия и понимания друг друга, взаимооценок и самооценок. Социометрические методы позволяют выразить внутригрупповые отношения в виде числовых величин и графиков и таким образом получить ценную информацию о состоянии группы.
Для
социометрического исследования важно,
чтобы любая структура
Социометрическая процедура может иметь целью:
а)
измерение степени
б)
выявление «социометрических
в) обнаружение внутригрупповых подсистем,
сплоченных образований, во главе которых
могут быть свои неформальные лидеры.
Условия и требования проведения методики «Социометрия»:
Исследование проводится в коллективах, имеющих опыт совместной деятельности не менее 6 месяцев; оптимальное количество членов группы 8-15 человек; все члены коллектива имеют возможность непосредственного активного общения; содержание вопросов должно быть ясным и понятным каждому опрашиваемому.
При социометрическом исследовании коллектива учеников его участникам предлагается выбрать товарищей, к которым они испытывают наибольшие (наименьшие) симпатии, хотели бы вместе учиться и отдыхать. Количество производимых выборов может быть не ограниченным, или ограниченным, скажем тремя или пятью. То есть социометрическая процедура может проводиться в двух формах. В нашем случае использовался первый вариант – непараметрическая процедура.
Школьникам предлагается ответить на два вопроса:
1. Кого из ваших товарищей вы хотели бы видеть в составе вновь организуемого классе?
2. Кого из ваших товарищей вы не хотели бы видеть во вновь организованном классе?
Когда социометрические карточки заполнены и собраны, начинается этап их математической обработки. Простейшими способами количественной обработки являются табличный, графический и индексологический.
Вначале следует построить простейшую социоматрицу. Результаты выборов разносятся по матрице с помощью условных обозначений.
По
данным опроса испытуемых вначале составляется
социометрическая матрица, по горизонтали
и по вертикали которой в одном и том же
порядке перечислены фамилии всех членов
исследуемой группы. Нижние строки и крайние
правые столбцы матрицы являются итоговыми.
Заполнение матрицы начинается с внесения
в нее выборов, сделанных каждым человеком.
Число выборов, полученных каждым человеком,
является мерилом положения его в системе
личных отношений, измеряет его «социометрический
статус». Люди, которые получают наибольшее
количество выборов, пользуются наибольшей
популярностью, симпатией, их именуют
«звездами».
Помимо социоматрицы может быть построена социограмма. Социограмма – схематическое изображение реакции испытуемых друг на друга при ответах на социометрический критерий. Социограмма позволяет выявить структурные элементы межличностных отношений внутри коллектива – лидеров («звезд»), изолированных элементов, «отверженных».
Число выборов, полученных каждым человеком, является мерилом положения его в системе личных отношений, измеряет его «социометрический статус». Люди, которые получают наибольшее количество выборов, пользуются наибольшей популярностью, симпатией, их именуют «звездами». Обычно к группе «звезд» по числу полученных выборов относят тех, кто получает 6 и более выборов (если, по условиям опыта каждый член группы делал 3 выбора). «Звезды» — ребята, пользующиеся максимальной популярностью среди своих одноклассников, все хотели бы с ними дружить, входить в круг общения этих учеников.
Если человек получает среднее число выборов, его относят к категории «предпочитаемых». «Предпочитаемые» — такие члены класса, которые обладают достаточно широким кругом связей со своими одноклассниками (заметим, что эта «широта» может сильно отличаться в разных классах).
Если меньше среднего числа выборов (1-2 выбора), то к категории «пренебрегаемых», если не получил ни одного выбора, то к категории «изолированных» (изолированные — те ребята, которые сами не проявляют инициативы в общении с одноклассниками, и те, в свою очередь, не имеют выраженного к ним отношения). Если испытуемый получил только отклонения, то он относится к категории «отвергаемых». «Отвергаемые» — ученики, с которыми подавляющее большинство ребят в классе не хотят иметь дела, но сами они стремятся к общению с одноклассниками.
Методика оценки привлекательности классного коллектива.
Методика для оценки уровня привлекательности классного коллектива для ученика, представляет собой анкету. Анкета содержит 5 вопросов (см. приложение 1).
При этом давалась инструкция: «Ребята, перед вами анкета, на вопросы которой сейчас вам предстоит ответить. Отвечайте честно, долго не раздумывайте и ни с кем не советуйтесь. Ваши ответы никто не увидит, они останутся между мной и вами».
Для подсчета результатов используется ключ:
1; 4;5; - а)-5; б)-4; в)-3; г)-2; е)-1;
2; 3; - а)-1; б)-2; в)-3; г)-4; д)-5;
Баллы, полученные ребенком за каждый ответ, суммируются и интерпретируются следующим образом:
§ 2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования.
Исследование проводилось в двух параллелях: соответственно в 3 «А» и 3 «Б» классах.
По результатам методики «
Далее были подсчитаны персональные социометрические индексы, которые характеризуют индивидуальные социально-психологические свойства личности в роли члена группы (см. Приложение 3).
На основы чего был определен социометрический статус каждого ребенка. Социометрический статус – это свойство личности как элемента социометрической структуры занимать определенную пространственную позицию (локус) в ней, т.е. определенным образом соотноситься с другими
элементами.
По данным социометрического статуса детей можно распределить по следующим группам: «звезды», «предпочитаемые», «пренебрегаемые», «изолированные» и «отвергаемые» (см. Приложение 4).
И так в 3 «А» классе: 28,5% детей имеют статус «звезд», 35,75% - статус «предпочитаемых» и 35,75% - статус «пренебрегаемых» (см. Таблица 1). Изолированных и отвергнутых нет.
Таблица 1
Распределение младших школьников
в соответствии с социометрическим статусом; %
Название социометрического статуса | Количество человек % в 3 «А» классе | Количество человек % в 3 «Б» классе |
Звезды | 28,5% | 21,5% |
Предпочитаемые | 35,75% | 50% |
Пренебрегаемые | 35,75% | 28,5% |
Отвергнутые | - | - |
Изолированные | - | - |