Изучение взаимосвязи социометрического статуса и привлекательности классного коллектива в младшем школьном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2012 в 06:27, курсовая работа

Краткое описание

Младший школьный возраст охватывает период от 6-7 до 10-11 лет и совпадает с обучением ребенка в начальной школе (1-4 класс). Для этого возраста характерно, что в качестве ведущей выступает учебная деятельность, в которой происходит усвоение человеческого опыта, кроющегося в научных знаниях. Школьная жизнь вводит ребенка в сложный и нормированный мир отношений, требуя от него организованности, ответственности, дисциплинированности и хорошей успеваемости. Теперь ребенок занимает новое место в системе семейных отношений: он – ученик, а значит он ответственный, с ним советуются и считаются.
Межличностные отношения детей в классном коллективе - это форма реализации социальной сущности каждого ребёнка, психологическая основа для дальнейшего личностного развития. Учебный коллектив для младшего школьника является первой социальной группой, в которой дети объединяются общей деятельностью, направленной на достижение общей цели. Именно в этом возрасте происходит глубокая перестройка всей структуры взаимоотношений между детьми. Неудовлетворенность своим положением в группе очень тяжело переживается детьми, что, отражается, в том числе, на их положении в классном коллективе.

Вложенные файлы: 1 файл

Взаимосвязь_социометрического_статуса__и_привлекательности_классного_коллектива_в_младшем_школьном_возрасте.doc

— 379.50 Кб (Скачать файл)

      «Звезды» - это дети, которые привлекают всеобщее внимание, но не всегда «звезда» является лидером в группе, так как внимание детей могу привлекать не только дети с организаторскими способностями, но и дети, внешне выделяющиеся из всей массы, а также щедрые дети, которые делятся с окружающими всем, что у них есть. Можно сказать, что это дети, к которым тянутся окружающие, они активны, мотивированы, стремятся быть лучше всех.

      «Предпочитаемые» – это так же не обделенные вниманием дети, они активны, стараются быть в центре событий, не отступают от намеченных целей.

      «Пренебрегаемые» – это дети, которые по разным причинам менее принимаются в коллективе. Возможно, это связано с личностными особенностями (менее подвижны, замкнуты, нерасторопны и так далее). Но все же это не плохой показатель, так как эти дети все же выбираются одноклассниками, не являются изолированными или отвергнутыми. Просто эти дети редко выдвигают на всеобщее обозрение одноклассников свои решения тех или иных задач, то есть они не решительны. [26]

      «Отвергаемых» и « изолированных» детей в  классе не обнаружено, что так же является показателем сплоченности коллектива.

      По  итогам нашего исследования было выявлено, что «предпочитаемые» и «звезды» составляют 64,25%, от всего класса, что говорит о правильном развитии классного коллектива, так как средний уровень благополучия группы фиксируется в случае примерного равенства («звезды» + «предпочитаемые») = («пренебрегаемые» + «изолированные» + «отверженные»). Следовательно, можно говорить о классе как о формирующемся коллективе.

      Так же были подсчитаны групповые социометрические индексы: индекс эмоциональной экспансивности группы и индекс психологической  взаимности или сплоченности коллектива.

      Индекс  эмоциональной экспансивности группы:

      где Ag — экспансивность группы, N — число  членов группы. Rj (+,-) — сделанные j-членом выборы. Индекс показывает среднюю активность группы при решении задачи социометрического теста (в расчете на каждого члена группы). Выходит, эмоциональная экспансивность равна 6,57.

      Индекс  психологической взаимности :

      где Gg — взаимность в группе по результатам  положительных выборов, Аij+ — число положительных взаимных связей в группе N — число членов группы. Индекс сплоченности коллектива равен 0,32.

      И так в результате выходит, что  индекс сплоченности находится в  приделах нормы, с учетом того, что  коллектив формируется. Но можно  говорить о правильном направлении  развития отношений в коллективе, так как «предпочитаемые» и «звезды» составляют 64,25%, от всего класса, что свидетельствует о том, что большинство детей чувствует себя в коллективе комфортно, дети вместе проводят время в школе и за ее пределами. В классе больше половины детей активные, целеустремленные, стараются проявлять себя и свои способности, легко идут на контакт.

      Причем  можно отметить, что преимущественно  девочки выбирают девочек, а мальчики – мальчиков. Это связано с  возрастными особенностями данного  возрастного периода, когда девочек  и мальчиков объединяют общие взгляды, вкусы, игры и так далее. (Приложение 11)

      Полученные  данные подкрепляются беседой с классным руководителем, из которой следует, что дети все время проводят вместе: делают домашние задания, играют, ходят на прогулку, смотрят познавательные фильмы, читают познавательную литературу и т. д. Так же важно отметить, что между ребятами, занимающими позиции «звезд» часто происходят споры, но все же выделяется один лидер, который способен всех сплотить и принять общее решение.

      Теперь  переходим к анализу полученных данных 3 «Б» класса, где так же была составлена социоматрица (см приложение 5).  Далее были подсчитаны персональные социометрические индексы, которые характеризуют индивидуальные социально-психологические свойства личности каждого из участников группы (см. Приложение 6).

     На  основе данных социоматрицы и персональных индексов был определен социометрический статус каждого ребенка.  По данным социометрического статуса детей можно распределить по следующим группам: «звезды», «предпочитаемые», «пренебрегаемые», «изолированные» и «отвергаемые» (см. Приложение 7).

      И так в 3 «Б» классе 21,5% детей – имеют статус «звезд», 50% детей – статус «предпочитаемых» и 28,5% детей – статус «пренебрегаемых». «Отвергаемых» и «изолированных» - нет (см Таблица 1).

      Уровень благополучия взаимоотношений равен 71,5%, что говорит об общей удовлетворенности  членами группы сложившихся взаимоотношений. Индекс эмоциональной экспансивности равен 7,21, а индекс психологической  взаимности – 0,43. Что говорит о правильном пути развития взаимоотношений в классе, ребята дружны, готовы постаять друг за друга. В классе нет отвергнутых, брошенных, непонятых детей, что является хорошим показателем сплоченности класса как коллектива. Большая часть классного коллектива активные, решительные, отзывчивые, открытые, легко идущие на контакт дети.

      Так же как и в предыдущем классе, преимущественно девочки выбирают девочек, а мальчики – мальчиков. Что так же связано с особенностями  данного возрастного периода.

      В подтверждение результатов свидетельствует и информация, полученная из уст классного руководителя. Учитель отметил то, что в этом году в класс пришла «новая» девочка, которая быстро освоилась, нашла друзей и поддержку в лице учителя и одноклассников. Так же учитель говорил о том, что ребята любят проводить время вместе не только на уроках, но и в свободное время: придумывают совместные игры, смотрят познавательные и развлекательные фильмы, с инициативой встречают подготовку к школьным мероприятиям и т. д.

      Сравнивая два класса можно отметить, что 3 «Б» класс более сплочен, чем 3 «А» класс. По всем показателям 3 «Б» класс находится немного выше 3 «А». (см таблица 1) Так можно сделать заключение о том, что дети из исследуемых нами классов дружны, отзывчивы, готовы прийти на помощь друг другу, активно проводят свободное время не толь в стенах школы, но и за ее приделами, так как индексы сплоченности находятся на среднем уровне.

     Перейдем  к рассмотрению результатов изучения привлекательности классного коллектива в младшем школьном возрасте (см Приложения 8 и 9).

     Откуда  следует, что в 3 «А» классе  картина следующая: 42% учащихся относятся к хорошо адаптированным в классном коллективе, так же как и в предыдущем классе, дети положительно оценивают свой коллектив, считают его дружным, ценят его участников за их отзывчивость, доброту и понимание. А 58% - полностью удовлетворены своим классным коллективом. Ребята считают атмосферу внутри коллектива полностью подходящей для комфортного пребывания в классе, ценят и дорожат взаимоотношениями, складывающимися в коллективе.

     О коллективе можно сказать, что дети дружные, готовы постоять друг за друга  и держатся вместе дети не только в  школе, но и за ее приделами.

     А  в 3 «Б» классе 28% учащихся относятся к хорошо адаптированным в классном коллективе, атмосферу в классе считают  теплой, радушной, благоприятной для комфортного существования, а классный коллектив представляет для них ценность, то есть у детей есть друзья в классе. Для 72% учащихся – коллектив является очень привлекательными, они дорожат взаимоотношениями с остальными детьми коллектива, чувствуют что их ценят, поддерживают. У этих детей много друзей, к ним относятся с пониманием, теплотой и они отдают взамен тоже.

     В целом о коллективе можно сказать, что ребята все дружны, вместе проводят время не только в стенах школы, но и за ее пределами.

     Для подтверждения поставленной нами гипотезы была проведена корреляция, с помощью пакета Stadia (см Приложение 10).

     По  результатам корреляции мы видим, что  взаимосвязь между социометрическим статусом и привлекательностью классного коллектива существует, так как коэффициент корреляции  равен 0,7796, то есть существует положительная, довольно тесная связь. Следовательно, чем выше статус младшего школьника в классном коллективе, тем выше привлекательность для него этого коллектива. Гипотеза нашла свое подтверждение.

Заключение. 

       Большие изменения происходят в младшем  школьном возрасте. Происходят интенсивные развитие интеллектуальных способностей, развитие мышления, памяти, воли. Главным мотивом  становится учебная деятельность и появляются совершенно новые отношения: отношения ребенка с учителем, одноклассниками.

       В этот период у них возникают коллективные связи, начинает формироваться общественное мнение, требовательность друг к другу, взаимная оценка. На этой основе у них начинает определяться направленность личности, происходит довольно интенсивное усвоение нравственных требований, предъявляемых не только учителям, но и товарищам, появляются новые чувства и потребности. И эти изменения связаны с появлением нового вида взаимоотношений «ребенок – учитель».

       Отношения со сверстниками меняются на протяжении его обучения в начальной школе. Если в первом классе, чаще всего, восприятие опосредовано отношением к нему учителя  и уровнем успеваемостью, а при  выборе друга он руководствуется  внешними обстоятельствами (ходили вместе в детский сад, сидят за одной партой и так далее). То постепенно к 10-11 годам, приобретают значимость личные качества и организаторские способности ребенка.

     Проведенные нами исследования показали, что в 3 «Б» классе 21,5 % детей – имеют статус звезд, 50% детей – статус предпочитаемых и 28,5% детей – статус пренебрегаемых. А в 3 «А» классе результаты следующие: 28,5% детей имеют статус звезд, 35,75% - статус предпочитаемых и 35,75% - статус пренебрегаемых. Так же мы оценивали привлекательность классного коллектива для этих же ребят, где было выявлено, что:

    • В 3 «Б»  классе – 28% учащихся относятся к  хорошо адаптированным  в классном коллективе как очень привлекательный
    • В 3 «А»  классе – 42% учащихся относятся к хорошо адаптированным в классном коллективе; 58% - полностью удовлетворены своим классным коллективом.

     По  итогам мы сделали вывод о том, что дети из исследуемых нами классов  дружны, отзывчивы, готовы прийти на помощь друг другу, активно проводят свободное время. Есть все основания полагать, что ребята проводят вместе время не только в стенах класса и школы, но и за их пределами, так как индексы сплоченности находятся на среднем уровне.

     Для подтверждения гипотезы нами проведена  корреляция. Коэффициент корреляции  равен 0,7796, то есть существует положительная, довольно тесная связь. Следовательно, чем выше статус младшего школьника в классном коллективе, тем выше привлекательность для него этого коллектива. Гипотеза нашла свое подтверждение.

Список  используемой литературы

  1. Абрамова  Г. С. Возрастная психология: Учебное  пособие для студентов вузов  – 4-е издание. – Москва, 1999
  1. Актуальные  проблемы психопедагогики начального образования. (Под ред. Бережковской Е.Л., Кравцовой Е.Е., Корепановой К.М.). - М., 2007.
  1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском  возрасте. – Питер,2009
  1. Гамезо  М. В., Петрова Е. А., Орлова Л. М. Возрастная и педагогическая психология. –  Москва, 2003 г 
  1. Давыдов В. В. Теория развивающегося обучения. М., 1996.
  1. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных  отношений. – Питер,2009
  1. Крайг Грэйс., Бокум Дон. Психология развития. –  Питер, 2005
  1. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в  малых группах. – Минск, 1976. с.17.
  1. Лисина  М.И. Общение, личность и психика  ребенка. – М., 1997.
  1. Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П. «Большой психологический  словарь»
  1. Мухина  В. С. Возрастная психология: феноменология  развития, детство, отрочество. – Москва
  1. Никольская  И.М., Грановская Р.М. Психологическая  защита у детей. – СПб.: Речь, 2006.
  1. Овчарова  Р. В. Справочная книга школьного  психолога. – М., 1996.

Информация о работе Изучение взаимосвязи социометрического статуса и привлекательности классного коллектива в младшем школьном возрасте