Изучение взаимосвязи социометрического статуса и привлекательности классного коллектива в младшем школьном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2012 в 06:27, курсовая работа

Краткое описание

Младший школьный возраст охватывает период от 6-7 до 10-11 лет и совпадает с обучением ребенка в начальной школе (1-4 класс). Для этого возраста характерно, что в качестве ведущей выступает учебная деятельность, в которой происходит усвоение человеческого опыта, кроющегося в научных знаниях. Школьная жизнь вводит ребенка в сложный и нормированный мир отношений, требуя от него организованности, ответственности, дисциплинированности и хорошей успеваемости. Теперь ребенок занимает новое место в системе семейных отношений: он – ученик, а значит он ответственный, с ним советуются и считаются.
Межличностные отношения детей в классном коллективе - это форма реализации социальной сущности каждого ребёнка, психологическая основа для дальнейшего личностного развития. Учебный коллектив для младшего школьника является первой социальной группой, в которой дети объединяются общей деятельностью, направленной на достижение общей цели. Именно в этом возрасте происходит глубокая перестройка всей структуры взаимоотношений между детьми. Неудовлетворенность своим положением в группе очень тяжело переживается детьми, что, отражается, в том числе, на их положении в классном коллективе.

Вложенные файлы: 1 файл

Взаимосвязь_социометрического_статуса__и_привлекательности_классного_коллектива_в_младшем_школьном_возрасте.doc

— 379.50 Кб (Скачать файл)
  1. Психология  личности. Учебное пособие. / под. Ред.проф. П.Е. Ермакова, проф. В.А. Лабунской. –  М.: Эмско, 2007.
  1. Рабочая книга школьного психолога/ под. Ред. И.В. Дубровиной, - М.: «Просвещение», 1991.
  2. Развитие личности ребенка. /Под ред. Фонарева А.Н. – М., 2007.
  1. Реан А. А. Психология человека от рождения до смерти. – Санкт-Петербург, 2002.
  1. Резников  Е. Н. Межличностные отношения  // Современная психология: Справочное руководство / Под ред. В. Н.   Дружинина. - М.: Инфра-М, 1999.
  1. Р. С. Немов. Психология. В трех книгах. Книга 2. Психология образования. 2-е изд. – М.: Просвещение  «ВЛАДОС», 1995. - 375 с.
  1. Сапогова  Е. Е. Психология развития человека. –  Москва, 2001
  1. Смирнова  Е.О. Психология ребенка. М., 2007.
  2. Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов:  Сост. Л. М. Семенюк. Под ред. Д. И. Фельдштейна.— Издание 2-е, дополненное. М.: Институт практической психологии, 1996.
  3. Хрестоматия по психологии: Учеб. пособие для студентов пед. нн-тов/Сост. В. В. Мироненко;  Под ред. А. В. Петровского.— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1987.
  1. Цукерман  Г.А. Виды общения в обучении. Томск, 2005.
  1. Шаповаленко И. В. Возрастная психология. – Москва, 2005 г.
  1. Статья: Учебно-методическая работа в школе и детском саду. Под редакцией И.А. Паршутина

     Приложение 1

     Анкета  «Оценка привлекательности  классного коллектива»

  1. Как ты оцениваешь свою принадлежность к классу?
    1. Чувствую себя частью класса;
    1. Участвую в большинстве видов деятельности;
    2. Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других;
    3. Не чувствую что являюсь частью класса;
    4. Учусь, не общаясь с другими детьми из класса;
    5. Не знаю, затрудняюсь ответить;
  1. Перешел бы ты учиться в другой класс, если бы представилась такая возможность?
    1. Не знаю, трудно сказать;
    2. Да, очень хотел бы перейти;
    3. Скорее всего перешел бы, чем остался;
    4. Не вижу никакой разницы;
    5. Скорее всего остался бы в своем классе;
    6. Очень хотел бы остаться в своем классе;
  1. Каковы взаимоотношения между учениками в вашем классе?
    1. Не знаю, затрудняюсь ответить;
    2. Хуже чем в любом другом классе;
    3. Хуже чем в большинстве классов;
    4. Примерно такие же, как и в большинстве классов;
    5. Лучше, чем в большинстве классов;
    6. Лучше, чем в любом другом классе;
  1. Каковы взаимоотношения учеников с классным руководителем?
    1. Лучше, чем в любом другом классе;
    2. Лучше, чем в большинстве классов;
    3. Примерно такие же, как и в большинстве классов;
    4. Хуже, чем в большинстве классов;
    5. Хуже, чем в любом другом классе;
    6. Не знаю, затрудняюсь ответить;
  1. Как относятся ученики к учебе в классе?
    1.      Лучше, чем в любом другом классе;
    2. Лучше, чем в большинстве классов;
    3. Примерно такие же, как и в большинстве классов;
    4. Хуже, чем в большинстве классов;
    5. Хуже, чем в любом другом классе;
    6. Не знаю, затрудняюсь ответить;
 

Приложение 2

Социометрическая  матрица 3 «А» класса

ФИО 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 + -
Базова  А 1   (+) (+)   (-)   +     +   (+)     5 1
Величко А 2 (+)   (+) +   -     + -   (+)     5 2
Гришина А 3 (+) (+)   + - - (+) + - + (-) (+) (+) - 8 5
Квитченко Е 4     -         (+) +   +       3 1
Крайнюков Д 5 (-)         (+)   (+)         (-) - 2 3
Марков  В 6       + (+)   + -       +     4 1
Никиташов Д 7     (+)         +     (+)   (+) + 5 0
Ступин  А 8 +     (+) (+)             - + + 5 1
Тарасов Д 9     +     + +     +     -   4 1
Тите  А 10 - +     +     -     + (+)     4 2
Черновский  Д 11   - (-) -     (+) + +           3 3
Чернышова А 12 (+) (+) (+)   -     +   (+)     + + 7 1
Черемных  К 13 + + (+) + - + (+) + + +   -   (+) 10 2
Шахов А 14         -       +     (+)     2 1
+ 5 5 6 5 3 3 6 7 5 5 3 6 4 4    
- 2 1 2 1 5 2 0 1 1 1 1 2 2 2    
(+) 2 3 5 1 3 1 3 2 0 1 1 4 2 1    
(-) 1 0 1 0 1 0 0 0 0 0 1 0 1 0    

Приложение 3

Персональные  социометрические индексы 3 «А» класса

ФИО

Индекс  эмоциональной экспансивности j-члена группы

Индекс  социометрического  статуса i-члена группы (положительный)

Индекс  социометрического  статуса i-члена группы (отрицательный)

Коэффи - циент удовлетво -ренности

Базова  А

0,31

0,38

-0,15

0,4

Величко А

0,23

0,38

-0,08

0,6

Гришина А

0,31

0,46

-0,15

0,75

Квитченко Е

0,15

0,38

-0,08

0,16

Крайнюков Д

0,08

0,23

-0,38

1,5

Марков  В

0,15

0,23

-0,15

0,25

Никиташов Д

0,38

0,46

0

0,6

Ступин А

0,31

0,54

-0,08

0,4

Тарасов Д

0,23

0,38

-0,08

0

Тите  А

0,15

0,38

-0,08

0,25

Черновский  Д

0

0,23

-0,08

0,33

Чернышова А

0,46

0,46

-0,15

0,57

Черемных  К

0,61

0,31

-0,15

0,2

Шахов А

0,08

0,31

-0,15

0,5


 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 4

Соотношение социометрических статусов 3 «А» класса

Фамилия и Имя ребенка Количество  положительных выборов Количество  отрицательных выборов Статус  в группе
Базова  Анастасия 5 2 Предпочитаемая
Величко Анастасия 5 1 Предпочитаемая
Гришина Ангелина 6 2 Звезда
Квитченко Егор 5 1 Предпочитаемый
Крайнюков Дмитрий 3 5 Пренебрегаемый 
Марков  Виктор 3 2 Пренебрегаемый
Никиташов Дмитрий 6 0 Звезда
Ступин  Алексей 7 1 Звезда
Тарасов Даниил 5 1 Предпочитаемый
Тите  Анжелика 5 1 Предпочитаемая
Черновский  Даниил 3 1 Пренебрегаемый
Чернышова Алена 6 2 Звезда
Черемных  Кирилл 4 2 Пренебрегаемый
Шахов Александр 4 2 Пренебрегаемый

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 5.

Социометрическая  матрица 3 «Б» класса

ФИО 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 + -
Аненкова  М 1   (+) (-) (+) +     - - (+) (-) - (-)   4 6
Бочарова  Е 2 (+)     (-) -   +   + (+) - +   - 5 4
Григоров  Н 3 (-) +       (+) -       +     + 4 2
Ивашина К 4 (+) (-)           + (-) +   + (-)   4 3
Карташов  А 5   (-) -     (+) +   (+) (+)       (+) 5 2
Корытин Д 6     (+)   (+)     (+)           - 3 1
Куртасов  А 7           -   (+) (+) -     (+)   3 2
Лачугин Н 8           (+) (+)     (+)   - (+) - 4 2
Пеньков Н 9 - -   - (+)   (+) +   (+)   - + + 6 4
Репин Д 10 (+) (+) - + (+)   + (+) (+)   (-) (+) (+) (+) 10 2
Сидашова  А 11 (-) + +       +     (-)   (+)     4 2
Синеокая  А 12 + +           - + (+) (+)       5 1
Старухин  О 13 (-)     -     (+) (+)   (+)   -     3 3
Сычев А 14   (-)   - (+)     +   +   - +   4 3
+ 4 5 2 2 5 3 8 7 5 9 2 4 5 4    
- 4 4 3 4 1 1 1 2 2 2 3 5 2 3    
(+) 3 2 1 1 4 3 3 4 3 7 1 2 3 2    
(-) 3 3 1 1 0 0 0 0 1 1 2 0 2 0    

Информация о работе Изучение взаимосвязи социометрического статуса и привлекательности классного коллектива в младшем школьном возрасте