Изучение детско-родительских отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2012 в 11:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучить особенности детско-родительских отношений в семье, их влияние на развитие ребенка.
Объект исследования – детско-родительские отношения.
Предмет исследования – процесс взаимоотношений в семье и стили семейного воспитания.

Содержание

Введение
ГЛАВА 1. ИЗУЧЕНИЕ ВОПРОСА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ КАК ФАКТОРА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
1.1. Семья в современном обществе
1.2. Негативное влияние внутрисемейных отношений на личность ребенка
1.3. Стили воспитания и их влияние на ребенка
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Организация, задачи и методы исследования
2.2. Описание методик исследования детско-родительских отношений
2.3. Результаты проведенного исследования
Заключение
Список использованных источников
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 215.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение

ГЛАВА 1. ИЗУЧЕНИЕ ВОПРОСА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ  КАК ФАКТОРА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

1.1. Семья в современном обществе

1.2. Негативное  влияние внутрисемейных отношений  на личность ребенка

1.3. Стили воспитания  и их влияние на ребенка

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ  ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В  СЕМЬЕ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1. Организация,  задачи и методы исследования

2.2. Описание  методик исследования детско-родительских  отношений

2.3. Результаты  проведенного исследования

Заключение

Список использованных источников

Приложения 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

       Влияние родителей на развитие ребенка очень  велико. Дети, растущие в атмосфере  любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов.

       Актуальность работы. Нет ничего в этом мире важнее, чем дети. Родители, педагоги озабочены тем, как сделать так, чтобы этот маленький ребенок, только что пришедший в мир, стал счастливым, удачливым, умным, добрым.

       В дошкольном детстве родители оказывают  самое большое влияние на личностное развитие ребенка. Дети в семье – один из самых главных устоев общества. Поэтому семейное воспитание останется главным. Детский сад может дополнить, но не заменить.

       В связи с постоянным усложнением  социально-экономической обстановки в нашей стране резко увеличилось  количество конфликтов, ссор в семьях, растет количество разводов, внебрачных детей; разрушается сама традиционная структура семьи с традиционными же взаимоотношениями и системой ценностей внутри нее. Казалось бы, никто не вправе посягать на традиционную роль родителей в воспитании своих детей, в выборе форм и методов родительских воспитательных воздействий. Однако многочисленные факты того, что дети стали жертвами или оказались перед угрозой смерти от рук собственных родителей становятся последнее время обычными и не могут не вселять тревогу.

       В силу непонимания особенностей современной  семьи и роли в ней женщины  появилось мнение, что личность ребенка  формируется автоматически. Многие родители забывают о главнейшей обязанности – воспитание детей, все заботы о своих детях переложили на детский сад, школу.

       Ребенок, растущий в неполноценной семье, с недостаточным вниманием к себе со стороны родителей, в семье с явно выраженной антипатией, вырастает социально дезадаптированной личностью. Часто такие дети замыкаются в себе, не могут преодолевать препятствия, возникающие на их жизненном пути, становятся агрессивными. Такие дети могут отставать в развитии, у них могут появляться психические отклонения. А это мешает вести полноценный образ жизни. Задача любого «здорового» общества – не только предотвратить последствия такого воспитания, но и исключить причины его появления.

       Все сказанное позволяет сделать  вывод, что проблема отношений родителей  и детей дошкольного возраста является актуальной и значимой на сегодняшний день.

       Цель  исследования – изучить особенности детско-родительских отношений в семье, их влияние на развитие  ребенка.

       Объект  исследования –  детско-родительские  отношения.

       Предмет исследования –  процесс взаимоотношений в семье и стили семейного воспитания.

       Гипотеза  исследования: предполагается, что межличностные отношения в семье влияют на психическое развитие ребенка дошкольного возраста.

       Задачи:

       1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблематике детско-родительских взаимоотношений в дошкольном возрасте.

       2. Подобрать комплекс методик для проведения исследования, изучить их.

       3. Провести исследование по выявлению зависимости развития личности ребёнка от условий внутрисемейного воспитания.

       Методы  сбора данных:

       В данной работе при проведении исследования для сбора данных использовались такие методы, как анализ психолого-педагогической литературы, беседа, наблюдение, тесты (рисуночный тест, тест-опросник).

       Теоретическая значимость работы содержится в анализе социально-психологического состояния семьи и взаимоотношений родителей и детей.

       Практическая  значимость курсовой работы заключается в раскрытии зависимости формирования личностных черт ребенка дошкольного возраста от внутрисемейных взаимоотношений.

       Курсовая  работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений. 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. ИЗУЧЕНИЕ ВОПРОСА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ КАК ФАКТОРА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

1.1. СЕМЬЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

       Одним из самых значимых факторов развития характера ребенка дошкольного возраста при формировании базовых черт его личности, первичных форм связей и отношений с внешним миром, воспринимаемых преимущественно через отношения с близкими взрослыми, является его семья. [1]

      Семья – ячейка общества (малая социальная группа), важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях – отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими совместное хозяйство.

      Семейные  взаимоотношения являются первоосновой развития человека и социализации личности. Семья – это первый и основной социальный институт, в который попадает человек. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей, в ней закладываются основы личности ребенка. [2]

      Родительство характеризуется системой предписанных культурой и обществом норм и правил, регулирующих распределение между родителями функций ухода за детьми и их воспитания в семье: определяющих содержание ролей, модели ролевого поведения. Родители несут ответственность перед обществом за организацию системы условий, соответствующих возрастным особенностям ребенка на каждой из ступеней онтогенеза и обеспечивающих оптимальные возможности его личностного и умственного развития [3, с. 98]

      Главными задачами семьи являются формирование первой социальной потребности ребенка – потребности в социальном контакте [4, с. 134], базового доверия к миру [4, с. 145] и привязанности [4, с. 121] в младенчестве; формирование предметно-орудийной компетентности в раннем возрасте и социальной компетентности в дошкольном. Эмоциональная насыщенность и эмоционально-позитивный характер межличностных отношений, устойчивость, длительность и стабильность взаимодействия, совместная деятельность и сотрудничество со взрослым как образцом компетентности, социальная поддержка и инициирование к самостоятельной деятельности делают семью уникальной структурой, обеспечивающей наиболее благоприятные условия для личностного и интеллектуального развития ребенка.

      Сущность семьи рассматривается, прежде всего, через ее функции. Понятие «функции семьи» отражает систему взаимодействия семьи и общества, а также семьи и личности. Под функциями семьи понимается способ проявления активности жизнедеятельности семьи и ее членов.

      И.В.Гребенников  утверждает, что к основным функциям семьи относятся воспитательная, хозяйственно-бытовая, психологической разрядки, духовного (культурного) общения, первичного социального контроля и сексуально-эротическая функции [5, с.24].

      Воспитательная функция семьи состоит в том, чтобы удовлетворять индивидуальные потребности в отцовстве и материнстве, в контактах с детьми и их воспитании.

      Хозяйственно-бытовая функция семьи заключается в удовлетворении материальных потребностей членов семьи (в пище, одежде, крове и т.д.), в содействии в сохранении их здоровья (восстановление затраченных в труде физических сил).

      Функция психологической разрядки состоит в удовлетворении потребностей членов семьи в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите.

      Функция духовного (культурного) общения несет в себе удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении.

      Функция первичного социального контроля обеспечивает выполнение членами семьи социальных норм.

      Сексуально-эротическая функция заключается в удовлетворении сексуально-эротических потребностей членов семьи.

      Более полная классификация, касающаяся семейной педагогики, принадлежит М.А.Галагузовой. Она рассматривает те функции семьи, которые касаются, прежде всего, воспитания и развития ребенка. [6, с.57]

      Репродуктивная функция обусловлена необходимостью продолжения человеческого рода.

      Демографическая ситуация сегодня складывается таким образом, что уровень смертности превышает уровень рождаемости.

      Экономическая и хозяйственно-бытовая функция. Социально-экономические изменения, происходящие в нашем обществе вновь активизируют экономическую функцию семьи в вопросах накопления имущества, приобретения собственности, приватизации жилья, наследования и т. д.

      Функция первичной социализации. Она обусловлена тем, что семья является первой и главной социальной группой, которая активно влияет на формирование личности ребенка.

      Обучение  ребенка тому социальному опыту, который накопило человечество, культуре той страны, где он родился и растет, ее нравственным нормам, традициям народа – прямая функция родителей.

      Рекреационная и психотерапевтическая функция. Смысл ее заключается в том, что семья должна быть той нишей, где человек мог бы чувствовать себя абсолютно защищенным, быть абсолютно принятым, несмотря на его статус, внешность, жизненные успехи, финансовое положение и т. д. [7, с.23]

      Воспитательная функция. Важную роль в процессе первичной социализации играет воспитание ребенка в семье, поэтому эта функция выделена отдельно. Родители были и остаются первыми воспитателями ребенка.

      В настоящее время одновременно функционируют  три модели семьи: патриархальная, детоцентристская и супружеская, которые в реальности взаимно переплетаются.

      Патриархальная семья – наиболее архаичная. Ведущим в ней является кровнородственное отношение: зависимость жены от мужа, детей от родителей, в связи с чем происходит жесткое закрепление семейных ролей. Брак внешне устойчив, семья состоит их нескольких поколений: прародителей, родителей и детей. Приветствуется многодетность. Главным считается муж: в его руках сосредоточены все экономические ресурсы семьи, ему принадлежит принятие основных решений. Жена берет фамилию мужа, подчиняется ему и уважительно к нему относится. Ее основные функции — рожать и воспитывать детей, вести домашнее хозяйство. Для такой семьи характерна родительская власть и авторитарная система воспитания.

      Детоцентристская семья возвышает роль частной жизни, интимности и ценности детей. Отношения между мужем и женой более или менее равноправны, сексуальность, практикуемая в браке, не сводится только к деторождению. Супруги регулируют сроки и частоту зачатия и совместно принимают решение о количестве детей. Социализация приобретает иной смысл, поскольку в семье может не быть брата или сестры, мало кузенов, контакты с которыми порой сведены до минимума. Ребенок превращается в объект особой родительской заботы и стойкой привязанности, ему стараются дать максимально возможное образование. Родительство является главной функцией семьи, стили воспитания разнообразны: от авторитарного до изнеживающего. В целом дети пользуются большим числом материальных и духовных благ, чем их родители, и могут выступать как главный смысл семьи. В отсутствие закрепленных семейных ожиданий и ролей возрастает значимость взаимной адаптации супругов (психологической, бытовой, сексуальной, духовной и пр.). Пожилые родители не хотят жить в доме детей, состоящих в браке, взрослые дети, в свою очередь, предпочитают самостоятельность. Вместе с тем молодая семья, отделившись от родительской, не утрачивает с ней связь. Родители оказывают материальную и моральную поддержку детям, надеясь, что те, в свою очередь, поступят по отношению к ним так же.

Информация о работе Изучение детско-родительских отношений