Изучение детско-родительских отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2012 в 11:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучить особенности детско-родительских отношений в семье, их влияние на развитие ребенка.
Объект исследования – детско-родительские отношения.
Предмет исследования – процесс взаимоотношений в семье и стили семейного воспитания.

Содержание

Введение
ГЛАВА 1. ИЗУЧЕНИЕ ВОПРОСА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ КАК ФАКТОРА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
1.1. Семья в современном обществе
1.2. Негативное влияние внутрисемейных отношений на личность ребенка
1.3. Стили воспитания и их влияние на ребенка
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Организация, задачи и методы исследования
2.2. Описание методик исследования детско-родительских отношений
2.3. Результаты проведенного исследования
Заключение
Список использованных источников
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 215.50 Кб (Скачать файл)

      Изменившееся  в XX в. социальное положение женщин приводит к возникновению супружеской семьи. Женщины осваивают новые сферы деятельности – общественно-трудовую и политико-культурную, начинают преобразовывать семейную сферу и успешно все это совмещают. Такому положению дел способствует отмирание «двойного» стандарта в отношении возможности получения образования и профессиональной подготовки, участие женщин в общественной жизни, индустриализация домашнего быта, рост числа детских образовательных учреждений и возможность планировать число детей. Однако мужчины, утратив профессиональную монополию, не спешат расстаться с «традиционными» семейными привилегиями, что порождает многочисленные семейные конфликты.

      Вместе  с тем наблюдается тенденция  к расширению мужской родительской роли, которая постепенно вбирает  в себя некоторые составляющие, традиционно  приписываемые материнскому поведению. Можно сказать, что супружество – это личностное взаимодействие мужа и жены, регулируемое моральными принципами и присущими им внутренними ценностями. Для такого взаимодействия характерна симметричность прав и в то же время асимметричность ролей супругов. Сознательное поощрение мужем индивидуальности жены сопряжено с повышением значимости ее личностных характеристик для него самого. Для мужа теперь важна сексуальная экспрессивность жены, а не только ее хозяйственно-практические качества, которые в прошлом определяли выбор супруги. Муж и жена перестают безоговорочно подчинять собственные интересы интересам детей. Супружеская модель открывает широкие возможности для автономии и самореализации каждого члена семьи: интересы мужа и жены разнообразнее семейных, а потребности и круг общения выходят за рамки брака. При этом основополагающие семейные ценности сначала формируются во взаимоотношениях супругов и лишь затем становятся естественной базой для детско-родительских отношений. Частота регулярных обменов с родственниками постепенно снижается. [8]

      Типологии семей можно разделить на две группы. К первой группе относятся типологии, учитывающие различия семейных структур. Часто используемые основания для выделения типов семьи и брака и соответствующие им категории семей:

      Принадлежность  супругов к определенной социальной общности:

      - эндогамия (такой брак, который  могут заключить только мужчины  и женщины, принадлежащие к  одной и той же социальной  группе или общности);

      - экзогамия (партнеров, для такого рода брака, выбирают за пределами своей общности).

      Количество  брачных партнеров:

      - моногамия (брак, заключаемый между  одним мужчиной и одной женщиной);

      - полигамия (брак, включающий в  себя несколько партнеров);

      - серийная моногамия (в определенный промежуток времени мужчина (женщина) состоит в браке с одним партнером, но в течение жизни таких супружеских союзов у него (нее) насчитывается более одного).

      Юридическое оформление брачных  отношений:

      - официально зарегистрированный  брак;

      - фактический («гражданский») брак.

      Структура власти в семье:

      - традиционная патриархальная (муж  является бесспорной главой семьи,  ярко выражена зависимость жены  от мужа, а детей от родителей);

      - традиционная матриархальная (персональное главенство принадлежит женщине);

      - неопатриархальная (стратегическим и деловым лидером выступает муж, а тактическим и эмоциональным лидером - жена);

      - неоматриархальная (здесь наоборот; общая черта - совместное лидерство мужа и жены при разделении сфер их влияния);

      - эгалитарная (полное и подлинное равноправие мужа и жены во всех без исключения вопросах семейной жизни).

      Количество  поколений в семье:

      - однопоколенная;

      - нуклеарная;

      - многопоколенная (расширенная, большая,  сложная).

      Наличие родителей:

      - полная;

      - неполная (материнская и отцовская);

      - функционально неполная («квазинеполная»);

      - особая (сложноорганизованная, смешанная), в том числе бинуклеарная.

      Количество  детей в семье:

      - малодетная;

      - среднедетная;

      - многодетная.

      Вторая группа типологий охватывает особенности функционирования семей, и прежде всего качество семейной жизни. В этом случае основаниями для типологий выступают следующие признаки.

      Качество  выполнения семейных функций:

      - нормально функционирующая;

      - дисфункциональная.

      Состояние психологического комфорта:

      - благополучная;

      - неблагополучная.

      Способность продуктивно разрешать  семейные проблемы:

      - зрелая;

      - проблемная.

      Удовлетворенность супругов своим браком:

      - оба удовлетворены браком;

      - один из супругов удовлетворен  браком, другой нет;

      - оба не удовлетворены браком. [8]

      В последние десятилетия современная  семья в большинстве стран  претерпевает серьезные изменения. Выделяются общие черты, свойственные семьям в современном обществе: падение рождаемости, усложнение межличностных отношений, рост разводов и, следовательно, рост числа неполных семей и семей с неродными родителями, широкое распространение внебрачных рождений.

      Многочисленные  исследования показывают, что все  семьи по-разному противостоят жизненным трудностям. Для одних последствием неблагоприятных воздействий будет нарастание семейных проблем: повышение конфликтности, снижение удовлетворенности семейной жизнью, болезни, развод и пр. Другие же, напротив, под воздействием стресса увеличивают свою сплоченность и умножают усилия для преодоления кризиса и сохранения семьи. При этом тип семьи, а не наличие или отсутствие внешних и внутренних патогенных факторов определяет ее способность действовать конструктивно и справляться с жизненными проблемами.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2. НЕГАТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ ВНУТРИСЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ЛИЧНОСТЬ РЕБЕНКА 

      Воспитание  ребенка в семье – сложный социально-педагогический процесс. Он включает влияние всей атмосферы и микроклимата семьи на формирование личности ребенка. Личный пример родителей – важнейшее средство влияния на воспитание ребенка. Непосредственно опыт ребенка, приобретенный в семье, в младшем возрасте становится подчас единственным критерием отношения ребенка к окружающему миру, к людям. [6, с.58]

      Однако, и в условиях семьи воспитание может быть деформированным, когда родители больны, ведут аморальный образ жизни, не обладают педагогической культурой и т.д. Конечно, семья воздействует на развитие личности детей не просто самим фактом, что есть семья, а благоприятным морально-психологическим климатом, здоровыми отношениями между ее членами

      Отклонения  в семейных отношениях негативно  влияют на формирование личности ребенка, его характера, самооценки и других психических качеств личности; у  этих детей могут возникать различные проблемы: состояние повышенной тревожности, ухудшение успеваемости в школе, трудности в общении и многие другие. Влияние семьи на формирование личности ребенка признается многими педагогами, психологами, психотерапевтами, психоневрологами.

      Потребность в общении появляется у ребенка  с первых дней жизни. Без достаточного удовлетворения этой потребности ущербным становится не только его психическое, но и физическое развитие.

      Прекращение детско-родительского контакта на длительное время нарушает естественное формирование многих качеств детей. 
Оптимальные возможности для интенсивного общения ребенка со взрослыми создает семья как посредством его постоянного взаимодействия с родителями, так и посредством тех связей, которые они устанавливают с окружающими (родственное, соседское, профессиональное, дружеское общение и т.п.). [7, с.22]

      Существенное  влияние на ребенка оказывает  согласованность либо наоборот дезорганизованность  супружеских отношений (и первое, и второе может быть свойственно  любому типу семьи). Имеются данные, согласно которым неблагополучная  семья негативно влияет на познавательную деятельность ребенка, на его речевое, интеллектуальное, личностное развитие. Установлена закономерность, согласно которой дети, воспитанные в конфликтной семье, оказываются плохо подготовленными в семейной жизни, а браки, заключенные выходцами из них, распадаются гораздо чаще. 
Конфликтная атмосфера в семье объясняет ту парадоксальную ситуацию, когда «трудные» дети растут в семьях с хорошими материальными условиями и относительно высокой культурой родителей (в том числе и педагогической) и, наоборот, когда в плохо обеспеченных семьях у родителей с низким образованием растут хорошие дети. Ни материальные условия, ни культура, ни педагогические знания родителей зачастую не способны компенсировать воспитательную неполноценность стрессовой, напряженной атмосферы семьи.

      Аномалии  в психическом и нравственном развитии ребенка, возникающие в  условиях неблагополучных семейных отношений, не есть следствие только их. Они могут возникать под  влиянием целого ряда побочных, сопутствующих  социальных явлений, которые нередко становятся причиной самой конфликтности либо действуют на нее в качестве катализаторов (отрицательные ориентации родителей, их низкая духовная культура, эгоизм, пьянство и т.п.).

      Эмоциональное состояние родителей остро воспринимают дети любого возраста. Там, где взаимоотношения родителей искажены, развитие детей идет с отклонением от нормы. В таких условиях омрачаются или даже утрачиваются представления о светлых идеалах любви и дружбы, которые человек усваивает в раннем возрасте на примере самых близких людей - отца и матери. Кроме того, конфликтные ситуации ведут к тяжелым психическим травмам. В семьях с ненормальными отношениями супругов более чем в два раза чаще встречаются дети с аномалиями психики. У лиц, воспитывавшихся в семьях, где родители конфликтовали между собой, заметно возрастает массивность невротических реакций. Духовное развитие ребенка во многом зависит от контактов, которые устанавливаются между родителями и детьми. Влияние отношений родителей к детям на особенности их развития носит многообразный характер. Получено достаточно убедительных доказательств того, что в семьях с прочными, теплыми контактами, уважительным отношением к детям у них активнее формируются такие качества, как доброжелательность, способность к сопереживанию, умение разрешать конфликтные ситуации и т.п. Им свойственно более адекватное осознание образа «Я», его целостность, а, следовательно, и более развитое чувство человеческого достоинства. Все это делает их коммуникабельными, обеспечивая высокий престиж в группе сверстников. [9] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3. СТИЛИ  ВОСПИТАНИЯ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА  РЕБЕНКА  

      В каждой семье складывается определенная, далеко не всегда осознанная ее членами  система воспитания. Родители оказывают  наибольшее влияние на жизнь своих детей. Именно поэтому их понимание того, о чем дети должны думать, как они должны учиться и как их необходимо воспитывать, имеет решающее значение в формировании будущей модели поведения растущих детей. Существуют следующие стили, которые используют родители в воспитании своих детей: [10, с.62.]

      Авторитарные  родители (авторитарный стиль воспитания, «диктат», «доминирование»).

      Авторитарному (диктаторскому) стилю воспитания недостает  теплоты, для него характерна строгая  дисциплина, общение в режиме «родитель-ребенок» превалирует над общением ребенок-родитель, ожидания таких родителей в отношении их детей весьма велики. Все решения принимают родители, считающие, что ребенок во всем должен подчиняться их воле, авторитету.

Информация о работе Изучение детско-родительских отношений