Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2012 в 11:19, курсовая работа
Цель исследования – изучить особенности детско-родительских отношений в семье, их влияние на развитие ребенка.
Объект исследования – детско-родительские отношения.
Предмет исследования – процесс взаимоотношений в семье и стили семейного воспитания.
Введение
ГЛАВА 1. ИЗУЧЕНИЕ ВОПРОСА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ КАК ФАКТОРА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
1.1. Семья в современном обществе
1.2. Негативное влияние внутрисемейных отношений на личность ребенка
1.3. Стили воспитания и их влияние на ребенка
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Организация, задачи и методы исследования
2.2. Описание методик исследования детско-родительских отношений
2.3. Результаты проведенного исследования
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Еще одна причина гиперопеки – инертность родительского отношения к ребенку: к уже подросшему ребенку, к которому нужно предъявлять более серьезные требования, продолжают относиться как к маленькому.
Гиперопека проявляется не только в ограждении ребенка от всего, что, по мнению взрослых, может повредить здоровью; но и в игнорировании собственных желаний малыша, в стремлении все делать за или вместо него - одевать, кормить, умывать, а по сути – жить вместо него. Жесткое следование режиму, страх отступить от правила – все это проявления чрезмерных страхов родителей, которые зачастую оборачиваются невротизацией и детей, и самих взрослых.
Взрослые всегда спешат. Маме некогда ждать, когда малыш натянет колготки или застегнет пуговицы, ее раздражает, что он долго сидит за столом и размазывает по тарелке кашу, обливает себя молоком, не умеет толком умыться и вытереть руки. И не обращая внимания на то, как ребенок пусть пока еще и неловко, но упорно старается просунуть пуговицу в петлю, настойчиво пытается справиться с непослушным мылом, отстраняет его руки: «Дай я сама сделаю, как следует». Стремление сделать все за ребенка проявляется и в том, как взрослые играют с ним. Малыш пытается собрать пирамидку, но у него не получается надеть колечко на стержень, он хочет открыть коробку, но крышка «не слушается» его, он пытается завести ключом машинку, но ключ «не хочет» поворачиваться в отверстии. Ребенок сердится, бежит к маме. И заботливая мама, вместо того, чтобы похвалить его за старание, поддержать и терпеливо помочь ему вместе справиться с трудностями, сама собирает, открывает, поворачивает.
В сущности, за стремлением делать все за ребенка скрывается недоверие к его возможностям. Взрослые откладывают воспитание самостоятельности на будущее, когда малыш подрастет: «Сделаешь сам, когда вырастешь». А когда он подрастает, вдруг оказывается, что он ничего не умеет и не хочет делать самостоятельно. Как разнятся в этом отношении дети одного и того же возраста в яслях или детском саду: одни сами открывают свои шкафчики, старательно и ловко натягивают на себя курточки и сапожки, радостно бегут на прогулку, другие безучастно сидят на банкетке и ждут, пока их оденет воспитатель. Пассивность, постоянное ожидание того, что взрослые накормят, умоют, уберут, предложат интересное занятие – вот следствие гиперопекающего стиля воспитания, который формирует у ребенка общую установку на жизнь не только в семье, но и в боле широком социальном контексте.
Ребенок, привыкший к чрезмерной опеке, может стать послушным, удобным для родителей. Однако за внешним послушанием часто скрывается неуверенность в себе, в своих силах, боязнь ошибиться. Гиперопека подавляет волю и свободу ребенка, его энергию и познавательную активность, воспитывает покорность, безволие и беспомощность, тормозит развитие настойчивости в достижении цели, трудолюбия, своевременное формирование различных умений и навыков.
Гиперопека может обернуться и другой крайностью. Стараясь вырваться из-под контроля взрослых, ребенок может стать агрессивным, непослушным, своевольным. Многие жалобы родителей на негативизм, упрямство, строптивость малышей, которые наиболее ярко проявляются к концу раннего возраста, в период кризиса 3-х лет, обусловлены непониманием взрослыми стремления ребенка взрослеть. В старших возрастах эти качества могут закрепиться, стать устойчивыми чертами личности.
Постоянный контроль и ограничения могут с возрастом сформировать у ребенка скрытность, умение хитрить. В подростковом возрасте ребенок может начать сознательно использовать ложь как средство самозащиты от бесконечного внедрения взрослых в свою жизнь, что в итоге приведет к отчуждению от родителей, особенно опасному в этом возрасте. Последствием гиперопеки может стать формирование зависимости от чужого, в том числе и негативного влияния других людей. Главная неблагоприятная роль гиперопеки – передача избыточного беспокойства детям, психологическое заражение не свойственной возрасту тревогой. Это порождает зависимость, несостоятельность, инфантилизм, неуверенность в себе, избегание риска, противоречивые тенденции в формировании личности, отсутствие своевременно развитых навыков общения.
В большинстве случаев родители довлеют над своими «чадами» на протяжении всей жизни, что способствует развитию инфантилизма (сохранению у взрослых психических черт, свойственных детскому возрасту). Проявляется в незрелости суждений, эмоциональной неустойчивости, нестабильностью взглядов. Именно под влиянием этого стиля вырастают «маменькины сынки». [11]
В заключение данной главы можно сделать вывод:
в
жизни каждого человека его родители
играют одну из главных ролей. От отношения
отца и матери к своему ребенку
во многом зависит процесс формирования
его личности. Мировоззрение, становление
характера, нравственные основы, отношение
к духовным и материальным ценностям в
первую очередь воспитываются у детей
родителями. А зависит этот процесс во
многом от того, как удовлетворяются в
семье основные потребности ребенка, насколько
правильно с точки зрения его развития
и воспитания проявляются родительские
позиции.
ГЛАВА 2.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
В СЕМЬЕ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. ОРГАНИЗАЦИЯ,
ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Целью практической части работы является исследование особенностей детско-родительских отношений в семье, их влияние на развитие ребенка.
Исходя из цели, определены задачи:
1. Обосновать замысел и описать процедуру экспериментального изучения особенностей детско-родительских отношений в семье.
2. Определить удовлетворённость своим положением в семье самого ребёнка.
3. Выяснить родительское отношение к ребёнку.
4. Сформулировать основные выводы и практическую значимость проведенного исследования.
Исследование проводилось в городе
В исследовании приняли участие 10 семей, имеющих детей дошкольного возраста.
Практическая работа по изучению взаимоотношений в семье проводилась с помощью следующих методов:
[14]
2.2. ОПИСАНИЕ
МЕТОДИК ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ
ОТНОШЕНИЙ
Для обследования детей мною был использован тест Р.Бернса и С.Коуфмана «Кинетический рисунок семьи».
Цель:
-
исследование межличностных
- выявление отношений в семье, вызывающих тревогу у ребёнка.
Методика проведения:
Инструкция к проведению (см. Приложение 1).
Тест состоит из двух частей: рисование своей семьи и беседа после рисования.
Ребёнку предлагается лист бумаги, карандаши, ластик. Ставится условие: необходимо нарисовать свою семью так, чтобы её члены были чем-либо заняты.
Информативными особенностями считается качество изображения: тщательность прорисовки или небрежность в рисовании отдельных членов семьи, расположение объектов рисунка, стирание всего рисунка или его отдельных частей, красочность изображения, положение объектов на листе, заштрихованность отдельных частей рисунка, размеры.
Содержательными характеристиками рисунка являются: изображение деятельности членов семьи, их взаимное расположение по отношению друг к другу и к ребёнку, присутствие или отсутствие членов семьи и самого ребёнка, а также соотношение людей и вещей на рисунке.
В рисунках дети могут выразить то, что им трудно бывает высказать словами. Изображение на рисунке себя непропорционально маленького, неподвижного или отсутствие «Образа-я» свидетельствует о переживании ребенком чувства неполноценности в семье, его депрессивности.
Анализ рисунков детей и беседы с ними позволяет судить об осознании ребенком и оценивании своего одиночества в семье, об умении улавливать симпатии и антипатии к себе со стороны членов семьи, оценивать психологический климат в семье.
Анализ результатов рисунков осуществлялся по следующим показателям (симтомокомплексам):
1. Благоприятная семейная ситуация;
2. Тревожность;
3. Конфликтность в семье;
4. Чувство неполноценности;
5. Враждебность в семейной ситуации.
На основании этих показателей выявляются уровни влияния семейных отношений на ребёнка (см. Приложение 2).
К высокому уровню детско-
Средний уровень детско-родительских отношений: отсутствие кого-либо из членов семьи, наличие беспокойства, ребёнок рисует себя грустным, вдали от родителей, наличие враждебности по отношению к взрослым через штриховку деталей, отсутствие некоторых частей тела (рук, рта).
Низкий уровень детско-родительских отношений: наличие одного из родителей с предметом, угрожающим для ребёнка (ремень), запуганное выражение лица ребёнка, ощущение эмоционального напряжения через использование в рисунке тёмных красок.
Наличие враждебности по отношению к родителям прослеживается через прорисовку таких деталей, как разведённые руки, растопыренные пальцы, оскаленный рот и т.д.
После того, как дети заканчивали рисунок, с ними отдельно проводилась беседа по следующей схеме:
1. Кто нарисован на рисунке? Что делает каждый член семьи?
2. Где работают и учатся члены семьи?
3. Как в семье распределяются домашние обязанности?
4. Каковы взаимоотношения ребенка с остальными членами семьи?
Заполняется
бланк регистрации результатов оценки
КРС (см. Приложение 3).
Для выявления родительского отношения к детям был предложен тест-опросник родительского отношения А.Я.Варга, В.В.Столина.
Цель: изучить выявление родительского отношения к детям.
Методика проведения:
Данный
тест предусматривает собой
Данный опросник состоит из 61 утверждения (см. Приложение 4). Опросник заполняли оба родителя из каждой семьи. Результаты оценивались по 5 шкалам: I – «принятие-отвержение»; II – «кооперация»; III – «симбиоз»; IV – «авторитарная гиперсоциализация»; V – «маленький неудачник».
Родителям были предложены бланки с утверждениями. С каждым утверждением родитель может либо согласиться (поставить «верно» или «+»), либо не согласиться (поставить «неверно» или «-»).
Основанием для оценки служил ключ к опроснику (см. Приложение 5), который позволил выявить уровень родительских отношений.
При подсчете тестовых баллов по всем шкалам учитывается «верно».
Порядок подсчета тестовых баллов (см. Приложение 6).
На мой взгляд, наиболее оптимальным является такой уровень родительских отношений, как «кооперация» – это социально желаемый образ родительского поведения. Родитель высоко оценивает способности своего ребёнка, испытывает чувство гордости за него, поощряет инициативу и самостоятельность, старается быть с ним на равных.
К нейтральному уровню можно отнести отношения по типу «симбиоз» и «маленький неудачник». Родитель видит своего ребёнка младше по сравнению с реальным возрастом, стремится удовлетворить его потребности, оградить от трудностей и неприятностей жизни, не предоставляет ему самостоятельности.