Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июля 2013 в 07:22, курсовая работа
Цель настоящей работы состоит в анализе путей развития коммуникативных умений у детей 6 года жизни при взаимодействии педагогов и родителей.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть коммуникативные умения как основу психического развития ребенка,
- разработать программу по развитию коммуникативных умений детей 6 года жизни,
- на основе полученных данных разработать рекомендации по развитию коммуникативных умений у детей 6 года жизни при взаимодействии педагогов и родителей.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Изучение коммуникативной деятельности детей среднего дошкольного возраста с ЗПР………………6
1.1 Цель, задачи, принципы, методы экспериментального изучения коммуникативной деятельности детей с ЗПР ....…10
1.2 Направление экспериментального изучения детей с ЗПР………..12
1.3 Анализ экспериментального изучения коммуникативной деятельности детей в экспериментальной и сравнительной группе детей …………………………………………………...………………22
Заключение……………………………………………………………………….27
Список литературы………………………………………………………………34
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Изучение коммуникативной деятельности детей среднего
дошкольного возраста с ЗПР…………………………………………6
1.1 Цель, задачи, принципы, методы экспериментального изучения
коммуникативной деятельности детей с ЗПР ....………………...10
1.2 Направление экспериментального изучения детей с ЗПР………..12
1.3 Анализ экспериментального изучения коммуникативной
деятельности детей в экспериментальной и сравнительной группе
детей …………………………………………………...………………22
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Существование человека невозможно без коммуникативной деятельности. Вне зависимости от пола, возраста, образования, социального положения, территориальной и национальной принадлежности и многих других данных, которые характеризуют человеческую сущность, мы постоянно запрашиваем, передаем и храним информацию, то есть активно ведем коммуникативную деятельность (Алифанова Е.М.) [2].
Сфера коммуникации является необходимой составляющей социума, в котором существует человек. Сегодня, когда напряженностью и стабильностью можно охарактеризовать все сферы жизнедеятельности человека, конструктивно – коммуникативная деятельность приобрела особенную значимость. Именно в сфере коммуникации люди осуществляют и свои профессиональные, и личные планы.
Один из самых важных факторов психического развития дошкольника- его общение со взрослыми и сверстниками. В своих исследованиях Гойхман О.Я. [9] , Жукова Ю.М. [14], Леонтьева А.А. [19], Лисиной М.И. [20], Марковой А.К. [26] отмечали - способность к установлению взаимоотношений можно рассматривать как специфическую форму активности субъекта. Именно в общении человек раскрывает свои личностные качества. Лисина М.И. [20], Маркова А.К. [26] подчеркивали, что в процессе коммуникативной деятельности важным является не только проявление личностных качеств человека, но и их развитие и формирование в процессе коммуникации. Это можно объяснить тем, что в процессе общения люди усваивают общечеловеческий опыт, ценности, знания и способы деятельности. Таким образом, отмечают авторы, человек формируется как личность и субъект деятельности. В этом смысле общение становится важнейшим фактором развития личности.
Задержка психического развития - одна из самых распространенных форм психической патологии детского возраста. Дети с ЗПР составляют сегодня практически ¼+ часть детской популяции. Специальное изучение психологами и педагогами детей с ЗПР началось относительно недавно, а именно около пятнадцати лет назад. Такие ученые, как М.С. Певзнер [33], Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Л.И. Переслени [25], З.И. Калмыковой [26] и др., в своих работах рассматривали причины возникновения ЗПР.
Многими авторами (М.С. Певзнер [33], Е.С. Слепович [40], Р.Д. Триггер [41], У.В. Ульенкова [43] и др.) была отмечена недостаточность развития общения у детей с задержкой психического развития, его незрелость, которая проявляется в ситуативности поведения. Экспериментальных исследований коммуникативной деятельности детей с ЗПР, как было отмечено Р.Д. Триггер в ее работе «Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития», не так уж и много. Вопреки постоянному интересу ученых к проблемам оптимизации коррекционно-логопедической работы с этой категорией детей, на сегодняшний день не существует целостного представления о закономерностях формирования у них навыков общения; мало изучены соответствующие условия, которые способствуют полноценному развитию основных операциональных составляющих их коммуникативного акта.
Проблема развития общения в дошкольном возрасте относительно молодая, но интенсивно развивающаяся область возрастной психологии и педагогики. Ее родоначальником, как и многих других проблем генетической психологии, был Ж. Пиаже.
Коммуникативные факторы
в сфере общения со сверстником
могут существенно влиять также
на академическую успеваемость у
школьников. Эти и некоторые другие
факты привлекли внимание исследователей
к проблеме общения дошкольников,
которая в последние
Вышесказанное и определяет актуальность настоящей работы.
Цель настоящей работы состоит в анализе путей развития коммуникативных умений у детей 6 года жизни при взаимодействии педагогов и родителей.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть коммуникативные
умения как основу
- разработать программу по развитию коммуникативных умений детей 6 года жизни,
- на основе полученных
данных разработать
Гипотеза исследования состоит в следующем: интенсивное общение ребенка со сверстниками и взрослыми повышает коммуникативные характеристики ребенка.
Методы исследования:
База исследования: ГДОУ д/с № 246 г. Санкт-Петербург. В исследовании принимали участие две группы детей: 10 детей шестого года жизни с задержкой психического развития. В контрольную группу были включены дети с речевой нормой шестого года жизни в количестве 10 человек.
Глава 1. Изучение коммуникативной деятельности детей среднего дошкольного возраста с ЗПР
Коммуникативная деятельность – это особый, специфический вид познавательной деятельности, в процессе которого происходит взаимный обмен информацией, мыслями, чувствами, способами поведения, привычками. Это система речевых актов, речевого поведения, что обеспечивает общение, взаимопонимание между людьми, создает коммуникативный контекст, в котором реализуются речевые акты.
Коммуникативная деятельность
значительно шире по объему выполняемых
действий и операций, предусматривает
широкое использование
Таким образом, коммуникативная
деятельность предполагает овладение
развитым речью и умениями применять
язык в конкретной ситуации общения,
т.е. коммуникативно-речевыми навыками.
Коммуникативные навыки формируются
в процессе общения и обеспечивают одновременное
активное взаимодействие, самопрезентации
личности в целом, а именно, его индивидуальных
особенностей, мировоззрения, направленности
моральных качеств.
Большинство исследователей склонны считать, что коммуникативные навыки являются сложным системно-интегративным понятием, отражающим способность индивида к осуществлению коммуникативной деятельности, способности воспринимать и порождать целостные речевые высказывания (тексты) в соответствии с конкретной ситуацией общения и имеют творческий характер.
Таким образом, под коммуникативными
навыками понимаются речевые действия,
реализуемые на основе языковых знаний
и способов деятельности по оптимальным
параметрам сознательного произвольного
и осознанного варьирования при выборе
и сочетание речевых операций (навыков)
в зависимости от цели, ситуации, общения
и собеседника, с которым происходит коммуникация.
Они имеют творческий характер, т.е. требуют
умения быстро ориентироваться в условиях
общения.
Анализ психолого-педагогической литературы
по проблеме показал наличие. Ведущими
среди них признаются: навыки общения
и навыки интеллектуально-речевого плана;
структурно-композиционные, лексико-и
грамматико-стилистические навыки. Кроме
того, ученые выделяют ряд навыков, которые
нужно развивать у детей среднего дошкольного
возраста в сфере устной коммуникации.
М.М. Исаенко определяет в общей структуре коммуникативных навыков следующие уровни (компоненты): когнитивно-информационный, эмоционально-выразительный и оценочный, каждый из которых представлен соответствующей совокупностью умений и навыков. Указанные компоненты выступают критериями коммуникативной компетенции личности и могут быть использованы как основа экспериментального исследования сформированности коммуникативных навыков детей среднего дошкольного возраста.
В контексте формирования коммуникативных навыков детей среднего дошкольного возраста с ЗПР данная проблема имеет свою специфику, которая определяется особенностями их коммуникативного развития, которые обусловлены преимущественно функциональным состоянием ребенка, конкретным характером нарушения, социальной ситуацией развития.
Современные исследователи (Н.А. Бастун,
Т.А. Власова, Г.Н. Ефремова Т.Д. Илляшенко,
В.В. Ковальов, К.С. Лебединская, А.Ф. Мельникова,
М.С. Певзнер, Е.С. Слепович, В.В. Тарасун
и др.) указывают на такие особенности
психического развития детей с ЗПР, как
трудности в овладении элементарной грамотой;
формировании навыков элементарных мыслительных
операций, чтения, письма, счета, легкие
нарушения мнемической, интеллектуальной
и речевой деятельности, эмоционально-волевой
регуляции поведения, снижение работоспособности,
памяти, внимания, речевых функций.
Задержка психического развития детей
является сложным полиморфным нарушением,
соответственно страдают разные компоненты
психической и физической деятельности.
Детям с ЗПР свойственно "неравномерное
нарушение психических функций"; определенные
расстройства способности к абстрактному
мышлению, недостаточность сенсомоторной
координации, общая моторная медлительность.
Деятельность детей с ЗПР характеризуется
общей неорганизованностью, импульсивностью,
недостаточной целеустремленностью, слабой
языковой регуляцией, низкой активностью
во всех видах деятельности, особенно
спонтанной. При обследовании речевого
развития навыков детей среднего дошкольного
возраста с ЗПР выявляется ограниченный
словарный запас, неправильное использование
грамматических категорий (род, число,
падеж, построение предложения), слабые
фонетические характеристики речи (интонация,
дикция, тон речи, ее выразительность).
Крайняя ограниченность словарного запаса
у детей с ЗПР, осложненной общим недоразвитием
речи, в научной литературе рассматривается
как один из главных факторов, мешающих
их речевому общению. Несформированность
языковых способностей неизбежно приводит
к трудностям организации коммуникативной
деятельности, что в свою очередь, обусловливает
недостаточную произвольность учебной
деятельности. Несформированность одного
из компонентов коммуникации вызывает
искажение процесса за счет смещения иерархии
целей и невозможности последовательно
их осуществить.
Кроме проблем, связанных с речью,
у детей ЗПР наблюдаются
Следовательно, возникает необходимость своевременной и эффективной корректировки как процесса речи, так и коммуникативно-речевой деятельности детей среднего дошкольного возраста с ЗПР.
Анализ психолого-педагогической литературы, государственных документов, наблюдений за учебно-воспитательной работой с детьми с ЗПР, собственный опыт практической деятельности позволили выделить коммуникативные уровни и показатели сформированности коммуникативных навыков детей. Так:
1.1 Цель, задачи, принципы,
методы экспериментального
Экспериментальное исследование проводилось на базе ГДОУ д/с № 246 г. Санкт-Петербург. В исследовании принимали участие две группы детей: 10 детей шестого года жизни с задержкой психического развития. В контрольную группу вошли дети с речевой нормой шестого года жизни в количестве 10 человек.
Целью исследования явилось изучение особенностей формирования коммуникативных навыков у детей шестого года жизни с задержкой психического развития.
В экспериментальное исследование вошло три этапа:
На данном этапе происходило определение ведущей формы общения, а также ведущих средств общения дошкольников.
Данный этап имеет своей задачей формирование у детей с задержкой психического развития внеситуативных форм общения со взрослым.