Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июля 2013 в 07:22, курсовая работа
Цель настоящей работы состоит в анализе путей развития коммуникативных умений у детей 6 года жизни при взаимодействии педагогов и родителей.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть коммуникативные умения как основу психического развития ребенка,
- разработать программу по развитию коммуникативных умений детей 6 года жизни,
- на основе полученных данных разработать рекомендации по развитию коммуникативных умений у детей 6 года жизни при взаимодействии педагогов и родителей.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Изучение коммуникативной деятельности детей среднего дошкольного возраста с ЗПР………………6
1.1 Цель, задачи, принципы, методы экспериментального изучения коммуникативной деятельности детей с ЗПР ....…10
1.2 Направление экспериментального изучения детей с ЗПР………..12
1.3 Анализ экспериментального изучения коммуникативной деятельности детей в экспериментальной и сравнительной группе детей …………………………………………………...………………22
Заключение……………………………………………………………………….27
Список литературы………………………………………………………………34
На этом этапе были выявлены ведущие формы и средства общения детей после экспериментального обучения.
В процессе констатирующего эксперимента для изучения форм общения была использована методика Е.О. Смирновой, А.Г. Рузской [37]. В процессе обследования были смоделированы три ситуации, каждая из которых являлась доступной для выявления одной из 3-х форм общения (ситуативно-деловой, внеситуативно-познавательной и внеситуативно-личностной), характерных дошкольникам.
В процессе проведения исследования было решено не ограничиваться обнаружением признаков высшей формы общения, а по возможности, количественно оценивая некоторые из них, выяснить, как действует ребенок при каждом типе общения. Вывод о превалировании одной из форм общения был сделан, основываясь на сумму показателей, подтверждающей, что в определенной ситуации исследуемый достиг наиболее высоких результатов.
Исходя из описанного выше, мною использовалась методика Е.О. Смирновой, А.Г. Рузской исследования на основе моделей 3-х форм общения детей с взрослыми: ситуативно-делового, внеситуативно-познавательного и внеситуативно-личностного [37].
1.2 Направление экспериментального изучения детей с ЗПР
Для возникновения и развития отношений сотрудничества у детей среднего дошкольного возраста нужна специальная организация взрослым педагогических ситуаций, в которых дети приобретают опыт взаимодействия. Этому способствует совместная продуктивная деятельность, где у ребенка появляется необходимость вступать в отношения сотрудничества – согласования и соподчинения действий.
Оптимальными формами предъявления нормативных способов сотрудничества и разрешения конфликтных ситуаций являются инсценировки «положительных» и «отрицательных» способов взаимодействия с последующим их обсуждением. В результате этого ребенок, оказавшись в проблемной ситуации сотрудничества, самостоятельно присваивает и использует нормативные правила. В шестилетнем возрасте дошкольники могут успешно сотрудничать друг с другом на знакомом материале, с которым они ранее действовали индивидуально.
Выделяются два основных вида организации сотрудничества детей среднего дошкольного возраста на занятиях: распределение деятельности по роли (разделение функций) и подчинение действий правилу (разделение материала). Овладев этими видами сотрудничества в отдельности, дети в дальнейшем применяют их одновременно при выполнении более сложных заданий. К шестилетнему возрасту становятся возможными использование дошкольниками нового, незнакомого материала при выполнении задач творческого характера, а также гибкая смена и сочетание усвоенных способов в зависимости от условий задания. Возраст шести лет, по данным нашего исследования, может быть рассмотрен как сензитивный период для развития содержательного взаимодействия дошкольников в образовательном процессе.
Развитие продуктивного взаимодействия детей 6 лет со сверстниками на занятиях ведет к преодолению эгоцентрической позиции и усилению творческих возможностей ребенка в индивидуальной деятельности.
«Кто говорит?»
Цель: развитие внимания к партнеру, слуховое восприятие.
Дети стоят в полукруге. Один ребенок — в центре, спиной к остальным. Дети задают ему вопросы, на которые он должен ответить, обращаясь по имени к задавшему вопрос. Он должен узнать, кто обращался к нему. Тот, кого ребенок узнал, занимает его место.
«Комплименты»
Цель: развитие умения оказывать положительные знаки внимания сверстникам.
Дети становятся в круг. Педагог, отдавая мяч одному из детей, говорит ему комплимент. Ребенок должен сказать «спасибо» и передать мяч соседу, произнося при этом ласковые слова в его адрес. Тот, кто принял мяч, говорит «спасибо» и передает его следующему ребенку. Дети, говоря комплименты и слова благодарности, предают мяч сначала в одну, потом в другую сторону.
«Как говорят части тела»
Цель: учить невербальными способам общения.
Воспитатель дает ребенку разные задания. Покажи:
— как говорят плечи «Я не знаю»;
— как говорит палец «Иди сюда»;
— как ноги капризного ребенка требуют «Я хочу!», «Дай мне!»;
— как говорит голова «Да» и «Нет»;
— как говорит рука «Садись!», «Повернитесь!», «До свидания».
Остальные дети должны отгадать,
какие задания давал
«Зоопарк»
Цель: развитие невербальных способов общения.
Каждый из участников представляет себе, что он — животное, птица, рыба. Воспитатель дает 2—3 минуты для того, чтобы войти в образ. Затем по очереди каждый ребенок изображает это животное через движение, повадки, манеру поведения, звуки и т.д. Остальные дети угадывают это животное.
«Удержи предмет»
Цель: развивать способность к согласованности действий с партнером.
Дети разбиваются на пары. Пары соревнуются друг с другом. Педагог предлагает удержать листок бумаги лбами (надувной шар — животами) без помощи рук, передвигаясь по групповой комнате. Побеждает та пара, которая более длительное время удерживает предмет.
«Змея»
Цель: развивать навыки группового взаимодействия.
Дети становятся друг за другом и крепко держат впереди стоящего за плечи (или за талию). Первый ребенок — «голова змеи», последний — «хвост змеи». «Голова Змеи» пытается поймать «хвост», а потом уворачивается от него. В ходе игры ведущие меняются. В следующий раз «головой» становится тот ребенок, который изображал «хвост» и не дал себя поймать. Если же «голова змеи» его поймала, этот игрок становится в середину. При проведении игры можно использовать музыкальное сопровождение.
«Возьмемся за руки, друзья»
Цель: учить детей чувствовать
прикосновения другого
Педагог и дети стоят в кругу, на небольшом расстоянии друг от друга, руки вдоль туловища. Нужно взяться за руки, но не сразу, а по очереди. Начинает педагог. Он предлагает свою руку ребенку, стоящему рядом. И только после того, как ребенок почувствовал руку взрослого, свою свободную руку он отдает соседу. Постепенно круг замыкается.
«Рисунок на спине»
Цель: развивать кожную чувствительность
и способность различать
Дети разбиваются на пары. Один ребенок встает первым, другой — за ним. Игрок, стоящий сзади, рисует указательным пальцем на спине партнера образ (домик, солнышко, елку, лесенку, цветок, кораблик, снеговика и т.д.). Партнер должен определить, что нарисовано. Затем дети меняются местами.
Анализ психолого-
1. Выявление условий
2. Разработка средств, форм, содержания, методов развития коммуникативных умений в педагогической системе «Детский сад – семья».
Мы решили строить свою работу в двух направлениях:
1.Работа с коллективом воспитателей.
2.Работа воспитателей с коллективом родителей.
Целью работы с коллективом воспитателей является подготовка воспитателя к взаимодействию с родителями, совершенствование культуры педагога, развитие коммуникативных умений.
Для реализации этой цели мы использовали следующие формы работы:
1. Анкетирование воспитателей
с целью выяснения трудностей
во взаимоотношениях с
2. Обучение педагогическому тренингу общения.
3. Овладение воспитателями самодиагностикой (В.А.Кан-Калик, Н.Д. Никандров).
4. Консультация: Стили взаимоотношений в системах «Взрослый – взрослый» (воспитатели - родители, воспитатели - воспитатели), «Взрослый – ребенок».
5. Проведение двух семинаров
- практикумов «Развитие
Для организации работы воспитателей с коллективом родителей мы использовали схему поэтапной работы, предложенную А.А. Петрикевич, В.П. Дубровой.
Свою работу по установлению взаимодействия с родителями мы разделили на пять этапов:
1 этап - моделирование взаимодействия.
На этом этапе происходит установление компенсаторных связей («Детский сад – семье», «Семья - детскому саду») с целью формирования общей готовности к участию в жизни группы. Мы познакомили воспитателей с методикой изучения семьи и семейного воспитания (Г.Т. Хоментаускас, Л.Я.Вага, В.В.Столин).
Воспитателями были проведены групповые собрания, анкетирование, тестирование, посещение каждой семьи, консультации т.д. Таким образом, воспитатели получили полное представление о каждой семье, о стилях отношений, психологическом климате, отношение к ребенку.
2 этап - установление между
воспитателями и родителями
На этом этапе работа строилась в двух направлениях:
1.Привлечение внимания родителей к детям.
2.Привлечение внимания родителей к воспитателям, к другим родителям.
Для привлечения внимания родителей к детям воспитатели обучили родителей тренингу общения, были проведены ряд консультаций, на которых родители познакомились с физиологическими, физическими, психическими особенностями детей среднего дошкольного возраста, стилями и формами общения с детьми.
3 этап - формирование у
родителей более полного
На этом этапе мы только начали работу. Он будет включать в себя ряд консультаций, бесед для родителей с целью сообщения знаний о ребенке, в частности коммуникативном развитии. На таких занятиях будут использоваться рисунки, записи детей, их работы для наглядного примера. Кроме этого будет проводиться ежедневная индивидуальная работа с родителями во время утреннего приема и вечером.
Далее мы планируем проведение 4 этапа - изучение педагогической позиции родителей и ознакомление с проблемами семьи в воспитании дошкольника.
Здесь предполагаются следующие формы работы: индивидуальные беседы с родителями, опросы, родительская почта и другие. На этом этапе инициаторами должны выступать родители.
Последний этап 5 - совместное с родителями исследование личности ребенка.
На этом этапе мы планируем
объединение родителей в группы
по интересам. А затем соединение
этих групп в единый «Клуб общения»,
где вся работа с детьми будет
планироваться совместно
Выводы
1. Полученные данные позволяют
сделать заключение о
2. Задачей дальнейших
обследований детей среднего
дошкольного возраста должен
стать анализ состояния
1.3 Анализ экспериментального
изучения коммуникативной
Данные опытов по выявлению ведущих форм общения на констатирующем этапе говорят о том, что фактически для всех детей, которые участвовали в экспериментах, характерна ситуативно-деловая форма общения. Она оказалась преобладающей у всех исследуемых детей с задержкой психического развития.
По результатам исследования для большинства исследуемых мною детей шестого года жизни с нормой речи характерна внеситуативно-познавательная форма общения, являющаяся основной в возрасте от 4 до 6 лет. У двух детей шестого года жизни с нормой речи основное место начала занимать внеситуативно-личностная форма общения (таб.1, рис.1).
Таблица 1. Ведущие формы общения у детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития и нормой речи, ( в %)
Ведущая форма общения |
Дети с задержкой психического развития |
Дети с нормой речи |
Ситуативно-деловая |
100 |
0 |
Внеситуативно-познавательная |
0 |
80 |
Внеситуативно-личностная |
0 |
20 |