Изучение межличностных отношений между подростками в классе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 22:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель: изучение особенностей развития межличностных отношений со сверстниками в классе в подростковом возрасте.
Объект исследования: межличностные отношения подростков.
Предмет исследования: особенности развития межличностных отношений подростков со сверстниками.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………....3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ПОДРОСТКАМИ В КЛАССЕ …5
1.1.Характеристика понятия «межличностные отношения» ………………...5
1.2.Особенности развития личности в подростковом возрасте ……………9
1.3.Характеристика межличностных отношений подростков в классе …..12
ГЛАВА 2 ИЗУЧЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ПОДРОСТКАМИ В КЛАССЕ ………………………….19
2.1.Изучение межличностных отношений между подростками в классе …...19
2.2.Обеспечение педагогом позитивных межличностных отношений
в классе среди подростков ……………………………………………………..24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ .28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………30

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 99.27 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………....3

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ПОДРОСТКАМИ В КЛАССЕ …5

1.1.Характеристика  понятия «межличностные отношения»  ………………...5

1.2.Особенности развития личности в подростковом возрасте ……………9

1.3.Характеристика межличностных отношений подростков в классе …..12

ГЛАВА 2 ИЗУЧЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ПОДРОСТКАМИ В КЛАССЕ ………………………….19

2.1.Изучение межличностных отношений  между подростками в классе …...19

2.2.Обеспечение педагогом позитивных межличностных отношений

в классе среди подростков ……………………………………………………..24

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                     .28

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………30

 

ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………………32

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Личность  индивида развивается в обществе, в котором он живет и зависит  от системы отношений, в которые  он включается. Природа межличностных  отношений сложна. В них проявляются  как сугубо индивидуальные качества личности – её эмоциональные и  волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные  личностью нормы и ценности общества. Вступая в межличностные отношения, самых разнообразных по форме, содержанию, ценностям, структуре человеческих общностях – в детском саду, в классе, в дружеском кругу, в различного рода формальных и неформальных объединениях, - индивид проявляет себя как личность и представляет возможность оценить себя в системе отношений с другими. Системное образование личности активно формируется в сензитивный для нее период перехода от младшего школьного возраста к подростковому. В подростковом возрасте наблюдается высокая потребность в межличностных отношениях со сверстниками и роль развития этих взаимоотношений огромна. Общение со сверстниками очень важный специфический канал информации, позволяющий получить от сверстников ту информацию, которую которые им по тем или иным причинам не сообщают взрослые. Общество взрослых уже не может целиком заменить общество сверстников. Сознание групповой принадлежности, товарищеской взаимопомощи дает чувство эмоционального благополучия и устойчивости. В подростковом возрасте общение со сверстниками выдвигается на первое место. Отсутствие благоприятных взаимоотношений негативно сказывается на формировании личности. Не успешность в отношениях со сверстниками часто приводят к мучительным переживаниям подростка.

От развития межличностных отношений в жизни  подростка в большей мере зависят  успешность профессиональной деятельности, активность в общественной жизни  и, наконец, личное счастье каждого.

А. Бандура  в своей социально-когнитивной теории вводит и раскрывает понятие «эффективность личности», отражающая всестороннюю развитость личности. Эффективность личности зависит от общества, в котором живет человек и от системы отношений, в которые он включается. Подростки с высокой личностной эффективностью чаще добиваются успеха, ставят более значительные цели, обладают лучшим физическим и душевным здоровьем, что является важным в настоящее время, поэтому проблема изучения развития межличностных отношений подростков со  сверстниками, несомненно, является актуальной.

Проблемой межличностных отношений занимались такие авторы как      А.С. Бергамотов, Л.И. Божович, В.В. Бойко, Н.Д. Линде, А.В. Сидоренков,                В.Н. Мясищев, Э.Л. Носенко.

Цель: изучение особенностей развития межличностных отношений со сверстниками в классе в подростковом возрасте.

Объект  исследования: межличностные отношения подростков.

Предмет исследования: особенности развития межличностных отношений подростков со сверстниками.

Задачи:

1.Описать особенности межличностных отношений в подростковом возрасте.

2.Изучить  особенности межличностных отношений  между подростками в классе.

3.Изучить межличностные  отношения подростков со сверстниками в классе.

4.Разработать рекомендации для педагогов по формированию благоприятных межличностных отношений между подростками в классе.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, теоретическое обобщение данных, тестирование, метод качественного и количественного анализа результатов исследования.

База исследования: СШ №32 г.Гомеля 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ  ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ПОДРОСТКАМИ В КЛАССЕ

 

1.1.Характеристика понятия «межличностные отношения»

 

Особый вид отношений в обществе представляют межличностные отношения, то есть отношения между отдельными индивидами по различным основаниям, как правило, не имеющим отношения  к их вхождению в большие социальные группы. Примером таких отношений  могут быть взаимосвязи и взаимоотношения  в приятельской среде, члены которой  представляют разные социальные слои, принадлежат к разным национальностям, имеют неодинаковый образовательный  и культурный уровень, но объединены общими потребностями и интересами, лежащими в сфере быта, досуга и т.п.

Что касается числа взаимодействующих индивидов, то П. Сорокин выделяет по этому признаку следующие типы межличностного взаимодействия:

а) между двумя индивидами (муж  и жена, учитель и ученик, два  друга);

б) между тремя индивидами (отец, мать и ребенок; муж, жена и любовник);

в) между четырьмя, пятью и более  индивидами;

г) между одним индивидом и  многими другими (между артистом или оратором и его слушателями); между многими и многими (между  членами неорганизованной толпы) [2, с.51].

Особенно велика роль межличностных  отношений в двух возрастных группах  населения — в группе подросткового возраста. Причины этого явления в обеих группах в принципе одинаковы: в первом случае еще не завершен процесс социализации индивида, и молодой человек тяготеет больше не к тем большим социальным группам, в которые он объективно включен, а к малым неформальным объединениям типа приятельского; во втором случае в связи с выходом на пенсию ослабевает связь с большими социальными группами и вновь усиливается тяга к узкому, межличностному общению.

Понятие «межличностные отношения» призвано внести новый смысл и дополнительные оттенки в описание, и объяснение процесса непосредственного взаимодействия между людьми.

Взаимодействие  между людьми может быть охарактеризовано как межличностное, если оно удовлетворяет следующим критериям:

- в ней учувствует небольшое число людей;

-это  непосредственно взаимодействие: его  участники находятся в пространственной  близости, имеют возможность видеть, слышать, касаться друг друга;

-это так называемое, личностно-ориентированное общение, предполагается, что каждый из его участников признает не заменимость, универсальность своего партнера, принимает во внимание особенности его эмоционального состояния самооценки, личностных характеристик

Межличностное отношение - субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний людей в ходе совместной деятельности и общения. Система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и пр. диспозиций, через кои люди воспринимают и оценивают друг друга, при взаимодействии и содержании совместной деятельности [7, с.79].

Уровень межличностного общения опосредован  целями, задачами и содержанием совместной деятельности и уровнем ее развития - от случайно собравшихся людей, до высокоорганизованных коллективов. Однако из этого определения не ясно, какие возможности для анализа проблем межличностного общения представляет понятие «межличностное отношение» в сравнении с понятием «межличностное взаимодействие» и «межличностная коммуникация».

Межличностное взаимодействие - это  инструментально-технологическая сторона общения; взаимные действия участников общения, направленные на соотнесение целей  каждой из сторон и организацию их достижения в процессе общения.

 «Межличностная  коммуникация» понимается как процесс одновременного речевого взаимодействия коммуникантов и их воздействия друг на друга.

В связи с этим обратим внимание на следующие моменты:

1.Анализ межличностных отношении - это обращение не к случайным кратковременным ситуативным контактам между людьми, а к относительно устойчивым длительным взаимоотношениям (для их анализа, в общем, даже не важно, соприсутствуют ли партнеры в данной ситуации).

2.Долгосрочный характер личных взаимоотношений предполагает рассмотрение фактора времени в качестве их базовой характеристики. Динамика отношений, их переход от одной стадии к другой, сопровождающийся драматическими изменениями чувств и эмоций, неопределенностью, переговорами и т. п., - все это принципиальные вопросы теории межличностных отношений.

3.Единицей анализа межличностных отношений выступает чувство как устойчивое эмоциональное отношение одного человека к другому. Рассмотреть содержание эмоций и чувств становится возможным именно в рамках изучения межличностных отношений.

4.Ядро отношений составляют сознательные усилия партнеров, направленные на то, чтобы сделать свои чувства понятными или, напротив, скрыть их; чтобы достичь согласия относительно того, кем они хотят быть друг для друга. Чувства и сопровождающие их действия задают матрицу отношений, в соответствии с которой строится общение. Тем самым межличностные отношения, рассмотренные как система определенных шаблонов поведения, структурируют общение, обеспечивают его преемственность между данными партнерами [12, с.60].

К структурным параметрам, задающим содержание отношений, как правило, относят  следующие:

-дистанция, или степень психологической близости партнеров, - близкая, далекая;

-валентность, или оценка отношений, - позитивная, негативная, противоречивая, безразличная;

-позиция партнеров - доминирование, зависимость, равенство;

-степень знакомства - отношения поверхностного знакомства, приятельские, товарищеские, дружеские, любовные, супружеские, родственные.

У каждого человека в системе отношений  своя межличностная роль, которая  налагает на него особые права и  обязанности. Большинству межличностных  ролей не обучают специально. Каждый человек развивает свой собственный тип обращения с партнером, приспосабливаясь к требованиям тех, с кем он вступает в контакт [11, с.84].

Таким образом, межличностные отношения можно  определить как взаимные ориентации, которые развиваются и кристаллизуются  у индивидов, находящихся в длительном контакте.

 

1.2.Особенности развития личности в подростковом возрасте

 

Психология подростка занимается выявлением основных закономерностей  психического развития в течение  периодов отрочества и ранней юности (от 11 до 18-20 лет)

Подростковый возраст считается, сравнительно молодым достижением человечества. Его появление большинство исследователей связывают с развитием общества, ставящего новые, более высокие требования перед человеком в плане социальной зрелости. Если раньше для того, чтобы считаться взрослым, человеку нужно было пройти через точку полового созревания, то теперь этого недостаточно: перед молодым человеком встает задача соответствия требованиям общества и лишь при решении данной задачи он может быть признан зрелым.

Разные авторы предлагали различные  перечни подобных задач развития. Соответственно и продолжительность  периода времени, в течение которого эти задачи развития могут и должны быть разрешены, оценивалась по-разному. Отсюда существенные различия в сроках начала и окончания подросткового периода, его продолжительности в жизни человека.

Тем не менее, подавляющее большинство  психологов, характеризуя данный возрастной период, отмечают наличие резких изменений, затрагивающих практически все  сферы жизни подростка, ведущих  к перестройке всей системы отношений  с окружающими.

Многие психологи обращались к  подростковому возрасту. Так Ст.Холл, первым описавший особенности подросткового периода и очертив круг проблем, связанный с данным возрастом, рассматривая развитие человека с позиций теории рекапитуляции, охарактеризовал отрочество как период бури и натиска. Подростковым возрастом интересовались Ш.Бюлер, Э.Штерн, Э.Эриксон и др., среди отечественных психологов можно выделить классические работы Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина, Л.И.Божович [14, с.73].

Многочисленные исследования способствовали получению широкого круга фактов, касающихся психического развития в  подростковый период. Подросток принимает изменения, происходящие с его телом в связи с процессом полового созревания, приобретает новые познавательные возможности, выстраивает иерархию мотивов, определяющих сферу его предпочтений, вырабатывает новые способы регуляции собственного поведения (учится управлять собой), формирует собственные взгляды на происходящие события, выстраивает собственную систему мировоззрения, делает первые жизненные выборы (профессия, любимый человек, направление саморазвития и т.п.), устанавливает новые отношения с родителями с учетом собственных возросших самостоятельности и независимости, вступает в избирательные межличностные отношения дружбы и любви со сверстниками.

Информация о работе Изучение межличностных отношений между подростками в классе