Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 22:56, курсовая работа
Цель: изучение особенностей развития межличностных отношений со сверстниками в классе в подростковом возрасте.
Объект исследования: межличностные отношения подростков.
Предмет исследования: особенности развития межличностных отношений подростков со сверстниками.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………....3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ПОДРОСТКАМИ В КЛАССЕ …5
1.1.Характеристика понятия «межличностные отношения» ………………...5
1.2.Особенности развития личности в подростковом возрасте ……………9
1.3.Характеристика межличностных отношений подростков в классе …..12
ГЛАВА 2 ИЗУЧЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ПОДРОСТКАМИ В КЛАССЕ ………………………….19
2.1.Изучение межличностных отношений между подростками в классе …...19
2.2.Обеспечение педагогом позитивных межличностных отношений
в классе среди подростков ……………………………………………………..24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………30
Не надо влюблять воспитанников в себя. Встречаются такие педагоги, которые, признаются себе в этом или нет, но стремятся влюбить в себя своих ребят. Воспитателю, наверное, как и родителю не обязательно подчеркивать свое превосходство, стремится поддерживать имидж небожителя, если со всей ответственностью относиться к своей работе, то некое подобие нимба постепенно появляться. Можно предложить несколько иной подход – совершенно искренне говорить о том, что получается, а что нет. Говорить о своих ошибках, просчетах, недостатках, спокойно, буднично, «без фанатизма».
Выяснять причины детских слез. Детские слезы, жалобы и просьбы вещь обыденная. Однако каждый случай достоин того, чтобы классный руководитель остановил самые важные и необходимые действия и начал разбираться в том, что происходит. Не всегда просто понять, что явилось причиной переживаний ребенка и, тем не менее, совершенно необходимо сделать несколько вещей. Начинать лучше с того, чтобы успокоить плачущего, для этого важно сделать так, чтобы ребенок смог вас услышать, затем следует предложить пройтись, или наоборот остаться в классе без лишних глаз и ушей. Через некоторое время уже можно начинать разговаривать. Вопросы следует задавать не напрямую, так это может спровоцировать вновь слезы. Можно спросить о состоянии здоровья, предложить выпить чаю и каким-то другим способом успокоить и переключить ребенка. Следующим шагом может быть вопрос о том, хочет ли ребенок поговорить о том, что происходит, или разговор нужно отложить. Не в коем случае не стоит настаивать на разговоре
Ничего не содействует так хорошим межличностным отношениям как хорошо организованная совместная деятельность. Конечно, деятельность – это не панацея, вообще в педагогической деятельности не бывает панацей. И все же… совместная деятельность определенным образом заставляет ребят сотрудничать, искать точки соприкосновения. Однако, есть и обратная сторона, не успешность в деятельности может сформировать негативное отношение к одному из ребят, стать причиной обидного прозвища и т.п. поэтому при продумывании каждого дела, педагогу просто необходимо увидеть на фоне этого мероприятия всех ребят из отряда, попытаться предупредить противоречия и конфликты, которые могут быть вызваны столкновением интересов в совместной работе. В обсуждаемом нами контексте хорошо организованная деятельность это такая, где каждому есть место, которое позволяет проявить себя с лучшей стороны, испытать успех, быть высоко оцененным окружающими.
Культивировать терпимость, уважение к различным культурам, верованиям, национальностям. Серьезной проблемой, подрывающей межличностные отношения в классе, могут стать социальные, культурные, национальные отличия. Действительно, если в одном коллективе оказываются представители разных национальностей, отношения между которыми во взрослом мире весьма неоднозначные. Самое главное для воспитателя занять позицию ответственности за то, что сейчас он, желая или не желая того, формирует будущее – те отношения, которые будут связывать или разъединять представителей разных национальностей. Единственное самое точно пожелание – быть мудрым в оценках, высказываниях и просто даже в мимических проявлениях.
Таким образом, формирование благоприятных межличностных отношений между подростками в классе процесс достаточно длительный, требующий от педагога мастерства в общении, хорошего знания педагогической и возрастной психологии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, подведя итог теоретической и практической части, можно сказать, что у подростка очень ярко проявляется желание быть принятым, признанным, уважаемым товарищами. Это становится важнейшей потребностью. Неблагополучие в отношениях с одноклассниками, отсутствие близких товарищей, друга или разрушения дружбы порождают тяжелые переживания, расцениваются как личная драма. Самая неприятная для подростка ситуация - искреннее осуждение коллектива, товарищей, нежелание общаться, а самое тяжелое наказание - открытый или негласный бойкот. Переживание одиночества тяжко и невыносимо для подростка.
Заинтересованность подростка в уважении и признании сверстников делает его чутким к их мнениям и оценкам. На их основе он оценивает свое положение, свой авторитет и степень влияния на остальных членов группы, что немаловажно для самооценки личности подростка.
Межличностные отношения играют важную роль в жизни каждого человека оказывая существенное влияние на развитие личности т.к. человек, включенный в систему групповых отношений, усваивает социальные нормы, ценностные ориентации и духовную культуру в процессе взаимодействия с другими людьми, и лишь постоянное общение индивида с более развитыми, чем он сам, личностями, обладающими ценными знаниями, умениями и навыками, обеспечивают ему возможность приобщения к соответствующим духовным ценностям.
Межличностные
отношения преобразовываются и
развиваются со временем, в течение
которого люди узнают друг друга, и
в зависимости от социальных ситуаций,
в которых эти отношения
Для подросткового
возраста характерно господство детского
сообщества над взрослым, поскольку
у подростка формируются
Развитие межличностных отношений со сверстниками в подростковый период необходимо, поскольку ребенок осваивает в этом возрасте область моральных норм, и новую социальную ситуацию развития. Вне группы он не может выработать необходимых взрослому качеств для дальнейшего успешного формирования личности;
Неудачи
в межличностных отношениях крайне
тяжело переносятся подростками, порождают
тяжелые переживания и
Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, также проявляется в том, что общение сверстников является очень важным каналом информации; по нему подростки узнают многие необходимые им вещи, которые им по тем или иным причинам не сообщают взрослые.
В результате проведенных исследований мы освоили методику диагностики межличностных отношений учащихся в классе, более четко осознали значимость работы по их формированию, а также необходимость создания в коллективе благоприятного психологического климата и пришли к следующим выводам:
Практическая
работа по теме показала, что в классе,
где проводилось исследование, созданы
благоприятные условия для
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Абрамова, Г. С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова.-М.;Екатеринбург: Аспект Пресс; Деловая книга, 2000.- 823с.
2.Аверин,
В.А. Психология детей и
3.Агеев, В.С. Психология межгрупповых отношений / В.С.Агеев- М.: «Академия»,2003. – 282 с.
4.Гуревич, К.М. Психодиагностика / К.М. Гуревич. - М.: «ВЛАДОС»,2007-364 с.
5.Давыдов, В.В. Возрастная и педагогическая психология /В.В.Давыдов. - М.: АКАДЕМИЯ, 2009.- 286 с.
6.Дубровина, И.В. Практическая психология образования / И.В.Дубровина.– М.: ТЦ «Сфера», 2008. – 286 с.
7.Кон, И.С. Психология старшеклассника / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 2000. – 196 с.
8.Донцов, А.И. Психология коллектива / А.И.Донцов. - М.: Издательство Московского Университета, 2004. – 174 с.
9.Дубровина, И.В., Лисина, М.И. Возрастные особенности психического развития детей / И.В.Дубровина, М.И.Лисина. – М.: ЮНИТИ, 2006. – 164 с.
10.Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах / Я.Л.Коломинский. Мн.: «Зорны Верасень», 2006. - 350 с.
11.Кондратьева, С.В. Практическая психология: учебно-методическое пособие / С.В.Кондратьева. – Минск: Университетское, 2007. – 212 с.
12.Мадорский, Л.Р. Глазами подростков. Книга для учителя / Л.Р.Мадорский. – М.: Академия, 2005. – 176с.
13.Методы социальной психологии / Под ред. Е.С.Кузьмина, В.Е.Семенова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - .247 с.
14.Овчарова, Р.В. Справочная книга школьного психолога / Р.В.Овчарова. – М.: Академия, 2003. – 256 с.
15.Петровский, В.В., Шпалинский, В.В. Социальная психология коллектива. / В.В.Петровский, В.В.Шпалинский- М.: Просвещение, 2007.- 117с.
16.Петровский, А.В., Ярошевский, М.Г. Психология / А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский. — М.: Академия, 2006. - 512 с.
17.Фельдштейн, Д.И. Психология современного подростка / Д.И.Фельдштейн. - М.: ВЛАДОС, 2005. – 114с.
18.Фридман, Л.И., Кулагина, И.Ю. Психологический справочник учителя / Л.И.Фридман, И.Ю.Кулагина. - М.: Аадемия, 2007.- 161 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Информация о работе Изучение межличностных отношений между подростками в классе