Изучение речи в психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 10:44, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы: Важнейшей задачей на современном этапе является формирование у человека потребности к овладению знаниями и способами действий с ними в соответствии с познавательными установками.Одно из решающих условий этой задачи – хорошо развитая речь каждого человека.
Развитие познавательной активности и самостоятельности подрастающего поколения зависит от того, насколько хорошо человек овладеет родным языком, речевыми умениями и навыками.
Изучение речи,рассмотрение и развитие речи является актуальным вопросом психологии. Речь является важной функцией в интеллектуальном развитии человека.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1.Понятие речи как познавательный процесс.……………………..5
1.1.Основные понятия речи как познавательный процесс………………5
1.2.Специфика речи как познавательный процесс………….…………….7
Выводы……………………………………………………………………...18
Глава 2.Исследования свойств речи………………………………………18
2.1.Свойства речи…………………………………………………………..16
2.2 Эмпирическое исследование свойства речи………………………….24
Выводы………………………………………………………………………27
Заключение………………………………………………………………….29
Список используемой литературы………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

актуальностььььь.docx

— 61.10 Кб (Скачать файл)

Большинство отечественных психологов рассматривает речь как самостоятельную форму сознательной социально обусловленной деятельности. При этом различают

  • собственно речевую деятельность, как целостную систему речевых актов (когда она имеет специфическую мотивацию, не реализуемую другими видами деятельности), и
  • отдельные речевые действия, включенные в систему более сложной, не только речевой деятельности.

Структура речевого действия в принципе совпадает со структурой любого действия, включая фазы ориентировки, планирования (в форме «внутреннего программирования»), реализации и контроля.

Речь представляет собой также особую форму общения - общение вербальное или речевое. В ходе речевого общения происходит непрерывное кодирование и декодирование информации в вербальной (словесной) и невербальной форме. Каждый партнер по общению из речевых сигналов и знаков извлекает (на основе имеющейся у него системы кодов) содержание высказывания.

Когда участники речевого общения располагают различными, несовпадающими системами кодификации (разные языки, способы передачи сообщений), возникают коммуникативные барьеры, в силу чего коммуникация и взаимопонимание между ними нарушаются или вообще становятся невозможными.

Как уже отмечалось, речевые сообщения в ходе межличностной коммуникации дополняются невербальными экспрессивными средствами (мимикой, пантомимикой, интонированием и др.), что способствует более полному самовыражению и самораскрытию партнеров по общению.

Речь человека выполняет ряд специфических функций.

По Карлу Бюлеру, «функция человеческого языка тройственна» и, соответственно, любое речевое сообщение совмещает в себе три различных функциональных компонента:

  • репрезентация, т.е. представление или отображение посредством знаков каких-либо предметов и ситуаций;
  • экспрессия, т.е. выражение внутреннего состояния отправителя сообщения, его переживания или субъективного отношения к чему-либо;
  • апелляция - обращение к получателю (адресату), предполагающее побуждение к действию, влияние или управление поведением другого с помощью знаковых средств. В третьем аспекте слово выступает как сигнал, коммуникативный знак, способ психологического воздействия на партнера по общению. Выделяются также
  • внешняя речь, выполняющая, главным образом, коммуникативную функцию, и
  • внутренняя речь, связанная с процессами произвольной саморегуляции (сознательного, волевого самоконтроля) и выступающая в качестве орудия интеллектуальной деятельности (прежде всего, понятийного мышления).
  • В свою очередь, внешняя речь включает две самостоятельные разновидности:
  • устную и
  • письменную речь.
  • В условиях спонтанной устной речи сознательный выбор и оценка используемых в ней языковых средств сведены к минимуму, тогда как в речи письменной и в подготовленной устной речи они занимают значительное место.
  • В устной речи ряд исследователей (И.А. Зимняя, Я. Яноушек и др.) выделяют «говорение» и «слушание» как относительно самостоятельные компоненты вербальной коммуникации.
  • При разведении ролей говорящего и слушающего вся схема коммуникативного процесса с точки зрения передачи и восприятия смысла сообщения оказывается асимметричной: для говорящего смысл всегда предшествует кодированию информации (собственно высказыванию), ведь говорящий сначала формирует некий «замысел», а затем выражает его посредством определенного кода. Для слушающего смысл принимаемого сообщения раскрывается одновременно с декодированием и фактически является продуктом этого процесса. В последнем случае требуется не только анализ самого высказывания, но и ориентация в его контексте, понимание ситуации общения или совместной деятельности.
  • При анализе письменной речи традиционно используется многозначное понятие «текст». Применительно к «тексту» также имеет место различение порождения и восприятия сообщения.
  • Так Ролан Барт разграничивает два принципиально различных типа текстов:
  • Текст-письмо - непосредственный и спонтанный процесс писания, свободная игра смыслопорождения и самовыражения;
  • Текст-чтение - суть продукты, высказывания-результаты, содержание которых трактуется и оценивается в свете определенной системы смыслов и убеждений (идеологии).
  • Внутренняя речь отличается от указанных форм внешней речи, и по назначению, и по строению. Это речь свернутая, редуцированная, отрывочная, выразительные средства в ней предельно минимизированы - сложная фраза может быть сведена к единственному ключевому слову - но при такой фрагментарности, разумеется, исключены какие-либо недоразумения, связанные с недопониманием смысла или контекста высказывания. Внутренняя речь составляет фазу планирования любой сложной деятельности; она актуализируется при возникновении затруднений, повышении неопределенности и поиске решения какой-либо задачи, т.е. в проблемных ситуациях, требующих нешаблонного ответа.
  • Переход внешней речи во внутреннюю (интериоризация) сопровождается редукцией внешней речи, сокращением ее объема и упрощением грамматической структуры, тогда как обратный процесс (переход от внутренней речи к внешней или экстериоризация)требует, наоборот, развертывания внутренней речи, ее реорганизации согласно грамматическим правилам, дополнения и уточнения.
  •  
  • В качестве своеобразного промежуточного звена между внешней и внутренней речью выступает эгоцентрическая речь.
  • Эгоцентрическая речь - одна из ранних и специфичных форм речи. Ее исследование позволяет установить общие закономерности формирования высших психических функций.
  • Эгоцентрическая речь была впервые описана швейцарским психологом Жаном Пиаже, как особая разновидность детской речи, которая оказывается доминирующей на определенном этапе развития и постепенно преодолевается в процессе социализации.
  • Научная заслуга Пиаже состояла в том, что, исследуя детскую речь, он показал ее качественное своеобразие и отличие от речи взрослых. Речь ребенка отличается от речи зрелого человека не количественно, как ее недостаточно развитая, зачаточная форма, но по ряду специфических особенностей; она подчиняется собственным закономерностям.
  • Жану Пиаже и его исследовательской группе удалось установить ряд характерных для детского возраста форм речевого поведения. Слово ребенка может выступать не только в качестве сообщения, но и как:
  • «возбудитель» действия (некоторой активности);
  • сопровождение/аккомпанемент уже осуществляемой деятельности (рисование, игра);
  • замещение действия, приносящее «иллюзорное удовлетворение»;
  • «магическое действие», или «приказание, обращенное к реальности» (к неодушевленным предметам, животным и др. объектам). Последняя функция соотносится с чертами магического мышления архаического человека, с принципом «партиципации (мистической сопричастности)».
  • Перечисленные функции отражают влияние на речь ребенка присущих его мышлению эгоцентрических тенденций.
  • Исследования, проведенные Ж. Пиаже и его сотрудниками, позволили сделать вывод, что в случае эгоцентрических высказываний ребенка речь отклоняется от своего социального назначения, переставая быть адресным сообщением - т.е. средством передачи мысли другому или способом влияния на собеседника.
  • В результате систематизированных наблюдений Пиаже выделил в вербальном поведении детей два компонента:
  • эгоцентрическую и
  • социализированную (т.е. направленную на общение и обращенную к другому) речь.
  • Эгоцентрическая речь наблюдается в возрасте трех-пяти лет (нередко ее устойчивые элементы сохраняются вплоть до семилетнего возраста) и проявляется в том, что дети говорят вслух, как будто ни к кому конкретно не обращаясь, в частности, задают вопросы, не получая на них ответа и нисколько не беспокоясь по этому поводу. Эгоцентрично говорящий ребенок не интересуется тем, кому он говорит, насколько хорошо его слышат и понимают. Его «собеседником» становится первый встречный. Ребенок довольствуется лишь видимым интересом окружающих к его высказываниям или не замечает полное отсутствие такового и придерживается иллюзии, что другие воспринимают и переживают происходящее абсолютно также, как и он.
  • Эгоцентрическая речь характеризуется неспособностью говорящего воспринять точку зрения собеседника с целью понять его или воздействовать на него: здесь вместо центрирующего диалогического отношения «Я - Ты» в центр помещено монологическое «Я», жестко предопределяющее любую «познавательную перспективу». Причем собственная позиция недостаточно отдифференцирована, а иногда и вовсе не отделена от других возможных.

Размышление есть диалог души с самой собой» (Платон);

«Мыслить - значит говорить с самим собой... значит внутренне (через репродуктивное воображение) слышать себя самого» (И. Кант);

«Я слово позабыл, что я хотел сказать, / И мысль бесплотная в чертог теней вернется...» (О.Э. Мандельштам);

«Каждая мысль... с самого начала ощущает себя репликой незавершенного диалога» (Л.С. Выготский);

«Слово умирает во внутренней речи, рождая мысль» (он же).

Все приведенные цитаты, каждая на свой лад, выражают общую психологическую идею, возникшую задолго до рождения научной психологии. Это идея о неразрывной взаимосвязи, взаимопроникновении и функциональном единстве высших форм мышления и речи.

В западном гуманитарном знании можно условно выделить три основные модели взаимоотношения языка и мышления.

Согласно первой и наиболее ранней из них, процесс мышления обходится без участия языка, а в языковую форму облекаются только результаты мыслительной и познавательной деятельности (античная философия, Кант, Локк).

Во второй модели постулируется идентичность структуры мышления, языка и познаваемого мира (Л. Витгенштейн).

Основное положение третьей модели формулируется так: язык и коммуникация выступают как условия возможности любой формы мышления и познания (современная философия языка).

Отношение мысли к слову - одна из центральных проблем не только общей психологии, но всех гуманитарных дисциплин, изучающих системное взаимодействие мышления, языка и культуры. Эта проблема оказывается в фокусе научных интересов психологии, когда последняя перестает довольствоваться рассмотрением изолированных психических образований и ставит перед собой вопрос о том, как эти образования связаны между собой в составе единого целого - психики человека.

Согласно Л.С. Выготскому, психическое развитие выражается в поэтапном формировании не только отдельных функций, но и сложных отношений между ними, т.е. межфункциональных связей психики. Результатом развития и усложнения «отношения мысли к слову» становится особая психическая функция, присущая только человеку, - вербальное / речевое мышление.

Неразложимую единицу анализа речевого мышления, сохраняющую все его специфические системные свойства, Л.С. Выготский усматривал во внутренней стороне слова - в его значении. Именно в значении слова, которое долгое время оставалось скрытым от исследователей, как другая сторона Луны, и которое несводимо к простой ассоциативной связи между звуком речи и представлением, - именно в этой точке обнаруживается «узел единства» мышления и речи.

Поскольку значение всегда предполагает обобщение, т.к. подразумевает не какой-то единичный предмет, но группу или класс предметов, то оно представляет собой явление, одновременно речевое по своей природе и относящееся к области мышления. В значении интегрируются две основные функции речи и достигается «единство обобщения и общения», мышления и коммуникации. Специфически человеческие формы общения опосредованы речью, которая являет собой не просто манипулирование знаками, но передачу значений от одного коммуникатора к другому, что, в свою очередь, требует особой мыслительной операции - обобщения. Мышление, речь и общение путем обмена значениями - эти высшие психические функции развиваются в непрерывном взаимовлиянии.

То, что сложные формы понятийного мышления складываются одновременно со становлением внутренней речи, что оба эти процесса протекают в теснейшей взаимосвязи и неотделимы, невозможны один без другого, давно стало общепризнанным эмпирическим фактом. Это лаконично и точно выражено в известном тезисе Л.С. Выготского: «Мышление есть «немая» и свернутая внутренняя речь, тогда как речь - это озвученное мышление».

 

 

 

 

Выводы

 

 

 

В данной главе мы постарались раскрыли речь как познавательный процесс и выяснили что она представляет.Речь - одна из высших психических функций человека, опосредованная особой системой знаков. Речь является не только основным специфически человеческим средством коммуникации, но также важнейшим внутренним регулятором поведения и деятельности.

Таким образом, процесс развития речи представляет собой динамику перехода от элементарных, простых ее видов (эхолалической, эгоцентрической) ко все более сложным процессам внешней, развернутой и внутренней речи. Внутренняя речь отражает единство мышления и речи, характерное только для человека. 

 

 

 

Глава 2. Исследования свойств речи

2.1.Свойства  речи

 

 

Различают содержательность, понятность, выразительность и воздейственность речи, как основные ее свойства.

Содержательность речи определяется количеством выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительностью и соответствием действительности. Речь может быть более или менее содержательной в связи с обилием и характером тех мыслей, чувств и желаний, которые в ней высказываются. Речь может быть названа содержательной, если в ней обстоятельно излагается тот или другой вопрос, если выраженные в ней мысли и чувства серьезны и глубоки. Наоборот, поверхностные, пустые, ограниченные мысли и чувства делают речь малосодержательной.

Речь всегда имеет определенное содержание, поскольку в ней раскрывается существо того, что мы хотим передать другим людям или (как это бывает в случаях внутренней речи) уточнить для самих себя.

Содержательность речи зависит от правильного подбора и применения слов для выражения мыслей, чувств и волевых стремлений. Большой и разнообразный запас слов у данного человека, позволяющий ему адекватно выразить самые различные свои мысли и оттенки мыслей, является необходимым условием содержательности его речи. Но одного запаса слов для этого недостаточно; необходимо правильно подбирать и применять эти слова в речи.

Речь человека будет содержательной в той или иной степени в зависимости от того, насколько он владеет специальной терминологией в данной конкретной области. В своей речи мы часто описываем или объясняем определенные явления. Например, преподаватель физической культуры часто прибегает к описанию физических упражнений; тренер по тому или другому виду спорта часто вынужден объяснять отдельные сложные моменты этих упражнений. Их речь при этом будет более полной и будет правильнее выражать их мысли, если они владеют своим предметом, имеют большой запас специальных терминов, в которых выражается детальное знание методики данного вида спорта, а также умеют правильно выразить свои мысли в предложениях.

Понятность речи обусловлена в основном совокупностью знаний слушателя в той области, к которой по своему содержанию относится речь собеседника. Она требует от слушателя также знания терминологии и специальных оборотов речи в данной области. Например, человек с большим трудом будет понимать речь на математические темы, если у него нет знания математических терминов и специальных выражений и оборотов речи, применяемых в этой области.

Трудность понимания речи во многих случаях связана с тем, что слова не всегда и не у всех людей имеют одно и то же значение. Часто они многозначны, в силу чего правильно уловить то их значение, которое имеется в виду в данном случае, можно только из контекста речи, т.е. из ее общего содержания и из смысла целых предложений, а не отдельных слов. Например, слово «корень» для обыкновенного человека выражает понятие части дерева, для математика же — особое числовое значение.

Речь становится более понятной, когда она строится по возможности из кратких предложений, когда в ней не злоупотребляют слишком специальными терминами, когда ее грамматический строй выделяет существо излагаемой мысли, что достигается синтаксически правильным построением предложений, а также применением в соответствующих местах пауз или выделения слов с помощью логического ударения.

Например, предложение «студенты института физической культуры одержали победу в лыжных соревнованиях» может выражать разное содержание и пониматься по-разному, в зависимости от того, на каком слове будет поставлено логическое ударение: в одном случае речь будет идти о том, что именно студенты, а не кто другой, одержали победу, в другом — что они одержали победу в лыжных, а не гимнастических соревнованиях, и т. д.

Выразительность речи связана с ее эмоциональной насыщенностью. По своей выразительности речь может быть яркой, энергичной или, наоборот, вялой, бледной.

Выразительность речи обеспечивается прежде всего ее фонетическими средствами: ясностью и отчетливостью произношения, правильным акцентированием и соответствующей интонацией, с помощью которых могут быть выражены различные эмоциональные оттенки речи.

Одно и то же предложение — «команда «Спартак» выиграла первенство по футболу» — при полном сохранении его объективного содержания, т. е. того факта, который в нем передается, может выражать совершенно различные эмоциональные отношения говорящего к этому факту: в одном случае это может быть удовольствие и даже восторг, в другом — сожаление и даже уныние. Все это находит свое выражение прежде всего в интонации говорящего.

Часто выразительность речи обеспечивается ее грамматическими средствами, например применением слов в ласкательной и уменьшительной форме, использованием в обращении местоимений «ты» или «вы», употреблением слов переносного и образного значения, метафор, сравнений, эпитетов и т. д.

Воздейственная сторона речи состоит в ее влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение. Очень часто речь имеет своей задачей не столько передать другому лицу те или иные мысли и сведения, сколько вызвать его на определенные поступки, повлиять на его взгляды и убеждения, создать у него определенное отношение к тем или другим фактам и событиям.

Наибольшее значение воздейственная сторона речи имеет в учебно-воспитательной работе, в агитационной и пропагандистской работе, а также в командовании. Воздейственность агитационной речи прежде всего состоит в ее идейном содержании. Если содержание речи отражает интересы и потребности данной группы людей, если оно помогает им правильно осознать сущность событий и их классовое значение — такая речь способна укрепить убеждения человека, сделать их более стойкими, целенаправленными, подвинуть человека на сознательные решения и поступки.

Большое значение при этом имеет также выражающаяся в речи искренность и убежденность самого говорящего, заставляющая слушающих поверить его словам.

Информация о работе Изучение речи в психологии